СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык.8 класс."Вводные слова".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Урок-обобщение. Предложения с обращениями и вводными словами.

Цели урока: Дидактическая – обобщить знания учащихся о сущности обращения и вводных слов.

Воспитательная – формирование интереса к нахождению вводных слов и обращений, научить учащихся нести ответственность за свои нравственные качества.

Оборудование: отрывки из произведений Р. Гамзатова, Р. Рождественского, В.Берестова, В. Яшина, С. Маршака, Д. Лихачёва, рассказ В.Осеевой, басня Л.Толстого, пословицы, запись песни В. Бокова «Оренбургский пуховый платок», изречение А. Сухомлинского, творческие работы учащихся.

I. Ориентировочно-мотивационный этап.

1).Выравнивание знаний.

-Прочитайте текст. В.Белова «Семья». Докажите, какая тема данного текста? Какая основная мысль текста? (Текст на карточках).

Семья для человека всегда была средоточием всей его нравственной и хозяйственной деятельности, смыслом существования. Каждый здоровый человек имел семью. Не иметь жены или мужа считалось безбожием. Бездетность воспринималось наказанием судьбы и как величайшее человеческое несчастье. Большая многодетная семья пользовалась всеобщим почтением. «Один сын – не сын, два сына – полсына, три сына – сын», - говорит древнейшая пословица. В одном этом высказывании заключён целый мир. Три сына нужны, во- первых, чтобы двое заменили отца и мать, а третий подстраховал своих братьев. Во- вторых. Если много дочерей, род и хозяйство при трёх сыновьях не прервутся. В-третьих, если один уйдёт служить князю, а второй – богу, то один-то всё равно останется

-Найдите вводные слова, объясните их оформление. Какого значения вводные слова употреблены в данном тексте?

2).Постановка учебной задачи.

  1. .Операционно - исполнительский этап.

1)Моделирование способа определения вводных слов, обращений:

-Что хочет донести до читателя дагестанский поэт Р. Гамзатов?

О люди, пусть ваш дом достатком дышит,

Пусть озарят его покой и труд,

Пусть не кружится вороньё под крышей,

Пусть ласточки под крышей гнёзда вьют.

-Найдите обращение. С какой частицей оно употреблено, как выделяется на письме обращение с частицей? Спишите первую строчку, выделите обращение. Выполните взаимопроверку.

- Постарайтесь отыскать доказательства, защищающие положительное мнение о детстве в высказывании великого русского философа и мыслителя 20 века.

Детство начинается с любви к матери. Это самое святое чувство. Если в твоей душе его нет, значит, не будет у тебя ни любви к другу, ни любви к Родине. Всё будет для тебя безразлично, кроме собственного покоя и удобства (Д. Лихачёв).

-Какое вводное слово есть в тексте? Что оно обозначает?

- Выразите согласие и радость, читая строчки стихотворения о детстве.(Слайд)

Всё мне детство дарило,

Чем богат этот свет:

Ласку матери милой

И отцовский совет.( С.Маршак)

-Докажите, какое обобщающее слово употреблено поэтом в четверостишии. Каким членом предложения оно является?

- Прочитайте пословицы о самых близких людях: о мамах и папах, попробуйте объяснить друг другу их значения. Запишите по памяти три любые пословицы и выполните взаимопроверку.( Слайд).

В гостях хорошо, а дома лучше.

Родную мать никем не заменишь.

Не нужен клад, коли в семье лад.

Что посеешь, то и пожнёшь

Жалей отца с матерью - других не найдёшь.

От плохого семени не жди хорошего племени.

Не котёл варит, а стряпуха.

Хозяйкою дом стоит.

Красна изба не углами, а пирогами.

Хоть небогат, а гостям рад.

Хозяюшка в дому, что оладушка в меду.

Рай под ногами наших матерей

К матери прильнёшь - душу отведёшь

По прутику всю метлу можно переломить.

При солнышке - тепло, при матери - добро

Без отца – пол сироты, а без матери круглая сирота.

- Выясните в своей группе непонятную для Вас пословицу. Подберите и докажите подходящую пословицу к рассказу В. Осеевой «Сыновья» и к басне Л. Толстого. «Отец и сыновья». Обдумайте свой ответ, как мы должны относиться к своим родителям?

- В нашей Республике ежегодно отмечается праздник – День матери. Много поэтических произведений посвящено маме. Послушайте песню В. Бокова «Оренбургский платок» Постарайтесь услышать в тексте ласковые и тёплые обращения к маме.

В этот вьюжный неласковый вечер, Когда снежная мгла вдоль дорог, Ты накинь, дорогая, на плечи Оренбургский пуховый платок.

Я его вечерами вязала, Для тебя, моя добрая мать, Я готова тебе, дорогая, Не платок, даже сердце отдать.

Чтобы ты в эту ночь не скорбела, Прогоню от окошка пургу. Сколько б я тебя, мать, ни жалела, Все равно пред тобой я в долгу.

Пусть буран все сильней свирепеет, Мы не пустим его на порог. И тебя, моя мама, согреет Оренбургский пуховый платок! ( В. Боков)

-Выберите и спишите понравившийся куплет, подчеркните обращения. (Текст песни на краточках)

-Прочитайте четверостишие Р. Рождественского. Какой вывод делаем для себя, читая эти строки поэта?9Слайд)

На земле хороших людей немало,

Сердечных людей немало.

И всё-таки лучше всех на земле – мама. Моя мама.

-К чему призывает нас О. Высотская в своём четверостишии?(Слайд)

Берегите друг друга,

Добротой согревайте.

Берегите друг друга,

Обижать не давайте.

-Спишите. Подпишите наклонение глагола.

- Наши мамы, папы помнят о нас каждую минуту, каждую секунду. (Слайд)

Люблю тебя без особых причин

За то, что ты - внук.

За то, что ты - сын.

За то, что растёшь.

За то, что на маму и папу похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.( В. Берестов)

-Объясните постановку тире в предложениях.

-Поэт В.Яшин зовёт нас спешить делать добрые дела.( Слайд).Стихотворение «Спешите делать добрые дела» вы учили в 6 классе. Найдите вводные слова и вводные предложения.

2). Конкретизация усвоенного материала.

«Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек». В. Сухомлинский.

-Как поняли это высказывание?

-Какие изречения из нашего урока возьмёте себе в записную книжку? Что для себя важного взяли из нашего сегодняшнего разговора? Какой теме посвящён наш урок? Расскажите друг другу. Послушайте творческие работы ребят. (Творческие работы учащихся о мамах, бабушках)

III. Рефлексивно-оценочный этап.

1)-Над какой темой мы работали на уроке?

-Что вы усвоили из этого урока так, что можете объяснить эту тему своему однокласснику. Самый запоминающийся момент урока для вас?

2)Домашнее задание (выборочно): сочинение о близких людях; рисунки к любой пословице; составить родословную семьи; найти и списать отрывки произведений с вводными словами, вводными предложениями или с обращениями.

3)Самооценка за урок.

Категория: Русский язык
28.12.2015 20:47


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!