СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский народный земледельческий календарь.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Народные праздники и обряды всегда были связаны с русским земледельческим календарем, который регламентировал жизнь наших предков. Он складывался постепенно в течении многих столетий и передавался из поколения в поколение, являясь своеобразной энциклопедией народных знаний и представлений об окружающем мире.

По современному российскому календарю, каждый новый год начинается с 1 января, однако эта дата не имеет никакого отношения к сельскохозяйственному году, начало которого либо связано приходом весны (подготовка к севу ), либо с наступлением осени ( сбор урожая ). Не случайно до 1348 года новый год на Руси официально отмечался в марте, а с 1349 по 1699 годы - 1 сентября, и только Петр 1 своим указом установил приход очередного года по европейскому образцу. Тем не менее дата 1 марта широко отмечается как встреча весны, как день предсказатель погоды на весну - лето (Евдокия Летоуказательница). К этому дню приурочено много примет, пословиц, поговорки. Не менее значителен и праздник 1 сентября - день Симеона Летопроходца, первый день осени, с этого дня на Руси прекращались работы в поле, начинались посиделки, хороводы и игры молодежи.

Известный исследователь А.С. Ермолов писал в конце 19 - начале 20 веков, что далеко ушедшая наука должна «постараться восстановить давно порванную связь между точным научным знанием, с одной стороны, и непосредственным народным опытом, чуткою наблюдательностью простого сельского люда - с другой». Нродный месяцеслов / Сост. Г.Д. Рыженков. - М.: Современник, 1992. - с.5

Из сочетания сроков начала и конца определенных работ в поле и дома, наиболее удобных дат для заключения брачных союзов, и наконец, аграрных и семейных обрядов и праздников и складывался дохристианский земледельческий календарь.

Он базируется на четырех основных астрономических датах, связанных с движениями земли вокруг солнца: дни весеннего и осеннего равноденствия и дни зимнего и летнего солнцеворота ( см. приложение 1), в соответствии с которыми мы и рассмотрим зимние, весенние, летние и осенние праздники.

Зимние народные праздники

Рождество - один из любимых праздников русского народа и православной Руси, и в современной России. С него начинались зимние святки. Рождество по времени совпадало с зимним солнцеворотом, когда, по наблюдениям наших далеких предков начинал увеличиваться световой день.

Предшествующий рождеству 40 - дневной Рождественский пост заканчивался обычно рождественским сочельником, во время которого с появлением на небе первой звезды, начиналась праздничная трапеза.

С утра рождественского дня в православной Руси было принято колядовать.

Колядовали чаще всего дети и молодежь, реже взрослые. Хождение из дома в дом со звездой, а так же пение колядок, рождественских гимнов, славящих Христа, - важнейшие элементы праздника.

Хозяева одаривали ряженых, приглашали их в дом, угощали. Сам Коляда - древнеславянский мифологический персонаж - упоминается в большинстве рождественских поздравительных народных песен.

Святки отмечались с 25 декабря до 6 января. Первые шесть дней назывались «страшные вечера». У древних славян на этот период приходились праздники, связанные с культом природы, ее возрождением, поворотом солнца к весне и увеличением продолжительности светового дня. Этим объясняются многие условно - символические действия дошедшие до нас с языческих времен. Религиозные обряды, направленные на заботу о будущем урожае, заклинания о приплоде скота символизировали начало подготовки к весне, к новому циклу земледельческих работ.

В новогодней обрядности поражает обилие мотивов связанных с весеннее - летними крестьянскими работами, хотя, казалось бы, до этих работ еще далеко. Объясняется это тем, что первоначальной основой зимних новогодних обычаев была так называемая «магия первого дня»: крестьяне верили в то, что происходящее в первый день после первого рождения солнца распространится на все последующие дни, недели, месяцы и год в целом.

Одаривание при колядовании было не просто платой, а своеобразным магическим актом, призванным, как и весь обряд, обеспечить удачу семье в наступающем году.

С магией первого дня были связаны многочисленные гадания, при помощи которых люди старались угадать свою судьбу в новом году. Большинство гаданий совершалось во второй половине святок. В народе эти вечера назывались «страшные», так как существовало поверье, что вся нечистая сила сопротивляется воскресающему солнцу и собирается вместе, чтобы противостоять этому. Любое же гадание, по народным поверьям, невозможно без помощи ведьм, чертей, оборотней и прочих представителей нечистой силы.

В течении двух недель все население собиралось на праздничные вечеринки - так называемые посиделки и игрища, на которых пели хороводные и плясовые песни, частушки, устраивали всевозможные игры, разыгрывали сценки, сюда же приходили ряженые.

Ряженье было одним из любимых развлечений молодежи. Некогда ряженье имело магический смысл, но со временем оно превратилось в развлечение.

Завершает святки христианский праздник - Крещение, накануне которого отмечается крещенский сочельник, последний день святочных гуляний.

Накануне крещения девушки гадали. При этом звучали так называемые подблюдные песни, под которые из сосуда с водой вынимались предметы, принадлежавшей той или иной участнице гадания.

На Руси празднование Крещения сопровождали обряды, связанные с верой в животворную силу воды. Главное событие - праздника - водосвятие - обряд великого освящения воды. Освящение воды, торжественный крестный ход возле Иордани, наполнение сосудов святой водой - составные элементы этого ритуала.

Одним из любимейших праздников русского народа была масленица - древнеславянский праздник, знаменующий прощание с зимой и встречу весны, в котором сильно выражены черты аграрного и семейно - родового культов. Для масленицы характерны многие условно - символические действия, связанных с ожиданием будущего урожая и приплода скота.

Целый ряд обрядовых моментов, показывает, что масленичные празднества были связаны с обращением к солнцу, 2 обращенному на лето». Весь строй праздника, его сюжет и атрибуты призваны были помочь солнцу одержать верх над зимой. Отсюда и особое значение солярных знаков в ходе праздника: образа солнца в виде катящегося горящего колеса, катания на лошадях по кругу. Все обрядовые действия направлены на помощь солнцу в его борьбе с холодом и зимой.

Обязательные для масленицы блины не только символизируют все чаще появляющееся солнце, но и являются древней обрядовой поминальной пищей всех восточных славян.

Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными делами. Обрядовые и театрализованные действия, традиционные игры и забавы до отказа дополняли все дни. Во многих областях России принято было делать чучело Масленицы из соломы, наряжать ее в женское платье и возить по улицам.

Каждый день праздника имел свое название, за каждым были закреплены определенные действия, правила и обычаи.

Последний день масленицы - воскресенье называется «проводы», «целовник», «прощеное воскресенье».

В прощеный день принято покаяться в совершенных в дни праздника прегрешениях и попросить друг у друга прощение за причиненные вольные и невольные обиды.

Существовал еще один обрядовый обычай - сжигание чучела Масленицы. В прощеное воскресенье молодежь выносила чучело Масленицы в ржаное поле, поджигали пучками соломы, бросая вверх или раскидывая по полю. Магический смысл такого обряда имеет истоки в древних верованиях, огонь всегда очищал и оберегал. Теперь огонь призывали растопить снега, приблизить весну.

Весенние праздники

Приход весны был связан в народном сознании с пробуждением природы против зимнего сна и в целом с возрождением жизни. 22 марта, в день весеннего равноденствия и начало астрономической весны, на Руси праздновались Сороки.

Весну нетерпеливо ждали. Когда она запаздывала, девушки поднимались на пригорки и пели веснянки.

7 апреля народ отмечал христианский праздник Благовещенье.

Праздник Благовещенья совпадает по времени с началом весеннего сева: многие его обряды связаны с обращением к Богородице с молитвами о хорошем обильном урожае, теплом лете.

Главным христианским праздником считается Пасха.

В старину по всей России шла подготовка к Пасхе: убирали, мыли, чистили жилища, пекли куличи, красили яйца, готовясь к большому торжеству.

Со Светлой Недели начинаются первые весенние хороводы, гулянья и игры. Разгар весенних праздничных гуляний приходится на Красную горку.

Празднование Красной горки сопровождалось различными обрядами, среди которых можно выделить вьнишные обряды. Молодежь собиралась в Фомино воскресенье после обеда и толпою ходила по домам, в которых накануне были сыграны свадьбы. Ее угощали, одаривали яйцами, пирогами и куличами. После этого юноши и девушки выбирали самую красивую девушку, символизирующую весну. Ее украшали зеленью, цветами, на голову одевали венок из живых цветов.

В четверг, на седьмой неделе после Пасхи, отмечался Семик. Семицкие обряды берут свое начало в языческих верованиях древних славян, почитавших природу и духов растительности. До наших дней сохранился обычай украшать жилище свежей зеленью и пахучими травами.

В воскресный день после Семика повсеместно отмечалась Троица. У всех славян суббота накануне Троицы - традиционный день поминовения усопших.

В Троицкой обрядности повсюду прослеживаются старинные обычаи, связанные с празднованием расцвета природы, прихода на землю тепла и света. Совершаются ритуалы, главная цель которых - обеспечить будущий урожай здоровье, благополучие всех людей, хороший приплод скота.

В этот день устраиваются праздничные шествия, танцы и хороводы, обряды благословления людей, полей, зелени и травы. Очень распространены на Троицу обряды, связанные с водой. Шутливое обливание водой друг друга - отголосок магического ритуала вызывания дождя.

Иван Купала - следующий большой летний праздник. Отмечавшаяся у древних славян Купальская неделя совпадала по времени с днем летнего солнцестояния. Праздник посвящался солнцу и был связан с древнейшими культами славян - культом огня и воды. В этот день по традиции разводили костры, купались в потеплевших реках, обливали друг друга водой.

Главная особенность купальской ночи - очищающие костры. Добыв трением «живой огонь», под пение особых купальских песен зажигали костры. Парни и девушки в праздничных нарядах собирались обыкновенно у котов, где водили хороводы, и, взявшись за руки, попарно прыгали через эти костры, думая, что это избавит их от всех зол.

Молодежь, подростки, дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные веселые игры. Обязательно играли в горелки.

Следующий большой летний праздник - Ильин день. Ильин день служил ориентиром для проведения сезонных сельскохозяйственных работ, с ним связано окончание сенокоса и начало жатвы.

В Ильин день совершались обряды, призванные сохранить, защитить урожай и самого человека.

Большинство Ильинских сельскохозяйственных обычаев и обрядов относится к жатве. С Ильей чаще всего связывали один из древнейших земледельческих обрядов - «завиванье бороды». Первоначальный смысл этого обряда - обеспечение урожая на будущий год.

Один из наиболее ярких обрядов Ильина дня - коллективные трапезы с закалыванием барана или быка.

Празднование сопровождалось играми и хороводами. При этом молодые люди делали девушкам подарки, часто преподнося маленькие образки. Илья считался покровителем счастья и любви.

В августе народ отмечает три Спаса - медовый, яблочный и ореховый. В первый Спас - медовый русские люди ходили друг к другу в гости, пробовали первый новый мед. В следующий яблочный Спас по всей России собирали яблоки и фрукты, которые освещали в храмах. Тщательно соблюдался обычай делиться яблоками и другими фруктами со всеми неимущими. С этого времени приступали к полной уборке урожая огородных и садовых культур.

Осенние праздники

Проводы лета начинались с Семенова дня - с 1 (14) сентября. Обычай встречать осень был широко распространен в России. В середине сентября праздновались Осенины. Рано утром женщины выходили на берег реки или пруда, встречали матушку Осенину с круглым овсяным хлебом.

Замечательной традицией русского народа были так называемые « капустки», когда после сбора капусты хозяева приглашали людей в гости. Соседи приходили в дом, поздравляли хозяев с хорошим урожаем, затем с особыми приуроченными к этому событию песнями рубили капусту солили ее.

По окончании работы устраивалась общая трапеза, для которой варилось пиво и пеклись пироги с капустой.

Среди осенних земледельческих праздников следует отметить начало жатвы - зажинки, и ее окончание - дожинки.

Обычно дожинки приходились на период празднования трех Спасов. К этому времени оканчивается жатва ржи. Хозяева, окончившие жатву, несли последний сноп в церковь, где освящали его. Такими окропленными святой водой зернами засевали озимые поля.

Последний сжатый сноп, украшенный лентами, лоскутами, цветами, где он стоял до самого Покрова. По преданию сноп обладал магической силой, сулил благополучие, оберегая от голода. В день Покрова его торжественно выносили во двор и особыми заклинаниями скармливали домашним животным, чтобы не болели.

Своего рода рубежом между осенью и зимой был праздник Покрова Пресвятой Богородицы, который отмечался 1 (14) октября.

Покров - один из самых почитаемых православными верующими праздников.

По народным представлениям Богородица была покровительница земледельцев. Именно к ней обращался с молитвой об урожае русский человек.

С праздником Покрова заканчивались осенние полевые работы, и крестьяне торжественно отмечали эти события. Народный праздник слился с христианским.

Таким образом, мы рассмотрели основные календарные праздники, зимние, весенние, летние и осенние, в проведении которых отразился характер русского народа, его верования, обычаи, традиции. На протяжении веков они, безусловно, претерпели некоторые изменения с определенными историческими событиями, сменой эпох. Но главные смыслы и значения этих праздников до сих пор важны для нашего народа.

Категория: Внеурочка
05.11.2021 13:07


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!