СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный образовательный процесс: основные понятия и термины Статьи на букву "И"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статьи на букву "И"

ИГРА

ИГРА - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры [24, c. 45; 26, c. 115; 67, c. 127; 80, c. 180; 82, c. 250].

ИГРА ДЕЛОВАЯ

ИГРА ДЕЛОВАЯ - форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности на основе моделирования системы отношений, характерных для данной специальности (для данного вида труда, деятельности) [57, c. 128; 80, c. 181; 82, c. 252].

ИГРА ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ

ИГРА ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ - метод воссоздания многопозиционно-деятельностных отношений на основе сценического моделирования профессиональной деятельности в проблемной форме коммуникации, рефлексии и мышления (О.С. Анисимов).

ИГРА ОРГАНИЗАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ

ИГРА ОРГАНИЗАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ - форма воссоздания социального содержания профессиональной деятельности на основе организации коммуникации в качестве моделируемой практики (О.С. Анисимов).

ИДЕАЛИЗАЦИЯ

ИДЕАЛИЗАЦИЯ - мысленное конструирование понятий об абстрактных, несуществующих объектах, явлениях, процессах, имеющих прообразы в реальном мире ("идеальный ученик", "идеальный урок"). Абстрактные схемы реальных явлений и процессов позволяют лучше понять их [82, c. 255; 91, c. 196].

"ИДЕАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ"

"ИДЕАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ" - идеализированное представление об интеллекте, которое автор использует при конструировании текста; некоторая структура, способная осуществить формально-логические операции.

ИДЕОМОТОРНЫЙ АКТ

ИДЕОМОТОРНЫЙ АКТ - неосознаваемый переход представления о движении мышц в реальное выполнение этого движения [67, c. 131; 82, c. 256].

ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ

ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ - качество восприятия выделять «фигуру из фона», определяемое потребностями, направленностью или опытом личности (при апперцепции), волей или особенностями воспринимаемого объекта [54].

ИЗБРАННОЕ СОЧИНЕНИЕ

ИЗБРАННОЕ СОЧИНЕНИЕ - научное произведение, содержащее отдельные статьи, тезисы, выдержки (главы, части) из книг, опубликованных ранее. Такая авторская подборка может быть тематической, содержать в себе наиболее значимые и актуальные тексты.

ИЗМЕРЕНИЕ

ИЗМЕРЕНИЕ (в психологии) выявление количественных характеристик изучаемых психических явлений [80, c. 167].

ИЗУЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

ИЗУЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ - метод по исследованию материализованных продуктов труда школьников - изделий, чертежей, рисунков, поделок, моделей, проектов, контрольных работ, сочинений, рефератов, программ для ЭВМ. Обеспечивает исследователя данными, отражающими индивидуальность каждого учащегося, его наклонности и интересы, раскрывающие его отношение к работе, учебе, наличие способностей, мотивы деятельности [89, c. 131].

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ - перечень упомянутых в тексте имен авторов используемой литературы, расположенных в алфавитном порядке и с указанием страниц отсылок.

ИММАНЕНТНЫЙ

ИММАНЕНТНЫЙ - внутренне присущий явлению, проистекающий из его природы, сущности [81, c. 229].

ИМПЛИЦИТНАЯ ОБУЧАЕМОСТЬ

ИМПЛИЦИТНАЯ ОБУЧАЕМОСТЬ - способность обучаться без целенаправленных сознательных усилий со стороны обучающегося (см. имплицитный).

ИНГИБИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

ИНГИБИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - (от лат. inhibere - сдерживать, останавливать) тормозящее, негативное влияние социальных факторов или конкретного человека на мысли, чувства, активность человека или группы. Данный феномен возникает обычно в условиях негативного отношения друг к другу субъектов взаимодействия. Явление, противоположное фасилитации [81].

ИНДИВИД

ИНДИВИД - человек как единичное природное существо, представитель homo sapiens, продукт филогенического и онтогенического развития, единства врожденного и приобретенного [67, c. 135; 80, c. 190; 82, c. 263].

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ - один из компонентов педагогического принципа природосообразности, учитывающий возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их интересы, склонности, способности.

ИНДИВИДУАЛИЗМ

ИНДИВИДУАЛИЗМ - нравственный принцип, в основе которого лежит противопоставление интересов отдельной личности (индивидуума) интересам общества [82, c. 264].

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ - персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании (А.В.Хуторской).

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ - форма организации образовательного процесса, при которой учитель взаимодействует лишь с одним учеником, один учащийся - лишь со средствами обучения (книга, компьютер и т.п.) [82, c. 265].

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Индивидуальность - совокупность неповторимых, уникальных свойств данного человека, отличающих его от других людей. В социальной психологии - противоположность уникальных психических характеристик человека групповым (коллективным) [67, c. 136; 82, c. 265].

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОММУНИКАТИВНЫЙ ИНДЕКС (РЕЙТИНГ)

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОММУНИКАТИВНЫЙ ИНДЕКС (РЕЙТИНГ) - элемент системы контроля и оценки модульного обучения, в процентном отношении представляющий собой следующее соотношение: текущий контроль - 30-35%, промежуточный - 20-25%, практические занятия и курсовая работа - 25%, экзамен - 20% (В.В. Гузеев).

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД - принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности [82, c. 266].

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - устойчивая индивидуально-специфическая система психологических средств, приемов, навыков, методов, способов выполнения той или иной деятельности [66, c. 131; 67, c. 137; 82, c. 263].

ИНИЦИАТИВА

ИНИЦИАТИВА - проявление творчества в деятельности, внутреннее побуждение к ее новым формам [81, c. 236].

ИННОВАТИКА

ИННОВАТИКА - наука, изучающая природу и закономерности возникновения и развития инноваций, их связь с традициями [23].

ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА

ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА - образовательное учреждение, для которого характерно возникновение и накопление новшеств и инициатив, приводящих к значительным изменениям содержания и качества образования [56; 68].

ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ - процесс и результат образовательной деятельности, которая стимулирует инновационные изменения в существующей системе [50; 56; 64; 68].

ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ - нововведения в образовательной области, в которых находят воплощение комплексное использование новейших достижений дидактики и перестройка образовательного процесса в плане реализации принципов гуманизации, гуманитаризации и личностной ориентации обучаемых. По уровню инновационного потенциала технология может быть отнесена к одному из трех типов: модификационные нововведения связаны с усовершенствованием, модернизацией того, что имеет аналог или прототип; комбинаторные предполагают новое конструктивное соединение ранее известных методик; радикальные нововведения отменяют существующие формы и методы работы и содержат в себе идеи коренных преобразований [23].

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГА

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГА - совокупность социокультурных и творческих характеристик личности преподавателя, определяющая готовность совершенствовать собственную педагогическую деятельность [34].

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС - целенаправленная комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новых элементов системы, вызывающих ее переход из одного стабильного состояния в другое [34; 56; 68].

ИННОВАЦИЯ

ИННОВАЦИЯ (в педагогике)существенный элемент развития образования, выражающийся в тенденциях накопления и видоизменения разнообразных инициатив и нововведений в образовательном пространстве, которые в совокупности приводят к более или менее глобальным изменениям в сфере образования и трансформации его содержания и качества [23; 50].

ИНСАЙТ

ИНСАЙТ - внезапное, логически невыводимое понимание сущности явления, ситуации в целом; выступает одним из элементов педагогической импровизации и любого творческого процесса [24, c. 49; 26, c. 121; 67, c. 139; 82, c. 273].

ИНСТИНКТ

Инстинкт - совокупность врожденных физиологических и психических реакций организма на внешние и внутренние раздражения. Проявляется как сложный безусловный рефлекс (пищевой, половой, хватательный, оборонительный и др.) [26, c. 121; 67, c. 140; 80, c. 192; 82, c. 274].

ИНСТРУКТАЖ

ИНСТРУКТАЖ - метод профессионального практического обучения, предполагающий описание и показ содержания практической деятельности и ее составных компонентов [5, c. 39; 82, c. 275].

ИНСТРУКЦИЯ

ИНСТРУКЦИЯ (в психологическом тестировании) руководство по выполнению заданий теста, предъявляемое испытуемому письменно, устно или с помощью компьютера и направленное на создание адекватной мотивации, установки субъекта на обследование [10, c. 119].

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ - экспериментальные методы, использующие приборы и инструменты, направленные на изучение явлений и процессов, недоступных (труднодоступных) непосредственному наблюдению и позволяющие получить объективные количественные данные [89, c. 194].

ИНТЕГРАЦИЯ

ИНТЕГРАЦИЯ - процесс получения целого с новыми свойствами, качествами, признаками, не присущими до этого отдельным компонентам [51, c. 284].

ИНТЕГРАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

ИНТЕГРАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ - процесс упорядочения системы структурных единиц содержания и связей между ними [18; 60; 93].

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КУРС

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КУРС - учебный курс, объединяющий изучение нескольких предметов в единую учебную дисциплину [93].

ИНТЕДИФФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ИНТЕДИФФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (от интеграция и дифференциация образования) пульсирующий взаимопереход между интеграцией и дифференциацией образования, методов обучения и воспитания, учебно-воспитательных учреждений, который обусловливается как потребностями и возможностями общества, так и способностями и интересами личности (В. Ф. Моргун).

ИНТЕЛЛЕКТ

ИНТЕЛЛЕКТ - умственные способности человека; ум; относительное устойчивая структура познавательных функций индивида. В ряде психологических концепций отождествляется со способностью к обучению, с умением оперировать символами, со способностью к активному овладению законами окружающего мира, со стратегией решения проблем [61, c. 50; 66, c. 136; 67, c. 142; 70, c. 51; 80, c. 196; 82, c. 278].

ИНТЕЛЛЕКТ АКАДЕМИЧЕСКИЙ

интеллект Академический - способность к учебе в регламентированных условиях (в школе, университете и пр.); проявляется в уровне учебной успеваемости. Коррелирует с уровнем развития интеллекта общего [52, c. 47].

ИНТЕЛЛЕКТ БИОЛОГИЧЕСКИЙ

интеллект Биологический - врожденная составляющая общего интеллекта; в основе его лежат особенности биохимических и нейрофизиологических процессов переработки информации центральной нервной системы (Г. Айзенк).

ИНТЕЛЛЕКТ КРИСТАЛЛИЗОВАННЫЙ

Интеллект кристаллизованный («связанный интеллект») - интеллектуальная способность, зависящая от приобретенного опыта; сводится к системе интеллектуальных навыков, входит в состав общего интеллекта (Р. Б. Кэттелл).

ИНТЕЛЛЕКТ ОБЩИЙ

Интеллект общий - умственная способность, влияющая на выполнение любой деятельности, проявляющаяся в качестве, скорости и точности решения мыслительных задач, в темпе и успешности обучения, продуктивности профессиональной деятельности и уровня социальной адаптированности (Ч. Спирмен).

ИНТЕЛЛЕКТ СОЦИАЛЬНЫЙ

Интеллект социальный - 1) способность, определяющая успешность оценки прогнозирования и понимания поведения людей (Д. Гилфорд); 2) результат развития общего интеллекта под влиянием внешних социокультурных условий (Г. Айзенк).

ИНТЕЛЛЕКТ "ФЛЮИДНЫЙ"(ТЕКУЧИЙ, "СВОБОДНЫЙ")

Интеллект "флюидный"(текучий, "свободный") - врожденная интеллектуальная способность, детерминирующая успешность приспособления к новым ситуациям, овладение новыми знаниями, гибкость и скорость мышления; входит в состав общего интеллекта (Р. Б. Кэттелл).

ИНТЕЛЛЕКТПРОСТРАНСТВЕННЫЙ

ИНТЕЛЛЕКТПРОСТРАНСТВЕННЫЙ - способность оперировать мысленными пространственными образами, схемами, моделями реальности; включает в себя два подфактора: скорость и точность распознавания двухмерных объектов, мысленное вращение и преобразование образов в трехмерном пространстве (Р. Б. Кэттелл).

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ - особенности индивида, формирующие индивидуальный способ мышления, который влияет на саморазвитие личности, обусловливающий своеобразный характер ее жизнедеятельности в целом [52, c. 48].

ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ

ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ - совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым передовой частью общества преимущественно к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте - к людям, считающимся носителями культуры [80, c. 192].

ИНТЕНСИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ИНТЕНСИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ - система методов, стимулирующих напряженную умственную деятельность, усиливающих мотивы учения, ускоряющих усвоение учебного материала. Методы интенсивного обучения относятся к группе активных методов [93].

ИНТЕРАКЦИЯ

ИНТЕРАКЦИЯ - взаимодействие, обусловленное индивидуальными особенностями субъектов, социальной ситуацией, доминирующими стратегиями взаимодействия, целями участников и возможными противоречиями, возникающими в процессе деятельности и общения [32].

ИНТЕРВЬЮ

ИНТЕРВЬЮ - способ получения информации с помощью устного опроса. Различают интервью свободные (не регламентированные темой и формой беседы) и стандартизованные (по форме близкие к анкете с заранее данными вопросами). Границы между этими двумя видами подвижны и зависят от сложности проблемы, цели и этапа исследования [24, c. 57; 61, c. 51; 66, c.138; 67, c. 145; 80, c. 201; 82, c. 284].

http://niv.ru/doc/dictionary/educational-process/fc/slovar-200.htm#zag-278

30.07.2023 08:35


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!