СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Умение воспитывать — это все-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины». А. С. Макаренко.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый человек считается педагогом, но быть педагогом по призванию не каждый может. Своим путеводным компасом в деле воспитания считаю притчи, которые учат меня целомудрию, помогают набрать опыта в жизненном пути в общении со взрослыми и детьми. Поэтому свои педагогические размышления о своей миссии в воспитании детей дошкольного возраста я начну с притчи о царе, который мечтал осчастливить свой народ и обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса:

Какой час на земле самый главный?

Какой человек на земле самый главный?

Какое дело на земле самое главное?

Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты: самый главный час - настоящий, тот, который сейчас наступил; самым главным человеком является тот, что сейчас с тобой; дело, которое ты сейчас делаешь, и является самым важным.

Размышляя над словами мудреца, подумала о том, а как бы я ответила? Если бы меня спросили, когда я только начинала свою педагогическую деятельность, то тоже не сумела бы найти ответа на эти вопросы. А сейчас за долгие годы работы в детском саду не раздумывая, я бы ответила: «В настоящее время «Я – человек», «Я – женщина», «Я – мать», «Я – педагог». Главное, что объединяет всех «нас – Я» - это то, что рядом со мной главные люди – это дети, а дело, которое я сейчас делаю – их воспитание.

Я – человек. Часто в нашей профессии нас спрашивают: «Вы любите детей?» Пожалуй, глупый вопрос, кто их не любит, разве что только бездушные люди, которые не знают, что дети – это наше будущее.

А ребёнок он кто? Он такой же человек, как и мы, взрослые. Если не любишь детей, то не любишь себя. Взрослый и малыш они сродни по разуму, а человек человеку друг, помощник. Поэтому в деле воспитания детей в первую очередь мы должны быть друзьями, забыть, что мы выше и умнее их, быть чуткими и внимательными к ним, объять их своей добротой, лаской, любовью. А мы, взрослые, не всегда бывает, находим время для душевных слов, теплых объятий. И как часто в наших взрослых заботах, мы забываем, что рядом с нами ребенок – личность, человек с сердцем, умом, душой ничуть не слабее, чем наш взрослый разум, а в сто раз сильнее, терпимее, добрее. Остановиться, понять душу ребенка, быть ему другом, близким и родным человеком – занятие не из простых. Ребенок он мал, легок, уязвим, а нам надо подняться до его детской философии, дотянуться до него и проживать эту жизнь вместе с ним рука об руку те годы, которые он проводит рядом с нами, взрослыми, в детском саду.

Поэтому я считаю, надо всегда быть на уроне с ребёнком: быть с ростом в «карлика», чтобы видеть его глубоко задумчивые глаза, понять его мысли, душу, говорить с ним на понятном ему языке. Надо прислушаться к голосу ребенка, которым ты был когда-то и который еще существует где-то внутри тебя.

Если поразмыслить, то воспитатель руководит неповторимым, ни с чем несравнимым по своей сложности и красоте процессом становления человеческой личности: учит ребёнка азам самостоятельности, правилам поведения в обществе, готовит ребенка к поступлению в школу, а также войти во взрослую жизнь. Вначале мы учим своих детей. Затем мы сами учимся у них. Кто этого делать не хочет, тот отстает от своего времени.

Я – женщина, я – мать. Есть такие счастливые профессии, которые вызывают у окружающих людей некий восторг. Медсестра олицетворяет милосердие, первая учительница – самое светлое воспоминание, а воспитатель детского сада – доброту и внимание… и вторую маму. Проработав немалые годы воспитателем, никогда не задумывалась над тем, нужна эта профессия мне или нет, уйти, оставить, нет, просто работала. А причиной того, что не смогла уйти от этой профессии я думаю, очевидна – это дети, и мое отношение к ним. Прежде всего, надо любить детей чистой открытой любовью, быть доброжелательной в общении, чуткой в отношениях, когда реальной воспитывающей силой становятся такие качества педагога, как чистота собственных поступков, искренняя открытость перед детьми и уважительное к ним отношение. И, наконец, привязанность к ним: встреча детей по утрам с улыбкой на лице, вежливыми и ласковыми приветствиями, объятиями; интересные совместные игры и нескучные занятия днём, самый сладкий сон в тихий-тихий час с добрыми сказочными героями; прощание с детьми нежно, подающими надежду словами на завтрашнюю встречу и прощание детей со словами: «А можно я ещё поиграю», «А можно мы вместе домой пойдем».

Я – педагог. Каким вырастет человек? Это зависит и от меня, воспитателя. Что принесет он в этот мир?

Когда воспитатель начинает овладевать дошкольной премудростью, он удивляется, как много требуется для работы с детьми, которая непосвященным кажется совсем простой. На самом деле, кто не сумеет присмотреть за ребенком, накормить, погулять, сказку почитать, по головке погладить? Только этого в нашей работе мало. Помимо знаний и умений нужно суметь влюбить в себя детей и наладить взаимосвязь с ними, вырастить их настоящими людьми. Думая о будущем своих воспитанников, и представляя их взрослыми хозяевами жизни, думаю, как тот старик, который сажал яблоню и услышал вопрос: "Зачем ты ее сажаешь, ведь ты не попробуешь плодов?" - "Я не попробую, зато другие попробуют и спасибо скажут".

Чтобы собрать самые лучшие плоды своей деятельности мною определен самый главный принцип – это принцип индивидуального подхода к воспитанникам. Считаю, что к каждому ребенку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой. Не успех, а усилие заслуживает награды. Но самый важный принцип в моей работе это: отдавать детям улыбку и радость, отдавать детям энергию своего сердца и души, отдавать детям самого себя…

Также одним из неотъемлемых качеств воспитателя в деле воспитания является его профессионализм. В настоящее время воспитанники могут получить практически любую информацию через информационные технологии и родителей (они в курсе всех интересов своих детей), поэтому воспитателю просто необходимо обновлять и расширять свои знания. Одним из важнейших факторов, влияющих на профессионализм воспитателя, является, на мой взгляд, самообразование. Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален особенно в наше время. Ребёнка - представителя нового поколения практически невозможно заставить что-то сделать, если не будешь с ним наравне или не заинтересуешь. Следовательно, необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить. Я считаю, что проектная деятельность, информационно-коммуникационные технологии, ЭОР являются такими педагогическими средствами, поэтому в своей работе я использую именно их.

Язык информационных технологий более близок детям и говорить с ними на этом языке проще и доступнее. Во время использования современных технологий дети не замечают, что они отвечают на вопросы, что решают сложные проблемные задачи по экологии, математике, развитию речи, посещают музеи, картинные галереи и т.д. Всё происходит само по себе, непринуждённо, добровольно. Если ты опытный педагог, то должен уметь заинтересовать детей образовательной деятельностью так, чтобы ребёнок не заметил, что он сегодня занимается, а просто играет в разные познавательные игры, живёт бурной детской жизнью, проводит каждый день без принуждений, наказаний, попреканий, злости и грубости, а во внимании, понимании, ласке, любви и дружбе со сверстниками и взрослыми.

Далее размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих воспитанников. Я не работаю воспитателем, я живу воспитателем. Мне нравится быть воспитателем. И в тот момент я поняла, что воспитатель – это даже не профессия. Это образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством и обществом, а прежде всего перед нашими детьми.

Не я выбрала профессию, а профессия выбрала меня.

14.09.2017 12:18


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!