СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Упражнения для голоса
Голосо-речевой тренинг.
Уважаемые друзья! Вы можете почитать эти упражнения, посмеяться и ничего не сделать, а можете проработать эти упражнения, распечатать их и раз в день делать данные упражнения. Могу с уверенностью сказать, что в первом случае вы просто потратите своё время. Если вы выберите второй вариант, то скоро заметите, как ваш голос начнёт звучать красивее и звучнее, увереннее и чётче, как люди вокруг вас вдруг станут к вам прислушиваться. Выбор за вами: либо лень, диван, подушка, либо хороший чёткий голос.
Приступим.
1. Дыхание в звучащей речи.
Существует ошибочное мнение, что главное в работе над дыханием — умение произносить как можно больше слов, фраз на одном выдохе. К концу произнесения такой фразы дыхание ослабевает, голос тускнеет, становится неровным. Необходимо воспитывать частое дыхание. Частые незаметные доборы воздуха позволяют свободно пользоваться выразительными средствами речи (диапазоном, темпо-ритмом и т.д.).
Источником звука являются расположенные в гортани голосовые связки. Но основоная часть звуковой энергии поглощается внутри организма, что вызывает знакомую нам вибрацию тканей головы, шеи, груди. Постановка голоса в том и состоит, чтобы повысить КПД голосового аппарата, то есть при меньших затратах мышечной энергии добиться максимума звучания.
Упражнения:
Дыхательная гимнастика:
1.1. Первый вид дыхания — спокойная, плавно звучащая речь “Ночной лес” упражнение “Звукоподражатель” Ветер: шшшшшшшшшшшшшшшш…сссссссссссссссс…. Шмель: жьжьжьжьжьжьжьжьжь Комар: ззззззззззззззззззз Метлой сухие листья: шшшшшшш, шшшшшшшш
1.2. Второй вид дыхания — волевая, на сдержанном темпераменте речь “Насос” “насос”: СССССССССС, СССССССССС, ССССССССССС “лыжи”: шшш,ссс,шшш,ссс ( силой)
1.3. Третий вид дыхания — эмоциональная, экпрессивная речь, произносимая в быстром темпе — “Пульверизатор” “пульверизатор” сжимая в руке грушу пульверизатора, сопровождаем резким выбросом звука ПС-ПС-ПС-ПС-ПС-пссссссссссссс “сорока-сплетница” тртртртртр, тртр,тртртртртр!
2. Голос и дикция
Цель упражнений: добиться свободного звучания голоса, найти свой природный тембр. Поиски свободного звучания голоса связаны с воспитанием чувства атаки. Атака, или начало звучания, это момент установки голосовых связок на определенный тон и характер звучания речи при различных видах их смыкания и прохождения воздушной струи.
2.1. Голос. Атаки: мягкая — свободные связки, легкое прохождение воздуха; твердая — связки смыкаются плотно до начала выхода воздуха, голос становится резким, металлическим, мало подвижным, визгливым, неуправляемым придыхательная — воздух выдыхается до смыкания связок — голос быстро утомляется, тускнеет. Добиваемся мягкой атаки через упражнение “стоны”: ммммммммммм — до боли в губах Мам, мёду нам (следить, чтобы воздух выходил плавно, без щелчков) Разница между твёрдой и мягкой атакой: колыбельная “ааа,а!”, в туалет “а-а-а”
2.2. Опора звука: САМОЕ ВАЖНОЕ В РЕЧИ: звук должен опираться не на голосовые связки, а на ДИАФРАГМУ. ”Подлаивание” собака проснулась: ав!ав!ав! в пляс: “гОп-ля-ля, гОп-ля-ля, гОп, гОп, гОп-ля-ля” цирк: алеее-гОп! команды: налеее-вО! напраа-вО!крууу-гОм! Мам, мёду нам…МеОду нам, мАм! “у зубного врача” : Два часа не есть? Ужасно! Я не завтракал напрасно, Есть хочу, как никогда!. Два часа ждать? Ерунда! Есть характер, воля есть. Раз нельзя — не стану есть! Убаюкивание: м-м-м-м-м-м-М, а-а-а-а-а-а-А, у-у-у-у-у-у-У
2.3. Дикция: Тренируем четкое произнесение отдельных звуков (согласные): Вагончики: вагоны вперед покатили, как мячики, так-чики-так-чики-так-чики-так Копыта: из-под топота копыт пыль по полю летит Трубочист: мОем, мОем трУбочИста, чИсто, чИсто, чИсто, чИсто, бУдет,бУдет трУбОчИст, ЧИст, чИст, чИст,чИст!
3. Диапазон голоса.
Понятие дапазон включает в себя охват, объем, совокупность всех звуков, доступных человеческому голосу. Если человек не умеет управлять диапазоном своего голоса, то голос либо неожиданно резко уходит в басы, или в писк.
Упражнения: (Используем “подлаивание”)
1) “Хочу развить” Я хочу свой голос развить, чтоб здесь говорить (высоко), и здесь говорить (естественно), и здесь говорить (низко).
2) ”Гулянки” Айда гулять! Уля Оля Эля Аля
3) “Этажи” Крыша! И шестой этаж И пятый этаж И четвертый этаж И третий этаж И второй этаж И первый этаж
4. Сила голоса
Сила звука зависит от амплитуды колебания голосовых связок: больше амплитуда, больше звук. Когда оратор пытается говорить с силой — вот тут-то и наступает перенапряжение голосовых связок, такой звук тяжело слушать, создается ощущение, что человек кричит, хотя аудитория находится в метре от него. Вот пример того, как обычно под конец речи просто не хватает дыхания из-за того, что неправильно была подобрана сила голоса: Выступает Денис Макин, один из членов нашего ОК. Выступление очень классное.
Основная ошибка: речь на протяжении всего монолога ведется на голосовых связках: впечатление, что оратор кричит, особенно во второй половине монолога (рассказывая о том, что такое пост президента), пытаясь выразить эмоции усилением не глубины голоса, а перенапряжением связок, как-будто пытаясь перекричать музыку (музыка и правда, громковата, но у оратора же есть микрофон:-))). Дыхание прерывистое, доборы воздуха хаотичные. Комментарий Александры Юрковой
Упражнения: 1) “Да иди ты”: Ну иди же! (просите) Ну же! (умоляете) Нут-ка! Добежать одна минутка (приказываете)
2) “Дай яблоко, а то…” Дай яблоко (напоминаете, предлагаете) Дай яблоко (угрожаете, предупреждаете) Яблоко дай! (приказываете, воздух выталкивается с силой) (То же самой упражнение можно делать с АЛЛЕ вместо ДАЙ, тренирует подлаивание лучше на А)
3) Эй вы, ну ли! Что заснули? Ну и ну! Ну и ну! Вы зачем нас обманули, что склонило вас ко сну? Нут-ка, нут-ка, просыпайтесь! Поднимайтесь, одевайтесь! И айда скорей гулять! Ну же! Эй, вы! Хватит спать! (не посылайте звук далеко, товарищи рядом :-))
5. Темпо-ритм речи
Иными словами — это скорость речи и умение на протяжении монолога выразительно менять этот ритм и скорость, не оговариваясь и не ошибаясь. Темпо-ритм тренируется скороговорками и стихами. 1) Из-под топота копыт пыль по полю летит 2) Дробью по перепелам и по тетеревам 3) Шла Саша по шоссе и сосала сушку 4) Ткет ткач ткани на платки Тане (объясняете) На платки ТАНЕ ткет ткач ткани (устали объяснять, быстро уточняете). 5) — Говорили про Прокоповича. — Про какого, про Прокоповича? — Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича про твоего! (раздражаясь непонятливости собеседника) 6) — Говорили про Прокоповича и про Проколукарпенко. — Про каких про Прокоповича и про Проколукарпенко? — Про Прокоповича и про Проколукарпенко, про Прокоповича и про Проколукарпенко, про Прокоповича и про Проколукарпенко про твоих! (раздражаясь непонятливости собеседника)
Пример не очень удачно выбранного темпо-ритма речи:
Ускорение речи не оправдано — нет никаких акцентов. Слабая сила голоса — речь тихая, приходится напрягать слух. Использование специализированных терминов в выступлении для непрофессиональную аудиторию. И главное — дыхание: четко видны и слышны доборы воздуха, где попало, тогда как они практически не должны быть заметны. Комментарий Александры Юрковой
по материалам: — учебного пособия “Техника звучащего слова” Савковой З.В. Зинаида Васильевна Савкова (1925-2010) – заслуженный деятель искусств России; академик Петровской академии науки и искусств; кандидат искусствоведения, профессор СПбГУКИ; актриса и режиссёр театра «Родом из блокады»; член Союза театральных деятелей Российской Федерации. Зинаида Васильевна создала уникальную методику постановки речевого голоса, высоко оценённую учеными и ведущими театральными деятелями России и зарубежных стран. В 70-х годах XX века она возглавляла знаменитую на весь Союз школу ораторского искусства при обществе «Знание», где она до последнего времени читала лекции. У профессора Савковой сотни учеников и последователей, среди которых – народные и заслуженные артисты, режиссёры русских и национальных театров, педагоги многочисленных театральных школ страны и зарубежья. Её идеи и методы по обучению речевому мастерству получили всемирное признание. — cочинений Станиславского К.С., том 3
Некоторые упражнения лучше всего делать после того, как услышишь, как его делают правильно другие. Как это сделать? Вступить в группу http://vkontakte.ru/oratorclubs. Но туда принимают только тех, кто побывал на одной из наших встреч.
Статья подготовлена Александрой Юрковой.
Источник
© 2017, Балабанова Лидия Ивановна 1731