СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Статьи на букву "И"
ИГРА
ИГРА - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры [24, c. 45; 26, c. 115; 67, c. 127; 80, c. 180; 82, c. 250]. |
ИГРА ДЕЛОВАЯ
ИГРА ДЕЛОВАЯ - форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности на основе моделирования системы отношений, характерных для данной специальности (для данного вида труда, деятельности) [57, c. 128; 80, c. 181; 82, c. 252]. |
ИГРА ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ
ИГРА ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ - метод воссоздания многопозиционно-деятельностных отношений на основе сценического моделирования профессиональной деятельности в проблемной форме коммуникации, рефлексии и мышления (О.С. Анисимов). |
ИГРА ОРГАНИЗАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ
ИГРА ОРГАНИЗАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ - форма воссоздания социального содержания профессиональной деятельности на основе организации коммуникации в качестве моделируемой практики (О.С. Анисимов). |
ИДЕАЛИЗАЦИЯ
ИДЕАЛИЗАЦИЯ - мысленное конструирование понятий об абстрактных, несуществующих объектах, явлениях, процессах, имеющих прообразы в реальном мире ("идеальный ученик", "идеальный урок"). Абстрактные схемы реальных явлений и процессов позволяют лучше понять их [82, c. 255; 91, c. 196]. |
"ИДЕАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ"
"ИДЕАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ" - идеализированное представление об интеллекте, которое автор использует при конструировании текста; некоторая структура, способная осуществить формально-логические операции. |
ИДЕОМОТОРНЫЙ АКТ
ИДЕОМОТОРНЫЙ АКТ - неосознаваемый переход представления о движении мышц в реальное выполнение этого движения [67, c. 131; 82, c. 256]. |
ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ
ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ - качество восприятия выделять «фигуру из фона», определяемое потребностями, направленностью или опытом личности (при апперцепции), волей или особенностями воспринимаемого объекта [54]. |
ИЗБРАННОЕ СОЧИНЕНИЕ
ИЗБРАННОЕ СОЧИНЕНИЕ - научное произведение, содержащее отдельные статьи, тезисы, выдержки (главы, части) из книг, опубликованных ранее. Такая авторская подборка может быть тематической, содержать в себе наиболее значимые и актуальные тексты. |
ИЗМЕРЕНИЕ
ИЗМЕРЕНИЕ (в психологии) выявление количественных характеристик изучаемых психических явлений [80, c. 167]. |
ИЗУЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ИЗУЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ - метод по исследованию материализованных продуктов труда школьников - изделий, чертежей, рисунков, поделок, моделей, проектов, контрольных работ, сочинений, рефератов, программ для ЭВМ. Обеспечивает исследователя данными, отражающими индивидуальность каждого учащегося, его наклонности и интересы, раскрывающие его отношение к работе, учебе, наличие способностей, мотивы деятельности [89, c. 131]. |
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ - перечень упомянутых в тексте имен авторов используемой литературы, расположенных в алфавитном порядке и с указанием страниц отсылок. |
ИММАНЕНТНЫЙ
ИММАНЕНТНЫЙ - внутренне присущий явлению, проистекающий из его природы, сущности [81, c. 229]. |
ИМПЛИЦИТНАЯ ОБУЧАЕМОСТЬ
ИМПЛИЦИТНАЯ ОБУЧАЕМОСТЬ - способность обучаться без целенаправленных сознательных усилий со стороны обучающегося (см. имплицитный). |
ИНГИБИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
ИНГИБИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - (от лат. inhibere - сдерживать, останавливать) тормозящее, негативное влияние социальных факторов или конкретного человека на мысли, чувства, активность человека или группы. Данный феномен возникает обычно в условиях негативного отношения друг к другу субъектов взаимодействия. Явление, противоположное фасилитации [81]. |
ИНДИВИД
ИНДИВИД - человек как единичное природное существо, представитель homo sapiens, продукт филогенического и онтогенического развития, единства врожденного и приобретенного [67, c. 135; 80, c. 190; 82, c. 263]. |
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ - один из компонентов педагогического принципа природосообразности, учитывающий возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их интересы, склонности, способности. |
ИНДИВИДУАЛИЗМ
ИНДИВИДУАЛИЗМ - нравственный принцип, в основе которого лежит противопоставление интересов отдельной личности (индивидуума) интересам общества [82, c. 264]. |
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ - персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании (А.В.Хуторской). |
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ - форма организации образовательного процесса, при которой учитель взаимодействует лишь с одним учеником, один учащийся - лишь со средствами обучения (книга, компьютер и т.п.) [82, c. 265]. |
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
Индивидуальность - совокупность неповторимых, уникальных свойств данного человека, отличающих его от других людей. В социальной психологии - противоположность уникальных психических характеристик человека групповым (коллективным) [67, c. 136; 82, c. 265]. |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОММУНИКАТИВНЫЙ ИНДЕКС (РЕЙТИНГ)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОММУНИКАТИВНЫЙ ИНДЕКС (РЕЙТИНГ) - элемент системы контроля и оценки модульного обучения, в процентном отношении представляющий собой следующее соотношение: текущий контроль - 30-35%, промежуточный - 20-25%, практические занятия и курсовая работа - 25%, экзамен - 20% (В.В. Гузеев). |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД - принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности [82, c. 266]. |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - устойчивая индивидуально-специфическая система психологических средств, приемов, навыков, методов, способов выполнения той или иной деятельности [66, c. 131; 67, c. 137; 82, c. 263]. |
ИНИЦИАТИВА
ИНИЦИАТИВА - проявление творчества в деятельности, внутреннее побуждение к ее новым формам [81, c. 236]. |
ИННОВАТИКА
ИННОВАТИКА - наука, изучающая природу и закономерности возникновения и развития инноваций, их связь с традициями [23]. |
ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА
ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА - образовательное учреждение, для которого характерно возникновение и накопление новшеств и инициатив, приводящих к значительным изменениям содержания и качества образования [56; 68]. |
ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ - процесс и результат образовательной деятельности, которая стимулирует инновационные изменения в существующей системе [50; 56; 64; 68]. |
ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ - нововведения в образовательной области, в которых находят воплощение комплексное использование новейших достижений дидактики и перестройка образовательного процесса в плане реализации принципов гуманизации, гуманитаризации и личностной ориентации обучаемых. По уровню инновационного потенциала технология может быть отнесена к одному из трех типов: модификационные нововведения связаны с усовершенствованием, модернизацией того, что имеет аналог или прототип; комбинаторные предполагают новое конструктивное соединение ранее известных методик; радикальные нововведения отменяют существующие формы и методы работы и содержат в себе идеи коренных преобразований [23]. |
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГА
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГА - совокупность социокультурных и творческих характеристик личности преподавателя, определяющая готовность совершенствовать собственную педагогическую деятельность [34]. |
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС - целенаправленная комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новых элементов системы, вызывающих ее переход из одного стабильного состояния в другое [34; 56; 68]. |
ИННОВАЦИЯ
ИННОВАЦИЯ (в педагогике)существенный элемент развития образования, выражающийся в тенденциях накопления и видоизменения разнообразных инициатив и нововведений в образовательном пространстве, которые в совокупности приводят к более или менее глобальным изменениям в сфере образования и трансформации его содержания и качества [23; 50]. |
ИНСАЙТ
ИНСАЙТ - внезапное, логически невыводимое понимание сущности явления, ситуации в целом; выступает одним из элементов педагогической импровизации и любого творческого процесса [24, c. 49; 26, c. 121; 67, c. 139; 82, c. 273]. |
ИНСТИНКТ
Инстинкт - совокупность врожденных физиологических и психических реакций организма на внешние и внутренние раздражения. Проявляется как сложный безусловный рефлекс (пищевой, половой, хватательный, оборонительный и др.) [26, c. 121; 67, c. 140; 80, c. 192; 82, c. 274]. |
ИНСТРУКТАЖ
ИНСТРУКТАЖ - метод профессионального практического обучения, предполагающий описание и показ содержания практической деятельности и ее составных компонентов [5, c. 39; 82, c. 275]. |
ИНСТРУКЦИЯ
ИНСТРУКЦИЯ (в психологическом тестировании) руководство по выполнению заданий теста, предъявляемое испытуемому письменно, устно или с помощью компьютера и направленное на создание адекватной мотивации, установки субъекта на обследование [10, c. 119]. |
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ - экспериментальные методы, использующие приборы и инструменты, направленные на изучение явлений и процессов, недоступных (труднодоступных) непосредственному наблюдению и позволяющие получить объективные количественные данные [89, c. 194]. |
ИНТЕГРАЦИЯ
ИНТЕГРАЦИЯ - процесс получения целого с новыми свойствами, качествами, признаками, не присущими до этого отдельным компонентам [51, c. 284]. |
ИНТЕГРАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
ИНТЕГРАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ - процесс упорядочения системы структурных единиц содержания и связей между ними [18; 60; 93]. |
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КУРС
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КУРС - учебный курс, объединяющий изучение нескольких предметов в единую учебную дисциплину [93]. |
ИНТЕДИФФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ИНТЕДИФФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (от интеграция и дифференциация образования) пульсирующий взаимопереход между интеграцией и дифференциацией образования, методов обучения и воспитания, учебно-воспитательных учреждений, который обусловливается как потребностями и возможностями общества, так и способностями и интересами личности (В. Ф. Моргун). |
ИНТЕЛЛЕКТ
ИНТЕЛЛЕКТ - умственные способности человека; ум; относительное устойчивая структура познавательных функций индивида. В ряде психологических концепций отождествляется со способностью к обучению, с умением оперировать символами, со способностью к активному овладению законами окружающего мира, со стратегией решения проблем [61, c. 50; 66, c. 136; 67, c. 142; 70, c. 51; 80, c. 196; 82, c. 278]. |
ИНТЕЛЛЕКТ АКАДЕМИЧЕСКИЙ
интеллект Академический - способность к учебе в регламентированных условиях (в школе, университете и пр.); проявляется в уровне учебной успеваемости. Коррелирует с уровнем развития интеллекта общего [52, c. 47]. |
ИНТЕЛЛЕКТ БИОЛОГИЧЕСКИЙ
интеллект Биологический - врожденная составляющая общего интеллекта; в основе его лежат особенности биохимических и нейрофизиологических процессов переработки информации центральной нервной системы (Г. Айзенк). |
ИНТЕЛЛЕКТ КРИСТАЛЛИЗОВАННЫЙ
Интеллект кристаллизованный («связанный интеллект») - интеллектуальная способность, зависящая от приобретенного опыта; сводится к системе интеллектуальных навыков, входит в состав общего интеллекта (Р. Б. Кэттелл). |
ИНТЕЛЛЕКТ ОБЩИЙ
Интеллект общий - умственная способность, влияющая на выполнение любой деятельности, проявляющаяся в качестве, скорости и точности решения мыслительных задач, в темпе и успешности обучения, продуктивности профессиональной деятельности и уровня социальной адаптированности (Ч. Спирмен). |
ИНТЕЛЛЕКТ СОЦИАЛЬНЫЙ
Интеллект социальный - 1) способность, определяющая успешность оценки прогнозирования и понимания поведения людей (Д. Гилфорд); 2) результат развития общего интеллекта под влиянием внешних социокультурных условий (Г. Айзенк). |
ИНТЕЛЛЕКТ "ФЛЮИДНЫЙ"(ТЕКУЧИЙ, "СВОБОДНЫЙ")
Интеллект "флюидный"(текучий, "свободный") - врожденная интеллектуальная способность, детерминирующая успешность приспособления к новым ситуациям, овладение новыми знаниями, гибкость и скорость мышления; входит в состав общего интеллекта (Р. Б. Кэттелл). |
ИНТЕЛЛЕКТПРОСТРАНСТВЕННЫЙ
ИНТЕЛЛЕКТПРОСТРАНСТВЕННЫЙ - способность оперировать мысленными пространственными образами, схемами, моделями реальности; включает в себя два подфактора: скорость и точность распознавания двухмерных объектов, мысленное вращение и преобразование образов в трехмерном пространстве (Р. Б. Кэттелл). |
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ - особенности индивида, формирующие индивидуальный способ мышления, который влияет на саморазвитие личности, обусловливающий своеобразный характер ее жизнедеятельности в целом [52, c. 48]. |
ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ
ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ - совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым передовой частью общества преимущественно к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте - к людям, считающимся носителями культуры [80, c. 192]. |
ИНТЕНСИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ИНТЕНСИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ - система методов, стимулирующих напряженную умственную деятельность, усиливающих мотивы учения, ускоряющих усвоение учебного материала. Методы интенсивного обучения относятся к группе активных методов [93]. |
ИНТЕРАКЦИЯ
ИНТЕРАКЦИЯ - взаимодействие, обусловленное индивидуальными особенностями субъектов, социальной ситуацией, доминирующими стратегиями взаимодействия, целями участников и возможными противоречиями, возникающими в процессе деятельности и общения [32]. |
ИНТЕРВЬЮ
ИНТЕРВЬЮ - способ получения информации с помощью устного опроса. Различают интервью свободные (не регламентированные темой и формой беседы) и стандартизованные (по форме близкие к анкете с заранее данными вопросами). Границы между этими двумя видами подвижны и зависят от сложности проблемы, цели и этапа исследования [24, c. 57; 61, c. 51; 66, c.138; 67, c. 145; 80, c. 201; 82, c. 284]. |
© 2023, Жернакова Ирина Михайловна 121