СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Слово «волонтер» произошло от французского «volontaire», которое в свою очередь произошло от латинского «voluntarius», и в дословном переводе означает «доброволец», «желающий»
В толковом словаре Д. Н. Ушакова можно найти следующую трактовку определения «волонтер» - это доброволец, вольнослужащий; причисленный на своем иждивении и по своей воле, в военное время, к войску, но не вступивший в службу. Конечно, на современном этапе это определение потеряло свое прямое значение. Сегодня волонтерами называют тех, кто добровольно вносит свой вклад в развитие широкого круга деятельности на благо общественности и без всякого денежного вознаграждения, т.е. безвозмездно.
По мнению Л.Е. Сикорской, волонтерство это не что иное, как «способ сохранения и укрепления человеческих ценностей, таких как доброта, безвозмездная помощь любому человеку независимо от его положения в обществе, культурных и этнических особенностей, религии, возраста, пола
В основе волонтерской деятельности лежит принцип безвозмездности и солидарности, таким образом, его мотивы кроются не в материальном вознаграждении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей. Поэтому волонтеры участвуют в научно-исследовательских, социальных, благотворительных программах, которые сами по себе прибыли не приносят.
При этом волонтерство стремится к достижению двух важных результатов: 1) Оно помогает в создании стабильного и сплоченного общества; 2) Оно дополняет услуги, предоставляемые государством и правительством (и бизнесом - когда эти услуги нерентабельны, но необходимы обществу).
Сферы распространения волонтёрского труда довольно широки:
- Социальная сфера.
Деятельность волонтера заключается в оказание помощи таким социальным категориям граждан как: пенсионеры, неполные семьи, вынужденные мигранты, безнадзорные дети и дети из семей социального риска, социально неблагополучная молодежь и подростки, бездомные, люди с ограниченными возможностями (инвалиды), беженцы, бывшие заключенные, пострадавшие от различного вида катастроф и вооружённых конфликтов и другие.
- Сфера экологии и окружающей среды.
Благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц, озеленение дворов, территорий домов интернатов, детских садов и школ, экологические субботники, уборка мусора и загрязнений; помощь животным, добровольная помощь зоопаркам и заповедникам;
- Сфера культуры, искусства и досуга.
Информационные акции, направленные на профилактику наркомании, СПИДа, туберкулёза, подростковой преступности; благотворительные концерты и театральные выступления; пропаганда здорового образа жизни; организация и проведение коррекционная работа по реабилитации смен летнего отдыха для детей и подростков из семей социального риска.
Таким образом, роль добровольчества как движения для общества неоспорима. Добровольцы - не только альтруисты, они работают ради приобретения опыта, специальных навыков и знаний, установления личных контактов. Часто работа в качестве – это путь к оплачиваемой работе, здесь всегда есть возможность проявить и зарекомендовать себя с лучшей стороны, попробовать себя в разных сферах деятельности и определиться с выбором жизненного пути.
Волонтерство как социокультурная практика необходима для применения в педагогической деятельности. «Добровольчество» вносит непосильный вклад в воспитание полноценных личностных качеств учащихся, предоставляя огромный жизненный опыт, открывая возможности выбрать свой профессиональный путь.
Волонтерство воспитывает в учащихся такие личностные качества, как лидерство, любознательность, эмпатия (ощущение понимания и сопереживания психологического состояния другого человека), доброжелательность, проницательность, оптимизм, самокритичность, уверенность в своих возможностях.
Участвуя в волонтерской деятельности, учащиеся приобретают ряд практических навыков, необходимых ему и в повседневной жизни: умение принимать решения, умение вести за собой, умение расположить к себе собеседника, умение слышать и слушать, опыт работы с группой, знание основ психологии, организаторские способности.
В нашей школе (МБОУ СОШ №4) активно практикуются многие формы волонтерства, направленные на разные сферы жизни человека. В течение только этого учебного года было проведено не менее шести акций: благотворительные концерты, работа волонтеров по организации пришкольного лагеря.
При организации акций дети осознают необходимость и значимость своего вклада и с удовольствием принимают участие, помогая при этом детям-сиротам (акция «Новогоднее чудо»), детям с ограниченными возможностями (акция «Дети-детям», «Сладкая планета»). Учащиеся, в классе которых обучается ребенок с ограниченными возможностями, стремятся познакомиться с обучаемым, общаться и по возможности навещать и гулять с ним. Примером может послужить Папонов Александр, Шевцов Владислав, Краснов Даниил, ученики тесно поддерживаю с ними контакт, интересуются их делами и приезжают в гости.
В марте 2015 года была проведена общешкольная акция «Горячее сердце», в рамках которой среди параллелей всех классов состоялись классные часы, посвященные подвигам рядовых граждан. Данное мероприятие преследовала цель поднять гражданственную активность учащихся путем знакомства с героическими поступками современных жителей России. Подобные акции призваны пробудить в школьниках потребность во взаимовыручке, взаимопомощи, солидарности с теми, кто оказался в трудных жизненных ситуациях.
Весной 2015 года в МБОУ СОШ №4 прошли акции «Чистый школьный двор», «Посади дерево», «Экологический субботник», главной идеей которых являлась необходимость бережного отношения к окружающей среде. Школьники благоустраивали пришкольную территорию: убирали мусор, сажали деревья и цветы, мастерили скворечники и т.п. Также в летнее время школьники принимают активное участие в экологическом лагере города Железнодорожного. Школьные экологические акции воспитывают в детях потребность в защите природы, эстетические чувства и экологическую культуру.
В начале мая 2015 года ко Дню Победы трудовой десант МБОУ СОШ №4 провел акцию «Памяти павших, будьте достойны», учащиеся 10-ых классов принимали участие в уборке памятников погибшим воинам в Великой Отечественной войне. К 70-летию победы в актовом зале школы прошло вручение медалей ветеранам войны, а также при активном участии ребят состоялся концерт в честь Дня Победы.
Данные мероприятия воспитывают патриотические чувства, гордость за Отечество, позволяют не прерывать связь поколения и сохранить историческую память.
Таким образом, в МБОУ СОШ №4 проводятся разносторонние волонтерские мероприятия, призванные привить детям чувства ответственности за сохранение природных богатств, патриотической гордости и любви к Родине, а также солидарности с теми, кто оказался в трудном жизненном положении, желание поддержать и помочь.
Подобная социокультурная практика необходима для современной педагогической деятельности, так как педагог призван не только давать знания об окружающем мире, но и воспитать эстетические качества и чувство морального долга. Без волонтерской деятельности не должна обходиться ни одна современная учебно-образовательная организация, если она хочет воспитать высоконравственного и разносторонне развитого гражданина страны.
© 2016, Кузькина Екатерина Сергеевна 2237