СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ
Книга и чтение – это великие учителя и воспитатели человеческих душ. Но чтобы они стали таковыми для подрастающего человека, нужно немало потрудиться. Научить сложному искусству чтения и понимания книги очень нелегко.
Книга вводит ребёнка в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе. Книги расширяют кругозор детей, учат их мыслить, развивают речь, память, воображение, то есть удовлетворяют потребность в развитии, заложенную самой природой. Отсюда радость познания. Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след в душе ребёнка, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. «О память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной»,- эти слова К. Батюшкова имеют отношение и к вопросам чтения. У ребёнка – память сердца. Не сопереживавшие в детстве могут остаться равнодушными к проблемам века – этическим, экологическим, экономическим. К сожалению, эта чуткость к прочитанному не возникает сама по себе. Ведь не секрет: чудо книги существует не для всех. Задача взрослого – открыть ребёнку то чудо, которое несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Утрату эстетического наслаждения чтением Ч. Дарвин считал равносильной утрате счастья.
Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье. В некоторых семьях мало заботятся о развитии детей, полагая, что всё само собой образуется, но «сами образуются» только леность ума и привычка к пустому времяпрепровождению. Грустно видеть подростков, которые, скучая, слоняются по улицам или убивают время в подворотне, предаваясь сомнительным удовольствиям. Такие ребята, как правило, не любят читать и не умеют воспринимать книгу, поэтому их память не хранит и десятка хороших стихов, они не знают песен своего народа и говорят на грубом, примитивном языке, отражающем скудость чувств и мыслей. Такие ребята часто вырастают у родителей, которые ошибочно полагают, будто всё, что нужно для развития ребёнка, он получит в детском саду и школе. Слов нет, воспитатели и учителя делают очень много, но не в силах заменить главного воспитателя – семью.
Семья играет определяющую роль в формировании у ребёнка интереса к чтению и книге. Если чтение – органичная часть образа жизни взрослых членов семьи, то и ребёнок, моделируя поведение родителей, обратится к книге. Состав домашней библиотеки, отражающей вкус и интересы иногда нескольких поколений, во многом определяет не только отношение к книге, но и круг чтения ребёнка и подростка. В настоящее время родителей волнуют вопросы: как заинтересовать ребёнка чтением и как повлиять на формирование круга чтения ребёнка.
С раннего детства читайте ребёнку весёлые, интересные сказки, стихи. Желательно, чтобы каждый день у кого-то из родителей находилось свободных полчаса-час для совместного чтения с ребёнком и обсуждения с ним прочитанного. Увлечённый сюжетом читатель как бы попадает в другой мир, он становится не просто наблюдателем происходящего, но и участником, он переживает за героев, рвётся узнать, что будет дальше, «живёт» в книжке. Родители могут помочь ребёнку научиться «вживаться» в книгу. Для этого необходимо развивать образное мышление детей, чтобы прочитанным словам соответствовали определённые образы.
Учите ребёнка пользоваться цитатами из прочитанного. Цитируйте подходящие к случаю стихи. В будущем это умение украсит и обогатит речь вашего ребёнка.
Прививая ребёнку культуру чтения, помните, что самый главный пример для него – вы сами.
Современные дети почти не видят своих родителей с книгой. Хорошим выходом из положения является совместное чтение. Заведите ритуал вечернего чтения, выберите какую-либо книгу и читайте её понемногу каждый вечер.
Не давите на ребёнка. Не гонитесь за скоростью чтения, больше внимания уделяйте правильности прочтения слов, интонации и содержанию. Побеседуйте с ребёнком о прочитанном.
Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно.
Советы родителям
Уважаемые мамы и папы! Вы хотите, чтобы ваш ребёнок читал? Учтите эти добрые советы, и ваши желания исполнятся.
Чтение и здоровье детей
© 2023, Игнатова Татьяна Александровна 122