СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание детей дошкольного возраста в традициях русской культуры духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в традициях русской культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТРАДИЦИЯХ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТРАДИЦИЯХ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание патриотизма, гуманизма, чувства долга, справедливости, ответственности, милосердия, способности различать добро и зло и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции. Наша жизнь сейчас заполнена большим количеством «иностранного» и в быту, и на телевидении, и в музыке. Книги ушли на второй план, их место заняли экраны смартфонов, с которых в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. Именно сегодня материальные ценности возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме, которые присущи русскому человеку. Продолжается разрушение института семьи: через телевизионное «половое просвещение» у детей формируются несупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Все это привело к утере понятия истинных ценностей, отсутствию чувства патриотизма и человеколюбия; исчезли идеалы человека-труженика, воина-защитника Отечества. Забыты семейно-бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения и «лада» в семье, кроме этого в настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых, все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого – эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

В этой связи особого внимания требуют дети дошкольного возраста, которые характеризуются, с одной стороны, высокой восприимчивостью к социальным воздействиям, а с другой, – возникновением ценностных приоритетов, определяющих поступки человека в ситуациях нравственного выбора.

Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него: нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости); нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, доброй воли).

Исходя из этого определения, вытекают следующие педагогические задачи:

  • заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, гражданина и патриота;
  • воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим. Создать условия и вызвать желание совершать хорошие поступки, творить добро;
  • познакомить с основами духовности, формировать первоначальные представления о духовном мире, знакомить с основными религиозными понятиями, ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, русского народа и традиционного уклада жизни, пробуждать чувство сопричастности к традициям нашего народа.
  • совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка;
  • помочь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям.

И в связи с этим переосмысливается роль православия в истории России и по-новому оценивается его принципиальное влияние на духовно-нравственное развитие человека. Ознакомление детей с основами православной культуры является составной частью работы по ознакомлению их с культурно-историческими ценностями и традициями народа, обращению к духовным истокам, что, в конечном счете, способствует формированию гражданственности и патриотизма.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи, образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с обычаями и традициями русского народа, познание детьми народного творчества помогает сохранить прошлое, воспитывать любовь к истории и культуре русского народа, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

Начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет. Дети очень доверчивы и открыты, а их впечатления в этом возрасте неизгладимы. Чтобы познакомить детей с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью, стоит проводить православные фольклорные праздники: Зимние святки, Рождество, Масленичная неделя, Пасха, Сороки (День прилёта птиц), Егорьев день, Троица, которые были частью труда и быта русского народа. Становясь участником этого действа, ребёнок погружается в загадочный, благодатный и светлый мир церковного праздника.

Знакомясь с обрядовыми праздниками благодаря фольклору, в частности, русским народным и колыбельным песням, потешкам, прибауткам, ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно и на собственном опыте ощущает радость души, необычайный подъём и счастье.

Ни один праздник на Руси не проходил без музыки. Поэтому необходимо вводить детей в мир народной музыки, приучая их к красоте звучания народных инструментов и песен. Первое знакомство детей начинается с деревянных ложек, бубенцов и трещоток. Младшие дети не только рассматривают их, но и берут в руки, пробуя звучание. В дальнейшем под музыкальное сопровождение дети учатся играть несложные мелодии, например «Во саду ли, в огороде», «Во кузнице» и др.

Первые представления о культуре своего народа ребенок дошкольного возраста получает через детский фольклор, овладевая родным языком. Детский фольклор – обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия»: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки, созданные для самых маленьких. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов. Простота и мелодичность звучания позволяет детям запоминать их. Дети начинают вводить народные потешки в свои игры. У детей снижается агрессивность, когда они слышат потешки, прибаутки, заклички, которые звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.

Прочно вошла в детский быт сказка. По своей сущности сказка, особенно народная, вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Все герои сказок, как правило, животные в русских народных костюмах, поэтому дети с младшего дошкольного возраста могут уже называть элементы костюмов: сарафан, лапти, сапоги, фартук, а дидактические игры, помогают им закрепить эти знания. Вообще, русские народные сказки имеют большой воспитательный материал для развития нравственных качеств у детей, т.к всегда в них противостоят друг другу хорошее и плохое: добро и зло, щедрость и жадность, правда и ложь, послушание и упрямство, трудолюбие и лень. В сказках, русском фольклоре виден, быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и лукавый русский ум. В русских сказках присутствует образ русской земли, поэтически дана характеристика русской природы: чистое поле, береза, калина, т.е. показана тесная связь человека, привязанность к родному краю.

Большую роль в эстетическом и нравственно-патриотическом воспитании детей играет ознакомление с историей русского национального костюма. Русский национальный костюм — сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался русскими людьми в повседневном и праздничном обиходе. Он имел свои особенности в зависимости от конкретного региона, пола, назначения и возраста. Мастерицы вышивали на них знаки: ромбы, кресты, цветы, круги, считалось, что вышивка – «оберег» предохраняла, оберегала от злых сил.

Народное творчество проникает во все уголки нашей жизни. Изобразительное народное искусство воспитывает в детях чувство прекрасного, оно живет наблюдением за окружающей жизнью и природой, поэтому произведения искусства легко воспринимаются детьми. Пониманию детей дошкольного возраста доступны работы декоративной росписи, резьбы, вышивки, искусство народной игрушки. Народная игрушка забавляет и радует ребенка, учит творчеству и труду, а так же учит видеть и понимать окружающую его жизнь. А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью великого народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Изделия народных мастеров дают богатый материал и для экологического воспитания детей, так как декоративное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию в природе. Затем ее красота, соразмерность, разумность, упорядоченность нашли отражение в узорах декоративных росписей. В них можно найти изображения птиц, растительные узоры и орнаменты. Изделия народных промыслов помогают понять и осознать, что человек – часть природы, а именно это является основой экологического воспитания в дошкольном возрасте.

При знакомстве детей с жизнью и бытом русского народа, большое значение уделяется народным подвижным играм. Русские народные игры имеют многовековую историю. В этих играх отражается любовь народа к движениям, удальству. Подвижная игра является постоянным спутником в жизни ребенка. Игра – всегда развлечение, забава и обязательно соревнование, стремление каждого участника выйти победителем. У детей появляется возможность как проявить себя, так и увидеть в действии различные предметы русского быта. Каждой русской игре обычно предшествует игровой зачин – считалка. Именно считалки вводят детей в игру, помогают организовать и распределить роли. Можно смело сказать, что народные игры влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности ребенка показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. Деятельность семьи по развитию, преобразованию и формированию духовно-нравственной сферы является ведущей на протяжении всего периода дошкольного возраста.

Вовлечение родителей в образовательную деятельность можно проводить через следующие формы работы: родительские собрания, фото-выставки, театрализованные представления, участие родителей в проектной деятельности, вернисажи совместного творчества родителей и детей, анкетирование, педагогические гостиные.

Таким образом, для духовно-нравственного воспитания детей необходимо объединить усилия педагогов и родителей, и использовать все средства народного искусства, с помощью которых происходит приобщение ребенка к миру общечеловеческих ценностей, формирование отношения к природе, к рукотворному миру, людям, труду, искусству, культуре родного края. Именно так ребенок постепенно принимает возрастные нормы поведения, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, познает мир, приобретает социальный опыт.

Список литературы:

  1. Аксенова Т. К. Народная культура в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста / Т. К. Аксенова, Ю. В. Исаева // Детский сад от А до Я. – 2017. – № 5. – С. 90–97
  2. Гаранина Наталия Константиновна. Роль семьи в приобщении дошкольников к народной культуре / Н. К. Гаранина // Управление ДОУ. – 2014. – № 8. – С. 110–115.
  3. Лыкова И. А. Народная культура в современном образовательном пространстве / И. А. Лыкова // Воспитатель ДОУ. – 2020. – № 2. – С. 62– 67.
  4. Пантелеева Н. Народная игровая культура в дошкольном образовании / Н. Пантелеева // Детский сад от А до Я. – 2019. – № 4. – С. 40–48.
  5. Роот З. Я. Роль фольклора в воспитании дошкольников / З. Я. Роот // Музыкальный руководитель. – 2018. – № 1. – С. 9–11.
  6. Фролова А. Прикоснуться к истокам культуры предков / А. Фролова, Л. Дедешко // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 5. – С. 127–128.
  7. Шибаева М. Приобщение дошкольников к народной культуре через вышивание / М. Шибаева // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 6. – С. 70–75.
03.11.2021 10:24


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!