СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Счастливое сердце семьи" . Занятие №5 : "Папа" (из журнала "Школьный психолог")

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЗАНЯТИЕ № 5. Папа

Цель: объяснение роли мужчины – мужа и отца, активизация взаимных чувств между супругами, организация эффективного общения в супружеских парах; показать необходимость участия отцов в воспитании мальчиков.

Оборудование: мяч, музыкальное сопровождение, чистые листы бумаги, ручки, м/ф «Цыпленок Цыпа» (режиссер Марк Диндал, сценарист Рон Дж. Фридман).

Учи жену без детей, детей – без людей.

Один отец значит больше, чем сто учителей.

Русские пословицы

ПРИВЕТСТВИЕ

Упражнение «Знакомство»

Участники перебрасывают друг другу мячик, называя свое имя в сочетании с любым существительным. Затем мячик идет в обратном порядке, а участники вспоминают существительное, которое назвал тот, кому они бросают мячик.

РАЗМИНКА

Упражнение «Представление»

Каждый папа характеризует себя как родителя тремя прилагательными. Все остальные задают вопросы по существу этих качеств (качества должны быть только положительными), а представляющий себя должен дать аргументы в защиту этих качеств.

Каждая женщина характеризует мужчину как мужа тремя прилагательными. Все остальные задают вопросы по существу этих качеств (качества должны быть только положительными), а представляющая своего мужа должна дать аргументы в защиту этих качеств.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Беседа о роли отца

– Уважаемые папы! Хочу начать свое выступление с высказывания Николая Михайловича Карамзина: «Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты, пансионы».

В извечном стремлении к отцовству и материнству выражается духовно-нравственный порыв человека, ощущаемый им как счастье. Это стремление к тому, чтобы продолжить себя в детях, утвердить нравственные ценности, обретенные и постигнутые предыдущими поколениями, умноженные крупицей собственного опыта. Вспомните, какую гордость вы испытали, когда у вас родился сын. Сын, мальчик, помощник, продолжатель рода.

Сегодня ослабевает былая поляризация половых ролей и связанных с ними стереотипов поведения. Социальные роли мужчины и женщины не кажутся взаимоисключающими. Стал возможен обмен ролями родителей: мать – строгая, сильная, по сути, выполняющая роль отца; отец – нежный, ласковый, выполняющий роль матери в семье. Важно, чтобы в детском репертуаре присутствовали обе модели безотносительно к их носителю.

Современные условия предоставляют отцам более широкий спектр проявления родительской любви. Мужчина может быть не только добытчиком, но и транслировать ребенку свою любовь напрямую, общаясь с ним уже в зародышевом состоянии. Таким образом, начинает формироваться новый тип проявления отцовской любви, при котором отец эмоционально принимает участие в беременности, родах, уходе и воспитании ребенка. Особенно усиливается его значение в определенные периоды развития.

Если постоянное присутствие образа матери особенно важно на начальной стадии развития, то воспитание отца начинает играть огромную роль с трех лет – в определении ребенком своих границ, выделении себя из окружающей среды. В 5–6 лет и, конечно, в подростковый период отец уже непосредственно участвует в формировании полоролевого поведения. Кроме того, психологи настоятельно рекомендуют отцам заниматься с детьми совместной конкретной деятельностью, так как именно она формирует модель защитника, развивает рациональное мышление, предопределяет ценностные ориентации.

Не менее значимо влияние отца в кризисные периоды и для девочек. В период детства следует формировать адекватные отношения к своей роли. Это возможно, когда мать – «теплая», играет роль хранительницы домашнего очага, а отец твердый, не жестокий, но строгий. В результате у ребенка закрепляется ощущение, что мир не опасен, и формируется оптимистическая направленность личности. В силе отца ребенок черпает свою силу, что становится основой уверенного и успешного поведения. В случае неудач такие дети идут за помощью и подсказкой к отцу для анализа ситуации, а к матери – за эмоциональной поддержкой. Несмотря на современное смещение родительских ролей, главное, чтобы у ребенка была удовлетворена потребность в поддержке и руководстве.

По данным исследований, у детей, чьи отцы принимали активное участие в воспитании, реже наблюдаются вспышки немотивированной ярости, выше интеллектуальные способности, они лучше владеют собой и легче адаптируются в обществе. Чем в большей степени отец вовлекается в раннюю заботу о ребенке, тем быстрее тот развивается, социализируется и тем лучше противостоит стрессу. Психологические исследования показывают, что дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний, повышенный уровень тревожности, у них чаще встречаются невротические симптомы, антисоциальное поведение и др.

Упражнение «Позиция отца в семье»

Участникам предлагается подобрать примеры правиль­ной или неправильной позиции отца в семье. Обосно­вать свою точку зрения.

При обсуждении психолог обращает внимание на типич­ность предложенной ситуации. Примеры наиболее ти­пичных неправильных отцовских позиций:

■ «Я обеспечиваю семью, ты воспитывай детей».

■ «Воспитывать должна школа, учителя, преподава­тели».

■ «Ребенок еще маленький, успею повоспитывать, когда подрастет».

■ «Я вырос нормальный и без большого участия отца, и мой ребенок вырастет» и пр.

Задание участникам: объясните смысл фразы: «Мать учит ребенка жить в доме, отец помогает ему выйти в мир».

Это означает, что мать ответственна за эмоцио­нальные привязанности, а отец — за эмоциональную независимость. Если же в семье происходят посто­янные конфликты или один из родителей отсутствует (физически или эмоционально), ребенок не получает необходимого воспитания.

Примеры правильных позиций вывешивают на ствол «дерева», а неправильных – выбрасывают в «мусорную корзину».

Упражнение «Продолжи предложение»

Настоящий мужчина – это…

Быть мужчиной – значит…

Самое главное в мужчине…

Нельзя прожить жизнь без мужчин, потому что…

В свое свободное время настоящий мужчина…

Чтобы мужчина был счастлив, надо….

Если видишь недостатки в мужчине, надо…

Наивысшая ценность для мужчины – это…

Я лучше всего чувствую себя…

Для мужчины: Я лучше всего чувствую себя мужчиной, когда…

Для женщины: Мужчина чувствует себя мужчиной, когда…

(Сравниваются высказывания женщин и мужчин.)

– Естественно, что люди часто бывают далеки от идеала, но, согласитесь, какие-то из этих черт можно найти у каждого мужчины.

У мужичин и женщин существует внутренняя потребность в супружест­ве. Женщина рождена для мужчины, а мужчина – для женщины. Мужчина хочет иметь идеальную жену. А женщина, даже если она имеет докторскую степень, или обладает огромным состояни­ем, ли даже является лидером страны, хочет любить идеального супруга.

И хотя показатель разводов катастрофически растет, каждая пара ново­брачных верит, что прекрасная любовь на всю жизнь предназначена именно для них. Романтическое волнение, нежная дружба, покой от сознания того, что супруги принадлежат друг другу, радость близости, высота и глубина – все это неотъемлемые аспекты супружеской любви.

«Мытье посуды» также является частью супружества. Вряд ли кому-то это занятие доставляет большое удовольствие. Однако оно, символизируя отношения, которые помогают любви стать более реальной, спуститься с небес на землю. Оно означает готовность делить с супругом обыденность жизни, находить смысл в простых, неромантических делах. Зарабатывать на жизнь, выносить мусор, укладываться в семейный бюджет, готовить завтрак, кормить малыша среди ночи – все это тоже может стать проявле­нием любви. Тогда даже неинтересные, прозаические и трудные дела пре­вращаются в радостную, приносящую удовлетворение часть жизни. Супру­ги находят ценность и даже красоту в повседневном общении.

На первых стадиях отношений мы бываем склонны проявлять по отно­шению друг к другу все свои лучшие качества, чтобы привлечь его или ее. Однако каждый из нас несет на себе бремя прошлых проблем, и со време­нем супруги открывают друг в друге сильные и слабые черты, хорошие и дурные привычки. Из-за этого приходится ожидать в супружеской жизни появления и конфликтов, и негативных чувств. И хотя для того чтобы муж и жена научились полностью понимать, принимать и любить друг дру­га, требуется время, сделать это совершенно необходимо.

Принц и его очаровательная красавица, которые с первого взгля­да влюбляются друг в друга, а затем живут до конца своих дней в счастье и безмятежности, – это, конечно, чистая сказка. Настоящая жизнь никогда не бывает такой простой или такой совершенной. И все же всем нам присущи мечты и фантазии. Именно поэтому, поверьте, после свадьбы сказка только начинается, а вот какой именно она будет, зависит от вас.

«Для полного единения двух сердец требуются го­ды, даже для наиболее любящих. Счастливое супру­жество – это долгая любовь. Молодые люди думают, что любовь принадлежит только темноволосой и розовощекой юности. Так оно и есть вначале. Но золо­тая свадьба – это та часть любви, о которой ново­брачным ничего не известно.

Совершенный брак – это такой большой и сладкий плод, что для его созревания необходимо длинное ле­то, а затем – долгая зима, чтобы он стал мягким и сочным. Но настоящий, счастливый брак – это та­кой драгоценный подарок, что, как говорят грече­ские поэты, если бы солнце было богом, оно бы оста­новило весь мир лишь для того, чтобы весь день лю­боваться такой парой, чтобы его глаза отдыхали на этом пиршестве счастья» (из «Избранного» Теодора Паркера).

Упражнение «Снятие напряжения»

Родителям предлагается закрыть глаза и определить те части тела, которые в данный момент наиболее напряжены. Затем в парах участники помогают друг другу мягкими массажными движениями снять напряжение. Здесь уместно поговорить о важности телесного контакта для благоприятных взаимоотношений.

Метафора «Золотой шар»

Ту любовь, что я получил от своего отца,

Я не вернул ему, потому что,

Будучи ребенком, не мог еще оценить таких даров

И был суров к отцу.

Теперь у меня растет сын, так горячо любимый,

Как никто, моим отцовским сердцем;

И я растрачиваю то, что было мною получено в детстве,

На того, кто мне ничего не вернет.

Ведь когда он станет мужчиной и станет думать,

Как все мужчины,

Он, как и я, пойдет собственным путем:

С тоской, но без зависти я буду смотреть,

Как он дарит моему внуку то, что предназначалось мне.

Я устремлю свой взор далеко в будущее,

В зеркало жизни:

Каждый с улыбкой бросает золотой шар дальше,

Но никто не возвращает его!

(http://adalin.mospsy.ru/r_03_00/r_03_03z.shtml)

Различия в мужской и женской воспитательной стра­тегиях, безусловно, существуют. Знаменитый психолог и философ Эрих Фромм выделяет два типа любви: от­цовский и материнский. Отцовская любовь более взыс­кательна и справедлива: ребенка любят за достоинства и заслуги. Материнской любви чужда объективность: ребенка любят за то, что он есть.

Отец, не способный свести концы с концами, не мо­жет дать ребенку положительного примера, у него нет материальных оснований для подлинного авторитета. Однако отец, слишком занятый зарабатыванием денег, вообще забывает о существовании семьи и детей. Это, конечно, крайности, но к этим крайностям тяготеет поведение современных отцов. Матери не могут заменить отца, им не по силам эта роль.

Упражнение «Мозговой штурм» (Юлия Бабина, г. Кунгур)

– Александр Сергеевич Грибоедов почти двести лет назад написал:

Не надобно другого образца,

Когда в глазах пример отца.

Актуальны ли эти слова в наши дни?

Я предлагаю вам в течение 7 минут составить таблицу:

1-я группа – «Роль отца в воспитании сына»;

2-я группа – «Роль отца в воспитании дочери».

(Задание выполняется самостоятельно, а потом составляется общая таблица, результат оформляется на дереве.)

Непросто быть отцом, трудна, сложна, ответственна эта миссия. Сыновья подрастают, чем-то радуя вас, а чем-то разочаровывая. Мальчишки особый народ, беспокойный и непоседливый, и чтобы ваш сын вырос настоящим мужчиной, нужен огромный труд вашей души, ум, такт, мужская строгость, твердость, терпение и взаимопонимание. Мальчику необходимо мужское влияние, воспитание мужских качеств, таких как мужское достоинство, рыцарское отношение к женщине, умение брать на себя ответственность, способность к труду, и множество других качеств, присущих настоящему мужчине.

Для полноценного воспитания девочек, для формирования гармоничного женского характера им, как и мальчикам, крайне необходимы постоянные контакты, совместная деятельность с отцами. С момента рождения именно от отца дочери необходима похвала, например, такая: «Принцесса, красавица ты моя» – это воспитывает гармоничность, самопринятие, уверенность в себе, женское достоинство. Воспитание дочери – дело особое, чрезвычайно тонкое, крайне ответственное. Отец присутствует во всей будущей жизни женщины: интуитивно она выбирает себе партнера такого же, как отец; папа является прообразом мужа; общение с отцом накладывает серьезный отпечаток на взаимодействие с другими мужчинами.

Именно в семье, наблюдая роли отца и матери, дети получают представление о полноценных взаимоотношениях мужчины и женщины, об их родительских ролях, обязанностях, семейных заботах, проблемах, о разумных способах их решения.

РЕФЛЕКСИЯ

Просмотр отрывков из м/ф «Цыпленок Цыпа»

Участники смотрят мультфильм. Делается пауза на том моменте, когда цыпленку не верят, что он видел летающий предмет.

Обсуждение фраз из мультфильма (что чувствует отец и что чувствует ребенок?):

– Все нормально, моему сыну показалось…

– Тихо, мы и так опозорились.

– Ну ты даешь, Птах (отец Цыпы). Твой пацан что – совсем спятил?

Птах предлагает сыну поиграть в прятки, но так, чтобы его никогда не нашли; вести себя тихо и ждать, пока все забудут про это.

Участники смотрят мультфильм дальше и обращают внимание на песню Цыпы: «Один пустяк все перепутал и запутал жизнь мою… Был орлом, а казался птенцом…»

Делается пауза на том моменте, когда цыпленок разговаривает в спортзале с Утей и она советует ему выяснить отношения с отцом: «…или забей на все и забудь».

Обсуждение:

– Верный ли совет? (Если нет, то что бы вы посоветовали в этой ситуации.)

– Легко ли все забыть? Почему нет?

– Какое значение имеют для отца слова директора: «Он не в тебя пошел»?

Продолжается просмотр. Здесь можно пропустить часть мультфильма и посмотреть лишь окончание, когда Цыпа, встретив маленького инопланетянина, скрывает это от отца. И отец наконец понимает важность произошедшего: «Всегда будьте готовы выслушать своих детей, даже если им нечего сказать», «Я люблю тебя, что бы ни случилось, и ты прости меня, если я заставил тебя подумать, что мою любовь надо заслужить».

Родителям предлагается рассказать о своих чувствах, и о том важном, что понял отец Птах.

Негативные ощущения отправляем в «мусорную корзину».

ПРОЩАНИЕ

Упражнение «Ассоциации»

Первое слово, которое произносит психолог, – «папа». Затем он бросает мяч любому из участников, который должен назвать любое слово-ассоциацию на это слово, и бросает мяч следующему. Тот, в свою очередь, называет слово-ассоциацию на слово предыдущего участника и так далее. Таким образом, выстраивается цепочка слов. По окончании игры проводится параллель между первым словом – «папа» и последним словом.

Категория: Психологу
17.05.2017 22:06


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!