СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Статьи на букву "М"
МАГИСТРАТУРА
Магистратура - третья ступень высшего образования повышенной сложности (после получения степени бакалавра и специализации по окончании вуза), обеспечивающая подготовку специалистов к научной работе в сфере практики (ГОС высшего профессионального образования. - М., 1994). По завершении магистратуры выпускник выполняет и защищает диссертацию магистерскую [30]. |
МАЙЕРС-БРИГГС ИНДИКАТОР ТИПА (MEYERS BRIGGS TYPE INDICATOR)
МАЙЕРС-БРИГГС ИНДИКАТОР ТИПА (MEYERS BRIGGS TYPE INDICATOR) - опросник личностный, предназначен для классификации испытуемых по типологии К.Юнга; разработан и опубликован И.Майерс и К.Бриггс в 1962 г.;классифицирует типы личности по четырем факторам: экстравертный / интровертный, сенсорный / интуитивный, мыслительный / чувственный, рассудочный / воспринимающий [10, c. 167]. |
МАРКЕТИНГ
МАРКЕТИНГ - система управления, направленная на изучение существующего и потенциального спроса на товары и услуги с помощью комплексного анализа состояния рынка и изучения перспектив его развития с целью получения максимальной прибыли [49, c. 502; 63, c. 93]. |
МАТРИЦА РАЗНООБРАЗИЯ ОБУЧАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ
МАТРИЦА РАЗНООБРАЗИЯ ОБУЧАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ - аналог матрицы морфологического анализа (теория решения изобретательских задач) с входами (метод обучения, форма организации урока). Инструмент исследования профессиональной компетентности педагогического персонала, управления самообразованием и планирования методической работы в образовательном учреждении. |
МЕДИАНА
МЕДИАНА - 1) значение изучаемого признака, которое делит выборку, упорядоченную по величине данного признака, пополам; 2) своеобразная «золотая середина», справа и слева от которой остальные варианты располагаются поровну, тогда как их удельный вес (абсолютная величина каждой) не принимается во внимание; 3) средний (центральный) показатель в диапазоне результатов (например, в серии 3, 3, 3, 5, 6 медиана равна 3) [10, c. 176; 15, c. 60; 26, c. 166; 89, c. 177]. |
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - явления, возникающие в любой группе людей как результат их психического взаимоотражения в процессе общения. |
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ - установление согласованности учебных программ и учебного материала на основе "взаимопроникновения наук". |
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕНЕДЖМЕНТ - наука о законах управления организационными системами на предприятиях и в учреждениях [63, c. 100]. |
МЕНТАЛИТЕТ
МЕНТАЛИТЕТ - совокупность социальных и нравственных ценностей, установок, предрасположенностей отдельного человека, коллектива или общества к определенным восприятиям, действиям, мыслям, чувствованиям под влиянием традиций, культуры, среды обитания, воспитания [51, c. 447]. |
МЕРЫ ИЗМЕНЧИВОСТИ
МЕРЫ ИЗМЕНЧИВОСТИ - статистические показатели вариации (разброса) признака (переменной) относительно среднего значения, степени индивидуальных отклонений от центральной тенденции распределения; позволяют судить о достоверности и однородности полученной эмпирически совокупности данных, существенности сходств и различий в распределении и сравниваемых группах распределений, точности проведенных измерений [10, c. 173; 15, c. 74]. |
МЕРЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ТЕНДЕНЦИИ
МЕРЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ТЕНДЕНЦИИ - характеристики совокупности переменных (признаков), указывающие на наиболее типичный, репрезентативный для изучаемой выборки результат. Если предположить, что множество результатов исследования расположено на числовой прямой, то центральная тенденция будет проявляться в ориентации, группировании результатов относительно определенного участка этой прямой [10, c. 175; 15, c. 58]. |
МЕТАИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
Метаиндивидуальность - альтернатива понятия интраиндивидуальность; детерминирована специфическими особенностями социальной группы, характером ее функционирования, конкретной социальной ситуацией, в которой индивидуальность проявляет себя, и локализуется в межиндивидном пространстве [32; 42; 44]. |
МЕТАТЕОРИЯ
МЕТАТЕОРИЯ - теория, анализирующая структуру, методы и свойства какой-либо другой теории [5, c. 54; 82, c. 403; 89, c. 41; 91, c. 361]. |
МЕТАЯЗЫК
МЕТАЯЗЫК - язык «второго порядка», средствами которого описываются и исследуются свойства какого-либо естественного языка [89, c. 41; 91, c. 364]. |
МЕТОД
МЕТОД - путь, способ исследования; способ сбора, обработки и анализа данных; способ применения старого знания для получения нового знания; упорядоченная работа с фактами и концепциями; совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи [24, c. 79; 80, c. 278; 82, c. 404; 91, c. 364]. |
МЕТОД ПСИХОМОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ (ПСИХОМОТОРИКА)
МЕТОД ПСИХОМОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ (ПСИХОМОТОРИКА) - важнейший критерией функционального состояния центральной нервной системы. Основные методики исследования психомоторики: тремометрия, динамометрия, определение волевого мышечного усилия, исследование дифференцированности мышечного напряжения, исследование твердости руки, измерение точности воспроизведения движений, исследование ритмичности и аритмичности движений, измерение точности воспроизведения усилий [89, c. 227]. |
МЕТОД АНАЛИЗА ДОКУМЕНТОВ
Метод анализа документов - исследование результатов деятельности в сфере образования, проводимое на основе анализа планов различного характера и назначения, программ, учебно-методических материалов, материалов аттестации, лицензирования и аккредитации и т.п. |
МЕТОД БЕСЕДЫ
Метод беседы - получение словесной информации о человеке, коллективе, группе как от самого предмета исследования, так и от окружающих его людей; в последнем случае выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик. |
МЕТОД БЛИЗНЕЦОВ
Метод близнецов - сравнительное изучение психологических особенностей и развития детей с одинаковой (гомозиготные близнецы) и различной (гетерозиготные близнецы) наследственностью. Используется для научного решения вопроса о степени влияния генов или среды на формирование психологических свойств и особенностей поведения человека. |
МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ПРОДУКТОВ ТВОРЧЕСТВА
Метод изучения продуктов творчества - диагностика психических особенностей человека путем включения в стандартизированную творческую деятельность. Примеры: тест рисования фигуры человека (вариант Гуденау и Маховера), тест рисования дерева (Кох), тест рисования дома, выдуманного гипотетического животного и т.д. Этот психологический метод широко используется в педагогических исследованиях и в процессе изучения личности учащихся учителем или воспитателем. |
МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ - 1) способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; 2) совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности [30, c. 21; 80, c. 278; 89, c. 69]. |
МЕТОД КОРРЕКТУРНЫХ ПРОБ
МЕТОД КОРРЕКТУРНЫХ ПРОБ - одна из разновидностей методик для определения функционального состояния центральной нервной системы; направлен на исследование особенностей распределения внимания (известен как т.н. методика Бурдона) [10, c. 136; 89, c. 291]. |
МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ
Метод наблюдения - целенаправленная, систематическая фиксация специфики протекания тех или иных педагогических явлений, проявлений в них личности, коллектива, группы людей, получаемых результатов. Наблюдения могут быть: сплошными и выборочными; включенными и простыми; неконролируемыми и контролируемыми (при регистрации наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); полевыми (при наблюдении в естественных условиях) и лабораторными (в экспериментальных условиях) и т.д. |
МЕТОД НАУЧНЫЙ
МЕТОД НАУЧНЫЙ - комплекс разнообразных познавательных подходов и практических операций, направленных на приобретение научных знаний [89, c. 12]. |
МЕТОД ОБОБЩЕНИЯ НЕЗАВИСИМЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
Метод обобщения независимых характеристик - исследования, построенные на обобщении возможно большего числа сведений об изучаемом индивиде, получаемых от возможно большего числа лиц, наблюдающих за ним в возможно большем числе видов его деятельности; составление характеристики личности или события различными экспертами независимо друг от друга. |
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ - система регулятивных принципов и правил организации учебного материала и педагогически целесообразного взаимодействия обучающего и обучаемых, применяемая для решения определенного круга дидактических и воспитательных задач [59; 82; 93]. |
МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК
МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК - один из видов научения, при котором умения и навыки приобретаются в результате многократного повторения связанных с ними движений и устранения допускаемых ошибок [66, c. 186; 67, c. 208; 80, c. 284; 82, c. 411]. |
МЕТОД ПРОЕКТОВ
МЕТОД ПРОЕКТОВ - метод обучения, ориентирующий учащихся на создание образовательного продукта: различают созидательный проект, потребительский проект, проект решения проблемы, проект-упражнение (У.Х. Килпатрик) [24; 93]. |
МЕТОД СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ
Метод социометрический - исследование структуры, характера отношений людей на основе измерения их межличностного выбора. Это измерение происходит по определенному социометрическому критерию, а его результаты принимают вид социометрической матрицы, или социограммы. Использование этого метода учителем в процессе формирования детского коллектива позволяет ему находить более продуктивные способы воздействия как на весь коллектив или малые группы, так и на отдельных его членов. |
МЕТОД ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ
Метод терминологический - оперирование базовыми и периферийными понятиями проблемы, анализ педагогических явлений через анализ закрепленных в языке теории педагогики понятий. |
МЕТОД ТЕСТИРОВАНИЯ
Метод тестирования - исследование личности путем диагностики (психопрогностики) ее психических состояний, функций на основе выполнение какого-либо стандартизованного задания. |
МЕТОД УСЛОВНО-РЕФЛЕКТОРНЫХ РЕАКЦИЙ
МЕТОД УСЛОВНО-РЕФЛЕКТОРНЫХ РЕАКЦИЙ - служит для определения функционального состояния центральной нервной системы. Это определение может идти в разных направлениях: - для изучения влияния трудовой деятельности на состояние организма, например, на уровень внимания; - для исследования динамики утомления в процессе работы; - для определения влияния на организм занятий различными видами труда; - для установления влияния на испытуемого различных методик формирования практического навыка; - для выявления сдвигов, происходящих в центральной нервной системе под влиянием упражнений [27, c. 151; 89, c. 226]. |
МЕТОДИКА
МЕТОДИКА - конкретное воплощение метода в соответствии с целью исследования; совокупность исследовательских методов и приемов, а также формы и способы их использования, при помощи которых осуществляется познание педагогических явлений и процессов; процедуры, используемые в конкретном исследовании [24, c. 80; 80, c. 291; 89, c. 13]. |
МЕТОДИКА (ЧАСТНАЯ ДИДАКТИКА)
МЕТОДИКА (частная дидактика) - отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения определенному учебному предмету [24, c. 80; 82, c. 414]. |
МЕТОДИЧЕСКАЯ ОШИБКА
МЕТОДИЧЕСКАЯ ОШИБКА - ошибка преподавания, заключающаяся в нарушении обучающим психолого-педагогических закономерностей (восприятия, памяти, мышления и т.п.) в образовательном процессе. |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА - методическое издание, содержащее конкретные материалы в помощь учителю (планирование на полугодие, на год, конспекты отдельных уроков и т.п.). |
МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УЧИТЕЛЯ
МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УЧИТЕЛЯ - совокупность взаимосвязанных компонентов: цели, методического стиль и организационных форм, необходимых для проектирования целенаправленного, продуктивного и строго определённого педагогического воздействия на формирование личности с заданными качествами и на реализацию учебно-воспитательного процесса (В.М. Монахов). |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ - методическое издание, содержащее комплекс кратких и четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и форм обучения и воспитания. |
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ (в педагогике) - определение предмета педагогики и ее места среди других наук; - определение проблематики педагогических исследований; - определение принципов и способов добывания знаний о педагогической действительности, методах их преобразования и их интерпретации; - исследование структуры, способов построения и развития педагогической теории; - выявление условий эффективного взаимодействия науки и практики, основных путей внедрения достижений науки в педагогическую практику; - анализ и конструктивная критика педагогических концепций [89, c. 11]. |
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ - принципы объективности, детерминизма, познаваемости, развития, историзма, единства теории и практики [89, c. 11]. |
МЕТОДОЛОГИЯ
МЕТОДОЛОГИЯ - 1) "учение о методе", "теория метода"; 2) (в широком смысле) - философская исходная позиция научного познания, общая для всех научных дисциплин; 3) система принципов научного исследования, совокупность методов исследования и обработки данных; 4) учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности; 5) (в узком смысле) - теория научного познания в конкретной научной дисциплине [5, c. 54; 80, c. 235; 91, c. 365]. |
МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ
МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ - 1) учение о педагогическом знании и о процессе педагогического познания; 2) учение об исходных положениях, структуре, функциях и методах научно-педагогического исследования. Представляет собой систему знаний об основах и структуре педагогической теории, о подходах к исследованию педагогических явлений и процессов, о способах получения знаний, объективно отражающих постоянно, быстро меняющуюся действительность в условиях развивающегося общества [19, c. 9]. |
МЕТОДОПТИЧЕСКИЙ
МЕТОДОПТИЧЕСКИЙ - метод регистрации хода выполнения трудовой операции с помощью устройства, состоящего из зеркала, укрепленного на рабочем инструменте, источника света и экрана - фотопластинки [89, c. 212]. |
МЕТОДЫ ВТОРИЧНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ
МЕТОДЫ ВТОРИЧНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ - на базе первичных выявляют скрытые в них статистические закономерности, непосредственно проверяют, доказывают или опровергают гипотезы эксперимента [89, c. 180]. |
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ - позволяют обеспечить научную новизну педагогического исследования, проникнуть в суть изучаемых явлений учебно-воспитательного процесса, предполагая глубокий анализ образовательных фактов, раскрытие внутренних закономерностей, объяснение внешнего внутренним. При их использовании исследователь имеет дело с абстрактными понятиями, определяет сущность, структуру, движущие силы изучаемых явлений. Среди теоретических методов различают: сравнительно-исторический анализ, причинно-следственный анализ, восхождение от абстрактного к конкретному, генетический метод, формализация, моделирование, мысленный эксперимент [3, c. 106; 19, c. 131]. |
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯРЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯРЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ - группа специальных методов исследования, направленных прежде всего на исследование производительности труда и точности выполнения операций. Основным методом исследования производительности труда является хронометраж, а точности выполнения операций - измерение [89, c. 195]. |
МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. |
МЕТОДЫ ПЕРВИЧНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ
МЕТОДЫ ПЕРВИЧНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ - позволяют получать показатели, непосредственно отражающие результаты экспериментальных изменений. К первичным методам статобработки относятся, в частности: упорядочивание, группировка, табулирование, графическое представление статистического распределения, определение средней арифметической величины, определение дисперсии, определение стандартного отклонения, определение медианы, определение моды [89, c. 174]. |
МЕТОДЫ СТАТИСТИЧЕСКИЕ
МЕТОДЫ СТАТИСТИЧЕСКИЕ - некоторые методы математической статистики, предназначенные для обработки результатов эксперимента с целью повышения обоснованности выводов исследований [67, c. 383]. |
МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКИЕ
МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКИЕ (в педагогике) - методы, обеспечивающие возможность непосредственного познания педагогического исследования. Различают группы эмпирических методов исследования: - накопление фактов: изучение литературы, наблюдение, опрос, изучение документов, изучение результатов деятельности учащихся; - проверка предварительных выводов: обобщение педагогического опыта, опытная работа, эксперимент; - оценка результатов: тестирование, шкалирование, статистическая обработка [12, c.28; 19, c. 116; 89, c. 105]. |
МЕТОДЫОПРОСНЫЕ
МЕТОДЫОПРОСНЫЕ - способы получения первичной информации об изучаемом индивиде (группе), проблеме с помощью вопросов. К ним относят беседу, интервью, анкетирование [3, c. 173; 19, c. 120]. |
© 2023, Жернакова Ирина Михайловна 131