СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоанализ педагогической деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Цели и задачи педагогической деятельности.

Цель моей педагогической деятельности - создание условий для достижения современного качества образования, воспитание информационно-компетентной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, непрерывность курса преподаваемых предметов, применение современных технических средств обучения, интеграцию урочной и внеурочной деятельности, вовлечение учащихся в исследовательскую проектную деятельность.

Актуальность этой цели объясняется «социальным заказом» со стороны государства. Главная задача образовательной политики — обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Поэтому в качестве главного результата образования рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и благополучие общества.

Одной из важных целей образования сейчас является развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации.

2. Содержание педагогической деятельности.

В своей работе я, прежде всего, опираюсь на государственные образовательные стандарты образования. Использую УМК, соответствующие образовательным стандартам. Имею опыт работы с детьми разных возрастных категорий и уровня подготовленности.

В своей работе на уроках алгебры в среднем звене в разные годы использовала УМК Ю. Макарычева или А. Никольского, в старшем звене — А. Колмогорова или Ю.Колягина. На уроках геометрии использую УМК Л. Атанасяна. На уроках информатики ранее использовала в среднем звене УМК С. Н. Тур, Т. П. Бокучава, позднее УМК Л. Босовой, сейчас УМК И.Семакина. В старшей школе использую УМК И. Семакина.

3. Используемые педагогические технологии и методы.

В своей педагогической деятельности я применяю элементы современных педагогических технологий:

  • проектную деятельность;
  • групповые технологии
  • работа в парах;
  • работу по алгоритму;
  • обучающие компьютерные программы;
  • перспективное опережающее обучение;
  • технологии критического мышления;
  • технологии решения изобретательсикх задач;
  • игры и игровые формы организации учебной деятельности;
  • методы эмоционального стимулирования;
  • здоровьесберегающие методики.

3.1.Вовлечение учащихся в проектную деятельность.

Ключевой точкой в образовании ставится опят деятельности ребенка. Метод проектов как технология подразумеваем продуктивную деятельность учащихся, способствуем формированию информационной компетентности, которую условно можно назвать «способность к деятельности». В процессе реализации проекта у учащихся формируемся готовность к целеполаганию, готовность к оценке своих и чужих действий и достижений, готовность к действию, готовность к рефлексии. Участие в предметной проектной деятельности позволяет формировать:

  • способность брать ответственность на себя;
  • навык самостоятельно заниматься своим обучением;
  • умение выражать свои мысли;
  • умение отстаивать свое мнение, вступать в дискуссию;
  • навыки публичного выступления;
  • навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации;
  • умение представлять информацию в доступном, эстетическом виде;
  • умение работать в группе, команде, умение совместно принимать решения;
  • умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение.

Вот только несколько проектных работ, созданных моими учениками за последнее время: фильм на английском языке «Хранители света» (совместный проект иностранный язык + информатика), книга о профессиях железнодорожного транспорта «Кем быть?», «Мга – признание в любви», фильм «Речка Мга», «Азбука избирателя», «История выборов в России», «Собаки-герои» и пр.(см. в разделе Файлы, категория "Работы моих учеников")

Хочу добавить, что как учитель информатики, я осуществляю техническую поддержку всех проектных работ, которые проводят педагоги нашей школы.

Рассказ о проектных методиках по ссылке https://multiurok.ru/files/proektnye-metodiki-kak-instrument-zdorovesberezhen.html

3.2.Групповые формы работы.

Групповая форма работы имеет ряд достоинств. Во-первых, повышается учебная и познавательная мотивация учеников. Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешными, некомпетентными в решении каких-то задач. В-третьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Кроме того, происходит формирование коммуникативных навыков, которые не менее востребованы в дальнейшей жизни. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения. Групповые формы работы использую периодически на уроках для выполнения заданий, требующих работы с разными видами информации, использования нескольких источников информации. Часто групповые формы работы использую во время проведения внеклассных мероприятий, работе кружка.

3.3.Работа по алгоритму.

Но время практических работ за компьютером, на уроках математики при закреплении нового материала (особенно при работе с детьми с ОВЗ), я часто использую карточки-инструкции, где представлен пошаговый алгоритм выполнения заданий. Сначала учащиеся с трудом привыкают к такой форме работы, так как со скоростью чтения, концентрацией внимания и умением работать самостоятельно у многих проблемы. Но после нескольких практических работ учащиеся уже могут выполнять задание по инструкции, не задавая лишних вопросов учителю. Этот метод особенно хорош для учащихся, которые испытывают трудности в учебе, которым недостаточно объяснения учителя. Это помогает им выработать самостоятельность. Кроме того, часто я разрабатываю разноуровневые карточки-инструкции, и подготовленные учащиеся имеют возможность выполнять задания более высокой степени сложности, не прибегая к консультациям учителя.

Карточки-алгоритмы я использую, когда учу детей самостоятельно оценивать результаты выполнения заданий.

3.4.Методы эмоционального стимулирования учащихся.

1) Создание ситуации успеха в обучении.

Предполагает создание цепочки ситуаций, в которых учащийся добивается хороших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и легкости процесса. Этот метод является одним из наиболее действенных средств повышения интереса к предмету. На уроках я использую следующие приемы для создания ситуации успеха:

  • подбор для учеников не одного сложного, а небольшого ряда заданий нарастающей сложности. Первое задание выбирается несложным для того, чтобы учащиеся, которые нуждаются в стимулировании, смогли решить его и почувствовать себя знающими и опытными. Далее следуют более сложные упражнения. Можно использовать специальные сдвоенные задания: первое доступно для ученика и готовит ему базу под решение последующей более сложной задачи.
  • дифференцированная помощь школьникам в выполнении учебных заданий одной и той же сложности. Слабоуспевающие школьники могут получить карточки - консультации, примеры — аналоги, планы предстоящего ответа и другие материалы, позволяющие им справиться с заданием. Далее можно предложить учащемуся выполнить упражнение, аналогичное первому, но уже самостоятельно.

2) Поощрение и порицание в обучении.

Вовремя похвалить ребенка в момент успеха и эмоционального подъема, найти нужные слова - все это позволяет закрепить интерес ребенка к предмету. Круг поощрений весьма разнообразен. В учебном процессе это и похвала ребенка, положительное оценивание какого-либо качества, поощрение выбранного им направления деятельности или способа выполнения задания, иногда даже выставление повышенной оценки и др. Применение порицаний наказания является исключением в формировании мотивов учения и, как правило, используется мною лишь в вынужденных ситуациях.

3.5.Использование игр и игровых форм организации учебной деятельности.

Ценным методом стимулирования интереса к предмету выступает метод познавательных игр и игровых форм организации познавательной деятельности. Эффективность применения игровых методов на уроках определяется формой организации игр, конкретной целью игры. Важным является приближенность игры к реальным жизненным условиям; степень самостоятельности организации игры учащимися; возможность для учащихся принять участие в нескольких ролях; отбор технических средств, в зависимости от содержания игры. Чаще всего во внеурочной деятельности, а иногда и на уроке, для повторения или закрепления материала использую игровые ситуации и аналоги телевизионных игр: «Своя игра», «Поле чудес», «Морской бой», и др.

3. 6. Опережающее перспективное обучение.

Опережающее обучение — вид обучения, при котором краткие основы темы даются до того, как начнется изучение её по программе. Краткие основы даются мною как тезисы при рассмотрении смежной тематики, иногда представляют собой ненавязчивые упоминания, примеры, ассоциации. Опережающее обучение подразумевает развитие мышления учащихся, опережающее их возрастные возможности. Обучение, опираясь на достигнутый уровень развития, должно опережать его, стимулировать, вести за собой, поэтому процесс овладения знаниями необходимо организовывать так, чтобы вносить новые элементы, формировать новые отношения, обеспечивая тем самым развитие школьника.

Например, в 5 классе при изучении математики, я ввожу такие понятия как разложение на множители, вынесение общего множителя за скобки, простого и составного числа, подобных слагаемых. Также в 5 классе при изучении прямоугольного параллелепипеда ученики рисуют развертку куба, склеивают, вычисляя при этом площадь поверхности. 'Затем мы используем кубики в 6 классе перед изучением отрицательных чисел, играя в «кости» на «выигрыш» и «проигрыш», тем самым учась складывать и вычитать отрицательные числа и числа с разными знаками.

3.7. Методика использования обучающих компьютерных программ и средств мультимедиа.

Программированное обучение используется при изучении только некоторых тем курса в том случае, если существуют соответствующие удачные обучающие программы. Обучающие программы использую в среднем и старшем звене школы. Это связано с тем, что к этому времени школьники уже имеют минимум навыков, необходимых для работы с компьютерной программой. При использовании обучающей программы организовываю возможность доступа школьников в компьютерный класс во внеурочное время для «врастания» в среду программы или, если такая возможность существует, даю учащимся дистрибутив для установки этой программы на домашнем компьютере. Весь материал темы, при изучении которой предполагается использование обучающей программы, разбиваю на блоки- «порции», которые использую на протяжении изучения всей темы. Обучающие программы дают возможность организовать индивидуальный подход к каждому ученику на уроке, организовать работу в том темпе, который является наиболее комфортным для каждого ученика. Если программа установлена у ученика дома, то он имеет возможность вернуться к пройденному, повторить или более подробно разобраться в некоторых моментах изучаемого материала.

Кроме того, многие УМК сейчас сопровождаются мультимедийными приложениями, включающими в себя проверочные тестовые материалы для своевременного контроля уровня усвоения материала учащимися. Активно использую в своей работе ресурсы ЦОР и ЭОР.

Для активизации познавательной деятельности учащихся использую метод стимулирования занимательным содержанием. Большое значение в развитии интереса к предмету играет подбор образного, яркого, занимательного учебного материала и добавление его к общему ряду учебных примеров и заданий. Этот метод создает в классе атмосферу приподнятости, которая, в свою очередь, возбуждает положительное отношение к предмету и служит первым шагом на пути к формированию познавательного интереса. Например, при изучении темы «Устройство компьютера» показываю, как выглядели компьютеры в 50-е- 70-е годы, а также демонстрирую современные устройства, которых дети еще не видели. Большую помощь в этом оказывает интерактивная доска и другие средства мультимедиа, которыми оборудован мой кабинет.

Активно использую ресурсы сети Интернет, особенно при работе с детьми с ОВЗ для коррекции проблем с памятью, концентрацией внимания и пр. Примеры программ, используемых мною при работе с детьми ОВЗ можно увидеть в презентации по ссылке https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-podgotovka-uchashchikhsia-s-ovz-k-it.html.

Описание работы с ИД по ссылке https://multiurok.ru/files/interaktivnaia-doska-kak-sredstvo-zdorovesberezhen.html

3.8. Здоровьесберегающие методики в процессе обучения.

На своих уроках, особенно информатики, стараюсь, чтобы мои действия соответствовали всем критериям здоровьесбережения:

Критерии здоровьесбережения

Мои действия

Обстановка и гигиенические условия в кабинете

Поддерживаю температуру и свежесть воздуха (обязательные проветривания кабинета на каждой перемене, сменная обувь), слежу за освещением класса, компьютеров и доски

Количество видов учебной деятельности

Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности

меняю в ходе урока виды учебной деятельности детей: опрос, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, выполнение практических заданий, наблюдение и т. д.

Количество видов преподавания Чередование видов преподавания

использую различные виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, и пр.

Наличие и место методов, способствующих активизации

см. выше

Место и длительность применения

ТСО

использую ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения

Поза учащегося, чередование позы

Слежу за правильной посадкой учеников, виды деятельности организую в таком порядке, чтобы поза учащихся менялась в ходе урока

Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз - обязательный элемент моих уроков

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке

Использую как внешнюю мотивация: оценку, похвалу, поддержку, соревновательный момент, так и внутреннюю мотивацию: стремление больше узнать, получить радость от активности, интерес к изучаемому материалу

Эмоциональная разрядка на уроке

Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная

Наблюдение за возрастанием двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности, темп урока

Стараюсь учитывать моменты наступления утомления и снижения активности, переключать внимание менять виды деятельности

Для снятия утомляемости на уроке, особенно при работе за компьютером, использую не только традиционный комплекс упражнений для глаз, но и нестандартные способы, например стереокартинки, интересные тексты, зрительные иллюзии и др.

3.9. Технология развития критического мышления

Критическое мышление понимается как творческое, альтернативное, конструктивное, которое с педагогической точки зрения способствует активному и интерактивному процессу познания. Помогает человеку определять приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией.

Базовая модель технологии формирования КМ (этапы): вызов (актуализация), реализация (осмысление), рефлексия (размышление).

Примеры уроков с применением ТРКМ можно увидеть по ссылке https://multiurok.ru/files/tekhnologiia-razvitiia-kriticheskogo-myshleniia-5.html

3.10.Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)

Теория решения изобретательских задач направлена на формирование универсальных учебных действий и развитие творческого мышления учащихся. Опираясь на результаты научных исследований ученых-педагогов и психологов, М. М. Зиновкиной были созданы и описаны психолого-педагогические основы многоуровневой системы непрерывного креативного образования НФТМ–ТРИЗ (Непрерывное формирование творческого мышления и развития творческих способностей с активным использованием теории решения изобретательских задач).

Инновационные педагогические технологии в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ предусматривают изменение структуры уроков и их оригинальное наполнение. Пример урока с использованием ТРИЗ см. по ссылке https://multiurok.ru/files/poniatie-informatsii.html

28.06.2018 12:45


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!