СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание социальной ответсвенности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание социальной ответственности и компетентности у обучающихся.

Формирование социальной ответственности несовершеннолетнего является важнейшей проблемой воспитания учащейся молодежи, которая особенно в последние годы вновь остро обсуждается в российском обществе как на уровне законодательной и исполнительной власти, так и на уровне ученых и практических школьных работников. Это отражено во многих государственных нормативных документах и в педагогической печати. В частности, в документах о ФГОС нового поколения отмечается: В Федеральных государственных стандартах мы находим явное указание на нацеленность системы образования на решение этой задачи как одной из основных. Воспитательный компонент ФГОС ориентирует педагогов на «реализацию гуманистических приоритетов современной социальной политики,., воспитания в общественном сознании установок социальной ответственности, толерантности, патриотизма; содействует развитию и обеспечению полноценной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений и других социальных институтов в формировании у детей актуального социокультурного опыта, духовно-нравственных идеалов, расширение пространства реализации подростками активной гражданской позиции в социальном творчестве» «Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания – формирование у несовершеннолетнего гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности; способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».

Подросток в силу своей природной активности стремится к саморазвитию, самореализации. Отсутствие этой возможности в социальном пространстве заставляет подростка самоутверждаться в ситуациях асоциальных.

Особенно остро эта проблема стоит перед образовательными организациями.

Понятия «ответственность» и «социальная ответственность» применимы к любому явлению социальной жизни и присутствуют во всех сферах жизнедеятельности общества: экономике, политике, праве, образовании, культуре. ».

На мой взгляд, в процессе воспитания социальной ответственности необходимо научить молодого человека понимать себя и других, искать смысл своего существования, планировать жизнь и понимать важность двух важнейших событий: рождения и смерти человека.

Как сформировать такую способность у современных студентов?

Ежегодно в наш техникум поступает определенное количество подростков, а как известно подростковый возраст наиболее сложный с точки зрения личностного роста., т.к это общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками – все это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний. Существенные проблемы связаны в этот период и с бурным развитием эмоциональной сферы: резкая смена настроения и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, большой диапазон полярных чувств – все это связано с "подростковым комплексом", наблюдаемым в возрасте от 15-18 лет у многих ребят. Неслучайно проблема подростка на этапе преодоления всех возрастных проблем связано с такими понятиями, как "адаптация", "социализация", "компетенция". Для успешного прохождения одного из этапов адаптации моя функция как социального педагога в этот период диагностическая, используя такие диагностические методики как наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование по следующим направлениям: социальный статус семей, мотивы выбора профессии, группа здоровья обучающихся, анализируется психологический климат в группе, отношения с мастером группы. Через выявление уровня адаптации, я получаю определенный социальный портрет каждой учебной группы своего курса.

Объектом нашего исследования стали представления подростков об ответственности. Предметом исследования – мнения подростков о разных по проявлению составляющих ответственности. Метод исследования – анкетирование, в котором приняло участие 115 человек в возрасте от 15 до 17 лет.

Мы проанализировали мнения подростков об ответственности, основываясь на общих подходах к пониманию социальной ответственности, встречающихся в научно-педагогической литературе. Контент-анализ определений термина «ответственность» позволил выделить по признакам проявления этого качества личности различные составляющие, каждая из которых соответствует ответственности перед определенной «инстанцией» (от хорошо понятных и близких подростку отношений ответственности перед самим собой, своей семьей, своим близким окружением, до более абстрактных удаленных – перед страной, обществом, миром).

Всем, кто участвовал в опросе, было предложено соотнести приведенные в анкете высказывания с их собственными представлениями об ответственности.

«Какие из приведенных ниже высказываний, по-вашему, раскрывают содержание личностного качества «ответственность»?

(Отметьте любое количество пунктов, с которыми вы согласны)

Ответственность — это

  • готовность отвечать за свои действия перед собою;
  • выполнение своих обещаний, данных членам семьи;
  • добросовестное исполнение обязанностей ученика;
  • собственный контроль над тем, чтобы поступки не противоречили нормам школы;
  • обязанность приносить пользу общественно-полезным трудом;
  • выполнение принятых нравственных и правовых норм и правил общества;
  • несение своего долга перед Родиной;
  • осознание глобальных мировых проблем и стремление в меру своих сил помогать их решению.»

В идеале, если бы представления подростков об ответственности соответствовали представлениям педагогической общественности (в нашем случае приведенному выше спектру), мы должны были получить равномерную гистограмму, столбцы которой стремились бы образовать прямоугольник. Реальный результат оказался далек от идеала.

Усредненные по разным выборкам и всем возрастам данные представлены на рисунке 1. Проанализируем и обобщим их.

­

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

Во-первых, получен результат, свидетельствующий о неполном понимании подростками многогранности своей ответственности, особенно в отношении социально-ориентированных компонентов, об оторванности общепедагогического понимания ответственности от реально сформированных представлений подростков.

Во-вторых, на проявление представлений о социальной ответственности могут влиять как принадлежность подростков к разным социальным группам, так и особенности условий социализации, что нужно учитывать при постановке целей и задач работы и выборе педагогического инструментария.

В-третьих, на основании полученных данных можно предположить, что представления об ответственных отношениях перед «ближайшими» и «удаленными» инстанциями не связаны друг с другом в представлениях подростков и в разной степени формируются в условиях естественной социализации. Можно также утверждать, что механизмы и пути становления ответственности как личностной черты подростка, должны быть дополнены специальной работой по формированию социально-ориентированных компонентов ответственности.

Таким образом, проблема формирования социальной ответственности у старших подростков существует, она актуальна и требует разработки специальных педагогических инструментов своего решения в условиях СПО.

Понятие социальной ответственности рассматривается как ожидания по отношению к действиям отдельных лиц, групп, общественных и молодёжных объединений и осознания ими своего долга.

Рассмотрим воспитание социальной ответственности на примере молодёжных объединений в нашей образовательной организации.

Уже не первый год, я являюсь руководителем волонтёрского объединения «Добродел».

Вовлечение подростков в активную деятельность волонтерского отряда «Добродел» позволяет мне сформировать у несовершеннолетних, представление о правильных общественных ценностях и о том, как им выстраивать своё поведение на основе данных ценностей.

Цель создания отряда – формирование у подростков установок на активную жизненную позицию, навыков социально-ответственного поведения.

Учитывая опыт работы, наличие положительных отзывов о деятельности отряда и большого количества благодарственных писем – свидетельствует о желании волонтеров проводить социально значимые мероприятия, о важности и необходимости такой работы в техникуме.

Таким образом, целенаправленное, последовательное включение несовершеннолетних в волонтерскую деятельность, позволяет и взрослым, и детям, формировать единую систему жизненных ценностей, традиций, взглядов на мир и своего места в нем.

Реализуя мероприятия в рамках программы «Дорогою добра » работа осуществляется через следующие направления:

- корреционно-реабилитационная деятельность;

- просветительско – профилактическая деятельность;

- духовно-нравственное воспитание;

- правовое воспитание;

- эстетическое развитие личности подростка;

- патриотическое воспитание;

- здоровьесберегающее направление.

Вся работа в рамках темы «Воспитание социальной ответственности» мною разделена на 5 этапов.

Первый этап — Выбора и Самопознания — направлен на подготовку кандидатов в волонтеры. Данный этап связан с перестройкой их субъектной позиции в условиях общественного молодежного объединения. Определяющим видом деятельности на этом этапе является коммуникативная. Подготовка будущего волонтера включает систему знаний по самопознанию, знакомство с традициями и обычаями, он принимает участие во всех мероприятиях организации, которые позволяют ему понять мотивацию выбора, возможности объединения «Добродел» и его назначение. Первый этап в большей степени носит эмоциональную окраску, поскольку доминирующим мотивом поведения и деятельности является стремление к успеху в общении, независимо от того, какую деятельность будущие волонтеры выполняют.

Методы работы: презентация молодёжного объединения «Добродел» (ежегодно на курсовых линейках; тестирование «_______________», организационное собрание, заполнение анкет вновь вступившими волонтёрами.

Второй этап — Самосовершенствования — направлен на становление активной позиции волонтера, которое связано, прежде всего, с формированием познавательной направленности личности и качеств, соответствующих новой социальной роли. Ведущей ориентацией становится успех в учении, который делает определяющим видом деятельности волонтеров познавательную деятельность. Посредством участия в сборах-семинарах они овладевают необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями, рациональными приемами интеллектуальной деятельности, приобретают навыки, связанные с поиском, обработкой и применением психолого-педагогической информацией.

Методы работы: участие в тренинге «Давайте познакомимся»; тренинг «Твоя цель- твой успех»;знакомство со сборником лекций??; вовлечения в мероприятия по плану

Второй этап носит теоретико-практический характер и создает базу для дальнейшего личностного роста волонтера. Однако, несмотря на достаточный уровень практической и теоретической готовности к работе с детьми - инвалидами, подростками и молодежью, ветеранами ВОВ, инвалидами ВОС волонтеры не подготовлены к самостоятельному выполнению социально-педагогических функций. Вместе с тем на втором этапе создаются условия, способствующие становлению волонтера как субъекта собственного развития и нравственного совершенствования. В результате они осваивают основные приемы интеллектуального труда, осуществляют целенаправленное самовоспитание и самообразование, испытывают удовлетворенность расширившимися возможностями, перспективами роста и самоутверждения. На данном этапе формируется кейс волонтера, составляется его рейтинговая карта.

Третий этап — Самоопределения — характеризуется сознательным преодолением трудностей подготовки к волонтерской деятельности, самопроявлением личностных качеств в новых условиях, овладением новыми видами деятельности, соответствующими знаниями и умениями, выбором социально-нравственных норм и ориентиров. В процессе этого преодоления идет интенсивное развитие интеллектуальных, духовных, творческих сил волонтера, что способствует их самоопределению. Поскольку в системе ценностных ориентаций доминирует ориентация на успех в социально-педагогической деятельности, волонтеры осознают необходимость овладения значительно более широким кругом общекультурных и специальных знаний. Определяющим видом деятельности становится ценностно-ориентационная деятельность непосредственно связанная с познавательной деятельностью и общением. На данном этапе идет подготовка лидеров временных коллективов, которые могут руководить определённым видом деятельности в объединении. На третьем этапе углубляются знания, стабилизируются и закрепляются умения и навыки, отражающие готовность волонтера к работе с детьми, подростками и молодежью, складывается система ценностей. На основе коллективной творческой деятельности и рефлексии собственного опыта формируются личностные качества, определяющие индивидуальность волонтера. Как показывает опыт работы, индивидуальность прежде всего выражается в активной творческой преобразовательной деятельности, в процессах личностного выбора и личностного вклада, полной отдачи себя.

Методы работы:

Четвертый этап — самореализации — был направлен на создание условий для самореализации личности волонтера, развития его творческих возможностей, формирование умений рефлексивного управления деятельностью и ее проектирования. В связи с этим определяющим видом деятельности является преобразовательная, так как волонтер стремится к достижению вершин мастерства, к нравственному совершенствованию, к творческой самореализации. Ведущим мотивом выступает ориентация на успех в творческой социально-педагогической деятельности. Волонтер на данном этапе достигает уровня координатора программ, который позволяет ему возглавлять определенный сектор в рамках общественного молодежного объединения,

На четвертом этапе фактически достигается оптимальный уровень готовности волонтера к социально-педагогической работе с детьми, подростками и молодежью.

Пятый этап — Творческого роста — направлен на развитие индивидуальной творческой позиции личности волонтера, собственных педагогических взглядов, неповторимой технологии деятельности. Определяющим видом деятельности выступает преобразовательная деятельность, а ведущим мотивом — ориентация на успех в достижении вершин профессионального творчества. Волонтеры, достигшие уровня старшего координатора, являются профессионалами в работе с детьми, подростками и молодежью. Они разрабатывают сценарии, программы, руководят специализациями и организуют занятия в школах 1-4 уровней, регулируют партнерские отношения с другими общественными детскими и молодежными объединениями, участвуют в подготовке и проведении встреч, семинаров, конференций, сборов и т.д., что позволяет фиксировать высокий уровень социальной активности молодежи.

Учитывая психологические особенности развития и проявления ответственности подростков, представляется необходимым использовать так называемый превентивный контроль (это испытания и поверка самих средств) опережающий, суть которого заключается в специально продуманной организации общественно полезной деятельности, направленной на создание ситуаций, благоприятствующих усвоению подростками социальных ценностей и образцов поведения. Только создание подобных условий создает предпосылки для того, чтобы человек стремился превратить ответственность за свою собственную жизнь в ответственность за жизнь других /К.А. Абульханова-Славская/. Кроме того, превентивный контроль способствует непроизвольному усвоению подростками социально-педагогических стереотипов, в которых закреплен моральный опыт общества, что помогает им ориентироваться в различных социальных ситуациях.

Таким образом, качественное своеобразие ответственности подростков определяется различными сочетаниями основных ее показателей - дисциплинарной ответственности, ответственности за себя и за другого в общем деле. Показательно, что, отвечая за других, современный подросток не всегда умеет нести ответственность за себя.

А говорить о социально ответственной личности можно лишь в том случае, когда ответственность за другого базируется на самоответственности, то есть ответственность за себя в общем деле составляет основу данного качества.

Пример деятельности волонтёрского отряда, как составляющий компонет в воспитании социальной ответственности среди подростков в образовательной организации считаю положительным.

Т.к достигнуты следующие результаты среди членов волонтёрского отряда «Добродел»:

- Активно участвуют в улучшении студенческой среды - 34% волонтёров

- Овладевают формами и методами самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека. – 56% волонтёров

- Активно и осознанно участвуют в разнообразных видах и типах отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: общение 85%; учёба -92%;спорт-38%, творчество – 76%.

- Приобретают опыт и осваивают основные формы учебного сотрудничества: сотрудничество со сверстниками и с учителями – 87%

- Активно участвуют в организации, осуществлении и развитии студенческого самоуправления- 18%;

защищают права обучающихся на всех уровнях управления техникумом – 10%

- Разрабатывают на основе полученных знаний и активно участвуют в реализации посильных социальных проектов — проведении практических разовых мероприятий или организации систематических программ, решающих конкретную социальную проблему техникума – 56%

12.11.2015 22:20


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!