СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный образовательный процесс: основные понятия и термины Статьи на букву "М"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статьи на букву "М"

МАГИСТРАТУРА

Магистратура - третья ступень высшего образования повышенной сложности (после получения степени бакалавра и специализации по окончании вуза), обеспечивающая подготовку специалистов к научной работе в сфере практики (ГОС высшего профессионального образования. - М., 1994). По завершении магистратуры выпускник выполняет и защищает диссертацию магистерскую [30].

МАЙЕРС-БРИГГС ИНДИКАТОР ТИПА (MEYERS BRIGGS TYPE INDICATOR)

МАЙЕРС-БРИГГС ИНДИКАТОР ТИПА (MEYERS BRIGGS TYPE INDICATOR) - опросник личностный, предназначен для классификации испытуемых по типологии К.Юнга; разработан и опубликован И.Майерс и К.Бриггс в 1962 г.;классифицирует типы личности по четырем факторам: экстравертный / интровертный, сенсорный / интуитивный, мыслительный / чувственный, рассудочный / воспринимающий [10, c. 167].

МАРКЕТИНГ

МАРКЕТИНГ - система управления, направленная на изучение существующего и потенциального спроса на товары и услуги с помощью комплексного анализа состояния рынка и изучения перспектив его развития с целью получения максимальной прибыли [49, c. 502; 63, c. 93].

МАТРИЦА РАЗНООБРАЗИЯ ОБУЧАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ

МАТРИЦА РАЗНООБРАЗИЯ ОБУЧАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ - аналог матрицы морфологического анализа (теория решения изобретательских задач) с входами (метод обучения, форма организации урока). Инструмент исследования профессиональной компетентности педагогического персонала, управления самообразованием и планирования методической работы в образовательном учреждении.

МЕДИАНА

МЕДИАНА - 1) значение изучаемого признака, которое делит выборку, упорядоченную по величине данного признака, пополам; 2) своеобразная «золотая середина», справа и слева от которой остальные варианты располагаются поровну, тогда как их удельный вес (абсолютная величина каждой) не принимается во внимание; 3) средний (центральный) показатель в диапазоне результатов (например, в серии 3, 3, 3, 5, 6 медиана равна 3) [10, c. 176; 15, c. 60; 26, c. 166; 89, c. 177].

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - явления, возникающие в любой группе людей как результат их психического взаимоотражения в процессе общения.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ - установление согласованности учебных программ и учебного материала на основе "взаимопроникновения наук".

МЕНЕДЖМЕНТ

МЕНЕДЖМЕНТ - наука о законах управления организационными системами на предприятиях и в учреждениях [63, c. 100].

МЕНТАЛИТЕТ

МЕНТАЛИТЕТ - совокупность социальных и нравственных ценностей, установок, предрасположенностей отдельного человека, коллектива или общества к определенным восприятиям, действиям, мыслям, чувствованиям под влиянием традиций, культуры, среды обитания, воспитания [51, c. 447].

МЕРЫ ИЗМЕНЧИВОСТИ

МЕРЫ ИЗМЕНЧИВОСТИ - статистические показатели вариации (разброса) признака (переменной) относительно среднего значения, степени индивидуальных отклонений от центральной тенденции распределения; позволяют судить о достоверности и однородности полученной эмпирически совокупности данных, существенности сходств и различий в распределении и сравниваемых группах распределений, точности проведенных измерений [10, c. 173; 15, c. 74].

МЕРЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ТЕНДЕНЦИИ

МЕРЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ТЕНДЕНЦИИ - характеристики совокупности переменных (признаков), указывающие на наиболее типичный, репрезентативный для изучаемой выборки результат. Если предположить, что множество результатов исследования расположено на числовой прямой, то центральная тенденция будет проявляться в ориентации, группировании результатов относительно определенного участка этой прямой [10, c. 175; 15, c. 58].

МЕТАИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Метаиндивидуальность - альтернатива понятия интраиндивидуальность; детерминирована специфическими особенностями социальной группы, характером ее функционирования, конкретной социальной ситуацией, в которой индивидуальность проявляет себя, и локализуется в межиндивидном пространстве [32; 42; 44].

МЕТАТЕОРИЯ

МЕТАТЕОРИЯ - теория, анализирующая структуру, методы и свойства какой-либо другой теории [5, c. 54; 82, c. 403; 89, c. 41; 91, c. 361].

МЕТАЯЗЫК

МЕТАЯЗЫК - язык «второго порядка», средствами которого описываются и исследуются свойства какого-либо естественного языка [89, c. 41; 91, c. 364].

МЕТОД

МЕТОД - путь, способ исследования; способ сбора, обработки и анализа данных; способ применения старого знания для получения нового знания; упорядоченная работа с фактами и концепциями; совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи [24, c. 79; 80, c. 278; 82, c. 404; 91, c. 364].

МЕТОД ПСИХОМОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ (ПСИХОМОТОРИКА)

МЕТОД ПСИХОМОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ (ПСИХОМОТОРИКА) - важнейший критерией функционального состояния центральной нервной системы. Основные методики исследования психомоторики: тремометрия, динамометрия, определение волевого мышечного усилия, исследование дифференцированности мышечного напряжения, исследование твердости руки, измерение точности воспроизведения движений, исследование ритмичности и аритмичности движений, измерение точности воспроизведения усилий [89, c. 227].

МЕТОД АНАЛИЗА ДОКУМЕНТОВ

Метод анализа документов - исследование результатов деятельности в сфере образования, проводимое на основе анализа планов различного характера и назначения, программ, учебно-методических материалов, материалов аттестации, лицензирования и аккредитации и т.п.

МЕТОД БЕСЕДЫ

Метод беседы - получение словесной информации о человеке, коллективе, группе как от самого предмета исследования, так и от окружающих его людей; в последнем случае выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик.

МЕТОД БЛИЗНЕЦОВ

Метод близнецов - сравнительное изучение психологических особенностей и развития детей с одинаковой (гомозиготные близнецы) и различной (гетерозиготные близнецы) наследственностью. Используется для научного решения вопроса о степени влияния генов или среды на формирование психологических свойств и особенностей поведения человека.

МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ПРОДУКТОВ ТВОРЧЕСТВА

Метод изучения продуктов творчества - диагностика психических особенностей человека путем включения в стандартизированную творческую деятельность. Примеры: тест рисования фигуры человека (вариант Гуденау и Маховера), тест рисования дерева (Кох), тест рисования дома, выдуманного гипотетического животного и т.д. Этот психологический метод широко используется в педагогических исследованиях и в процессе изучения личности учащихся учителем или воспитателем.

МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ

МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ - 1) способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; 2) совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности [30, c. 21; 80, c. 278; 89, c. 69].

МЕТОД КОРРЕКТУРНЫХ ПРОБ

МЕТОД КОРРЕКТУРНЫХ ПРОБ - одна из разновидностей методик для определения функционального состояния центральной нервной системы; направлен на исследование особенностей распределения внимания (известен как т.н. методика Бурдона) [10, c. 136; 89, c. 291].

МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ

Метод наблюдения - целенаправленная, систематическая фиксация специфики протекания тех или иных педагогических явлений, проявлений в них личности, коллектива, группы людей, получаемых результатов. Наблюдения могут быть: сплошными и выборочными; включенными и простыми; неконролируемыми и контролируемыми (при регистрации наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); полевыми (при наблюдении в естественных условиях) и лабораторными (в экспериментальных условиях) и т.д.

МЕТОД НАУЧНЫЙ

МЕТОД НАУЧНЫЙ - комплекс разнообразных познавательных подходов и практических операций, направленных на приобретение научных знаний [89, c. 12].

МЕТОД ОБОБЩЕНИЯ НЕЗАВИСИМЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

Метод обобщения независимых характеристик - исследования, построенные на обобщении возможно большего числа сведений об изучаемом индивиде, получаемых от возможно большего числа лиц, наблюдающих за ним в возможно большем числе видов его деятельности; составление характеристики личности или события различными экспертами независимо друг от друга.

МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

МЕТОД ОБУЧЕНИЯ - система регулятивных принципов и правил организации учебного материала и педагогически целесообразного взаимодействия обучающего и обучаемых, применяемая для решения определенного круга дидактических и воспитательных задач [59; 82; 93].

МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК

МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК - один из видов научения, при котором умения и навыки приобретаются в результате многократного повторения связанных с ними движений и устранения допускаемых ошибок [66, c. 186; 67, c. 208; 80, c. 284; 82, c. 411].

МЕТОД ПРОЕКТОВ

МЕТОД ПРОЕКТОВ - метод обучения, ориентирующий учащихся на создание образовательного продукта: различают созидательный проект, потребительский проект, проект решения проблемы, проект-упражнение (У.Х. Килпатрик) [24; 93].

МЕТОД СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ

Метод социометрический - исследование структуры, характера отношений людей на основе измерения их межличностного выбора. Это измерение происходит по определенному социометрическому критерию, а его результаты принимают вид социометрической матрицы, или социограммы. Использование этого метода учителем в процессе формирования детского коллектива позволяет ему находить более продуктивные способы воздействия как на весь коллектив или малые группы, так и на отдельных его членов.

МЕТОД ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ

Метод терминологический - оперирование базовыми и периферийными понятиями проблемы, анализ педагогических явлений через анализ закрепленных в языке теории педагогики понятий.

МЕТОД ТЕСТИРОВАНИЯ

Метод тестирования - исследование личности путем диагностики (психопрогностики) ее психических состояний, функций на основе выполнение какого-либо стандартизованного задания.

МЕТОД УСЛОВНО-РЕФЛЕКТОРНЫХ РЕАКЦИЙ

МЕТОД УСЛОВНО-РЕФЛЕКТОРНЫХ РЕАКЦИЙ - служит для определения функционального состояния центральной нервной системы. Это определение может идти в разных направлениях:

- для изучения влияния трудовой деятельности на состояние организма, например, на уровень внимания;

- для исследования динамики утомления в процессе работы;

- для определения влияния на организм занятий различными видами труда;

- для установления влияния на испытуемого различных методик формирования практического навыка;

- для выявления сдвигов, происходящих в центральной нервной системе под влиянием упражнений [27, c. 151; 89, c. 226].

МЕТОДИКА

МЕТОДИКА - конкретное воплощение метода в соответствии с целью исследования; совокупность исследовательских методов и приемов, а также формы и способы их использования, при помощи которых осуществляется познание педагогических явлений и процессов; процедуры, используемые в конкретном исследовании [24, c. 80; 80, c. 291; 89, c. 13].

МЕТОДИКА (ЧАСТНАЯ ДИДАКТИКА)

МЕТОДИКА (частная дидактика) - отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения определенному учебному предмету [24, c. 80; 82, c. 414].

МЕТОДИЧЕСКАЯ ОШИБКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ ОШИБКА - ошибка преподавания, заключающаяся в нарушении обучающим психолого-педагогических закономерностей (восприятия, памяти, мышления и т.п.) в образовательном процессе.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА - методическое издание, содержащее конкретные материалы в помощь учителю (планирование на полугодие, на год, конспекты отдельных уроков и т.п.).

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УЧИТЕЛЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УЧИТЕЛЯ - совокупность взаимосвязанных компонентов: цели, методического стиль и организационных форм, необходимых для проектирования целенаправленного, продуктивного и строго определённого педагогического воздействия на формирование личности с заданными качествами и на реализацию учебно-воспитательного процесса (В.М. Монахов).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ - методическое издание, содержащее комплекс кратких и четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и форм обучения и воспитания.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ (в педагогике)

- определение предмета педагогики и ее места среди других наук;

- определение проблематики педагогических исследований;

- определение принципов и способов добывания знаний о педагогической действительности, методах их преобразования и их интерпретации;

- исследование структуры, способов построения и развития педагогической теории;

- выявление условий эффективного взаимодействия науки и практики, основных путей внедрения достижений науки в педагогическую практику;

- анализ и конструктивная критика педагогических концепций [89, c. 11].

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ - принципы объективности, детерминизма, познаваемости, развития, историзма, единства теории и практики [89, c. 11].

МЕТОДОЛОГИЯ

МЕТОДОЛОГИЯ - 1) "учение о методе", "теория метода"; 2) (в широком смысле) - философская исходная позиция научного познания, общая для всех научных дисциплин; 3) система принципов научного исследования, совокупность методов исследования и обработки данных; 4) учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности; 5) (в узком смысле) - теория научного познания в конкретной научной дисциплине [5, c. 54; 80, c. 235; 91, c. 365].

МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ

МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ - 1) учение о педагогическом знании и о процессе педагогического познания; 2) учение об исходных положениях, структуре, функциях и методах научно-педагогического исследования.

Представляет собой систему знаний об основах и структуре педагогической теории, о подходах к исследованию педагогических явлений и процессов, о способах получения знаний, объективно отражающих постоянно, быстро меняющуюся действительность в условиях развивающегося общества [19, c. 9].

МЕТОДОПТИЧЕСКИЙ

МЕТОДОПТИЧЕСКИЙ - метод регистрации хода выполнения трудовой операции с помощью устройства, состоящего из зеркала, укрепленного на рабочем инструменте, источника света и экрана - фотопластинки [89, c. 212].

МЕТОДЫ ВТОРИЧНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ

МЕТОДЫ ВТОРИЧНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ - на базе первичных выявляют скрытые в них статистические закономерности, непосредственно проверяют, доказывают или опровергают гипотезы эксперимента [89, c. 180].

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ - позволяют обеспечить научную новизну педагогического исследования, проникнуть в суть изучаемых явлений учебно-воспитательного процесса, предполагая глубокий анализ образовательных фактов, раскрытие внутренних закономерностей, объяснение внешнего внутренним. При их использовании исследователь имеет дело с абстрактными понятиями, определяет сущность, структуру, движущие силы изучаемых явлений. Среди теоретических методов различают: сравнительно-исторический анализ, причинно-следственный анализ, восхождение от абстрактного к конкретному, генетический метод, формализация, моделирование, мысленный эксперимент [3, c. 106; 19, c. 131].

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯРЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯРЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ - группа специальных методов исследования, направленных прежде всего на исследование производительности труда и точности выполнения операций. Основным методом исследования производительности труда является хронометраж, а точности выполнения операций - измерение [89, c. 195].

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.

МЕТОДЫ ПЕРВИЧНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ

МЕТОДЫ ПЕРВИЧНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ - позволяют получать показатели, непосредственно отражающие результаты экспериментальных изменений. К первичным методам статобработки относятся, в частности: упорядочивание, группировка, табулирование, графическое представление статистического распределения, определение средней арифметической величины, определение дисперсии, определение стандартного отклонения, определение медианы, определение моды [89, c. 174].

МЕТОДЫ СТАТИСТИЧЕСКИЕ

МЕТОДЫ СТАТИСТИЧЕСКИЕ - некоторые методы математической статистики, предназначенные для обработки результатов эксперимента с целью повышения обоснованности выводов исследований [67, c. 383].

МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКИЕ

МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКИЕ (в педагогике) - методы, обеспечивающие возможность непосредственного познания педагогического исследования. Различают группы эмпирических методов исследования:

- накопление фактов: изучение литературы, наблюдение, опрос, изучение документов, изучение результатов деятельности учащихся;

- проверка предварительных выводов: обобщение педагогического опыта, опытная работа, эксперимент;

- оценка результатов: тестирование, шкалирование, статистическая обработка [12, c.28; 19, c. 116; 89, c. 105].

МЕТОДЫОПРОСНЫЕ

МЕТОДЫОПРОСНЫЕ - способы получения первичной информации об изучаемом индивиде (группе), проблеме с помощью вопросов. К ним относят беседу, интервью, анкетирование [3, c. 173; 19, c. 120].

http://niv.ru/doc/dictionary/educational-process/fc/slovar-204.htm#zag-462

30.07.2023 08:22


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!