СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педсовете на тему "Эффективность урока как условие повышения качества образования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок есть искусство, его и надо возводить на уровень искусства. Бывают уроки более интересные, чем любой спектакль в любом театре, – напряжённые, красивые, драматически выстроенные.

В педагогике не принято говорить о драматургии урока, а жаль: в хорошем уроке есть завязка, кульминация, развязка, движение сложных линий, текст и подтекст.

Урок! Его величество урок!

Голова, тело, дух школы.

С. Соловейчик

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. Именно на уроке учитель обучает, воспитывает и развивает личность. Урок - основа образовательного процесса.

У - целеполагание

Р - содержание

О - организация

К – методика

Требования к современному уроку

1. Обязательный учет обученности, обучаемости и реальных учебных возможностей учащихся.

2. Постановка цели урока перед учащимися.

3. Усвоение и отработка учебного материала с использованием оптимального сочетания и соотношения методов обучения. Научность содержания урока.

4. Дифференцированная помощь учащихся на основе диагностики учебных возможностей. Развитие познавательного интереса, формирование надпредметных умений, умение самостоятельно добывать знания.

5. Систематический и планомерный контроль за качеством усвоения знаний учащимися.

6. Подведение итогов урока по достижению цели.

Обращение к проблеме эффективности урока оправдано при любом уровне профессионализма педагогов школы на любом этапе процесса движения школы к новому, более высокому качеству образования. Думаю, сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?»

Нередко под эффективностью урока понимают, прежде всего, его оригинальное, необычное построение и новизну в приемах работы.

Эффективность урока

  • По взаимосвязи цели, содержания и результата на уроке, по учету особенностей учащихся и их влияние на результат урока можно судить об эффективности урока.
  • Слово «эффективность» в переводе с латинского – «effectus» означает выполнение действий, результат, вследствие каких-либо действий.
  • Каждый учитель находится в постоянном поиске оптимальных путей и средств повышения эффективности урока.
  • Организация урока – это индивидуальное педагогическое творчество.

Сторонники этой точки зрения вольно или невольно игнорируют главное в уроке – его результат. Конечно, и оригинальное построение, и новизна методических приемов – очень важные факторы, способствующие повышению качества урока. Но они не цель, а средство.

Современный урок это урок, соответствующий требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника с оптимальным уровнем качества образовательной подготовки, владеющего ключевыми компетенциями и имеющего способность к социализации в иных, отличных от школы образовательной среды, условиях. Вопрос качества, а значит и эффективности урока волнует всех участников образовательного процесса: администрацию, учителя, учащихся и их родителей. Что влияет на эффективность урока?

Формы организации

  • Урок- викторина
  • Урок- поиск
  • Проектный урок
  • Урок-экскурсия
  • Урок – экспедиция
  • Урок без учителя
  • Стихотворно-музыкальный урок
  • Урок пресс- конференция
  • Урок взаимообучения
  • Урок- игра (деловые, ролевые
  • ситуационные игры)
  • Интегрированные уроки
  • Урок – фантазия
  • Урок – сказка
  • Урок- спектакль
  • Урок- лекция

Пути повышения эффективности урока

  • использование личностно – ориентированного подхода в обучении и воспитании ;
  • использование новых образовательных технологий;
  • чёткая организация урока: определение целей урока, вида урока, выбор методов и приёмов обучения;
  • учёт индивидуальных особенностей учащихся;
  • проведение мониторинга качества знаний

постоянное повышение педагогического мастерства учителя

Психологические факторы

  • общий поведенческий характер класса;
  • индивидуальные психологические особенности учащихся;
  • эмоциональный климат в классном коллективе;
  • степень сложности материала;
  • индивидуальный стиль деятельности учителя.

В образовательном процессе учитель - равноправный партнер с учащимися, участник коллективного процесса познания. Ученик - целостная личность; субъект учения; участник учебного сотрудничества; по большому счету не ученик, а учащийся, т. е. учащий себя посредством учителя. Его субъективный опыт становится отправной точкой образовательного старта, учитель и ученик взаимодействуя между собой в учебном процессе, строят свое взаимодействие на принципах: сотрудничества, партнерства, сотворчества, сопереживания, совместной деятельности, диалога. Эффективный урок – это такой урок, когда удаётся вовлечь всех учащихся в работу: и сильный, и слабый ученик находит себе на уроке посильную ему работу, а по итогам урока показывают хорошие знания.

Эффективный урок имеет свое лицо, своеобразие, которое определяется индивидуальным стилем учителя и личностным своеобразием учеников. Но кроме творческой неповторимости, мастерства в уроке должна быть видна и просто грамотность учителя:

- знание того, какие факторы определяют смысл и сущность современного урока;

- умение планировать, проводить и анализировать урок.

На уроке концентрируется вся деятельность педагога, педагогические навыки, его научная подготовка, методические умения, способность организовать работу школьников.

Эффективный урок – это развитие, творчество, комфорт:

- формирование предметной компетентности;

- формирование информационной культуры;

- развитие познавательной активности и самостоятельности;

- развитие мышления;

- развитие творческих способностей;

- формирование коммуникативной компетентности;

- создание психологически комфортной среды;

- разнообразие учебной деятельности.

Ведущими идеями современного эффективного урока являются:

- создание в классе атмосферы открытости, ответственного сотрудничества, сотворчества;

- использование моделей обучения, способствующих развитию навыков самостоятельности;

- обучение анализу своей деятельности;

- обеспечение активной учебной деятельности;

- создание условий для развития самовыражения, развития чувств и эмоций.

Важным условием эффективности урока является моделирование уроков в различных технологиях:

  • игровые технологии;
  • проблемное обучение;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • информационные технологии;
  • технология проектного обучения;
  • технология портфолио.

Уже в начальной школе учитель должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформулировать способность личности учиться всю жизнь, способность к саморазвитию.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению базового материала. Если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности.

Использование игровых ситуаций на уроке не даёт стопроцентную возможность учащимся овладеть знаниями «легко и счастливо», лёгких путей в науке нет. Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьёзным» учением.

Проблемное обучение – один из видов развивающего обучения, при котором знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Процесс обучения идёт от ученика, самостоятельно добывающего знания. Технология проблемного обучения универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе. Открытие знания – творческий процесс, включающий 4 основных этапа: постановку проблемы, поиск решения проблемы, описание решения и его реализацию.

На проблемном уроке создаются все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем, обязательное проговаривание алгоритма решения и применение его на практике при выполнении самостоятельной работы.

Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создаётся обстановка увлечённости, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению. Постоянная постановка перед ребёнком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – это опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остаётся четвёртая часть услышанного материала, треть увиденного, половина увиденного и услышанного, три четверти части материала, если ученик привлечён в активные действия в процессе обучения.

Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

Во многих случаях такое дополнение оказывается более эффективным, даёт возможность сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией, расширяет кругозор, прививает познавательный интерес к учёбе. Поэтому, для меня получилось совершенно естественно внедрение этих методов в свои уроки. Главное – возникла положительная мотивация усвоения знаний, пробудился интерес у детей к познанию нового.

Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности):

- создание и использование презентаций;

- логические игры;

- тестовые оболочки;

- использование видео;

- использование готовых обучающих программ;

- работа с ресурсами Интернет (Интернет – уроки);

- электронные энциклопедии.

Использование современных обучающих технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. Учить ребенка радостно, без принуждения – возможно, если в своей работе педагог использует инновационные технологии.

Литература

1. Беспалько В.П., Беспалько Л.В. Педагогическая технология. Новые методы и средства обучения. – Вып. 2. – М.: Знание, 1989.

2. Крылова Н.Б. Проектные методы против классно-урочной организации образования Школьные технологии. - 2004. – № 5. –С.59.

3. Молочкина Н.Ю. Диагностика, анализ и мониторинг образовательного процесса в начальной школе. Журнал «Завуч начальной школы» 2002 г.

4. Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста / Составитель И.П.Зимина, Е.Н.Костина. Объединение «Дворец молодежи». – Екатеринбург, 1998 – 24 с.

5. Селевко Г. Современные образовательные технологии. М., «Народное образование». 1998 г.

04.11.2018 19:32


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!