СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Каждый человек считается педагогом, но быть педагогом по призванию не каждый может. Своим путеводным компасом в деле воспитания считаю притчи, которые учат меня целомудрию, помогают набрать опыта в жизненном пути в общении со взрослыми и детьми. Поэтому свои педагогические размышления о своей миссии в воспитании детей дошкольного возраста я начну с притчи о царе, который мечтал осчастливить свой народ и обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса:
Какой час на земле самый главный?
Какой человек на земле самый главный?
Какое дело на земле самое главное?
Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты: самый главный час - настоящий, тот, который сейчас наступил; самым главным человеком является тот, что сейчас с тобой; дело, которое ты сейчас делаешь, и является самым важным.
Размышляя над словами мудреца, подумала о том, а как бы я ответила? Если бы меня спросили, когда я только начинала свою педагогическую деятельность, то тоже не сумела бы найти ответа на эти вопросы. А сейчас за долгие годы работы в детском саду не раздумывая, я бы ответила: «В настоящее время «Я – человек», «Я – женщина», «Я – мать», «Я – педагог». Главное, что объединяет всех «нас – Я» - это то, что рядом со мной главные люди – это дети, а дело, которое я сейчас делаю – их воспитание.
Я – человек. Часто в нашей профессии нас спрашивают: «Вы любите детей?» Пожалуй, глупый вопрос, кто их не любит, разве что только бездушные люди, которые не знают, что дети – это наше будущее.
А ребёнок он кто? Он такой же человек, как и мы, взрослые. Если не любишь детей, то не любишь себя. Взрослый и малыш они сродни по разуму, а человек человеку друг, помощник. Поэтому в деле воспитания детей в первую очередь мы должны быть друзьями, забыть, что мы выше и умнее их, быть чуткими и внимательными к ним, объять их своей добротой, лаской, любовью. А мы, взрослые, не всегда бывает, находим время для душевных слов, теплых объятий. И как часто в наших взрослых заботах, мы забываем, что рядом с нами ребенок – личность, человек с сердцем, умом, душой ничуть не слабее, чем наш взрослый разум, а в сто раз сильнее, терпимее, добрее. Остановиться, понять душу ребенка, быть ему другом, близким и родным человеком – занятие не из простых. Ребенок он мал, легок, уязвим, а нам надо подняться до его детской философии, дотянуться до него и проживать эту жизнь вместе с ним рука об руку те годы, которые он проводит рядом с нами, взрослыми, в детском саду.
Поэтому я считаю, надо всегда быть на уроне с ребёнком: быть с ростом в «карлика», чтобы видеть его глубоко задумчивые глаза, понять его мысли, душу, говорить с ним на понятном ему языке. Надо прислушаться к голосу ребенка, которым ты был когда-то и который еще существует где-то внутри тебя.
Если поразмыслить, то воспитатель руководит неповторимым, ни с чем несравнимым по своей сложности и красоте процессом становления человеческой личности: учит ребёнка азам самостоятельности, правилам поведения в обществе, готовит ребенка к поступлению в школу, а также войти во взрослую жизнь. Вначале мы учим своих детей. Затем мы сами учимся у них. Кто этого делать не хочет, тот отстает от своего времени.
Я – женщина, я – мать. Есть такие счастливые профессии, которые вызывают у окружающих людей некий восторг. Медсестра олицетворяет милосердие, первая учительница – самое светлое воспоминание, а воспитатель детского сада – доброту и внимание… и вторую маму. Проработав немалые годы воспитателем, никогда не задумывалась над тем, нужна эта профессия мне или нет, уйти, оставить, нет, просто работала. А причиной того, что не смогла уйти от этой профессии я думаю, очевидна – это дети, и мое отношение к ним. Прежде всего, надо любить детей чистой открытой любовью, быть доброжелательной в общении, чуткой в отношениях, когда реальной воспитывающей силой становятся такие качества педагога, как чистота собственных поступков, искренняя открытость перед детьми и уважительное к ним отношение. И, наконец, привязанность к ним: встреча детей по утрам с улыбкой на лице, вежливыми и ласковыми приветствиями, объятиями; интересные совместные игры и нескучные занятия днём, самый сладкий сон в тихий-тихий час с добрыми сказочными героями; прощание с детьми нежно, подающими надежду словами на завтрашнюю встречу и прощание детей со словами: «А можно я ещё поиграю», «А можно мы вместе домой пойдем».
Я – педагог. Каким вырастет человек? Это зависит и от меня, воспитателя. Что принесет он в этот мир?
Когда воспитатель начинает овладевать дошкольной премудростью, он удивляется, как много требуется для работы с детьми, которая непосвященным кажется совсем простой. На самом деле, кто не сумеет присмотреть за ребенком, накормить, погулять, сказку почитать, по головке погладить? Только этого в нашей работе мало. Помимо знаний и умений нужно суметь влюбить в себя детей и наладить взаимосвязь с ними, вырастить их настоящими людьми. Думая о будущем своих воспитанников, и представляя их взрослыми хозяевами жизни, думаю, как тот старик, который сажал яблоню и услышал вопрос: "Зачем ты ее сажаешь, ведь ты не попробуешь плодов?" - "Я не попробую, зато другие попробуют и спасибо скажут".
Чтобы собрать самые лучшие плоды своей деятельности мною определен самый главный принцип – это принцип индивидуального подхода к воспитанникам. Считаю, что к каждому ребенку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой. Не успех, а усилие заслуживает награды. Но самый важный принцип в моей работе это: отдавать детям улыбку и радость, отдавать детям энергию своего сердца и души, отдавать детям самого себя…
Также одним из неотъемлемых качеств воспитателя в деле воспитания является его профессионализм. В настоящее время воспитанники могут получить практически любую информацию через информационные технологии и родителей (они в курсе всех интересов своих детей), поэтому воспитателю просто необходимо обновлять и расширять свои знания. Одним из важнейших факторов, влияющих на профессионализм воспитателя, является, на мой взгляд, самообразование. Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален особенно в наше время. Ребёнка - представителя нового поколения практически невозможно заставить что-то сделать, если не будешь с ним наравне или не заинтересуешь. Следовательно, необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить. Я считаю, что проектная деятельность, информационно-коммуникационные технологии, ЭОР являются такими педагогическими средствами, поэтому в своей работе я использую именно их.
Язык информационных технологий более близок детям и говорить с ними на этом языке проще и доступнее. Во время использования современных технологий дети не замечают, что они отвечают на вопросы, что решают сложные проблемные задачи по экологии, математике, развитию речи, посещают музеи, картинные галереи и т.д. Всё происходит само по себе, непринуждённо, добровольно. Если ты опытный педагог, то должен уметь заинтересовать детей образовательной деятельностью так, чтобы ребёнок не заметил, что он сегодня занимается, а просто играет в разные познавательные игры, живёт бурной детской жизнью, проводит каждый день без принуждений, наказаний, попреканий, злости и грубости, а во внимании, понимании, ласке, любви и дружбе со сверстниками и взрослыми.
Далее размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих воспитанников. Я не работаю воспитателем, я живу воспитателем. Мне нравится быть воспитателем. И в тот момент я поняла, что воспитатель – это даже не профессия. Это образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством и обществом, а прежде всего перед нашими детьми.
Не я выбрала профессию, а профессия выбрала меня.
© 2017, Егорова Надежда Владимировна 1470