СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Пытайтесь вырастить самостоятельных детей, а не счастливых
Ребёнку задали сделать научный проект. Ребёнок терпеть не может науку и проекты. Вы, собственно, тоже. Что вы сделаете?
Если любовь, ответственность и желание поддержать ребёнка толкают вас к первому или второму варианту, поздравляем, вы неправы. Так считает Джессика Лахей (Jessica Lahey), учитель и автор книги «Дар ошибки».
Чего я хочу: чтобы мои дети были безмятежно счастливы сейчас или чтобы они столкнулись с трудностями, поволновались, зато стали умнее и способнее?
Джессика Лахей
Этому вопросу посвящён бестселлер Джессики. Она работает учителем в средней школе и недавно поняла, что родители учеников и она сама воспитывают детей неправильно. Ученики теряются, когда сталкиваются с трудностями, перестают любить учёбу. Родители воспринимают плохие оценки близко к сердцу. В общем, всё плохо.
Джессика не могла найти корень проблемы, пока не поняла: мы стремимся вырастить счастливых детей, вместо того чтобы научить их строить счастье.
Лахей цитирует работу Венди Гролник (
Результаты получились наглядными. Дети, чьи мамы любили контролировать, сдались при первых трудностях. А дети матерей, которые поощряли самостоятельность, — нет.
Дети требовательных и руководящих родителей не могут решить задачу без помощи. Дети родителей, которые поддерживали независимость, справлялись с заданиями, даже если были расстроены.
Джессика Лахей
Дети, которые могут сосредоточиться на поиске решения, даже если задача кажется слишком сложной, меньше зависят от инструкций и наставлений. Они сами концентрируются, организуют работу, учатся, а в итоге живут собственной жизнью.
Хотя совет «дайте детям набить шишки» кажется очевидным, его сложно принять. На встречах с читателями каждый раз кто-то подходит к Джессике в слезах, потому что 16-летний сын не может собрать сумку в школу, а 18-летняя дочь не умеет не ссориться.
Родителям кажется, что впереди ещё много лет для обучения ребёнка. И тут оказывается, что ребёнку уже 17, а он ещё ничего
Так что же должны делать родители, которые хотят воспитать ребёнка на ошибках?
Не спешите на помощь
Однажды утром Джессика обнаружила, что сын забыл на столе тетрадь с домашним заданием. Она решила не мчаться с ней в школу, хотя всё равно собиралась в ту сторону. Потому что одна ошибка научит сына быть более внимательным и организованным.
Мы хотим решить все детские проблемы, потому что «так правильно».
Джессика Лахей
Своё решение Джессика вынесла на обсуждение в Facebook. Не все согласились с ней: «Если бы муж забыл мобильник, ты бы отвезла ему телефон?» — спросил один друг. «Да, — ответила Джессика. — Но я же не воспитываю мужа».
Если бы она помогла ребёнку, то стала бы хорошей мамой (по своему мнению). Но сын не извлёк бы никакого урока. Воспитание — оставить тетрадку на столе и дать ребёнку ощутить неприятные последствия неорганизованности.
В итоге учитель дал сыну Джессики дополнительное задание и несколько советов, как не забывать дома тетрадки. И это ему здорово помогло.
Дайте ребёнку почувствовать ответственность
Хоть раз вы отбирали половую тряпку у ребёнка, потому что от его попыток убраться становилось только грязнее?
Дети могут убираться и мыть посуду без особенных поощрений и уговоров. Вот только по дороге к чистоте и порядку нам придётся мириться с заляпанной кухней, не рассортированным перед стиркой бельём и прочими радостями детского труда.
Дети могут больше, чем мы от них ожидаем.
Лахей приводит пример школьника, который c трудом вытягивал программу титулованной школы для одарённых детей. Его мама вела себя как наседка, улаживала конфликты с учителями и постоянно пилила подростка, чтобы он сидел за учебниками.
Альтернативой была обычная районная школа со всеми своими «прелестями». В итоге маме это надоело, и она показала сыну, как учатся в простой школе. Поставила его перед выбором: она больше не будет помогать ему. Если он не хочет работать, перейдёт в другую школу.
Ребёнка так впечатлила разница между двумя учебными заведениями, что он начал вкалывать. Сам подходил за объяснениями к учителям, если чего-то не понимал, выполнял все домашние задания. Отличником не стал, но дело и не в этом.
Награждайте за усилия, а не за результат
Мы любим поощрять детей и рассказывать, какие они замечательные. Но награждать детей надо не за хорошие оценки, а за упорную работу. Иначе у них разовьётся
Исследователи дали двум группам пятиклассников простые тесты. Первой группе сказали, что они всё сделали правильно, потому что они умницы. Второй группе сказали, что они справились с заданием, потому что как следует постарались.
Затем детям дали сложные тесты, с которыми они ещё справиться не могли. Оказалось, что «умницам» тесты не понравились, они не хотели их решать. А «старательные» дети решили, что им нужно подумать ещё и попробовать в другой раз.
Тогда исследователи снова дали детям лёгкое задание. «Умницам» было трудно, результаты были хуже, чем в первый раз (хотя по сложности первое и третье задание были одинаковыми). Результаты «старательных» были лучше, чем в первый раз.
Затем исследователи сказали детям, что такой же тест проведут в другой школе, и попросили учеников составить послание, в котором они укажут свои оценки. «Умницы» завысили оценки в 40% случаев, «старательные» — в 10%.
Если вы покажете детям, что можно упасть и подняться, они поймут: ошибка в задании говорит только о конкретном случае, а не о человеке в целом.
Лахей каждый день видит, к чему приводит фиксированное мышление в классе. Дети, которых хвалят за ум и оценки, делают минимум, достаточный, чтобы считаться умными. Они не берутся за дополнительную работу и боятся высказать предположение — вдруг оно неверное?
Поэтому совет такой: хвалите за старания, а не за итоги. И расскажите детям, как вы сами ошибались и оказывались в тупике.
Хвалите детей как внуков
Многие понимают, что детям полезно заниматься спортом на улице и играть с друзьями. Мы хотим, чтобы дети бегали на свежем воздухе, общались со сверстниками, развлекались.
Но как только ребёнок начинает выигрывать, многие родители превращаются в маньяков: воображают себя суровыми тренерами, раздают указания и орут через всю площадку, что ребёнок должен «дать пас, кому говорят».
Брюс Браун (Bruce Brown) и Роб Миллер (Rob Miller), два тренера, провели опрос среди школьных спортсменов. Тренеры попросили их назвать худшее воспоминание о спортивном соревновании.
Нет ничего хуже, чем ехать в одной машине с родителями после состязания. Сплошные советы, как надо было сделать, и никакой поддержки.
Джессика Лахей предлагает перед спортивным соревнованием представить, что вы не мама и папа, а бабушка и дедушка. Потому что их поддержка не зависит от достижений. Бабушки и дедушки не критикуют тренера или судью. Даже в случае проигрыша они просто подбадривают внуков без задней мысли о золотых медалях и чемпионстве.
Поймите сами и объясните ребёнку, что учитель — друг, а не враг
Многие проблемы удастся предотвратить, если разговаривать с учителями. Легче сказать, чем сделать.
Слышали о родителях, которые требуют повысить оценку и считают, что ребёнка в школе измучили?
Учитель мечется между двух огней: родители хотят, чтобы детей всему научили и научили как следует, но думают, что учиться — слишком тяжело, дети не выдерживают нагрузок.
Джессика Лахей предлагает улучшить отношения родителей и учеников. Некоторые предложения банальны: быть вежливыми и дружелюбными, уважительно относиться к школе и образованию. Печально, что даже это не всегда соблюдается.
Вот и другие предложения:
И самое главное — разрешите детям ошибаться. Это приведёт их к успеху.
© 2017, Сейфетдинова Елена Викторовна 463