СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-конкурс "Древний Египет" (часть 2)

Нажмите, чтобы узнать подробности

5–й этап. Конкурс «Линия времени.» (От каждой команды один человек)

Цель:закрепить даты и умение работать с линией времени.

С какими ”событиями связаны следующие даты? Отметьте их на линии времени (линия времени отображена на классной доске)

– Около 2600г. до н.э.

– Около 3000г. до н.э.

– Около 1500г. до н.э.

6-й этап, «Знаешь ли ты термины.» Дай определение понятиям (пишут по три человека с каждого ряда на специальных листах.Результаты сдают экспертной группе Затем понятия озвучиваются вслух по одному с каждого ряда. С первого-__религия,со второго-__налоги и т.д. Озвучивание делается для напоминания одними учащимся этих терменов,закрепления терминов другими учащимися.Оцениваются же термены,написанные девятью учениками.)

Цель:закрепить понятия.

- Религия-.

- Налоги -.

- Культура -.,.

- Государство -.

7-й этап. Конкурс “Знатоков”.(Каждому ряду по два вопроса)

Цель:расширить кругозор одних учащихся,за счет знаний других учащихся,которые работали с дополнительной литературой по данным вопросам.

Ответь на вопросы:

1 Какую пользу египтянам приносила кошка? (Египтяне ис­пользовали ручных кошек прежде всего при охоте на птиц в зарослях тростника. Кроме того, кошка уничтожает мышейи крыс - переносчиков многих болезней, например чумы, Египтяне жили очень скученно, без «помощи» кошек у них часто вспыхивали бы эпидемии. Можно сказать, что кошки «защищали» Древний Египет от эпидемий.)

2 Почему первые фараоны не строили пирамид, потом их стали строить, а еще позднее - вновь перестали? (Первые фараоны были заняты созданием государства, подавлением мятежей. После укрепления царской власти началось строительство пирамид, которые были храмами богов-фараонов и утверждали их власть в борьбе со эюрецами. После экономического краха в конце Древнего царства строить пирамиды стали реже и размеры их уменьшились. В период Нового царства из-за многочисленных ограблений возведение пирамид вообще прекратилось.)

3. Древние египтяне называли свою страну Та-Кемет - Черная земля. Почему? Как вы думаете, что они называли Красной землей?

4. Как вы думаете, что входило в обязанности вельмож, назначаемых фараоном на должности:

– Начальника всего, что дает небо и Нил; – Начальник работ; – Начальник Дома оружия.

5. Говорят, на вкус и цвет товарища нет. А вот в Древнем Египте все земледельцы считали два цвета очень хорошими, третий – плохим.

Назовите эти цвета. Почему к ним было разное отношение?

6. Бог солнца Ра был провозглашен древними египтянами “царем богов”. По их мнению, как фараон управляет людьми, так Ра управляет богами… Он каждый день проезжает на золотой лодке по небу, а вечером уходит в пустыню. Почему бог солнца стал главным богом египтян? Как это было связано с их жизнью ?

8-йэтап. Конкурс “Веселая минутка”

Цель:организовать с помощью игры,не только закрепление знаний о продуктах питания египтян,но и здоровосберегающую физминутку.

Какие из перечисленных продуктов и блюд были известны в Древнем Египте? ( ХЛОПАЮТ ПО РЯДАМ,ПООЧЕРЕДНО.)

/“да” – хлопок в ладоши, “нет” – тишина/:

– виноград /“хлопок”/;

– сушеная рыба /“хлопок”/;

– помидоры /“тишина”/

– финики /“хлопок”/;

– земляника /“тишина”/;

– картофель /“тишина”/;

– инжир /“хлопок”/;

– огурцы /“тишина”;/

– мед /“хлопок”/;

– тыква /“тишина”/;

– дыня /“хлопок”/;

– пироги с инжиром /“хлопок”/;

– печеный картофель /“тишина”/;

– ячменные лепешки /“хлопок”/;

– пиво /“хлопок”/;

– молоко /“хлопок”/;

– ржаной хлеб /“тишина”/;

– салат из фасоли /“хлопок”/;

– отварное мясо /“хлопок”//

9-йэтап. Конкурс «Кроссворды и чайнворды».

Цель:

закрепить знания: кто такие фараон, надсмотрщик,скульптор, Ра, Тугмос, Сет,астроном, раб.,,Геродот,Нут,. Бастет, жрецы,. Амон. Тот,, Апоп, Геб.?

Что такое шадуф, Мемфис, сфинкс, суховеи, иероглиф, Фивы, папирус, саркофаг, налог, храм, колесница, щит, бронза,дротик?

-определить уровень ЗУНов по данной теме; – ликвидировать возможные пробелы в знаниях, через личное, командное участие в ходе заданий на предельном уровне способностей каждого учащегося; – формировать уважение друг к другу в режиме урока-конкурса

На доске,размещены плакаты с чайнвордами.В порядке цепочки чайнворд заполняется по очереди с каждого ряда. Тоесть первый ученик с первого ряда, первый со второго,первый с третьего,затем второй с первого,второй со второго и так далее.

Чайнворд «В стране большого Хапи»

16

15

14

12

13

11

8

9

!0

7

6

5

4

1

2

3

Одним из семи чудес света считались в древности египетские пирамиды. Начиная со «входа» в пирамиду (левая нижняя клетка), будем вписывать слова, значение которых дано ниже. Наше путе-шсспше по стране Большого Хапи, как называли Древний Египет соседние народы по реке Нилу (хапи у египтян означало «река»), 1пкончится в столице Египта.

1. Приспособление, с помощью которого египтяне поднимали иоду из каналов на поля, расположенные выше линии разлива Нила.

2. Неограниченный властитель в Египте (царь).

3. Человек, пускавший в ход плеть и палку, заставляя крестьян II рабов без отдыха работать на строительстве пирамид, дамб и ка­налов.

4. Чтобы отвести лишнюю воду с полей, а позже ею экономно иоспользоваться, египтяне не только строили дамбы, но и рыли многочисленные.

5. Многолетнее водяное растение, считавшееся в Египте свя-теииым. Белые и голубые цветы его, раскрывающиеся к ночи, приятно пахнут. Цветы, бутоны и листья этого растения служили МО I ивом для различных орнаментов в египетской архитектуре.

6 Злой бог пустыни, по представлению древних египтян, убив­ший доброго бога Осириса, помогавшего произрастать посевам.

7. Имя известного египетского фараона, ведшего длительную войну в Азии (ок. 1500 лет до и. э.),

8. Мастер, украшавший храмы и иные древние сооружения в Египте художествеиными изображениями из камня, металла и дру­гих материалов.

9. Бог солнца, главный бог, считавшийся «царём богов» в Египте.

10. Искусство счёта, часть математики, известное египтянам и применявшееся ими при постройке пирамид и других сложных технических сооружений.

11. Уважаемым человеком в Древнем Египте был тот, кто, ведя наблюдение за звёздами, их положением на небе в разнос время года, мог предсказать время разлива Нила.

12. Столица объединённого царства Египта около 3000 лет до и. :>.

13. Огромная статуя льва с головой человека, высеченная в ска­ле. «Отец ужаса» называли его египтяне, которым внушал страх каменный великан.

14. Ветры, дующие из пустыни ежегодно до 50 дней подряд, приносящие пыль, раскалённый песок, немыслимую жару, угро­жающую всему живому.

15. Знак (рисунок), означающий слова, части слов, с его помо­щью можно было надолго сохранить в памяти и передать другому необходимые сведения.

16. Новая столица Египта (середина 2-го тысячелетия до н. э.).

Ответы: 1. Шадуф. 2. Фараон. 3. Надсмотрщик. 4. Канал. 5. Лотос. 6. Сет. 7. Тугмос. 8. Скульптор. 9. Ра. 10. Арифметика. 11. Астроном, 12. Мемфис. 13. Сфинкс. 14. Суховеи. 15. Иероглиф. 16. Фивы.

1 Разгадай чайнворд:

1. Материал для письма. 2. Вырезанная из камня фигура льва ( головой человека. 3. Злой бог суховей. 4. Один из египетских фа­раонов. 5. Мастер, который вырезает из дерева, высекает из мрамора художественные изображения. 6. Подневольный человек 7. Сплав меди и олова. 8. Ученый, который изучает звездное небо. 9. Столица Египта. 10. Египетская гробница. 11. Греческий историк, который описал историю Египта. 12. Стенобитный снаряд. 13. Сборы в пользу государства.

2

1

13

3

12

4

11

9

10

8

7

5

6

Ответы: I. Папирус. 2. Сфинкс. 3. Сет. 4. Тутмос. 5. Скульптор. Мемфис. 13. Сфинкс. 14. Суховеи. 15. Иероглиф. 16. Фивы.

6. Раб. 7. Бронза. 8. Астроном. 9. Мемфис. 10. Саркофаг. 11. Геродот 12. Таран. 13. Налоги.

Кроссворды раздаются группам внутри команд (№ 1. № 2. № 3.) Кросворд № 4.

решают оставшиеся ребята сообща по рядам,так же как чайнворды.

№ 1.

1. Правитель Египта. 2. Служители храмов. 3. Вторая столица Египта. 4. “Живой убитый”. 5. Тростник, материал для письма. 6. Фараон, совершивший самые крупные завоевания во IIтыс. до н.э.

Ответы:1Фараон, 2.Жрецы, 3. Фивы, 4. Раб, 5.Папирус, 6. Тутмос III.

№ 2.

1. Жилище богов. 2. Богиня неба. 3. Священное животное, покровительница женщин. 4. Служители богов. 5. Бог солнца. 6. Бог мудрости. 7. Бог тьмы.

Ответы:1. Храм, 2. Нут, 3. Бастет, 4. Жрецы, 5. Амон, 6. Тот, 7. Апоп.

№ 3.

1. Древнеегипетский письменный знак. 2. Жилище богов. 3. Священное животное, покровительница женщин и красоты. 4. Богиня неба. 5. Бог земли. 6. Правитель Египта. 7. Бог мудрости.

Ответы: 1. Иероглиф, 2. Храм, 3. Бастет, 4. Нут, 5. Геб, 6. Фараон, 7. Тот.

№ 4.

1. “Живой убитый”. 2. Боевая повозка. 3. Средство защиты воина- пехотинца. 4. Сплав меди и олова. 5. Фараон, совершивший самые крупные завоевания. 6. Короткое копье воина.

Ответы: 1. Раб, 2. Колесница, 3. Щит, 4. Бронза, 5. Тутмос III, 6. Дротик

10-йэтап. Конкурс “Разгадай послание”

Цель:подвести к завершению урока,создав эмоционально положительное настроение.

В руках учителя свиток.Разворачивая его учитель говорит:

«Чтобы правильно прочесть то, что здесь написано, нужно вспомнить: как пользовались иероглифами древние египтяне. Теперь прочитайте содержание свитка сверху вниз,запишите молча ответы и передайте с каждого ряда ответ мне.»

– М;

– Л;

– Д;

– Ц!

(М О Л О Д Ц Ы!)

III. Итоги урока.

Рефлексия.

Цель:помочь ребенку научиться делать рефлексию самому,выслушаивать оценку и рекомендации со стороны.

На листе участника урока–конкурса каждый оценивает свою работу на данном уроке по 10–бальной шкале, по следующим критериям:

– Как я работал?

– Где допустил ошибки?

– Есть ли пробелы в знаниях?

– Удовлетворен ли своей работой?

“5” - 9–10 и более баллов. – У меня прочные знания. Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой.

“4” - 7–8 баллов. – Материал усвоил хорошо, но необходимо еще поработать.

“3” - 5–7 баллов. – Усвоил материал частично, допускал ошибки.

Данные занесли в табличку:

Х О Ч У

М О Г У

И М Е Ю

Сформулируйте ваше мнение об уроке. Ваши пожелания. Что понравилось?

Результаты работы учащихся подводит группа экспертов:

– индивидуальные;

– в группах–командах;

Результаты усвоения ЗУНов:

– что усвоили из данного материала легко, а что осталось не полность усвоено;

– какие новые знания особенно запомнились;

– какие виды работ позволили лучше усвоить материал.

Результаты УМов:

– мнение учащихся по роли изучения данной темы в системе знаний по предмету;

– что следует дополнить в качестве внеклассного чтения, мероприятий по данным вопросам, учитывая пожелания учащихся.

IV. Награждение. Учитель :Вот и подходит к завершению наш урок. Экспертная группа подвела свои итоги,пока вы оценивали самостоятельно свою деятельность на уроке, свои знания.Те, из вас кто получил оценку «отлично» в нашей эстафете однозначно –вельможи. Это (перечисляются имена).Но среди вельмож большее количество баллов набрал(а)(Ф. И. ученика).(Первое место среди вельмож могут разделить и три ученика.Поэтому у учителя приготовлено по 3 диплома как вельможам,так и писцам.)Поздравляем тебя.(вручается диплом(ы)).Те из вас кто набрал количество баллов на «хорошо» _однозначно писцы.Это (перечисляются имена учащихся).Но при дворце фараона будут служить следующие.Это(называются имена учащихся и вручаются дипломы).Остальные ребята получили оценку « удовлетворительно».Будем надеяться,что в другой раз,на других уроках они нас порадуют своими знаниями,умениями и активностью на «отлично».Мне хотелось бы поблагодарить( перечисляются имена)_экспертную группу,которая помогала мне отслеживать степень вашей активности,знаний на протяжении всей эстафеты.

Список использованной литературы и ресурсов.

1.«История Древнего мира. 5 класс. Поурочные планы по учебнику А.А. Висагина, Г.И. Годера, И.С. Свеницкой.» Автор – Л.Л.Кочергина, Волгоград, изд. «Учитель»

2.«История Древнего Мира. 5 класс» Москва, Просвещение 2001, А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая

3.«Универсальные поурочные разработки по истории Древнего Мира», О.В. Арасланова, К.А. Соловьев, Москва, «Вако», 2009г

4.Ресурсы Интернет: http://festival.1september.ru/articles/104093/

5Рабочая тетрадь,выпуск 1 Г.И. Годера История Древнего мира. 5 класс класс.

Категория: История
17.01.2017 18:23


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!