СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный урок математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок есть искусство, его и надо возводить на уровень искусства. Бывают уроки более интересные, чем любой спектакль в любом театре, – напряжённые, красивые, драматически выстроенные. В педагогике не принято говорить о драматургии урока, а жаль: в хорошем уроке есть завязка, кульминация, развязка, движение сложных линий, текст и подтекст.

Урок! Его величество урок! Голова, тело, дух школы.

Слова советского и российского публициста и журналиста, теоретика педагогики Симона Львовича Соловейчика.

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции.

Василий Александрович Сухомлинский (выдающийся советский педагог-новатор, писатель. Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель школы Украинской ССР, Герой Социалистического Труда)

Как бы ни совершенствовалась система образования, какие бы нововведения ни появлялись в школе, более оптимального вида организации учебной деятельности учащихся, чем урок, не придумано. Именно он лежит в основе всего процесса обучения. От его содержательности, эффективности, результативности напрямую зависит качество получаемого в школе образования. Тема «Современный урок» всегда актуальна и интересна для каждого педагога.

Сегодня нет недостатка в методических пособиях и рекомендациях, которые учат, каким должен быть современный урок. Этой же проблеме посвящены все формы методической учебы, проводимой в школе: тематические семинары,

практикумы, заседания творческих групп, методических объединений, педагогические советы, методические планёрки, индивидуальные консультации и собеседования. Но берёт что-то для работы из всего перечисленного тот, кто заинтересован в качественном результате своего труда, кто пробует использовать на практике приёмы, заинтересовавшие своей новизной, эффективностью.

Ни один урок не может решить всех задач обучения. Он является частью темы, курса учебного предмета. Важно всегда осознавать, какое место он занимает в системе учебного предмета, каковы его дидактические цели. Урок должен быть логической единицей темы, раздела, курса.

Соблюдая основные требования к уроку, учитель вносит свое искусство, свой методический почерк, зависящий как от характера класса, так и от индивидуальных черт учителя и учеников.

Структура каждого урока в соответствии с его логикой должна быть четкой, со строгим переходом от одной части урока к другой в соответствии с дидактической целью урока и закономерностями процесса обучения. Но этими частями являются не традиционный опрос, изучение нового материала, закрепление усвоенного и т.д., а шаги, обусловливающие движение к цели урока, т.е. к усвоению его содержания.

На уроке должно осуществляться закрепление знаний посредством воспроизведения знаний учащимися, упражнений в навыках и умениях, путем выполнения заданий на применение знаний в измененной ситуации.

Учебный процесс немыслим без неоднократного повторения содержания знаний и умений. Форма повторения может быть различной, в зависимости от целей урока и его содержания.

На уроках должен быть систематический и планомерный контроль за качеством усвоения знаний учащимися. Главный критерий качества урока – не применение тех или иных видов работы, а обученность учащихся, достижение целей урока. В конце урока должно проверяться то, что ставится в качестве цели.

«Иду на урок» – эту фразу произносят тысячи учителей ежедневно. С чем идет учитель на урок? Зачем идет педагог на урок?

Ответы на эти вопросы кроются в анализе такого феномена, как педагогические цели. Можно ли вообще не говорить о целях учебного занятия. Ведь, согласитесь, главная цель учителей состоит в том, чтобы дети работали на занятии. И может быть, в этом случае не имеет смысла говорить о целях конкретного урока, семинара, практикума и т.п.

Учебное занятие является формой реализации конкретных целей образования. Оно всегда ограничено рамками времени. При этом под целью понимается планируемый результат.

А должен ли ребенок знать цель учебного занятия? Ведь цели урока – это дело учителя. Но представьте себе, что, не зная целей, ребенок чувствует себя словно в каком-то лабиринте. А многие наши ученики приходят в раздражение потому, что учителя знают, что будет происходить, а они – нет. И совсем другое чувство возникает у школьников, когда они представляют себе цель того, в чем им предстоит участвовать. Но какую цель?

Рассмотрим следующую ситуацию. Учитель говорит восьмиклассникам о том, что они сегодня научатся решать уравнения, и это очень важно для них в связи с поступлением в будущем в высшие учебные заведения. А учащимся неинтересно: почему нужно учиться решать уравнения, которые будут необходимы через четыре года. Значит, цели для учащихся должны находиться в сфере интересов ребенка.

Под целью принято понимать идеальный, мысленно предвосхищаемый результат деятельности.

Как же осуществляется целеполагание в педагогической деятельности?

Как правило, цели урока педагоги формулируют через: а) свою деятельность, б) изучаемое содержание.

В первом случае применяются следующие формулировки: дать понятие (например, цивилизации или силы электрического тока), сформировать знания о., познакомить с., воспитать, развивать, показать, обосновать, проанализировать, обобщить, систематизировать, научить, доказать, сравнить, проверить и т.п. Подобного рода определения нельзя отнести к целям, поскольку они не дают описания конечного результата (продукта) урока. Это, скорее указания на задачи, которые ставит перед собой учитель в процессе подготовки урока. Ученики в данном случае – лишь объект воздействия педагога, материал, с которым он работает. Главными становятся действия учителя, его план, в то время как результат урока (запланированная цель) рассматривается как нечто второстепенное.

Диагностическое целеполагание – описание целей таким образом, что можно надежно определить степень их достижения.

1. В планируемом для изучения материале выделяются учебные элементы (УЭ): понятия, формулы, факты, закономерности и т.п. Их перечень задается учебной программой по предмету.

2. По каждому УЭ определяются действия, которыми учащиеся могут овладеть к концу урока или темы. При этом предполагается разноуровневое представление целей-действий: на каждом из уровней для обозначения действий применяются соответствующие глаголы, например:

а) узнавание (учащиеся должны различать, узнавать, называть);

б) запоминание (учащиеся в конце урока воспроизводят, дают определение, перечисляют, изображают символы);

в) понимание (учащиеся приводят примеры, поясняют смысл, интерпретируют, пересказывают своими словами, выделяют главное, сравнивают, выделяют общее);

г) применение по образцу (вычисляют, преобразуют, доказывают, решают, собирают);

д) перенос (применяют правило или алгоритм в измененной ситуации, используют неизвестный способ решения и т.п.).

3. К каждому из обозначенных действий подбирается вопрос или задание, с помощью которого можно однозначно судить о степени овладения учащимся данным действием. Совокупность вопросов и заданий образует тестовое задание. В рабочем плане можно записать:

«Познавательная цель: готовность учащихся в конце урока успешно выполнить следующий тест.» (далее приводится текст самого теста).

Идеальной целью урока в когнитивной области является ученик, который по окончании учебного занятия полностью и верно выполняет предложенное тестовое задание.

Чёткое и конкретное описание целей педагогически оправдано, поскольку:

1) учитель имеет возможность сконцентрировать усилия и внимание учащихся на главном, разъяснить ориентиры в познавательной деятельности, обсудить их и сделать ясными для понимания учащимися;

2) легко определяются эталоны для объективной оценки результатов обучения, которые позволяют планировать и осуществлять мониторинг качества

образования, то есть постоянно отслеживать достижения и пробелы школьников по каждому учебному элементу, корректировать их деятельность. При этом

выходной контроль, «встроенный» в учебно-воспитательный процесс, способствует мотивации школьников на учебную деятельность.

Категория: Математика
15.02.2016 21:47


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!