© 2020, Алиева Гулизар Рустэмовна 492
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Управление учебной деятельностью обучающихся через рефлексию
В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.
Учителя зачастую на практике сводят рефлексию к традиционным вопросам:
"Вам понравился урок?", «Вам всё было понятно на уроке?» и, услышав дружное "Да!", считают, что рефлексия успешно прошла. Да, она прошла только формально, для «галочки».
Только с опытом работы и тщательным анализом и самоанализом проведенного урока, понимаешь, что рефлексия – это важный, необходимый этап урока, который помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понятно, а над чем необходимо ещё поработать.
Педагогическая деятельность по своей природе является рефлексивной и если ребенок понимает:
ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
какой вклад в общее дело он может внести;
может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,
…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
Рефлексия классифицируется
1. По содержанию: • Устная рефлексия (устное обсуждение, рассказ, опрос) • Письменная рефлексия (сочинение, анкетирование, графическое и рисуночное изображение происходящих изменений) 2. По цели: • Рефлексия эмоционального состояния • Рефлексия деятельности • Рефлексия содержания. 3. По функции: • личностная рефлексия (физическая, духовная, сенсорная) • интеллектуальная рефлексия. 4. По типу урока: • После усвоения зун • Промежуточная рефлексия • Контрольная рефлексия • Итоговая рефлексия. 5.По способам проведения: • Анкета • Вопрос • Символ • Таблица • Ситуация • Рисунок. 6. По форме деятельности: • Фронтальная (выборочная) • Индивидуальная • Групповая • Коллективная
При выборе приёмов рефлексии необходимо учитывать:
1. Возрастные особенности учащихся и состав класса: для младших школьников хорошо проводить рефлексию в виде Дерева успеха, Лесенки успеха, Поляна с цветами, Поезд с этапами урока и конкретными заданиями и др. игровых и неигровых форм. Для проведения рефлексии со старшим школьниками, нужно тщательно подбирать вопросы для анализа и самоанализа деятельности, фразы, выражающие эмоциональное состояние учащегося (радость успеха, что учебный материал усвоен, подавленность из-за сложности и непонимания, равнодушие)
2. Особенности предмета, тему и тип урока.
Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентноспособности.
© 2020, Алиева Гулизар Рустэмовна 492