СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Второй иностранный язык в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Второй иностранный язык в школе

Во многих школах, помимо английского языка, дети изучают второй язык. Для чего это нужно, если английский давно уже признан международным языком общения? Какие трудности возникают у школьников? Как могут помочь родители? Какой второй язык предпочесть, если есть выбор?

Зачем в школах преподают два языка В большинстве школ, где предлагаются два языка, обучение английскому начинается в начальной школе (часто со 2-го класса), а второму иностранному – в 5-м или 7-м классе. Есть и такие школы, где английский язык является по программе вторым иностранным, а более углубленно изучается первый – немецкий или французский.

Уже давно ни у кого не возникает вопроса, зачем вообще человеку знать иностранные языки. Важность знания английского языка не вызывает никаких сомнений - это международный язык и в бизнесе, и в политике; с английским языком можно учиться в зарубежных вузах, заводить новые знакомства по всему миру, понимать англоязычные фильмы, песни, книги.

Что же дает второй язык?

Предлагая для изучения иностранный язык, школы обычно поддерживают связи с соответствующими странами, организуют обмены, устраивают международные конференции и семинары, школьникам предоставляется возможность поехать в страну изучаемого языка. Все чаще при приеме на работу знание английского даже не обсуждается, работодатель требует также знание второго языка.

Занятия иностранным языком имеют не только обучающую цель, но и развивающую – тренируют память, расширяют кругозор, знакомят с иной культурой. Поэтому даже если этот язык ребенок не будет использовать в будущем, уроки второго языка не окажутся бесполезными.

Однако, это аргументы в основном для родителей. Как же мотивировать детей? Выпускники двуязычных школ заявляют: в первую очередь – интересными уроками. Даже те, кто не видел никакой пользы от изучения французского или итальянского, с удовольствием занимались языком, если это было интересно. Но это задача учителя, а родители со своей стороны, должны поддерживать этот интерес – поощрять участие ребенка в соответствующих мероприятиях, проводимых внутри школы (концерты на иностранном языке, школьные обмены, издание школьной газеты на разных языках) и в городе (фестивали зарубежного кино, национальный день страны изучаемого языка, различные разговорные клубы и прочее). Очень важно, чтобы ребенок видел, что этот язык – средство общения многих людей, а не только предмет в школе. Кроме того, для подростков (а именно в этом возрасте обычно начинается изучение второго иностранного) важно выделиться, и редкий язык может быть одним из поводов для этого. Второй язык: сложнее или легче? Е.А.Ленская, руководитель отдела развития Московской высшей школы социальных и экономических наук, отмечает: «Единственное, чего делать не стоит, - это изучать два языка параллельно со второго класса, а так поступают в некоторых элитных гимназиях. Дети еще малы, языковые нормы у них не устоялись - они будут «тащить» немецкие слова в английский и наоборот. Схема, при которой дети сначала учат один язык, а потом, опираясь на него, второй, на мой взгляд, разумнее». Но даже при такой схеме школьники сначала будут путаться: читать по правилам английского языка, употреблять английские слова, использовать привычное им английское произношение. Чем больше учитель использует иностранную речь на уроке, тем быстрее школьник привыкнет к особенностям нового языка. Еще одна проблема возникает при переходе в такую школу ученика из обычной школы, где он изучал один язык. Естественно, чем больше материала он пропустил, тем больше и быстрее ему придется нагонять одноклассников. В данном случае без дополнительных занятий не обойтись, но все решается индивидуально – кому-то будет достаточно получить краткие пояснения от учителя после уроков и потом заниматься самостоятельно дома, для кого-то необходимы будут полноценные занятия с репетитором. Если вы нанимаете стороннего преподавателя, обратите внимание, что он должен знать используемую в школе программу, заниматься по такому же учебнику и, конечно, такие занятия не должны сводиться к выполнению домашних заданий.

Родители часто беспокоятся, что не смогут помочь ребенку, если ему будет что-то непонятно в итальянском или французском. Здесь нужно сказать следующее. Во-первых, учителя прекрасно понимают, что родители, скорее всего, не знают их предмета, да и вообще преподавание в школе не подразумевает ориентирование на помощь со стороны родителей. Во-вторых, учите ребенка не стесняться задавать вопросы. Учителю намного приятнее отвечать на вопросы учеников по пройденному материалу, чем потом перечеркивать красной ручкой сданные контрольные работы.

Полиглоты отмечают, что самый трудный язык – первый, а все остальные даются легче. Во многих языках есть похожие слова, часто схожи грамматические конструкции. Например, если ребенок понял в английском языке такую категорию как определенный и неопределенный артикль (которая отсутствует в русском), то в немецком языке эта тема будет освоена намного быстрее.

05.08.2015 05:53


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!