СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Управление учебной деятельностью обучающихся через рефлексию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Управление учебной деятельностью обучающихся через рефлексию

В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Учителя зачастую на практике сводят рефлексию к традиционным вопросам:

"Вам понравился урок?", «Вам всё было понятно на уроке?» и, услышав дружное "Да!", считают, что рефлексия успешно прошла. Да, она прошла только формально, для «галочки».

Только с опытом работы и тщательным анализом и самоанализом проведенного урока, понимаешь, что рефлексия – это важный, необходимый этап урока, который помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понятно, а над чем необходимо ещё поработать.

Педагогическая деятельность по своей природе является рефлексивной и если ребенок понимает:

ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;

какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;

какой вклад в общее дело он может внести;

может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,

…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Рефлексия классифицируется

1. По содержанию: • Устная рефлексия (устное обсуждение, рассказ, опрос) • Письменная рефлексия (сочинение, анкетирование, графическое и рисуночное изображение происходящих изменений) 2. По цели: • Рефлексия эмоционального состояния • Рефлексия деятельности • Рефлексия содержания. 3. По функции: • личностная рефлексия (физическая, духовная, сенсорная) • интеллектуальная рефлексия. 4. По типу урока: • После усвоения зун • Промежуточная рефлексия • Контрольная рефлексия • Итоговая рефлексия. 5.По способам проведения: • Анкета • Вопрос • Символ • Таблица • Ситуация • Рисунок. 6. По форме деятельности: • Фронтальная (выборочная) • Индивидуальная • Групповая • Коллективная

При выборе приёмов рефлексии необходимо учитывать:

1. Возрастные особенности учащихся и состав класса: для младших школьников хорошо проводить рефлексию в виде Дерева успеха, Лесенки успеха, Поляна с цветами, Поезд с этапами урока и конкретными заданиями и др. игровых и неигровых форм. Для проведения рефлексии со старшим школьниками, нужно тщательно подбирать вопросы для анализа и самоанализа деятельности, фразы, выражающие эмоциональное состояние учащегося (радость успеха, что учебный материал усвоен, подавленность из-за сложности и непонимания, равнодушие)

2. Особенности предмета, тему и тип урока.

Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентноспособности.

Категория: Всем учителям
20.02.2020 21:45


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!