СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Внеурочные формы физкультурно - оздоровительной и спортивной работы,
в современных условиях малокомплектной сельской школе»
Судьба школы всегда была связана с судьбой села. Экономические, общественные и демографические процессы, происходящие на селе, отсутствие жизненных перспектив определяют серьёзные проблемы, связанные с деятельностью сельских школ, особенно малочисленных и малокомплектных, число которых уменьшается вследствие сокращения количества детей на селе. На организацию учебного и воспитательного процесса в сельской школе влияет ее социальное окружение. В условиях села взаимодействие школы и среды является более очевидным, реальным и необходимым. В селе нет ни музеев, ни катков, ни Домов пионеров, ни театров, а также отдаленность от культурных центров, замкнутость, автономность, территориальная и духовная отгороженность, слабое материальное обеспечение. Село не имеет материальной базы для занятий физической культурой и спортом, поэтому школа выступает центром физкультурно-оздоровительной работы на селе.
На селе школа – это единственное учреждение, которое приобщает детей к занятиям физической культурой и спортом, место организованного проведения досуга, единственный центр интеллектуально-культурной жизни села.
Как по-настоящему увлечь школьника физической культурой, сформировать привычку самостоятельно и регулярно заниматься в таких условиях? Как привить вкус к здоровому образу жизни, как помочь школьнику в его гармоничном физическом развитии? Эти и многие другие вопросы встают перед учителем физической культуры. Ответить на них однозначно нельзя. Каждый ищет свой путь в работе с учащимися в соответствии со своими возможностями и условиями работы. В сельской школе есть свои особенности при решении этих проблем. Одной из важнейших составляющих физического воспитания в сельской малочисленной школе является внеклассная спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа. Физическое воспитание во внеурочное время тесно связано с нравственным, умственным, эстетическим воспитанием школьника.
К сожалению, нашу школу тоже не избежала проблема многих сельских школ — сокращение количества школьников. Тем не менее, количество спортивных соревнований стараемся не сокращать. В нашей школе большое внимание уделяется здоровью учащихся. Одним из способов сохранение и укрепления здоровья, является урочная и внеурочная форма работы.
Урок физической культуры как был, так и остаётся главным звеном в системе физического воспитания школы. На уроках физической культуры невозможно реализовать все задачи по физическому развитию личности и здесь на помощь приходит внеклассная и оздоровительная работа. Внеклассная и спортивно-оздоровительная работа в школе играет очень важную роль в процессе становления физически развитого и ведущего здоровый образ жизни личности. Ученые утверждают, что личностью не рождаются, а становятся. Наша школа многое делает для того, чтобы наши дети получили всестороннее развитие: умственное, духовное, этическое, эстетическое, нравственное и, конечно, же физическое.
В школьной среде поддержание постоянного интереса к высокой физической активности учащихся проводится путём использования различных форм внеклассных мероприятий. В начале учебного года разрабатывается план спортивных мероприятий (в зависимости от районных и республиканских соревнований). Работает спортивная секция по легкой атлетике, так как он дешевый вид спорта ведь сельской спортивной базе школы остается желать лучшего. Охват учащихся, в спортивных секции в нашей школе составляет – 48%. Учащиеся школы с большим удовольствием участвуют во всех спортивных праздниках и мероприятиях. Для МБОУ ООШ д. Елышево стали традиционными такие спортивные праздники:
День Здоровья,
'' Веселые старты '',
'' А, ну-ка парни! '',
'' А, ну-ка девушки !
'' «Лыжня зовет»,
«Зарница»
Мини – футбол
Волейбол
Баскетбол
Проблему физического воспитания в сельской школе невозможно решить усилиями одной школы без заинтересованного, делового сотрудничества с родителями. Чтобы помочь своим детям, родители должны знать все необходимое о школьной физической культуре.
На родительских собраниях, ведется просветительская работа, поднимаются вопросы здоровьесберегающих технологий. Учителя - предметники помогают родителям понять важность развития физкультурно-массового движения.
Учителя - предметники, при активном взаимодействии с родителями помогают детям поддерживать огонек увлеченности физической культурой, интереса к познанию собственных способностей и сил, формировать понимание проблем здоровья, развивать свои физические природные задатки.
Необходимо подчеркнуть личный пример родителей при организации физкультурно-массовой работы, во время участия их в спортивной жизни школы, так как именно в школьном возрасте авторитет старших несравним ни с какими другими мерами педагогического воздействия. Только при тесном взаимодействии с родителями и при их поддержке возможен положительный результат.
Традиционными в нашей школе являются спортивно-семейные праздники. Их с нетерпением ожидают как дети, так и родители. Праздники проходят весело и интересно. Они надолго запоминаются и участникам, и болельщикам. Спортивные праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»., «Всей семьей на лыжи».
Ребята с удовольствием готовятся к спортивным праздникам, дням здоровья, конкурсам, викторинам. Придумывают название команд, девизы, эмблемы. Разучивают пословицы и поговорки о спорте, здоровье, выпускают стенгазеты. Совет старшеклассников, по классам проводят утреннюю гимнастику до учебных занятий. Учебные занятия проводятся в режиме организованных динамических пауз с учителями предметниками и подготовленными учащимися - инструкторами. Они разучивают подвижные игры, эстафеты, конкурсы.
Основной формой соревнований в нашей школе является спартакиада среди классов младшего и среднего звеньев по 10 видам (осенний и весенний кроссы, первенства по футболу, волейболу, баскетболу, лыжным гонкам, настольному теннису, шашкам и шахматам, президентские состязания). В первенствах среди девушек по баскетболу и волейболу действуем строго по правилам, а в состязаниях по футболу применяем сокращенный вариант, количество игроков уменьшаем, так как спортзал маленький.
Таким образом решается ряд задач: юноши все организационные вопросы (формирование команды, организация тренировок, наигрывание состава, выбор тактики игры) берут на себя, а девушки пробуют силы в совместной с юношами игре в других для себя режиме и темпе. В неигровых же видах (лёгкой атлетике и лыжных гонках) учитываются в спартакиаде по 3 лучших результатов среди юношей и девушек отдельно в трёх группах (I – IV, V – VI, VII— IX классы).
Все результаты соревнований заносятся в сводные таблицы спортивных показателей. По итогам результатов проведенных соревнований, набранной каждым участником суммы баллов, в конце учебного года выявляются победители и призеры в каждой из возрастных групп. На торжественной линейке, посвященной окончанию учебного года, победители и призеры круглогодичного конкурса награждаются ценными призами и грамотами, а также их фамилии заносятся в списки лучших спортсменов в истории школы.
Ежегодно проводится соревнование по футболу — «Кубок деревень». В данном случае, составы команд формируются из представителей одной деревни. Задача учителя физической культуры — назначить ответственного из каждого населённого пункта, остальные организационные вопросы ученики берут на себя. Команды, как правило, получаются разновозрастные, зачастую включающие в себя не только юношей, но и девушек даже и родителей. Если в волейбол и баскетбол играют дети с разницей возраста в пределах 2—3 лет, то во время футбольного матча часто можно видеть такую картину: рядом с учеником IX класса в защите играет ученик из начального класса, а в полузащите перед ними девушка или мужчина в возрасте. Такая система не только позволяет активизировать физкультурно-массовую работу, но и имеет огромное воспитательное значение — в разновозрастной команде ученики старших классов волей-неволей выступают в роли играющих тренеров, наставников, а младшие быстрее набирают опыт, повышают мастерство. Далее они совместно поочерёдно формируют составы своих команд. Очерёдность игр первого круга определяется по жеребьёвке. Обязательно набираются и запасные игроки. Название команд её участники придумывают самостоятельно, график игр и таблицу тоже составляют сами. Как правило, получается 2—3 примерно одинаковых по силе команд, так что никогда не удаётся предугадать их итоговое расположение в конце соревнований, интрига сохраняется вплоть до последнего тура. И все они вместе борются за честь своего населённого пункта, тем самым воспитывая чувства патриотизма, гордости и ответственности за свою малую родину.
Таким образом, целый учебный год спортивный зал и футбольное поле не пустуют, школа работает в соревновательном режиме. Применение различных форм общешкольных мероприятий, как мы указали, приводит к возникновению партнёрских отношений между учащимися различных возрастов, складыванию стабильных дружеских отношений со сверстниками обоего пола, закреплению необходимых в жизни полезных качеств. Кроме того, если постоянная конкуренция между одними и теми же командами чревата конфликтами между представителями различных «лагерей», то наши команды настолько переплелись, что не остаётся места понятию «чужие», все всегда «свои». А зимой проводятся лыжные гонки среди учащихся и среди сельских жителей. На лыжню становятся целыми семьями. Во время зимних каникул проходят поездки в районный центр на каток.
Также хочется отметить тот факт, что в школе ведется с большим успехом спортивно-оздоровительная работа среди сельской молодежи. Ведь учитель физической культуры должен быть проводником идей здорового образа жизни не только среди учащихся, но и среди сельской молодежи. Так проводятся соревнования по волейболу, футболу среди команд села. Спонсором всех мероприятий и соревнований является председатель территориального общественного самоуправления, а также родители.
Таким образом, качественное, слаженное проведение школьной внеклассной, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы на селе способствует всестороннему развитию детей, учит чёткому подчинению дисциплине, выполнению правил, норм спортивной этики, уважению соперника, судей, развивает умение бороться до победы, не проявлять зависти к победителям, не теряться при поражениях, искренне радоваться победам товарищей по борьбе. Спортивные занятия различного вида помогают закалять волю, учат добиваться успехов, совершенствовать свои умения и навыки в отдельных видах спорта, укрепляют умственное и физическое здоровье. Воспитывается чувства товарищества и взаимопомощи, патриотизма, ответственность за порученное дело. Вырабатывается негативное отношение к алкоголю, курению. Ребята стали уравновешены на уроках, сохраняют высокий уровень умственной активности в течение всего учебного года, выходят из школы хорошо подготовленными к жизни, а также в течение нескольких лет на учете не стоят в милиции, в комиссии по делам несовершеннолетних.
Благодаря спортивно – оздоровительным мероприятиям имеются определённые спортивные результаты: в спартакиаде школьников района наши учащиеся постоянно становятся победителями и призёрами Беря пример от старших, и смена подрастает отличная.
Таким образом, количество спортсменов в нашей школе переросло в качество их участия в состязаниях.
Массовость - стала залогом успеха в наших делах.
© 2016, Киликаева Ида Александровна 1994