© 2021, Рогушина Тамара Петровна 282
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Вода – это подлинное чудо природы.
Интегрированный урок для 10 -11 класса
(химия, физика, биология, география, экология).
Цель: сформировать межпредметные компетенции учащихся в отношении воды, как уникального природного явления.
Задачи: изучить химические и физические свойства воды;
определить роль воды для живых организмов;
установить значение воды в природе;
воспитание экологической культуры учащихся;
Оборудование: лабораторное оборудование, таблицы, схемы, презентация, фильм.
Ход урока.
Фрагмент фильма. Цель и задачи урока. Инструктаж по технологической карте.
Вода – самое распространенное вещество на нашей планете. Это океаны, моря, реки, озера. Это, и голубые громады горных ледников, и необозримые снежные покровы Земли. Свинцовые тучи и причудливые облака, дождь и туман. Мы с вами на две трети состоим из воды. Вода – не только самая распространенная, но и самая важная в природе жидкость. Повседневно используя воду, мы так привыкли к ней и считаем настолько обыденным явлением, что слово «вода» стали употреблять как синоним неинтересного и давно известного. В действительности она удивительна и необыкновенна. Оцените на шкале свои знания о воде на данный момент. В конце урока мы к ней вернемся еще раз. Вода – это подлинное чудо природы. Что же такое вода?
Учитель физики.
Физические свойства воды.
Учитель химии.
Химические свойства воды.
Из чего состоит вода?
По современным данным из кислорода-88.81%, и водорода -11,19%. Однако существует 42 сочетания этих атомов в молекуле воды и причем 9 из них устойчивые. В настоящее время установлено существование воды с молекулярной массой 19, 20, 21.
Рассмотрим структурную формулу воды (слайд)
Вода участвует во множестве химических реакций в качестве растворителя, реагента, продукта. Рассмотрим важнейшие типы химических реакций, в которых вода участвует в качестве реагента.
Вода окисляет металлы, расположенные в электрохимическом ряду напряжений до олова (выполнение задания 1 технологической карты)
Проведите опыты, которые подтверждают кислотно-основные свойства воды. Результаты оформите в таблицу задания 2,сделайте вывод.
При выполнении опытов пользуйтесь инструкционной картой и соблюдайте правила техники безопасности при работе с едкими и токсичными веществами (выполнение задания 2 технологической карты).
Человек пьет в большом количестве и минеральные воды. Ими он утоляет жажду, лечит всевозможные болезни. Одним из целебных источников является Куртяевский источник.
Историческая справка / выступление ученика/; (слайд Куртяево).
Сейчас определим наличие и сравним количество сульфат и хлорид-ионов в Куртяевской воде и в воде «Жемчужина Севера» (г. Вельск) по интенсивности выпадения осадка.
Проведите опыты качественных реакций на соответствующие ионы. Результаты оформите в таблицу задания 3,сделайте вывод.
При выполнении опытов пользуйтесь инструкционной картой.
Учитель биологии.
Вода и живые организмы.
Вода – колыбель жизни. Если Земля, по выражению К.Э.Циолковского, - колыбель человечества, то колыбель жизни на Земле, безусловно, океан. Закономерно возникает вопрос: Откуда на Земле появилась вода? Небольшое исследование на эту тему провела ученица 11 класса (выступление ученика) слайд - 3 гипотезы. Гипотезы: а) пришла из космоса; б) геохимики не считают воду небесной гостьей. Они убеждены, что она имеет вполне земное происхождение. Это вулканическая гипотеза. Первая мысль о вулканическом происхождении воды принадлежит выдающемуся русскому ученому М.В.Ломоносову. в) гипотеза академика Виноградова А.П., которая получила в настоящее время всеобщее признание, заключается в том, что она образовалась при выплавлении и последующем остывании базальтов, формировавших первичную земную кору. Есть и другие гипотезы. Однако, большинство ученых придерживаются мнения, что гидросфера образовалась преимущественно из первичной воды, содержащейся в связанном состоянии в веществе первозданной Земли: земные глубины – основной источник происхождения воды на нашей планете. Гипотез возникновения жизни много, наибольшей популярностью пользуются гипотезы А.И.Опарина и Дж. Холдейна. (Фильм, задание: установить последовательность событий на предбиологическом этапе эволюции). Зародившись в океане и расселившись на суше, ни растения, ни животные, тем не менее, так и не смогли порвать связи с океаном. Одни из них продолжают жить в соленых или солоноватых водах, другие стали обитателями пресных водоемом, третьи предпочли поселиться на берегах рек и озер. А четвертые, практически потеряв связь с морями и океанами, все же оказались не в состоянии жить без него, ибо без воды – нет жизни, вода и жизнь не разделимы. Поэтому покидая океан, они « захватили» с собой часть его воды - одни больше, другие меньше…(слайд)
Вода в организме. Известно, что все живые организмы - растительные и животные – состоят из клеток. Каждая такая клетка окружена оболочкой, под которой заключен комочек живого вещества – цитоплазма, состоящий в основном из воды.
(Работа с учебником). Кроме того, внутренняя среда нашего организма тоже жидкая (слайд, анализ схемы, выступление ученика).
Вода - среда обитания. Поскольку многие организмы продолжают обитать в водной среде, они должны быть приспособлены к ее особенностям. Какие они и чем определяются? (Слайд; выполнение задания №4). Сделайте вывод (Вода и жизнь не разделимы).
Учитель географии.
Вода в природе. Причины наводнений бывают природные и антропогенные.
Рассмотрим вначале природные причины.
Зажоры- образование значительных скоплений в руслах рек шуги и донного льда в период резкого похолодания поздней осенью и в начале зимы.
Заторы- бывают вызваны в первую очередь неодновременностью вскрытия рек, имеющих большую длину и протекающих с юга на север.
Например, в Альпах прорывы завальных озер и вызываемы ими наводнения, за последние 30 лет происходили каждые 2-3 года.
Антропогенные причины наводнений.
Это причины, которые образуются в результате деятельности человека.
Учитель экологии.
Еще сравнительно недавно вода, как и воздух, считалась одним из бесплатных даров природы. Но мы все чаще покупаем чистовую воду в магазинах, разлитую в небольшие бутылки. Почему так происходит? А оказывается в мире очень остро стоит водная проблема – проблема дефицита чистой воды. Существует несколько источников загрязнения воды, которые нам с вами предстоит выявить, а также найти пути решения водной проблемы человечества ( Слайды).
Сделайте вывод. (Человечество знает источники загрязнения воды, имеет представление о путях решения данной проблемы. Необходимо воспитывать экологическую культуру будущих поколений, чтобы сохранить на Земле запасы пресной воды.)
Выводы:
В силу своих уникальных свойств вода была и остается самым важным веществом на Земле.
Человеку еще предстоит разгадать ни одну ее тайну, поскольку жизнь появилась в воде и до сих пор напрямую зависит от нее.
Домашнее задание: приготовить презентации по одной из тем: а) вода и религия; б) вода -ориентир на Земле и мера времени; в) вода – энергетическое топливо будущего;
© 2021, Рогушина Тамара Петровна 282