СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема "Ценность игр с песком в развитии мелкой моторики у детей раннего возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг, руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.

Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.

Развивать мелкую моторику можно разными способами.

Это могут быть:

- пальчиковые игры и гимнастика;

- упражнения с крупой, семечками (аппликация, выкладывание на пластилине, рисование по манке);

- игры с пуговицами (застегивать-расстегивать, выкладывание орнамента, и др.);

- нанизывание бус;

- занятия со счетными палочками, спичками (выполнение заданий по схеме и без неё);

- работа с бумагой (аппликация, сминание и выравнивание бумажных комочков;

- шнуровки и т.д.

Но мы с вами остановимся на играх с песком. Совместные игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта:

- При взаимодействии с песком стабилизируется эмоциональное состояние;

- Развитие мелкой чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозгу ребенка, формирование произвольного внимания и памяти;

- С развитием чувствительности и мелкой моторики ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Песок – обычный, повседневный и в тоже время необыкновенно приятный материал, состоящий из мелких крупинок, при соединении образует любимую детьми песочную массу. В ходе игр с песком дети ненавязчиво знакомятся с его свойствами: сыпучесть, способность пропускать воду, держать форму. Игры с песком дают ребенку возможность погрузиться в мир своих фантазий, освободиться от «лишней» энергии.

В младшем дошкольном возрасте детей начинаем знакомить с самыми простыми играми с песком, которые направлены на развитие мелкой моторики рук и тактильно-кинестетической чувствительности.

К сожалению, педагоги не так часто используют песок в своей работе. Как правило, они ограничиваются играми детей в песочнице, и эта деятельность не всегда организована. А ведь песок- настоящая находка для педагога.

Наблюдая за игрой детей в песочнице, мы заметили какое количество самых разнообразных действий они совершают: пересыпают песок сквозь пальцы, лепят куличики, строят гаражи и дома, готовят «обеды», просто закапывают свои руки в прохладный песок и трогают теплый. А сколько всевозможных эмоций они при этом испытывают! Все читается на лицах. Играя с песком, воплощая свои идеи в жизнь, ребенок выплескивает свою эмоциональную энергию. Радуясь удачной постройке и огорчаясь встречающимся трудностям ( слишком высокая башня падает, туннель осыпается), ребенок проходит настоящую школу жизни, учится ставить перед собой реальные цели и оценивать имеющиеся ресурсы для осуществления задуманного.

В заключении сделать следующие выводы:

Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника, является подготовка ребенка к учебной деятельности. Один из навыков, который должен быть сформирован до начала обучения в школе – это развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Для эффективной организации учебно-воспитательной деятельности по формированию мелкой моторики рук в ДОУ, мы рекомендуем использовать игры и занятия с песком. Это не только позволяет эффективно формировать и развивать общеучебные навыки, но и способствует психологическому здоровью ребенка, его стрессоустойчивости.

04.06.2022 21:33


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!