СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теоретические основы развития ассоциативно-креативного воспитания дошкольников через изобразительную деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.1 Художественно-эстетическое развитие в рамках образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО

Традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха.

Однако в последнее время в этой области решается более широкий круг задач: развитие творческого потенциала ребенка; развитие художественного восприятия, наглядно-образного мышления, творческого воображения и художественного вкуса; развитие самостоятельности и творческой активности; расширение тематики детских работ, поддержка желания изображать знакомые бытовые и природные явления, а также явления природы и яркие события общественной жизни; осмысление взаимосвязей между объектами как темы для изображения; самостоятельный поиск замыслов и сюжетов; выбор способов и средств их воплощение в разных видах изобразительной и художественно-конструктивной деятельности; содействие формированию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; создание оптимальных условий для развития уникальной личности ребенка, ее свободного проявления в художественном творчестве.

Художественно-эстетическое развитие согласно ФГОС ДО предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Становление эстетического отношения у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности и реализуется в активном участии. Художественная деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и основное средство художественного развития детей дошкольного возраста, как содержательное основание эстетического отношения к окружающей действительности каждого ребенка.

Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно-выразительными средствами (приложение 7).

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает: опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях; опыт художественно-творческой деятельности.

Художественно-эстетическая деятельность возникает у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.

Одна из главных задач педагога в этом направлении — развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной деятельности.

Именно творчество помогает решить одну из актуальных проблем, стоящих перед педагогами — развитие эмоциональной и познавательной сфер, что является основой гармоничного развития личности.

Включение в образовательный процесс «серьёзного искусства». Создание художественно-эстетической среды, которая предполагает обращение к произведениям изобразительного искусства высокого уровня и дизайна всех помещений детского сада. Кроме того, это сложные по содержанию виды художественной деятельности, осваиваемые детьми (модульные композиции, постановки, декорирование т. д.).

Успешность в овладении художественно-эстетической деятельностью зависит от психологического климата в коллективе, эмоционального благополучия. Чуткое, бережное отношение к ребенку, к результатам любой его деятельности является условием достижения высоких результатов.

Например, прежде чем приступить к моделированию в кружке оригами «Чудесные превращения бумажного листа», необходимо дать почувствовать детям свойства бумаги (имеется презентация). Для этого проводятся различные эксперименты, сравнения бумаги по свойствам, фактуре, цвету, толщине и т.д. Кроме классического оригами с прямыми линиями сгиба используем и модульное оригами.

Оригами благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения (приложение 8).

Занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и бумаги. Занятия влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки (приложение 8 «Мастер-класс на празднике города», презентация).

На основе интегрированного подхода можно определить путь художественно-эстетического развития и творческой одаренности у детей дошкольного возраста: от организации творческой художественной деятельности средствами различных видов искусства и опыта конструирования через включение художественного опыта в более широкий эмоциональный и смысловой контекст к формированию эстетического отношения к окружающему миру, к созданию творческого продукта.

08.07.2017 12:37


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!