СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Статья « Личностно-ориентированное обучение и воспитание младших школьников».
ПРОГРАММА
факультатива « Этика в начальной школе для внеурочной деятельности младших школьников.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Необходимость нравственного воспитания в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения - наиболее интересны для детей данного возраста.
Основная цель факультатива – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений; формирование умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения.
Основные задачи:
-познакомить учащихся с правилами, нормами поведения в общественных местах;
-сформировать адаптивный тип взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
-сформировать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека;
-формировать устойчивую положительную самооценку школьников.
Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов: «Литературное чтение», « Окружающий мир», так и во внеурочной деятельности школьников в форме факультатива «Этика в начальной школе».
Содержание программы факультатива раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность. Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов реализации в учебно- воспитательном процессе.
Содержание программы предусматривает слияние принципов последовательности, цикличности, развивающего обучения с закреплением на практике правил поведения в различных жизненных ситуациях.
Методы работы:
-личностно- направленные (содержание актуально для каждого ребёнка);
-стимулирующие ( через диалог поддерживается свобода высказываний);
-активизирующие ( пробуждают творческие способности личности, его эмоциональную сферу);
-развивающие ( направлены на развитие нравственного сознания).
Содержание факультатива ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Применяются следующие виды деятельности: рисование, ролевые игры, викторины, тесты, конкурсы, этические беседы, решение этических задач, сказки.
Факультатив « Этика в начальной школе» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 33 часа в первом классе и 34 часа со второго по четвёртый класс, 1 час занятий в неделю. Общее количество 135 часов.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса.
В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать нравственные представления.
Для овладения метапредметными результатами ( сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, установление причинно- следственных связей) в материалах факультатива содержаться упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся.
В процессе освоения материалов факультатива у младших школьников формируются УУД :
-умение воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
-умение оценивать своё поведение и поведение окружающих, предотвращать конфликты;
-умение участвовать в диалоге, использовать в речи вежливые слова;
-умение высказывать предположение;
- умение самостоятельно формулировать правила коллективной работы;
- умение анализировать свой распорядок дня, корректировать его;
- умение использовать доброжелательный тон в общении;
- умение оценивать внешний вид человека, характер общения, поведения в обществе.
В результате освоения курса учащиеся должны знать:
- правила поведения в школе, общественных местах, на природе;
-азбуку гигиены;
-правила поведения за столом, как сервировать стол;
-правила поведения среди друзей, родных, в гостях, в общении со взрослым человеком;
-правила знакомства, приёма гостей;
-правила разговора по телефону;
-этические, историко- культурные, духовные ценности;
-правила написания писем и поздравительных открыток;
-алгоритм определения нравственного поступка.
Учащиеся должны уметь ( следить за своим внешним видом, адекватно оценивать свои и чужие поступки, участвовать в создании красоты в помещении, соблюдать нравственные правила поведения, составлять распорядок дня, сервировать стол, пользоваться столовыми приборами, разрешать конфликтные ситуации, соблюдать нравственные нормы и правила поведения в общественных местах, осознанно отвечать на вопросы, прогнозировать результаты своего поведения, принимать самостоятельное решение, определять эмоциональное состояние другого человека).
Предполагаемые результаты:
-повысить уровень культуры поведения учащихся;
-расширить круг общения детей;
-улучшить морально - психологический климат в классе, в школе, в семье;
-учащиеся приобретут опыт нравственного поведения.
Содержание занятий факультатива по разделам и классам:
1 класс (33 часа)
Темы: Человечность (9ч). Традиции и обычаи (7ч). Красота (9ч). Азбука гигиены, здравый смысл (8ч).
2 - 4 классы ( 34 часа)
Темы: Человечность (9ч). Традиции и обычаи (7ч). Красота (10ч). Азбука гигиены, здравый смысл (8ч).
Список литературы:
1.Богуславская Н.Е., Купина Н.А.Весёлый этикет.- Екатеринбург: «ЛИТУР», 2002.-192 с.
2.Жиренко О.Е., Лапина Е.В.Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию. -М. : «ВАКО»,2007.-208 с.
3.Насонкина С.А.Уроки этикета.- СПб.: Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. -40 с.
4.Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. –М.: « Издательство ГНОМ и Д», 2000.- 160 с.
5.Соловьёв Э.Я. Этикет делового человека. -Мн. ПКИП « Асар», 1994. -96 с.
6.Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. - М.: Книголюб, 2004.- 64 с.
7. Этикет.- М.: Рольф, Айрис- пресс, 1999.- 272 с.
© 2015, Снигирева Марина Борисовна 1416