СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Всероссийская олимпиада школьников по истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по истории 2017/2018 учебного года

Проведение муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников должно быть основано на органическом сочетании единства требований, предъявляемых к участникам по всей стране, и развития тех традиций проведения этих этапов, которые сложились в различных регионах и учитывают местные особенности.

Для проведения муниципального этапа Олимпиады организатором указанного этапа Олимпиады создаются оргкомитет, предметно-методические комиссии и жюри муниципального этапа Олимпиады.

Оргкомитет муниципального этапа Олимпиады утверждает требования к проведению указанного этапа Олимпиады, разработанные предметно-методическими комиссиями регионального этапа Олимпиады с учетом методических рекомендаций центральных предметно-методических комиссий Олимпиады.

Муниципальный этап Олимпиады проводится в соответствии с требованиями к проведению указанного этапа Олимпиады и по олимпиадным заданиям, разработанным региональными предметно-методическими комиссиями с учетом методических рекомендаций центральных предметно-методических комиссий Олимпиады.

В муниципальном этапе Олимпиады по каждому общеобразовательному предмету принимают участие обучающиеся 7–11 классов образовательных организаций:

- участники школьного этапа Олимпиады текущего учебного года, набравшие необходимое количество баллов;

- победители и призеры муниципального этапа Олимпиады предыдущего учебного года, если они продолжают обучение в образовательных организациях.

Муниципальный этап проводится для параллелей учащихся 7–11 классов.

Время для проведения этапа:

– два астрономических часа для 7 и 8 классов;

– три астрономических часа для 9–11 классов.

Максимальное количество баллов за задания 7–8 классах – 100 баллов.

Максимальное количество баллов за эссе или развёрнутый ответ в 9, 10, 11 классах – 25 баллов.

Общее количество баллов за весь комплект заданий в 7–11 классах максимально – 100 баллов.

Типы заданий

В соответствии с Положением о всероссийской олимпиаде школьников (утверждено приказом Минобрнауки от 2 декабря 2009 г. № 695) (п. 7), задания составляются на основе рекомендаций и примеров заданий, разработанных центральной предметной комиссией. При составлении заданий разработчики стремились к тому, чтобы поиск правильного ответа требовал от школьника как умения самостоятельно размышлять и делать выводы, так и основательных знаний. От участников Олимпиады требуется умение сопоставлять факты, выявлять такие связи между ними, знания о которых выходят за рамки базового школьного курса истории. В качестве примера таких специфических умений можно назвать способность самостоятельно определить (естественно, примерно) время возникновения того или иного документа или художественного произведения, его происхождение.

Участник Олимпиады должен уметь работать с различными источниками информации (иллюстрации, карты, схемы, диаграммы, таблицы, тексты исторических источников, статистические данные). Часть заданий связана со знаменательными датами и юбилеями уходящего года, обращающими нас к событиям прежде всего отечественной истории.

При разработке заданий авторы ориентировались на базовый уровень подготовки учащихся в соответствии с учебными программами и степень освоения ими содержания в каждом классе к моменту проведения олимпиад. В соответствии с новыми нормативными документами задания для 7 класса построены на содержании курса истории 6 класса (исключения только для заданий регионального компонента), задания для 8 класса – на содержании курсов истории 6 и 7 классов и т.д. Задания для 9-11 классов разработаны на содержании основного курса истории Отечества, включающего для 9 класса период до окончания Великой Отечественной войны.

Большинство заданий посвящено отечественной истории; вместе с тем, присутствуют и задания, требующие знаний ключевых событий, персоналий, процессов всемирной истории. Проблематика заданий затрагивает как политическую историю, так вопросы общественного развития, экономики, внешней политики и культуры.

Хорошей традицией Олимпиады является включение в комплект заданий нескольких вопросов, связанных с региональной компонентой в историческом образовании.

Задания на связь с мировой историей не предполагают особенно глубоких познаний отдельных событий всеобщей истории, однако заставляют вспомнить, во-первых, события и процессы мировой истории, связанные с историей России, во-вторых, отражающие наиболее значимые, ключевые явления мировой истории.

На муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по истории у учащихся в настоящее время есть выбор – либо написание эссе, либо развернутый ответ на предложенные вопросы. Мы советуем тем, кто собирается бороться за победу на последующих этапах олимпиады, сосредоточиться на написании эссе, поскольку именно эссе является обязательным испытанием на региональном и заключительном этапах. Обращаем внимание, что историческое эссе предлагается для написания, начиная с 9 класса.

Логика написания и проверки эссе давно отработана и не требует особых замечаний. Участникам предлагается на выбор несколько высказываний историков или современников, относящихся к различным периодам русской истории, и предлагается высказать и аргументировать свою позицию по данному вопросу. Темы, как правило, охватывают основные периоды истории России и касаются различных сфер – политики, экономики, общества и т.д.

Напомним, что основополагающими критериями при оценке эссе являются:

  1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).
  2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.
  3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.
  4. Четкость и доказательность основных положений работы.
  5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.

Проверка заданий и подведение итогов Олимпиады

При проверке нужно учитывать, что участники, набравшие менее 50 % от максимального числа баллов, не могут стать победителями или призерами вне зависимости от места в турнирной таблице (Положение, пп. 26, 33).

Окончательные результаты проверки ответов всех участников Олимпиады фиксируются в итоговой таблице, представляющей собой ранжированный список участников, расположенных по мере убывания набранных ими баллов. Участники с одинаковыми баллами располагаются в алфавитном порядке. На основании итоговой таблицы жюри определяет победителей и призеров Олимпиады.

Участник муниципального этапа Олимпиады, набравший наибольшее количество баллов в данном классе, признается его победителем при условии, что количество набранных им баллов превышает половину максимально возможных баллов. В случае, когда победитель в каждом классе не определен, в муниципальном этапе Олимпиады определяются только призёры.

Количество призеров муниципального этапа Олимпиады определяется, исходя из квоты победителей и призеров, установленной организатором муниципального этапа Олимпиады. К участию в региональном этапе Олимпиады допускаются участники, набравшие необходимое количество баллов, установленных региональными ПМК и утвержденными Министерством образования Московской области.

Призерами муниципального этапа Олимпиады в пределах установленной квоты победителей и призеров признаются все его участники, следующие в итоговой таблице за победителями. В случае, когда у участника муниципального этапа Олимпиады, определяемого в пределах установленной квоты в качестве призера, оказывается количество баллов такое же, как и у следующих за ним в итоговой таблице, решение по данному участнику и всем участникам, имеющим равное с ним количество баллов, определяется жюри муниципального этапа Олимпиады.

В случаях несогласия участника Олимпиады с результатами оценивания его олимпиадной работы или нарушения процедуры проведения Олимпиады жюри имеет право создать апелляционную комиссию.

Требования к проведению Олимпиады

Проведение олимпиады по истории не требует специальных технических средств, однако сопряжено с распечаткой и последующей проверкой олимпиадных заданий достаточно большого объема.

Для проведения этапа необходимы:

1) Аудитории, позволяющие разместить участников таким образом, чтобы исключить списывание (запрещается использование участниками Олимпиады любых носителей информации);

2) Множительная техника, позволяющая распечатать комплекты заданий в установленные сроки, в необходимом количестве и в требуемом качестве. Методической комиссии регионального этапа рекомендуется заранее сообщить исполнителям, ответственным за размножение заданий, если в комплекте заданий предполагаются элементы, требующие особых полиграфических мощностей (иллюстрации, карты);

3) Организаторам рекомендуется иметь запас необходимых расходных материалов (шариковые ручки и т.п.). Для черновиков и для написания ответов, требующих большого объема текста (только в старших классах) используются листы белой бумаги формата А4, проштампованные штемпелем организаторов.

Возможно, что при тиражировании качество иллюстраций будет потеряно, однако разработчики рекомендуют обращать внимание прежде всего на наиболее явные, очевидные детали, позволяющие получить необходимую информацию и помогающие верно выполнить задание. В случае технического брака, носящего массовый характер, необходимо обратить на это внимание проверяющих задания. При явном браке, делающем невозможным выполнение задания, и отсутствии возможности исправить брак следует считать данные задания выполненными всеми участниками.

Специфика проведения муниципального этапа Олимпиады

Муниципальный этап олимпиады проводится в один тур. Определение порядка регистрации участников, процедуры шифрования и дешифрования работ, сроков проверки работ относится к компетенции Оргкомитета муниципального этапа. Важно, чтобы организация проведения этапа, доставки работ в места их проверки, объявления результатов обеспечивали единство возможностей для всех участников. Жюри этапа должно объявить баллы, полученные всеми участниками, в том числе не ставшими победителями и призерами.

При проверке заданий муниципального тура Олимпиады необходимо учитывать, что задания муниципального тура не рассчитаны на стопроцентное выполнение.

Оргкомитет проведения муниципального тура Олимпиады имеет право при обнаружении вариантов ответов, допускающих двойственное толкование, признавать верными ответы, даже не соответствующие критериям, предложенным разработчиками, но по сути верные. Все сомнения рекомендуется решать в пользу участников.

При проверке заданий, предполагающих развернутый ответ, не следует ограничиваться критериями, предлагаемыми разработчиками, но и оценивать умение участников формулировать ответ, оперировать специальными терминами и понятиями, историческими фактами.

Открытая Олимпиада школьников по истории

Обращаем внимание организаторов муниципального этапа Олимпиады по истории, что в текущем году, в конце ноября, будет проведен заочный тур Открытой Олимпиады по истории, а в декабре - очный. Цель участия в Открытой Олимпиаде – получение права на участие в региональном туре Всероссийской Олимпиады по истории. Более подробную информацию можно будет получить на сайте olimp.mgou.ru

Рекомендуемая литература

Всероссийская олимпиада школьников по истории: Методическое пособие /Под ред. С.И. Козленко – М.: АПКиППРО, 2005.

История. Всероссийские Олимпиады. Районный и областной туры. Основные типы олимпиадных заданий для 9, 10 и 11 классов. Авт.-сост. В.В. Сухов, Е.Г. Жигирева, А.С. Клемешов. М., 2008.

Козленко С.И., Козленко И.В. История. Всероссийские олимпиады. Вып. 1 – М.: Просвещение, 2008.

Методические рекомендации для проведения школьного, муниципального, регионального и заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории (сост. к.и.н., доц. А.А.Талызиной и к.и.н., доцентом Д.А.Хитровым (МГУ им. М.В.Ломоносова)). Эти рекомендации, утвержденные на заседаниях Центральной предметно-методической комиссии по истории, публиковались в 2010-2015 гг.

Олимпиады по истории: тестовые задания по истории Беларуси и всемирной истории / Прохоров А.А. и др. Минск, 2008.

Пискарев В.И., Сафонова И.В., Фокеева И.М. Олимпиадные задания по истории России. 9-11 кл. М., 2006.

Ресурсы Интернета:

www.hist.msu.ru

www.hrono.ru

www.olimp.mgou.ru

www.rosolymp.ru

Категория: История
17.10.2017 19:10


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!