СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вода – это подлинное чудо природы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вода – это подлинное чудо природы.

Интегрированный урок для 10 -11 класса

(химия, физика, биология, география, экология).

Цель: сформировать межпредметные компетенции учащихся в отношении воды, как уникального природного явления.

Задачи: изучить химические и физические свойства воды;

определить роль воды для живых организмов;

установить значение воды в природе;

воспитание экологической культуры учащихся;

Оборудование: лабораторное оборудование, таблицы, схемы, презентация, фильм.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Фрагмент фильма. Цель и задачи урока. Инструктаж по технологической карте.

Вода – самое распространенное вещество на нашей планете. Это океаны, моря, реки, озера. Это, и голубые громады горных ледников, и необозримые снежные покровы Земли. Свинцовые тучи и причудливые облака, дождь и туман. Мы с вами на две трети состоим из воды. Вода – не только самая распространенная, но и самая важная в природе жидкость. Повседневно используя воду, мы так привыкли к ней и считаем настолько обыденным явлением, что слово «вода» стали употреблять как синоним неинтересного и давно известного. В действительности она удивительна и необыкновенна. Оцените на шкале свои знания о воде на данный момент. В конце урока мы к ней вернемся еще раз. Вода – это подлинное чудо природы. Что же такое вода?

Учитель физики.

Физические свойства воды.

Учитель химии.

Химические свойства воды.

Из чего состоит вода?

По современным данным из кислорода-88.81%, и водорода -11,19%. Однако существует 42 сочетания этих атомов в молекуле воды и причем 9 из них устойчивые. В настоящее время установлено существование воды с молекулярной массой 19, 20, 21.

Рассмотрим структурную формулу воды (слайд)

Вода участвует во множестве химических реакций в качестве растворителя, реагента, продукта. Рассмотрим важнейшие типы химических реакций, в которых вода участвует в качестве реагента.

Вода окисляет металлы, расположенные в электрохимическом ряду напряжений до олова (выполнение задания 1 технологической карты)

Проведите опыты, которые подтверждают кислотно-основные свойства воды. Результаты оформите в таблицу задания 2,сделайте вывод.

При выполнении опытов пользуйтесь инструкционной картой и соблюдайте правила техники безопасности при работе с едкими и токсичными веществами (выполнение задания 2 технологической карты).

Человек пьет в большом количестве и минеральные воды. Ими он утоляет жажду, лечит всевозможные болезни. Одним из целебных источников является Куртяевский источник.

Историческая справка / выступление ученика/; (слайд Куртяево).

Сейчас определим наличие и сравним количество сульфат и хлорид-ионов в Куртяевской воде и в воде «Жемчужина Севера» (г. Вельск) по интенсивности выпадения осадка.

Проведите опыты качественных реакций на соответствующие ионы. Результаты оформите в таблицу задания 3,сделайте вывод.

При выполнении опытов пользуйтесь инструкционной картой.

Учитель биологии.

Вода и живые организмы.

Вода – колыбель жизни. Если Земля, по выражению К.Э.Циолковского, - колыбель человечества, то колыбель жизни на Земле, безусловно, океан. Закономерно возникает вопрос: Откуда на Земле появилась вода? Небольшое исследование на эту тему провела ученица 11 класса (выступление ученика) слайд - 3 гипотезы. Гипотезы: а) пришла из космоса; б) геохимики не считают воду небесной гостьей. Они убеждены, что она имеет вполне земное происхождение. Это вулканическая гипотеза. Первая мысль о вулканическом происхождении воды принадлежит выдающемуся русскому ученому М.В.Ломоносову. в) гипотеза академика Виноградова А.П., которая получила в настоящее время всеобщее признание, заключается в том, что она образовалась при выплавлении и последующем остывании базальтов, формировавших первичную земную кору. Есть и другие гипотезы. Однако, большинство ученых придерживаются мнения, что гидросфера образовалась преимущественно из первичной воды, содержащейся в связанном состоянии в веществе первозданной Земли: земные глубины – основной источник происхождения воды на нашей планете. Гипотез возникновения жизни много, наибольшей популярностью пользуются гипотезы А.И.Опарина и Дж. Холдейна. (Фильм, задание: установить последовательность событий на предбиологическом этапе эволюции). Зародившись в океане и расселившись на суше, ни растения, ни животные, тем не менее, так и не смогли порвать связи с океаном. Одни из них продолжают жить в соленых или солоноватых водах, другие стали обитателями пресных водоемом, третьи предпочли поселиться на берегах рек и озер. А четвертые, практически потеряв связь с морями и океанами, все же оказались не в состоянии жить без него, ибо без воды – нет жизни, вода и жизнь не разделимы. Поэтому покидая океан, они « захватили» с собой часть его воды - одни больше, другие меньше…(слайд)

Вода в организме. Известно, что все живые организмы - растительные и животные – состоят из клеток. Каждая такая клетка окружена оболочкой, под которой заключен комочек живого вещества – цитоплазма, состоящий в основном из воды.

(Работа с учебником). Кроме того, внутренняя среда нашего организма тоже жидкая (слайд, анализ схемы, выступление ученика).

Вода - среда обитания. Поскольку многие организмы продолжают обитать в водной среде, они должны быть приспособлены к ее особенностям. Какие они и чем определяются? (Слайд; выполнение задания №4). Сделайте вывод (Вода и жизнь не разделимы).

Учитель географии.

Вода в природе. Причины наводнений бывают природные и антропогенные.

Рассмотрим вначале природные причины.

  1. Половодья возникают в результате таяния снега весной на водосборных реках умеренного пояса, а так же на реках, имеющих горно-ледниковое питание.
  2. Паводки возникают после интенсивных ливней при прохождении циклонов. Паводки могут повторяться несколько раз в год. В 1994 году в Закарпатье в результате паводка в зоне затопления оказалось больше половины его территории.
  3. Заторы и зажоры льда- это причины зимних наводнений в странах северного полушария.

Зажоры- образование значительных скоплений в руслах рек шуги и донного льда в период резкого похолодания поздней осенью и в начале зимы.

Заторы- бывают вызваны в первую очередь неодновременностью вскрытия рек, имеющих большую длину и протекающих с юга на север.

  1. Прорывы внутриледниковых и завальных озер. Такие озера возникают в результате перегораживании русел рек языками ледников, либо горными породами при обвалах и оползнях, а так же при схождении селевых потоков.

Например, в Альпах прорывы завальных озер и вызываемы ими наводнения, за последние 30 лет происходили каждые 2-3 года.

  1. Нагонные явления. Представляют большую угрозу приморским районам. Их вызывает длинная волна, образовавшая в центре действия циклона при его прохождении над морем. При подходе к побережью высота волны возрастает. Нагонные наводнения обычно сопровождаются сильными штормами, ураганным ветром и ливнями. Нагонные явления можно наблюдать в Нидерландах, в Санкт-Петербурге.
  2. Морские наводнения- (цунами).

Антропогенные причины наводнений.

Это причины, которые образуются в результате деятельности человека.

  1. Сведение лесов.
  2. Нерациональное ведение сельского хозяйства.
  3. Расширение площадей под водонепроницаемыми покрытиями и застройкой.
  4. Хозяйственное освоение лесов.
  5. Неправильное проведение паводко-защитных работ.
  6. Разрушение искусственных плотин.

Учитель экологии.

Еще сравнительно недавно вода, как и воздух, считалась одним из бесплатных даров природы. Но мы все чаще покупаем чистовую воду в магазинах, разлитую в небольшие бутылки. Почему так происходит? А оказывается в мире очень остро стоит водная проблема – проблема дефицита чистой воды. Существует несколько источников загрязнения воды, которые нам с вами предстоит выявить, а также найти пути решения водной проблемы человечества ( Слайды).

Сделайте вывод. (Человечество знает источники загрязнения воды, имеет представление о путях решения данной проблемы. Необходимо воспитывать экологическую культуру будущих поколений, чтобы сохранить на Земле запасы пресной воды.)

Выводы:

В силу своих уникальных свойств вода была и остается самым важным веществом на Земле.

Человеку еще предстоит разгадать ни одну ее тайну, поскольку жизнь появилась в воде и до сих пор напрямую зависит от нее.

Домашнее задание: приготовить презентации по одной из тем: а) вода и религия; б) вода -ориентир на Земле и мера времени; в) вода – энергетическое топливо будущего;

Категория: Физика
06.03.2021 14:34


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!