© 2019, Рыжкова Александра Алексеевна 586
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная методическая разработка была разработана мной в рамках выполнения кусрвого проекта.
Уметь учиться сегодня – это не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект. Это станет возможным, если на каждом уроке дети будут овладевать важнейшим метапредметным универсальным учебным действием - смысловым чтением.
Поэтому для развития навыков смыслового чтения у младших школьников нами были подобраны различные задания. Для осуществления пробации подобранных заданий необходимым является проектирование методического продукта.
В Педагогическом словаре (авторы Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю.) понятие педагогического проектирования рассматривается как процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития. [34,78]
Педагогическое проектирование состоит в том, чтобы создать предположительные результаты предстоящей деятельности и прогнозировать ее результат. Главное внимание педагога при этом приковывается к механизму рождения и протекания тех или иных действий, процессов, систем.
В качестве формы проектирования выбран сборник заданий.
В настоящее время существует достаточно большое количество определений понятия «сборник».
В Большой Советской энциклопедии под сборником понимается издание, содержащее ряд произведений одного или нескольких авторов, а также различные официальные, научные и информационные материалы на определённую тему. [14]
В курсовом проекте мы будем ссылаться на определение понятия «сборник заданий», данное И.И. Ладыжской: «Сборник заданий представляет собой издание, содержащее ряд заданий одного или нескольких авторов, собранных в определённой последовательности и системе, объединённых общей целью подбора». [27]
На основе данного определения можно сделать вывод, что сборник заданий, как методический продукт представляется собой подборку задний, направленных на достижение определённой цели обучения, в рамках нашего курсового проекта данная цель трактуется как развитие умений смыслового чтения у младших школьников.
Навыки смыслового чтения развиваются постепенно, в течение длительного времени, поэтому, необходимо подобрать разнообразные по содержанию и степени сложности задания, способствующие первоначально развитию умений смыслового чтения.
Данная работа будет основываться на определении, данном Леонтьевым А.Н. Задание - это задача, сформулированная обучающим и предписанная для выполнения обучаемому в процессе обучения.
В сборнике будет 3 раздела, которые соответствуют разделам учебника литературного чтения для 3 класса УМК «Школа России»: «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок», «По страницам детских журналов», «Зарубежная литература». Задания будут подобраны к текстам произведений, представленных в данных разделах. Анализ календарно - тематического планирования школы, на базе которой будет осуществляться пробация методического продукта - сборника заданий, позволил сделать вывод, что художественные тексты данного раздела учащиеся изучают в период с конца 3 четверти и до середины 4. Данный период как раз подходит для временных рамок прохождения практики в следующем году. [26]
В каждом разделе задания будут выходить на развитие умений смыслового чтения и у каждого блока заданий будет прописана цель применения.
На данном этапе работы задания подобраны к текстам произведений из раздела «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок»: «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок», «Цветок на земле», «Ещё мама» (в сокращении), «Золотые слова» (в сокращении), «Великие путешественники» (учебник «Литерное чтение», 3 класс, УМК « Школа России»)[26].
Задания, представленные в работе:
Структура сборника будет представлять собой совокупность его частей:
Каждый раздел сборника имеет определённую структуру:
Каждое задание должно содержать обучающую и дидактическую задачу, способствующую развитию смыслового чтения.
Цель сборника – подбор, разработка и систематизация различных заданий по литературному чтению, способствующих развитию навыков смыслового чтения младших школьников.
В соответствии с целью определены следующие задачи сборника:
1) подбор, разработка заданий, направленных на развитие навыков смыслового чтения у младших школьников;
2) систематизация заданий по определенным разделам;
3) оформление сборника заданий, направленных на развитие навыков смыслового чтения у младших школьников.
Разработанный методический продукт призван помочь обучающимся в развитии навыков смыслового чтения и оптимизации работы педагогов начального образования при организации учебного процесса, т.к. развитие навыка смыслового чтения является метапредметными результатом начального этапа образования детей.
Сборник заданий, как средство развития навыков смыслового чтения у младших школьников будет составлен на основании следующих принципов: [53]
1) научности – содержание заданий не противоречит объективным научным фактам, теориям, законам – современному состоянию наук;
2) систематичности и последовательности – логического построение содержание системы заданий выражается в соблюдении ряда правил. Предлагаемый материал планируется, делится на логические разделы в соответствии с разделами, представленными в учебнике литературного чтения для 3 класса (УМК «Школа России»), устанавливая порядок и методику работы с ним;
3) доступности – учитывает особенности формирования навыков смыслового чтения у детей младшего школьного возраста;
4) сознательности и активности учащихся – ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности;
5) деятельностного подхода – развитие навыков смыслового чтения младших школьника в процессе его собственной деятельности;
6) рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм работы – использование различных способов взаимодействия учащихся: индивидуальную работу, работу в постоянных и сменных парах;
7) естественного процесса контроля и оценки - контроль и оценка проводятся в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение.
Разработанный на основе обозначенных принципов, сборник заданий будет апробирован в процессе производственной преддипломной практики. Оценка качества методической разработки будет осуществляться на основе программы пробации, которая позволит выявить динамику развития навыков смыслового чтения художественных произведений у младших школьников. (см. Приложение 1).
Таким образом, при использовании в образовательном процессе сборника заданий у обучающихся 3 класса будут развиваться умения, из которых складывается навык смыслового чтения:
- понимать факты, того, о чем говорится в тексте;
понимать подтекст произведения (мыслей, причин, скрытых «между строк»);
- критический анализ текста: сопоставление разных частей текста, сравнение с информацией из других источников, с собственным опытом);
- осознавать собственный смысл прочитанного (извлечение смысла, размышление над контекстом, умение делать вывод на основе прочитанного);
- давать собственную оценку тексту (умение чувствовать общее настроение произведения, видеть позицию автора, его отношение к персонажам и событиям);
- преобразовывать и интерпретировать текст (извлечение смысла, размышление над контекстом, умение делать вывод на основе прочитанного).
© 2019, Рыжкова Александра Алексеевна 586