СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы с одарёнными детьми учителя биологии Чудаковой Галины Александровны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитывая специфику знаний, получаемых в МБОУ СОШ №15 - школе с профильным химико-биологическим уклоном, Галина Александровна особое внимание уделяет выявлению и развитию способных и одаренных детей, готовит их к самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности в сфере естественнонаучных дисциплин.

Одаренные дети характеризуются тем, что в основе их деятельности, вне зависимости от предметной ориентации, доминируют мотивы, связанные с содержанием деятельности, такие как влечения, желания, склонности, интересы. Они очень креативны, умеют самостоятельно видеть проблему, продуцировать оригинальные идеи, обладают гибкостью ума и оригинальностью мышления, владеют разнообразными умениями и навыками, без которых никакая творческая деятельность невозможна. Главная работа учителя заключается в том, что он должен способствовать развитию перечисленных слагающих компонентов одаренной личности, путем применения различных методик и форм работы с одаренными детьми.

Система работы Галины Александровны с одарёнными детьми строится на основе системы работы школы по углублённому изучению предметов естественнонаучного цикла и биологии в частности. Она состоит из урочной и внеурочной деятельности, включая предпрофильную (7-9 классы) и профильную (10-11 классы) подготовку.

Выявление одарённых и талантливых детей, анализ особых успехов и достижений ученика начинается в 6-7классе. Данная работа проводится совместно с психологом, на основе проведенной им диагностики выявляется уровень интеллектуальных возможностей учащихся, их направленность в соответствии с разными предметными областями знаний.

В помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности в учебный план школы включены факультативные занятия: в 7 классе 1 час и в 8 классе 2 часа. Сюда приходят заинтересованные в предмете дети. Работа с микроскопом, приготовление микропрепаратов и рассматривание готовых микропрепаратов, это не только положительные эмоции, но и опыт для дальнейшего познания живого. В 9 классе, кроме уроков, есть 2 часа элективного курса «Систематизация знаний по биологии в рамках подготовки к ГИА». Целью этого курса является оптимизация полученных знаний для успешной сдачи экзамена.

На этом этапе начинается организация проектно-исследовательской деятельности, занимающая особое место в работе с одаренными детьми, развитии их творческих способностей при обучении биологии. Ребята, под опытным руководством учителя, выбирают интересующий натуральный объект, явление, процесс, определяют тему исследования, учатся формулировать цели и задачи предстоящей исследовательской деятельности, выдвигать гипотезы, планировать этапы работы, проводить исследования, оформлять результаты работы и как финал – защищать свой творческий исследовательский проект. На протяжении ряда лет учениками Галины Александровны среди 7-8 классов были выполнены такие исследовательские проекты как: «Редкие и исчезающие растения окрестностей города Кисловодска», «Как помочь Рододендрону», «Экологический паспорт школы», с которыми они выступали на конкурсах в рамках туристско-краеведческого движения «Отечество» и занимали призовые места.

Г.А. Чудаковой используются различные методы работы: опрос, тестирование, творческие работы, проектный метод, метод прогнозирования, метод исследования проблемы. Из форм работы выделяются урочная форма с использованием системы заданий повышенной сложности, факультативы, свободное самообразование, проведение предметных недель, научно-практические конференции, предметные олимпиады.

Работая с одаренными детьми на уроках биологии, Галина Александровна организовывает и активизирует учащихся, ориентирует их на получение знаний на поисковом уровне. Уделяя внимание творческому развитию учащихся, необходимо ставить перед ними проблемные вопросы и задания, заставляющие активно работать мышление, стимулировать познавательную деятельность, которая проявляется в стремлении постоянно задавать вопросы, желании что-то изучать (например, поведение животных, жизнедеятельность растений), придумывать собственные методики исследования и применять их на практике, прогнозировать результаты.

Олимпиадное движение занимает важное место в работе с одаренными детьми. Учащиеся Галины Александровны успешно выступают в предметных олимпиадах. Любая победа в олимпиаде – это не случайность, не показатель необыкновенных способностей ребёнка, а результат длительного, кропотливого совместного труда ученика и учителя.

Категория: Биология
25.09.2015 16:52


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!