СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный образовательный процесс: основные понятия и термины Статьи на букву "П" (продолжение)

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРАВКА - ВЫЧИТКА

ПРАВКА - ВЫЧИТКА - связана со сличением текста с заслуживающим доверия оригиналом и исправление технических погрешностей [88, c. 25; 89, c. 251].

ПРАВКА - ПЕРЕДЕЛКА

ПРАВКА - ПЕРЕДЕЛКА - связана с серьезным изменением первоначального варианта рукописи [88, c. 28; 89, c. 252].

ПРАВКА - СОКРАЩЕНИЕ

ПРАВКА - СОКРАЩЕНИЕ - направлена на сокращение текста (без ущерба для содержания), на уменьшение объема и улучшение качества рукописи. При этом убираются композиционные недочеты: растянутость, длинноты, ненужные подробности, однотипные примеры. [88, c. 27; 89, c. 251].

ПРАВКА-ОБРАБОТКА

ПРАВКА-ОБРАБОТКА - связана с заменой неудачных слов и оборотов, достижением точности фраз и формулировок, логичности в построении произведения, убедительности аргументов [88, c. 28; 89, c. 251].

ПРАКСИМЕТРИЯ

ПРАКСИМЕТРИЯ - измерение параметров индивидуальной и групповой деятельности: скорости и точности выполнения действий и операций, последовательности действий, способов действий, продуктивности деятельности и т. д.

ПРАКТИКА

ПРАКТИКА - совокупная деятельность человечества, содержание которой - освоение и преобразование природных и социальных объектов. Практика - цель и единственный объективный критерий истинности познания.

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ - перечень основных терминов-понятий, встречающихся в тексте, с указанием страниц их нахождения; сжимает информацию основного текста, представляет ее в ином порядке, существенно облегчая ориентировку в содержании текста [88].

ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ ПРОТИВ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ ПРОТИВ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ - тенденция выискивать информацию, которая подтверждает собственное предвзятое мнение.

ПРЕТЕСТ

ПРЕТЕСТ - предварительное тестирование, проводимое с целью уравнивания составов групп учащихся перед экспериментом.

ПРИВЫЧКА

ПРИВЫЧКА - сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенной ситуации приобретает для человека характер потребности. Привычки могут не только складываться стихийно, но и быть продуктом направленного воспитания, перерастать в устойчивые черты характера [80, c. 432].

ПРИМЕЧАНИЯ

ПРИМЕЧАНИЯ - дополнительные разъяснения, справки, комментарии по поводу частей основного текста, вынесенные во вне. По замыслу они имеют второстепенный характер. Примечания могут быть подстрочными, обычно отмечаемыми "звездочками", и затекстовыми, отмечаемыми цифрами [88].

ПРИНЦИП

ПРИНЦИП - 1) основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения; 2) основополагающее первоначало, основное положение, исходный пункт, предпосылка какой-либо теории, концепции [49; 51; 81].

"ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ"

"ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ" - 1) принцип, означающий, что взаимодействие между измерительным прибором и объектом составляет неразрывную часть явления; 2) любая процедура, связанная с измерением, которая вносит в изучаемый объект или явление определенные возмущения [89, c. 237].

ПРИНЦИП КОГНИТИВНОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ

ПРИНЦИП КОГНИТИВНОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ - психолого-педагогическая закономерность, согласно которой эффективность усвоения повышается, если наглядность в обучении выполняет не только иллюстративную, но и когнитивную функцию [95].

ПРИНЦИП КРИТЕРИАЛЬНО-КЛЮЧЕВОЙ

ПРИНЦИП КРИТЕРИАЛЬНО-КЛЮЧЕВОЙ - принцип конструирования тестов на основе обнаружения (эмпирического) психологических признаков, позволяющих дифференцировать релевантные критериальные группы от контрольных. Широко используется для конструирования психодиагностических методик наряду с факторно-аналитическим принципом. См. Опросник Миннесотский многоаспектный личностный.

ПРИНЦИП МОДУЛЬНОСТИ

ПРИНЦИП МОДУЛЬНОСТИ - основа личностно ориентированного подхода при проблемно-модульном обучении, позволяющем представить содержание курса в трех различных вариантах: полном, сокращенном и углубленном. Как правило, полный вариант проблемного модуля рекомендуется для слабых учащихся, сокращенный вариант - для средних и углубленный - для сильных учеников [95].

ПРИНЦИП МОТИВАЦИИ

ПРИНЦИП МОТИВАЦИИ - основополагающее положение, направленное на стимулирование учебно-познавательной деятельности; этот принцип является одним из ведущих звеньев афферентного синтеза в структуре функциональной системы психической деятельности.

ПРИНЦИП СИСТЕМНОГО КВАНТОВАНИЯ

ПРИНЦИП СИСТЕМНОГО КВАНТОВАНИЯ - специфический принцип проблемно-модульной технологии, заключающийся в сжатии учебной информации на основе обобщения содержания и теории укрупнения дидактических единиц [95].

"ПРИНЦИП ТУРНИКЕТА"

"Принцип турникета" - долговременная организационно-педагогическая модель диагностики детской одаренности, предполагающая длительное, продолжительное наблюдение за ребенком (авторы - Дж. Рензулли, С. Рис и Л. Смит).

ПРИНЦИП ФАКТОРНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ

ПРИНЦИП ФАКТОРНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ - принцип конструирования тестов на основе выявления ограниченного, определяемого разработчиком круга факторов. Широко используется для конструирования психодиагностических методик, наряду с критериально-ключевым принципом.

ПРИНЦИПЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

ПРИНЦИПЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ - целеполагание (цели преподавателя и учащихся), бинарность (взаимодействие обучающего и обучаемых), проблемность (наличие противоречия в учебном материале или в процессе его усвоения) [95].

ПРИРОДОСООБРАЗНОСТЬ

ПРИРОДОСООБРАЗНОСТЬ - мировоззрение, исповедующее необходимость учитывать природные задатки человека, опираться на них.

ПРИЧИНА

ПРИЧИНА - явление, действие которого определяет, вызывает, изменяет или влечет за собой появление другого явления, которое называют следствием. Причина всегда предшествует следствию [91, c. 531].

ПРИЧИННОСТЬ

Причинность - убежденность в том, что события не просто происходят, а имеют некую причину [91, c. 531].

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

Проблемная ситуация - особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта; характеризуется таким психическим состоянием, возникающим у субъекта (учащегося) при выполнении им задания, которое требует найти (открыть или усвоить) новые, ранее неизвестные субъекту знания или способы действия (А.М. Матюшкин).

ПРОБЛЕМНОЕ ЗАДАНИЕ

Проблемное задание - практическое или теоретическое задание, вызывающее познавательную потребность в новом неизвестном знании, служащем для правильного выполнения действия, приводящего к достижению цели (А.М. Матюшкин).

ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ - система преподавания, согласно которой весь континуум мыслительной деятельности обучаемого, доминирующей мотивацией которой является постановка и решение личностно значимой проблемы, может быть разделен на системные "кванты" (М. А. Чошанов).

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

Проблемный вопрос - вопрос, определяющий область тех неизвестных закономерностей или способов действия, которые могут или должны быть раскрыты на основе усвоенных знаний и достигнутого уровня способов действия (А.М. Матюшкин).

ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ - определяется тем, в какой мере предлагаемое решение дает возможность изменить существующую на практике ситуацию [29; 30; 89].

ПРОГНОЗ

ПРОГНОЗ - 1) результат прогнозирования, содержащий информацию о каком-либо объекте, опережающий по времени процесс развития данного объекта; 2) ожидаемое развитие того или иного процесса [26, c. 252].

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ - процесс предвидения, предсказаний и перспектив дальнейшего развития тех или иных объектов и их будущего состояния на основе знания закономерностей развития их в прошлом и в настоящее время [51, c. 586; 70, c. 190; 89, c. 76].

ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ

ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ - документ, раскрывающий цель, предмет и содержание наблюдения [9, c. 18].

ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - система логических связанных этапов и процедур, раскрывающих содержание и последовательность педагогического исследования [89, c. 50].

ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТА

ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТА - основная форма проектирования его подготовки и проведения до получения результата. Это моделирование экспериментальной деятельности как составной части исследования. В программу эксперимента входят разделы:

- общие данные об эксперименте (тема, характеристика места проведения и участников, тип эксперимента);

- научный аппарат эксперимента (теоретическая основа - теории, понятия, цель, гипотеза, описание (не) зависимых переменных и методы их диагностирования, методы обработки эмпирических данных);

- организация эксперимента (материально-техническое и методическое обеспечение, организационно-педагогическая и психологическая подготовка участников эксперимента, график проведения эксперимента);

- приложение (экспериментальные материалы, методы диагностирования и обработки полученной информации) [52, c. 57].

ПРОДУКТИВНОЕ УЧЕНИЕ

ПРОДУКТИВНОЕ УЧЕНИЕ - практика личностно ориентированного обучения в процессе конкретной работы на основе ее свободного выбора учащимися и с учетом их интересов. В противовес традиционному образованию, продуктивное учение преследует цели развития автономности и активности, что, в итоге, дает на выходе индивидуальный опыт продуктивной деятельности [93].

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ - процесс создания проекта, прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния.

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ(ПИТ)

Проектно-исследовательская технология(ПИТ) - система интегрированных процедур в образовательном процессе; технология, включающая в себя многие известные методы и способы активного обучения, как то: метод проектов, метод погружения, методы сбора и обработки данных, исследовательский и проблемный методы, анализ справочных и литературных источников, поисковый эксперимент, опытная работа, обобщение результатов, деловые и ролевые игры и др. (В. В. Гузеев).

ПРОЕКЦИЯ

ПРОЕКЦИЯ - 1) процесс и результат осмысления опыта индивида, заключающийся в осознанном или бессознательном перенесении им собственных состояний и свойств на внешние объекты; осуществляется под влиянием доминирующих потребностей, смыслов и ценностей личности; 2) один из защитных механизмов, состоящий в том, что неприемлемые чувства, желания и даже некоторые аспекты личности человек отчуждает от себя и приписывает кому-то другому [80, c. 449].

ПРОСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

ПРОСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - форма научного документа, суть которого заключается в систематизированном изложении основного содержания, научного аппарата и плана предстоящего исследования [4, c. 93].

ПРОТИВОРЕЧИЕ

ПРОТИВОРЕЧИЕ - взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития познания. В основе научной проблемы лежит противоречие между знанием и незнанием, между существующей теорией и новыми фактами [51, c. 588].

ПРОТИВОРЕЧИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

ПРОТИВОРЕЧИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ - несоответствие, возникающее и углубляющееся в процессе образовательной практики между устаревшими педагогическими представлениями, концепциями, взглядами, системами и новыми, усложняющимися требованиями жизни к подрастающей личности. Последние могут быть удовлетворены лишь новым содержанием, формами, методами воспитания и обучения.

ПРОФЕССИОГРАФИЯ

ПРОФЕССИОГРАФИЯ - технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физиологическим возможностям человека [67, c. 296; 80, c. 453; 82, c. 638].

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ

Профессиональное становление - развитие личности в процессе выбора профессии, профессионального образования и подготовки, а также выполнения профессиональной деятельности [21].

ПРОФЕССОР

ПРОФЕССОР - ученое звание и должность преподавателя вуза или научного сотрудника НИИ. Присваивается, как правило, докторам наук при наличии стажа преподавательской работы в вузе и крупных научных работ - монографий, учебников [63, c. 134].

ПРЯМЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ

ПРЯМЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ - измерения, при которых мера или прибор применяются непосредственно для измерения данной величины [89, c. 197].

ПСИХОГЕНЕТИКА

ПСИХОГЕНЕТИКА - область психологии, изучающая соотношение и взаимовлияние наследственности и среды на развитие психических свойств человека [80, c. 469; 82, c. 647].

ПСИХОДИАГНОСТИКА

ПСИХОДИАГНОСТИКА - теория и практика оценки психологических свойств, процессов, состояний человека при помощи научно проверенных методов, позволяющих получить достоверную информацию [11; 24; 80; 97].

ПСИХОЛОГИКА ПОВЕДЕНИЯ ИСПЫТУЕМЫХ

ПСИХОЛОГИКА ПОВЕДЕНИЯ ИСПЫТУЕМЫХ - совокупность рациональных и иррациональных (основанных на приметах) стратегий поведения испытуемых. Некоторые типичные мнимо разумные стратегии поиска правильного ответа:

- "Выбирай ответ из общих соображений здравого смысла" (ассоциативное правдоподобие).

- "Выбирай золотую середину". Испытуемый полагает, что правильный ответ не может быть крайним.

- "Выбирай более развернутый и аргументированный ответ". Испытуемый считает, что правильный ответ замаскирован под более развернутую формулировку.

- "Выбирай более наукообразный ответ из иностранных и малопонятных слов".

- "Выбирай ответ, напоминающий что-то знакомое". Испытуемый ищет в формуле возможно правильного ответа упоминаемые на занятиях термины.

- "Выбирай ответ, соответствующий общим ожиданиям". Ожидания испытуемых чаще всего строятся на базе стремления к преодолению когнитивного диссонанса [97].

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИНЕРЦИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИНЕРЦИЯ - предрасположенность к какому-либо конкретному методу или образу мышления при решении задачи, игнорирование всех возможностей, кроме единственной, встретившейся в самом начале [97].

ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА

ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА - область знания, изучающая созидание человеком нового, оригинального в различных сферах деятельности, прежде всего в науке [80, c. 527].

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

Психология общения - раздел общей и социальной психологии, раскрывающий психологические механизмы общения людей, стимулы и мотивы общения, его способы и формы, складывающиеся стереотипы и «технологии» общения [22; 32; 97].

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

Психология профессиональная - отрасль прикладной психологии, изучающая закономерности формирования профессиональных намерений, выбора профессии, овладения ею, становления специалиста, а также профессиональные деструкции личности [21; 97].

ПСИХОМЕТРИЯ

ПСИХОМЕТРИЯ - раздел математической психологии, посвященный теории психологических измерений, методам обработки психологических данных, конструирования и валидизации психологических тестов [97].

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ - исследуют следующие характеристики трудовых навыков:

- биотоки мышц и головного мозга электромиографией и электроэнцефалографией;

- изменение вегетативных функций - уровнем кожногальванической, потоотделительной, зрачковой, сосудистой реакцией; изменением дыхания и кровообращения.;

- подвижность нервных процессов - методом условнорефлекторных реакций, корректурных проб [89, c. 223].

ПУБЛИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИССЕРТАЦИИ В НАУЧНЫХ ИЗДАНИЯХ

Публикация основных результатов диссертации в научных изданиях - предшествующее защите диссертации опубликование ее материалов и результатов в виде печатных работ в книгах, журналах, сборниках научных работ, тезисов докладов на научных конференциях, семинарах. К опубликованным работам приравниваются дипломы на открытия, патенты на изобретения, свидетельства на полезную модель, патенты на промышленный образец, депонированные рукописи работ, аннотированные в научных журналах препринты, другие официальные тиражированные или зарегистрированные государственными органами научные материалы.

http://niv.ru/doc/dictionary/educational-process/fc/slovar-207.htm#zag-679

30.07.2023 07:32


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!