СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Внеурочные формы физкультурно - оздоровительной и спортивной работы, в современных условиях малокомплектной сельской школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Внеурочные формы физкультурно - оздоровительной и спортивной работы,

в современных условиях малокомплектной сельской школе»

Судьба школы всегда была связана с судьбой села. Экономические, общественные и демографические процессы, происходящие на селе, отсутствие жизненных перспектив определяют серьёзные проблемы, связанные с деятельностью сельских школ, особенно малочисленных и малокомплектных, число которых уменьшается вследствие сокращения количества детей на селе. На организацию учебного и воспитательного процесса в сельской школе влияет ее социальное окружение. В условиях села взаимодействие школы и среды является более очевидным, реальным и необходимым. В селе нет ни музеев, ни катков, ни Домов пионеров, ни театров, а также отдаленность от культурных центров, замкнутость, автономность, территориальная и духовная отгороженность, слабое материальное обеспечение. Село не имеет материальной базы для занятий физической культурой и спортом, поэтому школа выступает центром физкультурно-оздоровительной работы на селе.

На селе школа – это единственное учреждение, которое приобщает детей к занятиям физической культурой и спортом, место организованного проведения досуга, единственный центр интеллектуально-культурной жизни села.

Как по-настоящему увлечь школьника физической культурой, сформировать привычку самостоятельно и регулярно заниматься в таких условиях? Как привить вкус к здоровому образу жизни, как помочь школьнику в его гармоничном физическом развитии? Эти и многие другие вопросы встают перед учителем физической культуры. Ответить на них однозначно нельзя. Каждый ищет свой путь в работе с учащимися в соответствии со своими возможностями и условиями работы. В сельской школе есть свои особенности при решении этих проблем. Одной из важнейших составляющих физического воспитания в сельской малочисленной школе является внеклассная спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа. Физическое воспитание во внеурочное время тесно связано с нравственным, умственным, эстетическим воспитанием школьника.

К сожалению, нашу школу тоже не избежала про­блема многих сельских школ — со­кращение количества школьников. Тем не менее, количество спортивных соревнований стараемся не сокращать. В нашей школе большое внимание уделяется здоровью учащихся. Одним из способов сохранение и укрепления здоровья, является урочная и внеурочная форма работы.

Урок физической культуры как был, так и остаётся главным звеном в системе физического воспитания школы. На уроках физической культуры невозможно реализовать все задачи по физическому развитию личности и здесь на помощь приходит внеклассная и оздоровительная работа. Внеклассная и спортивно-оздоровительная работа в школе играет очень важную роль в процессе становления физически развитого и ведущего здоровый образ жизни личности. Ученые утверждают, что личностью не рождаются, а становятся. Наша школа многое делает для того, чтобы наши дети получили всестороннее развитие: умственное, духовное, этическое, эстетическое, нравственное и, конечно, же физическое.

В школьной среде поддержание постоянного интереса к высокой физической активности учащихся проводится путём использования различных форм внеклассных мероп­риятий. В начале учебного года разрабатывается план спортивных мероприятий (в зависимости от районных и республиканских соревнований). Работает спортивная секция по легкой атлетике, так как он дешевый вид спорта ведь сельской спортивной базе школы остается желать лучшего. Охват учащихся, в спортивных секции в нашей школе составляет – 48%. Учащиеся школы с большим удовольствием участвуют во всех спортивных праздниках и мероприятиях. Для МБОУ ООШ д. Елышево стали традиционными такие спортивные праздники:

День Здоровья,

'' Веселые старты '',

'' А, ну-ка парни! '',

'' А, ну-ка девушки !

'' «Лыжня зовет»,

«Зарница»

Мини – футбол

Волейбол

Баскетбол

Проблему физического воспитания в сельской школе невозможно решить усилиями одной школы без заинтересованного, делового сотрудничества с родителями. Чтобы помочь своим детям, родители должны знать все необходимое о школьной физической культуре.

На родительских собраниях, ведется просветительская работа, поднимаются вопросы здоровьесберегающих технологий. Учителя - предметники помогают родителям понять важность развития физкультурно-массового движения.

Учителя - предметники, при активном взаимодействии с родителями помогают детям поддерживать огонек увлеченности физической культурой, интереса к познанию собственных способностей и сил, формировать понимание проблем здоровья, развивать свои физические природные задатки.

Необходимо подчеркнуть личный пример родителей при организации физкультурно-массовой работы, во время участия их в спортивной жизни школы, так как именно в школьном возрасте авторитет старших несравним ни с какими другими мерами педагогического воздействия. Только при тесном взаимодействии с родителями и при их поддержке возможен положительный результат.

Традиционными в нашей школе являются спортивно-семейные праздники. Их с нетерпением ожидают как дети, так и родители. Праздники проходят весело и интересно. Они надолго запоминаются и участникам, и болельщикам. Спортивные праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»., «Всей семьей на лыжи».

Ребята с удовольствием готовятся к спортивным праздникам, дням здоровья, конкурсам, викторинам. Придумывают название команд, девизы, эмблемы. Разучивают пословицы и поговорки о спорте, здоровье, выпускают стенгазеты. Совет старшеклассников, по классам проводят утреннюю гимнастику до учебных занятий. Учебные занятия проводятся в режиме организованных динамических пауз с учителями предметниками и подготовленными учащимися - инструкторами. Они разучивают подвижные игры, эстафеты, конкурсы.

Основной формой соревнований в нашей шко­ле является спартакиада среди классов младшего и среднего звеньев по 10 видам (осенний и весенний кроссы, первенства по футболу, волейболу, баскет­болу, лыжным гонкам, настольному теннису, шашкам и шахматам, президентские состязания). В первенствах среди девушек по баскетболу и волейболу действуем строго по правилам, а в состязаниях по футболу применяем сокращенный вариант, количество игроков уменьшаем, так как спортзал маленький.

Таким образом решается ряд задач: юноши все организационные вопросы (фор­мирование команды, организация тренировок, наиг­рывание состава, выбор тактики игры) берут на себя, а девушки пробуют силы в совместной с юношами игре в других для себя режиме и темпе. В неигровых же видах (лёгкой атлетике и лыжных гонках) учиты­ваются в спартакиаде по 3 лучших результатов среди юношей и девушек отдельно в трёх группах (I – IV, V – VI, VII— IX классы).

Все результаты соревнований заносятся в сводные таблицы спортивных показателей. По итогам результатов проведенных соревнований, набранной каждым участником суммы баллов, в конце учебного года выявляются победители и призеры в каждой из возрастных групп. На торжественной линейке, посвященной окончанию учебного года, победители и призеры круглогодичного конкурса награждаются ценными призами и грамотами, а также их фамилии заносятся в списки лучших спортсменов в истории школы.

Ежегодно проводится соревнование по футболу — «Ку­бок деревень». В данном случае, составы команд формируются из представителей одной деревни. Задача учителя физической культуры — назначить ответственного из каждого населённого пункта, ос­тальные организационные вопросы ученики берут на себя. Команды, как правило, получаются разно­возрастные, зачастую включающие в себя не только юношей, но и девушек даже и родителей. Если в волейбол и баскетбол играют дети с разницей возраста в пределах 2—3 лет, то во время футбольного матча часто можно ви­деть такую картину: рядом с учеником IX класса в защите играет ученик из начального класса, а в полузащите перед ними девушка или мужчина в возрасте. Такая система не только позволяет активизировать физкультурно-массовую работу, но и имеет огромное воспитательное значе­ние — в разновозрастной команде ученики старших классов волей-неволей выступают в роли играющих тренеров, наставников, а младшие быстрее наби­рают опыт, повышают мастерство. Да­лее они совместно поочерёдно формируют составы своих команд. Очерёдность игр первого круга определяется по жеребьёвке. Обязательно набираются и запасные игроки. Название команд её участники придумывают самостоятельно, график игр и таблицу тоже состав­ляют сами. Как правило, получается 2—3 примерно одинаковых по силе команд, так что никогда не удаётся предугадать их итоговое расположение в конце соревнований, интрига сохраняется вплоть до последнего тура. И все они вместе борются за честь своего населённого пункта, тем самым воспитывая чувства патриотизма, гордости и ответственности за свою малую родину.

Таким образом, целый учебный год спортивный зал и футбольное поле не пустуют, школа работает в соревновательном режиме. Применение различных форм общешкольных мероприятий, как мы указали, приводит к возникновению партнёрских отношений между учащимися различных возрастов, складыва­нию стабильных дружеских отношений со сверстни­ками обоего пола, закреплению необходимых в жиз­ни полезных качеств. Кроме того, если постоянная конкуренция между одними и теми же командами чревата конфликтами между представителями раз­личных «лагерей», то наши команды настолько пере­плелись, что не остаётся места понятию «чужие», все всегда «свои». А зимой проводятся лыжные гонки среди учащихся и среди сельских жителей. На лыжню становятся целыми семьями. Во время зимних каникул проходят поездки в районный центр на каток.

Также хочется отметить тот факт, что в школе ведется с большим успехом спортивно-оздоровительная работа среди сельской молодежи. Ведь учитель физической культуры должен быть проводником идей здорового образа жизни не только среди учащихся, но и среди сельской молодежи. Так проводятся соревнования по волейболу, футболу среди команд села. Спонсором всех мероприятий и соревнований является председатель территориального общественного самоуправления, а также родители.

Таким образом, качественное, слаженное проведение школьной внеклассной, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы на селе способствует всестороннему развитию детей, учит чёткому подчинению дисциплине, выполнению правил, норм спортивной этики, уважению соперника, судей, развивает умение бороться до победы, не проявлять зависти к победителям, не теряться при поражениях, искренне радоваться победам товарищей по борьбе. Спортивные занятия различного вида помогают закалять волю, учат добиваться успехов, совершенствовать свои умения и навыки в отдельных видах спорта, укрепляют умственное и физическое здоровье. Воспитывается чувства товарищества и взаимопомощи, патриотизма, ответственность за порученное дело. Вырабатывается негативное отношение к алкоголю, курению. Ребята стали уравновешены на уроках, сохраняют высокий уровень умственной активности в течение всего учебного года, выходят из школы хорошо подготовленными к жизни, а также в течение нескольких лет на учете не стоят в милиции, в комиссии по делам несовершеннолетних.

Благодаря спортивно – оздоровительным мероприятиям имеются определённые спортивные результаты: в спартакиаде школьников района наши учащиеся пос­тоянно становятся победителями и призёрами Беря пример от старших, и смена подрастает отличная.

Таким образом, количество спортсменов в нашей школе переросло в качество их участия в состязаниях.

Массовость - стала залогом успеха в наших делах.

Категория: Физкультура
15.11.2016 22:59


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!