СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трудности при обучении чтению на иностранном языке и способы их преодоления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения является, по мнению многих исследователей, самым необходимым для большинства людей. Возможность непосредственного общения с носителями языка имеют, как правило, сравнительно не многие, возможность читать на иностранном языке - практически все. Вот почему обучение чтению выступает в качестве целевой доминанты. Процесс чтения и результат его - извлечение информации - имеют огромное значение в коммуникативно-общественной деятельности людей. Эта форма письменного общения обеспечивает передачу опыта, накопленного человечеством в различных областях жизни, развивает интеллект, обостряет чувства, то есть обучает, развивает, воспитывает. Словом, чтение формирует качества наиболее развитого и социально-ценного человека. Обучение чтению выступает в качестве целевой доминанты. Согласно программе по иностранным языкам в области обучения чтению перед учителем ставятся задачи научить школьников читать тексты, понимать и осмысливать их содержание с разным уровнем проникновения в содержащуюся в них информацию.

Чтение на иностранном языке – источник информации, знаний о культуре и стране изучаемого языка, средство расширения словарного запаса, развития других видов речевой деятельности, средство профессиональной деятельности, удовлетворения различных потребностей читателя и самообразования.

Начиная обучение со второго класса, очень важно, чтобы процессы воспитания и развития учеников шли в русле современных методик. Вместе с тем, умение грамотно обучать общению на иностранном языке младших школьников, которые еще не вполне владеют коммуникативными умениями на родном языке, - задача весьма нелегкая и ответственная.

Необходимо уделять особое внимание обучению младших школьников таким видам речевой деятельности, как чтение, аудирование, говорение.

Работа по формированию и развитию навыков и умений чтения проходит несколько этапов, каждый из которых направлен на решение конкретной задачи. Обучение чтению складывается из двух основных компонентов: обучения технике динамичного чтения и обучения пониманию читаемого. Овладение техникой чтения на английском языке на начальном этапе является самостоятельной проблемой. Именно поэтому обращается особое внимание на формирование данного навыка в процессе обучения чтению. На начальном этапе обучения важно, чтобы все процессы воспитания и развития школьников шли в русле современных методик.

При обучении чтению на начальном этапе важно научить школьника правильно читать, то есть научить его озвучивать графемы, извлекать мысли, то есть понимать, оценивать, использовать информацию текста. Эти умения зависят от того, с какой скоростью читает ребенок. Под техникой чтения мы понимаем не только быстрое и точное соотнесение звука и буквы, но и соотнесение звукобуквенной связки со смысловым значением того, что ребенок читает. Именно высокий уровень овладения техникой чтения позволяет достичь результата самого процесса чтения - быстрого и качественного извлечения информации.

Однако, это невозможно, если школьник недостаточно владеет языковыми средствами, не умеет или неправильно воспроизводит звуки.

Итак, обучение технике чтения вслух является на начальном этапе и целью и средством обучения чтению, так как позволяет управлять через внешнюю форму формированием механизмов чтения, дает возможность упрочить произносительную базу, лежащую в основе всех видов речевой деятельности.

Чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности учащихся. Эта деятельность направлена на извлечение информации из письменно фиксированного текста.

Чтение как цель требует определенного уровня владения лексико-грамматическими навыками и без учета этого, оно становится проблематичным и неэффективным. Очевидно, что данная связь имеет большое значение, как с точки зрения выбираемого материала, то есть текста, так и с точки зрения предлагаемых упражнений и заданий для учащихся. Следует помнить, что не бывает сложных текстов, бывают сложные задания. Оригинальные тексты можно предлагать для работы на уроках уже на начальной стадии обучения. Важно иметь в виду, как организуется работа с текстом, и какие упражнения выполняют учащиеся. Читая, ученик должен не просто уметь «расшифровать» лингвистический код, то есть понять слова, отдельные фразы или абзацы, но и уметь интерпретировать текст, что подразумевает словесное, предметное и смысловое понимание, то есть понимание текста основывается на его языковой компетенции.

Чтение выполняет различные функции:

служит для практического овладения иностранным языком,

является средством изучения языка и культуры,

является средством информационной и образовательной деятельности и средством самообразования.

Чтение способствует развитию других видов коммуникативной деятельности. Но именно чтение дает наибольшие возможности для воспитания и всестороннего развития школьников средствами иностранного языка.

При обучении чтению на начальном этапе важно ученика правильно научить читать (научить озвучивать графемы), извлекать мысли (понимать, оценивать), использовать информацию текста. Эти умения во многом зависят от того, с какой скоростью читает ребенок.

При обучении иностранному языку чтение рассматривается как самостоятельный вид речевой деятельности. При этом оно выполняет различные функции: цели практического овладения иностранным языком, средства изучения языка и культуры в условиях углубленного изучения иностранного языка, средства информационной, образовательной и профессионально ориентированной деятельности учащегося, а также средства самообразования и рекреативной деятельности. Помимо этого, практика в чтении позволяет поддерживать и совершенствовать не только умения в чтении, обеспечивающие понимание и интерпретацию читаемого, но и умения, связанные с переработкой смысловой информации, когнитивные способности.

Чтение на иностранном языке выступает как ведущее средство самостоятельной образовательной деятельности в данной предметной области. При обучении чтению на начальном этапе важно научить школьника правильно читать, т.е. озвучивать графемы и понимать информацию, содержащуюся в тексте. Эти умения зависят от того, с какой скоростью читает учащийся, т.е. от техники чтения.

Под техникой чтения мы понимаем не только быстрое и точное соотнесение звука и буквы, но и соотнесение звукобуквенной связки со смысловым значением того, что ребенок читает. Именно высокий уровень овладения техникой чтения позволяет достичь результата самого процесса чтения – быстрого и качественного извлечения информации. Однако это невозможно, если школьник недостаточно владеет языковыми средствами, не умеет или неправильно воспроизводит звуки.

Итак, формирование техники чтения на начальном этапе является и целью, и средством обучения чтению, так как позволяет управлять через внешнюю форму формированием механизмов чтения и дает возможность упрочить произносительную базу, лежащую в основе всех видов речевой деятельности.

Итак, техника чтения - не только быстрое и точное соотнесение звука и буквы, но и соотнесение звукобуквенной связки со смысловым значением того, что ребенок читает. Высокий уровень овладения техникой чтения позволяет достичь результата самого процесса чтения – быстрого и качественного извлечения информации. Но это будет невозможно, если ученик недостаточно владеет языковыми средствами, не умеет или неправильно воспроизводит звуки.

При обучении чтению важно привитие интереса к чтению. Важно, когда предлагаемые тексты соответствуют их познавательным и эмоциональным запросам, уровню их развития.

Что происходит потом? Это овладение техникой чтения. Это значит:

Выработка умения читать знаки транскрипции, которое необходимо для дальнейшего пользования словарем, является одной из задач начального этапа.

Научить читать вслух.

Научить читать про себя.

Громкое чтение.

При чтении вслух ребенок слышит себя, может проконтролировать правильность собственного чтения.

Главной целью школьного обучения становится развитие у учащихся самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, оценивать свои достижения.

Современный урок английского языка позволяет целенаправленно формировать у учащихся эффективные приемы работы с информацией. Через развитие навыка чтения мы можем формировать мировоззрение школьника, воздействовать на его эмоциональную среду, образовывая и воспитывая его, тем самым развивая его духовные качества. В процессе работы с текстами школьники учатся анализировать, синтезировать, выделять основную мысль(идею), сосредоточивать внимание на одних явлениях и абстрагироваться от других. Так что такое чтение на уроке иностранного языка? Это - речевая деятельность, средство опосредованной коммуникации, направленное на зрительное восприятие и понимание письменной речи. Чтение всегда носит метапредметный характер и относится к универсальным учебным действиям.

В любом языке непременным условием для свободного чтения является навык распознавания букв и соотнесение их с определенными звуками. Чтение является основной целью обучения. предусматривающая формирование и развитие всех видов чтения и основных УУД.

Виды чтения:

1. Ознакомительное (задача-извлечение главной основной информации),

2. Изучающее (полное понимание, осмысление и анализ)

3. Поисковое (поиск определенной информации)

4. Просмотровое (беглое чтение, дающее общее представление о теме)

5. Ценностно-ориентационное (использование результата чтения в других видах речевой деятельности)

6. Познавательное (цель-получение информации путем прочтения текста)

7. Регулятивное (чтение с последующими предметными действиями, опираясь на добытые знания путем прочтения)

Для того чтобы текст стал реальной и продуктивной основой обучения всем видам речевой деятельности, важно научить обучающихся работать с текстом, в связи с чем предпочтительно обращать внимание на все 3 этапа работы: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.

Предтекстовый этап

На предтекстовом этапе проводится подготовка к чтению, т.е. снятие языковых трудностей, ознакомление с темой и социо-культурными понятиями и реалиями, упоминаемыми в тексте.

Текстовый этап

В текстовых заданиях обучаемым предлагаются коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое), скорость и необходимость решения определенных познавательно-коммуникативных задач в процессе чтения.

Послетекстовый этап

Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля за степенью сформированности умений чтения и возможного использования полученной информации в будущей профессиональной деятельности.

Задания на каждом этапе будут варьироваться в зависимости от вида чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое и просмотровое).

Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте.

Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации.

Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста. Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал.

Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель - быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации.

Таким образом, прорабатывая текст, используя наибольшее количество упражнений, можно смело утверждать, что чтение текстов на иностранном языке в огромной мере способствует расширению лексического запаса, умению понимать значения незнакомых слов из контекста, закреплению различных разделов грамматики, совершенствованию речевых навыков.

Кроме того, нельзя отрицать и воспитательный характер чтения: чтение повышает культуру человека, заставляя его задуматься над различными проблемами и аспектами нашей жизни.

Некоторые приёмы снятия трудностей при чтении текстов в младшей средней школе:

- для успешного овладения техникой чтения следует проводить фонетическую зарядку на каждом уроке (проводить упражнения на звукобуквенные соответствия, разучивать небольшие рифмовки, стишки для тренировки сложных звуков)

- проводить тренировочные упражнения с новыми словами на основе изученного материала (прочитай новое слово по аналогии с уже знакомым, прочитай слова с тем или иным звуком, соедини рифмующиеся слова, соедини слова с соответствующим звуком или полностью транскрипцией).

- перед прочтением того или иного текста следует предварительно отработать представленную в нем лексику (в виде тренировочных упражнений, устного диалога).

- обучать навыку чтения про себя, построенного на процессах внутренней речи, протекающей со скрытой артикуляцией.

- необходимо формировать у детей механизмы прогнозирования, догадки, идентификации, учить анализировать, находить языковые опоры в тексте, пользоваться при необходимости словарём.

-обучать технике чтения надо на хорошо усвоенном лексическом и грамматическом материале.

- тексты должны быть подобраны на основе программы соответствующей определённому периоду обучения.

- подбирать тексты в соответствии с возрастными особенностями, речевым и жизненным опытом учащихся, их интересами;

- объем текстов не должен превышать допустимый (следует отметить, что в последних уроках УМК “Enjoy English-1” предлагаются достаточно объемные тексты для чтения, которые с трудом можно прочитать в течение урока и выполнить послетекстовое задание (“Little Roo and Tiger have breakfast” – 3 части)

- тексты должны отличаться занимательностью и привлекательностью сюжета, быть доступными с точки зрения языковых трудностей, отличаться актуальностью с позиций общечеловеческих ценностей, содержать проблему.

В процессе обучения чтению появляется много трудностей, которые нужно преодолеть. (слайд 8) Это:

Отсутствие достаточно прочных слухоречемоторных образов лингвистического материала.

Необходимость овладения системой графических знаков, отличных от графических знаков родного языка, и формирование навыков соотнесения их с иноязычными звуками.

. Последующий переход к чтению про себя.

Незнакомые лексические явления.

Обучение младших школьников больше похоже на игру, где дети поют, рисуют, играют и при этом учатся общаться на иностранном языке. Простая и привлекательная книга с интересными картинками может заставить детей захотеть читать. Предлагая интересные тексты, которые не слишком сложны такому читателю – он сможет двигаться дальше один. Использование детских стихов, песен по которым маленькие дети, говорящие на этом языке как на родном, осваивают чтение, устный счет, цвета трудно переоценить.

В процессе формирования навыков чтения необходимо преодолеть массу трудностей, одна из которых – обучение технике чтения, т.е. не только быстро и правильно читать, но и извлекать информацию из прочитанного. Обучение технике чтения на иностранном языке должно осуществляться на хорошо известном лексическом материале.

Таким образом, на начальном этапе должно стать базой для дальнейшего изучения предмета и опорой в обучении чтению на последующих этапах.

Учите читать!

Учите говорить!

Учите писать и понимать!

19.01.2023 06:20


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!