СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников к школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников к школе Первый класс школы - один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Адаптация к школе - довольно длительный процесс и не у всех детей протекает безболезненно. Адаптация, понимаемая нами как двухсторонний процесс, с одной стороны, рассматривает приспособление ребенка к успешному функционированию в новой среде, к его дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию, а с другой стороны, создание психолого-педагогических условий для школьника. О многообразии школьных трудностей указывала М. М. Безруких, Е. В. Новикова, Л. А. Ясюкова, М. В. Максимова, М. Р. Битянова и другие. По оценкам исследований, в зависимости от типа школы от 20 до 60 % младших школьников имеют серьезные трудности в адаптации к условиям школьного обучения. В последние годы, к сожалению, увеличивается количество детей с проблемами психического и физического здоровья. В нашей школе накоплен успешный опыт активной помощи детям с ОВЗ. В предложенной статье речь идет об опыте реализации системы помощи в адаптации первоклассников к школе. В нашей школе функционируют коррекционные классы, но и в общеобразовательных классах находятся дети с ОВЗ с заключениями ПМПК. Этим детям оказывается комплексная помощь специалистов. Координатором деятельности всех участников коррекционного процесса является психолого-медико-педагогический консилиум. Большая работа в школе проводится по изучению и отслеживанию школьной адаптации, особенно в кризисные периоды обучения, такие как начало школьной жизни (1 класс), переход детей из начальной школы в среднее звено (5 класс) и формирование новых классных коллективов (10 класс). Но не все дети с проблемами могут быть своевременно выявлены при поступлении детей в первый класс. С этой целью я использую не только психодиагностические методики, но и веду наблюдения на уроках, на мероприятиях по внеклассной работе, провожу анкетирование родителей, собеседования с классными руководителями и учителями-предметниками. С анализом полученных данных, я выступаю на малых педсоветах по адаптации обучающихся, на ПМПк, на родительских собраниях, даю рекомендации педагогам и родителям по оказанию помощи дезадаптированным школьникам. В связи с вышеизложенным, в нашей образовательной организации, создана система психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников к обучению в школе (представлена в таблице №1). Предварительный этап деятельности можно назвать информационно-ориентировочным и выделить в нём следующие действия. 1. Изучение списков будущих обучающихся первых классов. 2. Изучение материалов, отражающих особенности и дошкольный «анамнез» психического развития детей, которые могут предоставить психологи, социальные педагоги, дефектологи, воспитатели детских садов. I. Первый этап деятельности – организационно-просветительская работа с родителями и изучение психологического развития детей. 1. Проводятся первые собрания родителей будущих первоклассников. В начале собрания целесообразно провести анкетирование родителей. 2. Консультации с родителями по различным проблемам. 3. В целях обеспечения успешной адаптации детей к школе проводится психодиагностирование. Оно может проходить в двух видах: – индивидуальные диагностико-развивающие занятия с ребёнком; – групповые занятия – тестирование. Для проведения этой работы обязательно согласие ребёнка и родителей. II. Второй этап деятельности – основной. Он включает следующие действия. 1. Анализ результатов обследований: написание заключений о детях проблемной группы с целью создания общих данных о ней; заполнение индивидуальных карт сопровождения, составление программ развивающей, индивидуальной и коррекционной работы с детьми (программы представлены в таблице №3). 2. Собеседование с педагогами об учениках и результатах диагностик, согласование содержания программ. Рекомендации педагогам по организации учебно-воспитательного процесса в адаптационный период. 3. Проведение родительских собраний, консультаций с родителями. 4. Диагностика дезадаптации у обучающихся первых классов. Перечень методик представлен в таблице №2. 5. Проведение психолого-педагогического консилиума по результатам первого и третьего этапов диагностики дезадаптации, определение направлений и содержания работы в сфере выявленной дезадаптации. 6. Работа в сфере выявленной дезадаптации. Дополнительная диагностика с целью выяснения причин дезадаптации. Консультационная работа с родителями и педагогами. Психокоррекционная работа с детьми по ранее намеченным программам. III. Третий этап деятельности – контрольно-рефлексивный. 1. Отслеживание динамики развития всего контингента первоклассников, особенно тех, кто попал в поле зрения по результатам диагностики дезадаптации. 2. Контроль процесса адаптации (по окончании коррекционно-развивающих мероприятий) в конце первого класса по трём направлениям: • академическая, связанная с освоением учебной деятельности; • социально-психологическая, связанная с вхождением в коллектив, установлением отношений с субъектами общения, соблюдением правил и норм поведения; • личностная, связанная с эмоциональным самочувствием ребёнка, его самооценкой. 3. Уточнение контингента, с которым необходимо проводить дальнейшую коррекционную работу. 4. Уточнение содержания коррекционных программ на следующий учебный год. Реализация данной программы психолого-педагогического сопровождения адаптации ребёнка к школе требует больших затрат времени и сил педагога-психолога, однако эти затраты компенсируются закономерным уменьшением объёмов другой работы, так как качественное сопровождение адаптационного периода снимает многие проблемы, возникающие в более поздние периоды. Система психолого-педагогической работы по сопровождению адаптации первоклассников к школе Таблица №1 Этапы Работа с детьми Работа с педагогами Работа с родителями I этап ( сентябрь) 1. Диагностика: определение уровня актуального развития, прогноз школьных трудностей, личностных и межличностных качеств ребенка. 2.Профилактические групповые занятия со всеми детьми 1 класса по программе адаптации детей к условиям школьного обучения, формирование классного коллектива. 3.Динамическое наблюдение в разных видах деятельности (на уроках, переменах)

*Консультации с педагогами по результатам проведенной диагностики *Консультирование педагогов *Проведение диагностик ( опрос учителей) *Встречи с родителями (Родительские собрания) например: • « Ребенок идет в первый класс» ( конец августа, сентябрь) • “Адаптация детей к школе” (сентябрь) *Рекомендации родителям в виде памяток *Опрос родителей ( проведение диагностик) *Рекомендации консультирования у специалистов (логопед, невролог, детский психиатр) *Проведение индивидуальных консультаций и бесед II этап ( октябрь-декабрь) 1.Проведение групповой и индивидуальной диагностики. 2. Коррекционно-развивающие занятия по программе сопровождения адаптации ( групповые и индивидуальные) с детьми с ОВЗ и « группы риска». 3. Динамическое наблюдение в разных видах деятельности (на уроках, переменах, внеклассных мероприятиях) *Консультации в режиме динамического наблюдения * Мини-лекция для педагогов « Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения у обучающихся первых классов» *Проведение диагностик ( опрос учителей по изучению адаптации детей) * Сообщение на минипедсовете о результатах проведенной диагностики с целью выявления уровня адаптации детей и проведенной работе за полгода (конец декабря) *Предварительное подведение итогов протекания адаптации в конце четверти *Встречи с родителями (Родительские собрания) ( проводятся по запросу учителей) напри мер: • “Хорошо ли вашему ребенку в школе?” (октябрь) • Влияние психологического климата в семье на ребенка (ноябрь)

*Предварительное подведение итогов протекания адаптации в конце полугодия (по результатам диагностической работы) *Проведение индивидуальных консультаций и бесед III этап (январь – май) 1.Коррекционно-развивающие занятия по программе сопровождения адаптации ( групповые и индивидуальные) 2. Итоговая диагностика с целью выявления уровня адаптации к школе. 3. Итоговая диагностика: определение уровня актуального развития у обучающихся с тяжелой формой адаптации и не справляющихся с учебной программой для представления на ТПМПК *Консультации педагогов *Подготовка представлений на ребенка для территориальной ПМПК *Проведение диагностик ( опрос учителей – выявление дезадаптации у детей) *Встречи с родителями (Родительские собрания) ( по запросу учителей) *Консультации по протеканию адаптации в тяжелой форме, рекомендации обязательных консультаций детского невролога, детского психиатра *Консультации по результатам диагностики и подготовка родителей к обследованию ребенка на ПМПК

Диагностический инструментарий для исследования первоклассников № Перечень методик Цель проведения Сроки проведения Ответственный за проведение 1 Педагогическая диагностика Определение уровня готовности к школе. сентябрь учитель 2 Комплекс методик ( по запросу) Определение уровня развития психических познавательных процессов сентябрь Педагог-психолог 3. Рисунок « Автопортрет» Диагностика бессознательных эмоциональных компонентов личности (самооценка, актуальное состояние, невротические реакции тревожности, страха, агрессивности) сентябрь Педагог-психолог 4 Рисунок семьи Исследование межличностных отношений в семье сентябрь Педагог-психолог 5 Рисунок « Что мне нравится в школе» Изучение уровня мотивации Октябрь Педагог-психолог 6 Рисунок « Мои школьные трудности» Изучение школьных трудностей Октябрь Педагог-психолог 7 Два домика Исследование межличностных отношений в классе февраль Педагог-психолог 8 Школа зверей Выявить школьные неврозы, выяснить причины и способы коррекции Январь, февраль Педагог-психолог 9 Диаграмма « Хорошее-плохое» Выявить эмоциональные проблемы ребенка (тревожность, эмоциональное неблагополучие) В течение года Педагог-психолог 10 Кружки Выявление дезадаптации Вторая половина года Педагог-психолог 11 Анкета для определения школьной мотивации для учащихся 1-ых классов Т. Нежнова В течение года В течение года

Категория: Психологу
02.02.2018 09:51


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!