СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Роль родителей в развитии мотивации учения их детей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я пришла работать в школу в 2011 году. И проработав несколько месяцев, у меня появились некоторые опасения, можно даже сказать - страх. Передо мной выросла стена, и именно она внушала мне беспокойство. Было такое ощущение, что я оказалась в стане врага. Одна.

Всё дело в том, что я пришла в школу, где много лет преподавался французский язык. Все местные жители изучали в свое время в школе французский. Именно поэтому мой предмет многие встретили в штыки. И, конечно же, отношение взрослых к английскому языку отразилось на учебной мотивации их детей.

Проблема состояла в том, что в свое время родители нигде не смогли применить французский язык, и именно поэтому у них появилось негативное отношение и к другим иностранным языкам.

Я часто слышала со стороны родителей высказывания, типа: «Не учили мы ваш английский, детям помочь не можем. Поэтому разбирайтесь сами», или «Мой ребенок будет сварщиком, и ваш английский ему ни к чему».

Вследствие этого учебная мотивация школьников резко снизилась. Они не выполняли домашнее задание, приходили на урок без учебников и почти не проявляли интерес к английскому языку. Складывалось такое впечатление, что данного предмета в расписании нет.

Итак, я пришла к выводу, что необходимо проводить разъяснительные мероприятия, в первую очередь среди родителей.

Для начала, необходимо напомнить, что мотивация - это побуждения, вызывающие активность, определяющие направленность личности. Поведение человека всегда мотивировано. Это может быть упорная творческая работа, с воодушевлением, энтузиазмом, а может быть уклонение от неё «в знак протеста». Поведение может иметь любые другие формы проявления. Всегда следует искать мотив поведения. Мотивировать учащихся - значит затронуть их важнейшие интересы, дать им шанс реализоваться в процессе деятельности. А это значит, что необходимо поддерживать детей и их интересы, вне зависимости от собственной компетентности по каким – либо вопросам.

Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов: во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность: во-вторых. - организацией учебного процесса: в-третьих. - субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол. интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний. самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); в- четвёртых, -субъектными особенностями педагога и, прежде всего, системой его отношений к ученику, к делу; в-пятых. -спецификой учебного предмета. Мне бы хотелось добавить в этот список влияние родителей, которое, в свою очередь, может быть как негативным, так и позитивным.

Конечно, необходимо отметить, что существует много различных причин снижения мотивации учения. Вот некоторые их них:

-причинами снижения мотивации, зависящими от учителя, являются неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего перегрузку учащихся; невладение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием, неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействие школьников друг с другом: особенности личности учителя. Как показывает практика, учителя тоже далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д. В таких случаях у учеников постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит. Это сигнал неблагополучия. Даже взрослый человек не может длительное время работать в таких условиях.

- причинами снижения мотивации зависящими от ученика являются низкий уровень знаний: несформированность учебной деятельности, и, прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний: реже - несложившиеся отношения с классом; в единичных случаях -задержки развития, аномальное развитие.

Для того чтобы повысить мотивацию учащихся необходимо использовать весь арсенал методов, организации и осуществления учебной деятельности:

словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.

1) Рассказ, лекция, беседа позволяют разъяснять учащимся значимость учения, как в общественном, так и в личностном плане - для получения желаемой профессии, для активной общественной и культурной жизни в обществе. Яркий, образный рассказ невольно приковывает внимание учеников к теме урока.

2) Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость. Ученики, особенно мальчики, проявляют повышенный интерес к практическим работам, которые в этом случае выступают в роли стимуляторов активности в учении.

3) Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников, т.е. доступны для самостоятельного разрешения. В этом случае мотивом учебной деятельности учащихся является стремление решить поставленную задачу.

4) Неизменно воодушевляет школьников введение в учебный процесс элементов самостоятельной работы, если, конечно, они обладают необходимыми умениями и навыками для се успешного выполнения. В данном случае у учащихся появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа.

В структуре учебной мотивации уже традиционно выделяют внутренние (познавательные мотивы) и внешние (социальные). Уже не вызывает сомнения тот факт, что учебная деятельность развивается по разному в зависимости от доминирования внутренней или внешней мотивации. Итак, мотивы подразделены на две большие группы. Первые (внутренние) связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения. К ним относятся познавательные интересы детей, потребность в овладении новыми умениями, навыками и знаниями. Вторые (внешние) – с потребностями ребенка в общении с людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений. Мотивы оказывают влияние на характер учебной деятельности, отношение ребенка к учению. Если, например, ребенок учиться, чтобы избежать плохой отметки, наказания, то он учиться с постоянным напряжением, учение его лишено радости и удовлетворения. Конечно, для развития личности ученика наиболее благоприятным является преобладание именно внутренней мотивации учебной деятельности. Однако отношение окружающих ребенка людей также играет большую роль.

Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом.

Как показал анализ научных исследований, в практике обучения всегда присутствуют как положительные, так и отрицательные факторы, влияющие на мотивацию школьников. Для развития положительной и коррекции негативной мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определённой системе, в комплексе, так как ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли для всех учащихся. То, что для одного учащегося является решающим, для другого им может и не быть.

При решении своей проблемы я организовала несколько разъяснительных бесед с родителями. Также были подготовлены брошюры, которые дети изготовили самостоятельно, о важности и необходимости изучения иностранных языков в наше время. Но всё же оставлять этот вопрос бесконтрольным нельзя. Ведь даже приводя ребенка в 1 класс, родители теперь составляют трехсторонний договор. Поэтому, я считаю, что в успешном обучении ребенка должны участвовать трое: ребенок, учитель и родители.

24.04.2016 00:32


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!