СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Зачетная система как средство формирования прочных знаний учащихся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для чего учат физике в школе? Для того, чтобы дать вступающему в жизнь человеку ответы на вопросы, которые ставит быстротекущая постоянно меняющаяся жизнь.

Обучение в школе ставит своей целью обеспечение некоторого гарантированного уровня подготовки, отвечающего требованиям современного общества и открывающего каждому выпускнику школы возможности свободной самореализации и продуктивной деятельности в его последующей взрослой жизни. Изучение физики вооружает обучающихся конкретными физическими знаниями, необходимыми в практической деятельности, в изучении смежных дисциплин, в продолжение образования. Главная задача - создание «ситуации успеха» для каждого ученика, обеспечивающих возможность самостоятельно решать проблемы в различных сферах жизнедеятельности, умения ставить и добиваться определенной цели, объективно оценивать свои возможности.

Актуальность

Российской школой накоплен огромный опыт активизации обучения школьников физике. Однако проблема воспитания творческой активности школьников до сих пор не теряет своей актуальности. Ее решение связано с преодолением присущих процессу обучения противоречий:

- между повседневной коллективной учебной работой школьников и индивидуальными особенностями усвоения ими знаний, формирования их умений и навыков, их темпом и характером работы;

- между разным уровнем обученности, обучаемости, познавательного интереса и усредненным подходом к обучению и воспитанию;

- между традиционными формами обучения и сдачей единого государственного экзамена.

Поэтому перед современной школой встала проблема поиска технологии и форм обучения, позволяющие решить эти противоречия.

Проблема

Важным звеном процесса обучения является контроль знаний и умений школьников. От того, как он организован, на что нацелен, существенно зависит эффективность учебной работы. Именно поэтому в школьной практике уделяется серьезное внимание способам организации контроля, его содержанию. Проведение различных типов уроков помогает не только поддерживать в ученике интерес к предмету, но и побуждать его к действию, раскрывая тем самым потенциальные возможности каждого.

В целях повышения ответственности учащихся за результаты своего труда, для развития самостоятельности в овладении знаниями необходимо устранить стереотипность в обучении и воспитании, совершенствовать систему учета знаний учащихся.

Зачет как основная форма проверки усвоения учебного материала

Для систематического контроля за достижением обязательных результатов обучения в ходе учебного процесса целесообразно выбрать такую форму проверки, как зачет. Зачеты отличаются от традиционной контрольной работы и по системе оценивания, и по характеру проведения (предусматривается необходимость пересдачи в случае отрицательного результата). Именно эти свойства зачета наиболее точно отвечают особенностям проверки и оценки достижения учащимися уровня обязательной подготовки.

Остановимся на нескольких моментах:

1. Зачеты являются весьма нелегким испытанием для школьников, поэтому нельзя злоупотреблять этой формой работы.

2. К зачету должна проводиться всесторонняя подготовка. Цель зачета - добиться свободного владения школьниками различными методами, изученными в курсе, укрепить внутрипредметные связи. Для выполнения этой цели нужна как тщательная отработка усвоения содержания каждой отдельной темы, так и опыт объединения изученного в одно целое.

3. Программы зачетов могут (и даже должны) «пересекаться». Один и тот же материал, попадая в разные наборы вопросов, обретает дополнительный смысл. Очевидна к тому же польза от многократного повторения.

Итоговое оценивание знаний школьника (за четверть, полугодие, год) непосредственно зависит от результатов сдачи зачетов. Условия организации зачетов позволяют обеспечить в течение учебного года достаточно полную проверку каждого ученика на обязательном уровне. Это достигается тем, что в ходе тематического контроля ставится задача как можно полнее охватить обязательные результаты по этой теме; при этом ученик отчитывается за все темы, изучаемые в курсе.

Наиболее актуальными в преподавании физики, на наш взгляд являются следующие проблемы:

- знания обучающимися усваиваются недостаточно осознанно и прочно.

- отсутствие интереса к изучению предмета, пассивность на уроках.

- недостаточное знание обучающимися основных понятий, формул.

- не совсем совершенная система контроля и оценки знаний обучающихся.

- используемые ранее способы проверки знаний обучающихся на уроках не приносят желаемого результата.

1. При зачетной системе:

1.1. Создаются условия для более осознанного усвоения материала и благоприятная обстановка для индивидуальной работы с учащимися для стимулирования познавательной активности и их самостоятельности.

1.2.У учащихся появляется чувство уверенности при преодолении трудностей в учебе, удовлетворение успехами.

2. Зачётная система и задачи зачетов

2.1. Весь программный материал по каждому предмету делится на определенное количество зачетных разделов.

2.2. Каждый зачетный раздел представляет собой этап в формировании знаний и умений учащихся

2.3. Проверка знаний и умений учащихся по зачетному разделу осуществляется путем проведения зачетов, которые сочетаются с текущим учетом знаний на уроках

2.4. Каждому зачету предшествует целенаправленная подготовка учащихся на уроках, консультациях и в процессе самостоятельной домашней работы

2.5. Учащиеся всех классов сдают зачеты по предмету на уроках. 2.6.Учащемуся предоставляется право до конца текущей четверти пересдать зачет во внеурочное время, в случае получения им неудовлетворительной или неустраивающей его отметки. При этом он имеет возможность корректировать свой уровень обученности, доработать слабо понятый материал в течение четверти, поскольку неудовлетворительная оценка за зачет не выставляется до конца четверти.

2.6.Задачи зачёта:

-выявить уровень усвоения учащимися основных вопросов зачётного раздела;

-проверить, как овладели учащиеся умениями, формировавшимися в ходе изучения зачётного раздела;

-способствовать систематизации и обобщению знаний учащихся по зачётному разделу в целом,

-стимулировать развитие познавательной самостоятельности учащихся.

3.Организация образовательного процесса в условиях зачётной системы.

3.1.Количество зачетов в каждом классе определяется учителем самостоятельно в зависимости от формы обучения.(обычно 1 раз в четверть).

3.2. Формы проведения зачетов определяются учителем.

3.3.Виды зачетов

3.3.1. Письменные работы.

Содержание этих работ должно удовлетворять следующим требованиям:

? Задания и примеры должны охватывать основные понятия зачетного раздела.

? Письменные работы должны выполняться самостоятельно. Для этого необходимо иметь несколько вариантов разноуровневого характера.

? В письменные работы могут входить вопросы теоретического характера.

3.3.2. Устный зачет

Позволяет достаточно подробно опросить учащихся и одновременно выявить пробелы в их знаниях. На таком зачете наиболее приемлемы вопросы обобщающего характера, вопросы по фактическому материалу. На устном зачете практикуется индивидуальный и групповой опрос учащихся.

3.3.3.Комбинированный зачет

Сочетается устная, письменная и экспериментальная проверка знаний. Использование дидактического материала.

? Устно-письменный зачет

? Устно-практический зачет (решение экспериментальных задач, качественного и расчетного характера и одновременно выяснение знаний по теории)

3.3.4.Домашняя зачетная работа

Работа включает большой по объему материал по зачету. Предлагается наиболее сознательным и подготовленным учащимся, чтобы углубить и совершенствовать их знания. Учащиеся готовят доклады для семинаров, конференций, рефератов используя дополнительную литературу. Этот вид зачета удобен для взрослых учащихся, позволяет правильно распределить им свободное время.

Зачёт может быть устным, письменным и комбинированным.

3.4. Сроки проведения зачетов указываются в тематическом планировании учителей. 4.Содержание зачетов

При отборе материала для опроса учащихся на зачёте необходимо учитывать значимость данного программного материала в общей системе учебного предмета.

На зачёт необходимо выносить следующее:

4.1. Материал, составляющий основную теоретическую часть данного зачетного раздела, на основе которого формируются и развиваются ведущие понятия курса.

4.2.Фактический материал, имеющий большое познавательное значение для учащихся

4.3.Решение типовых задач, выполнение практических заданий, позволяющих определить уровень практического применения знаний.

4.4.Задания и вопросы, требующие от учащихся навыков самостоятельного учебного труда, умения работать с учебником, справочной литературой и т.д.

4.5.При сдаче зачёта должен соблюдаться принцип индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, который осуществляется через различные виды работ, трудность заданий, объем учебного материала.

4.6.На зачетах используются дидактические материалы (тесты, разноуровневые карточки, разноуровневые контрольные работы и т.д.

Очевидно, что проверку усвоения материала нельзя ограничивать итоговым тематическим зачетом, полностью откладывать ее до конца темы. При использовании тематических зачетов в ходе изучения темы учителя систематически проверяют знания и умения учащихся в той или иной форме: устный опрос, проведение проверочных письменных работы т. д. При этом учитель специально предусматривает вопросы и задачи, которые позволяют ему следить, как учащиеся овладевают окончательными результатами обучения. Опытные учителя делают это уже в ходе текущих проверок. К зачету они подходят уже имея предварительную картину успеваемости каждого ученика. Это позволяет им управлять подготовкой учащихся к зачету.

Необходимой является работа с родителями. Им надо рассказать, в чем заключается особенность зачетной системы, разъяснить значение базовой математической подготовки для каждого выпускника школы. Родителям важно объяснить, что их поддержка стремления ребенка к сдаче зачетов играет большую роль в его школьных успехах.

Практика показала, что при любой форме проведения зачетов наиболее эффективна такая организация, когда ученик уже в ходе зачета или непосредственно после его сдачи узнает результат: успешно ли он справился с работой, какие задачи выполнил неверно и вынужден будет пересдавать.

Заслуживает внимания опыт учителей, применяющих в своей работе так называемые открытые листы учета знаний, вывешиваемые в классе. В них можно отражать результаты сдачи зачетов. Практика показывает, что такая организация учета итогов сдачи зачетов служит для учеников мобилизующим стимулом, позволяет следить за своим продвижением, четко знать, что из изученного требует доработки.

Результативность

В традиционном подходе к оцениванию знаний, на мой взгляд есть много недостатков. Как правило, в течение определенного времени ученик иногда отвечает у доски, получая за это оценку, иногда выполняет письменную работу, где уровень заданий обычно неоднороден, и, наконец, в конце четверти, полугодия, года учитель выставляет среднюю оценку, которая часто не дает реальной картины знаний ученика. Наиболее губительна такая система оценивания знаний для способного ученика, так как при таком подходе получается парадокс: чем ученик способнее, тем меньше ему приходится прикладывать усилий, тем меньше учитель занимается его развитием, что отрицательно сказывается не только на знании предмета, но и на нравственном

Когда учащиеся привыкают работать по данной системе, довольно резко меняется стимул обучения: над ними не висит страх получения плохой оценки, они начинают учиться, прежде всего, потому, что сами этого хотят. Поэтому учащиеся учатся планировать свою деятельность, видеть конечную цель работы, распределять свои силы на достаточно долгий промежуток времени, добиваться поставленной цели. Кроме того, личностно-ориентированный подход для каждого ученика, нацеливания их на максимальное использование и развитие собственных способностей не только дает учителю реальную картину знаний, но и представляет возможность самому ученику объективно их оценить.

Категория: Физика
18.06.2015 19:26


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!