СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный образовательный процесс: основные понятия и термины Статьи на букву "М" (продолжение)

Нажмите, чтобы узнать подробности

МИМИКА

МИМИКА - выразительные движения мышц лица, обнаруживающие психическое состояние человека [80, c. 119].

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации [80, c. 301].

МНЕМОНИКА (МНЕМОТЕХНИКА)

МНЕМОНИКА (мнемотехника) - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций [80, c. 302].

МОДА

Мода - наиболее часто встречающееся значение в серии результатов (например, в серии 3, 3, 3, 5, 6 мода равна 3) [26, c. 174; 73, c. 25].

МОДЕЛИРОВАНИЕ

Моделирование (в педагогике) - построение копий, моделей педагогических материалов, явлений и процессов. Используется для схематического изображения исследуемых педагогических систем. Под «моделью» при этом понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства оригинала, способная замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте [3, c. 68; 89, c. 92].

МОДЕЛИРОВАНИЕ(ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ)

Моделирование(педагогическое) - начальный этап педагогического проектирования. Состоит в разработке модели как общей проективной идеи создания педагогической формы, педагогической системы (концепции, положений), так и в разработке модели педагогических процессов (теоретических установок, учебных программ) для изучения учебного предмета или его части: отдельной темы, раздела и т.п. [3, c. 110; 19, c. 136; 24, c. 85; 82, c. 435].

МОДЕЛЬ

МОДЕЛЬ - 1) система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала; 2) аналог определенного фрагмента природной или социальной реальности, порождения человеческой культуры, концептуально-теоретического образования и т. п. [26, c. 174].

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА (СПЕЦИАЛИСТА)

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА (СПЕЦИАЛИСТА) - характеристика существенных личностных качеств, знаний, умений и навыков, необходимых специалисту для выполнения типовых задач в определенной области профессиональной деятельности после окончания учебного заведения [21; 34; 64; 68; 84; 90].

МОДЕЛЬ ИМИТАЦИОННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ

МОДЕЛЬ ИМИТАЦИОННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ - система учебных заданий, в которых знаковая информация выступает в функции средства регуляции будущей профессиональной деятельности обучаемых [21].

МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ

1) ситуационно обусловленная последовательность действий обучающего и обучаемых в пределах цели педагогического воздействия [52, c. 69]; 2) комплекс, состоящий из дидактической основы и педагогической техники, используемых в данном учебном периоде (В.В. Гузеев)

МОДЕЛЬ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТА ПО ДЖ. ГИЛФОРДУ

МОДЕЛЬ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТА ПО ДЖ. ГИЛФОРДУ - кубообразная модель, классифицирующая свойства интеллекта по трем измерениям: 1) операции (как мы думаем) - что умеет испытуемый: познание, память, дивергентная продуктивность, ковергентная продуктивность, оценивание; 2) содержание (о чем мы думаем) - природа материала или информации, на основе которых осуществляются действия; это материал: изобразительный, символический (буквы, числа), семантический (слова), поведенческий (информация о других людях, их поведении, способностях, потребностях); 3) результаты (к чему приводит умственное действие) - форма, в которой информация обрабатывается испытуемым: элементы, классы, отношения, системы, типы преобразований, делаемые выводы [16, c. 419; 89, c. 161].

МОДУЛЬ

МОДУЛЬ - определенный объем учебной информации, необходимой для выполнения какой-либо конкретной профессиональной деятельности [94; 95].

МОДУЛЬ ОБУЧАЮЩИЙ

МОДУЛЬ ОБУЧАЮЩИЙ - фрагмент содержания курса с полным методическим обеспечением [17].

МОДУЛЬ УРОКА, УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

МОДУЛЬ УРОКА, УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА - отрезок учебного времени, предназначенный для достижения одной и только одной локальной цели. Можно выделить шесть различных модулей: организационный, повторение, изучение нового материала, закрепление, контроль, коррекция. В зависимости от характера цели возможны многочисленные разновидности модулей повторение текущее, поддерживающее, обобщающее, итоговое, вводное. В структуре урока наличествуют всегда несколько модулей, среди которых выделяется ведущий, отвечающий основной цели урока - он формирует тип урока [17].

МОДУЛЬНО-БЛОЧНЫЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

МОДУЛЬНО-БЛОЧНЫЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ - технологии (системы) обучения, в которых минимальной единицей учебного процесса является цикл (модуль) уроков, а несколько модулей образуют блок [17; 94; 95].

МОДУЛЯ СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ

1) точно сформулированная учебная цель, 2) перечень средств обучения, 3) список смежных учебных элементов, 4) содержание с видеорядом, 5) план практических занятий с обязательным перечнем формируемых умений, 6) контрольная работа, точно соответствующая декларируемым целям [17; 95].

МОЗГОВОЙ ШТУРМ (МОЗГОВАЯ АТАКА)

МОЗГОВОЙ ШТУРМ (мозговая атака) - метод выработки большого количества идей за ограниченный промежуток времени (разработан А.Ф.Осборном) [94].

МОНИТОРИНГ

1)непрерывное, длительное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям; 2) процесс непрерывного научного обоснованного, диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач, средств решения (А. С. Белкин); 3) теоретически обоснованные измерения и оценки результатов обучения, способные дать объективные и достоверные данные о ходе педагогического процесса и его результатах (М. И. Грабарь); 4)(в системе «учитель - ученик») - совокупность непрерывных контролирующих действий, позволяющих наблюдать (и корректировать по мере необходимости) продвижение ученика от незнания к знанию (А. М. Кукуев).

мониторинг Образовательный - система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы (Т. Н. Чепелев).

МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

мониторинг развития системы образования - систематическое стандартизированное наблюдение за процессом целенаправленных качественных и количественных изменений в рамках данной системы.

МОНОГРАФИЯ

МОНОГРАФИЯ - опубликованный научный труд, посвященный исследованию одной проблемы (книга, в которой в систематическом виде автором изложены результаты собственного исследования). Монография может быть написана по материалам диссертации [49, c. 540].

МОНОЛОГ

МОНОЛОГ - устное или письменное высказывание одного человека; значительный по размеру отрезок речи, состоящий из содержательно и структурно связанных между собой высказываний, имеющих смысловую завершенность [51, c. 468].

МОНТЕССОРИ-ШКОЛА

МОНТЕССОРИ-ШКОЛА - педагогическая система, основанная на идее разновозрастного обучения, свободного построения распорядка дня и т.п., в которой роль учителя сведена к поддержанию самодеятельности учеников; это школа развития и саморазвития учащихся [23; 68].

МОТИВ

1) осознанная причина поступка, действия, отношения или высказывания; внутренняя побудительная или стимулирующая сила; 2) отдельно взятое побуждение к деятельности, обусловленное определенным интересом или потребностью (Д.А.Белухин).

МОТИВАЦИЯ

1)система взаимосвязанных и соподчиненных мотивов деятельности человека; 2) совокупность побуждений, которые вызывают некую активность человека и приводят его к совершению определенных конкретных действий, определяющих общую направленность личности [49, c. 544].

МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - образование, направленное на сохранение и развитие всего многообразия культурных ценностей, норм, образцов и форм деятельности, существующих в данном сообществе, и на передачу этого наследия молодому поколению [79].

МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ОБРАЗОВАНИЯ - динамичная система разновеликих и разносодержательных культурных полей взаимовлияний и взаимодействий субъектов образования, которые являются носителями определенного культурного и субкультурного опыта [79; 93].

МУЛЬТИПЛИЦИРОВАНИЕ

МУЛЬТИПЛИЦИРОВАНИЕ - метод регистрации хода выполнения деятельности через равные промежутки времени [9, c. 156].

МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ

МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ -

- анализ (разложение) - мысленное или фактическое разложение целого на составные части;

- синтез (соединение) - мысленное или фактическое воссоединение целого из частей;

- абстрагирование - мысленное отвлечение какого-либо свойства (признака), явления, предмета от самого явления или предмета и других его свойств (признаков);

- сравнение - сопоставление для установления сходства или различия объектов с целью выявления отношений;

- конкретизация - воссоздание реального явления, процесса из выделенных ранее абстракций;

- категоризация - отнесение единичного объекта к некоторому классу;

- классификация (систематизация) - установление закономерных связей между классами объектов с целью определения их места в системе;

- обобщение - объединение объектов в единое целое на основе их общих признаков;

- индукция - умозаключение от единичного, частного к общему, от фактов к теории;

- дедукция - переход от общего к частному.

МЫШЛЕНИЕ

МЫШЛЕНИЕ - познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности [80, c. 314; 91, c.391].

МЫШЛЕНИЕ КРИТИЧЕСКОЕ

МЫШЛЕНИЕ КРИТИЧЕСКОЕ - способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; формирование критического мышления - одна из актуальнейших задач современного образования.

МЫШЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

МЫШЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ - определенное видение и понимание учителем ученика, самого себя, окружающего мира, выступающее основанием для вычленения и решения задач в педагогическом взаимодействии.

МЫШЛЕНИЕНООСФЕРНОЕ

МЫШЛЕНИЕНООСФЕРНОЕ - глобальное мышление в его связи и взаимодействии с мыслительной оболочкой земли. Формирование ноосферного мышления связано с воспитанием глубокой ответственности за свой "вклад" (своими действиями, помыслами, чувствами) в дальнейшую эволюцию биосферы в целом и самого себя.

МЫШЛЕНИЯ ПОРОГ

мышления Порог (предел) - минимальная и максимальная степени новизны неизвестного, которые могут быть раскрыты на основе достигнутого уровня знаний при соответствующих познавательных возможностях человека [54; 83].

http://niv.ru/doc/dictionary/educational-process/fc/slovar-204.htm#zag-462

30.07.2023 08:24


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!