СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жанр святочного рассказа в творчестве Н. С. Лескова – 2

Нажмите, чтобы узнать подробности

В начале рассказа «Христос в гостях у мужика» автор заявляет, что эту историю ему поведал один «старый сибиряк», которому она была «близко известна». Отсюда сказовая форма повествования, правдоподобность и впечатление, что такое могло случиться с каждым человеком.

Повествование о том, как «Сам Христос приходил в гости к мужику на Рождество и чему его научил», начинается с авторской предыстории.

Главный герой – Тимофей Осипов – сослан в Сибирь на поселение за то, что «ударил дядю оружием». Жил он тихо: ни с кем не общался, большей частью работал да читал «божественные книги». В селении считался знатоком Священного Писания. Несмотря на близкую дружбу между героями, вопрос о дяде оставался запретным: одно упоминание об этом приводило Тимофея в мрачное расположение духа: «…весь побледнеет и после ходит смутный и руки опустит»; и из весёлого и доброго человека он превращался в гневного и страшного, но в то же время грустного и разочарованного, злого на самого себя от бессилия что-либо изменить.

Обида на дядю состояла в том, что он принёс несчастье всей семье Тимофея: смертельно огорчил отца, свёл горем в могилу мать, оклеветал его самого, принудил выйти замуж девушку, которую герой любил с самого детства. Эта обида так глубоко засела в сердце, что даже семья и «нажитое добро» не помогли забыть это. Чувство обиды становится рычагом для развития действия.

Рассказчика всегда удивляло, что такая благородная и чистая душа не способна простить. Хотя Тимоша хорошо знал Библию, вера его была не истинная, а «книжная», цитирование Священного Писания – словами, которые он не мог воплотить в жизнь. В нём живёт «ветхий человек». Рассказчик призывает героя последовать Новому Завету, «новой заповеди»: «Возлюби да прости». Это и есть «злат ключ, который всякий замок открывает», но пока Тимофей этот ключ отыскать не способен.

Главный герой создал дом, семью – космос, уподобленный храму. В преддверии «храма» – палисадник, место, где герой молился и читал Евангелие. Таким образом, Тимофей, как «ветхий человек», оказывается в положении «оглашенного» (человека, ещё не посвящённого в христианскую веру, некрещёного), вынужденного слушать литургию в преддверии храма, не имея права войти вовнутрь. Там-то и произошла знаменательная сцена «встречи». Тимофей, читая Евангелие, заплакал от жалости к Богу. Именно тогда произошло первое чудо – человек приобщился к вечному через Слово. Главный герой воспринимает судьбу Христа как свою личную жизнь: события прошлого оказываются вечным настоящим. Коллизия прошлого раздвигает временные рамки: жизненная история Христа переживается здесь и сейчас. После опосредованной встречи с Богом для «Тимоши» начинается период духовного поиска, который может длиться бесконечно долго.

Накануне Рождества Христова, в «лютую зиму» (за счёт сквозного мотива лютого холода происходит сопряжение времён: прошлого – рождение Христа – и настоящего) Бог наконец отзывается на призыв мужика, а потом является. В хаос, в греховность мира приходит светлое начало и приносит ему искупление. Рождество становится островком вечности.

Рождественский праздник был устроен по «всем заповедям»: в доме собралось много разных людей (хозяин хотел сделать празднование Рождества радостным для всех). Действие перемещается с открытого пространства в дом – как воплощение храма, и возникает ещё один библейский мотив – мотив Тайной вечери. До последнего момента ожидался самый главный Божественный гость, и Он пришёл.

Бог является как Царь Небесный, как Вершитель Страшного суда (семантика света и огня: «розовый свет», «глиняная плошка с огнём»). «Белая рука, очищенная от грехов» и «заросший старый шрам», след от гвоздей (Распятие) – всё указывало людям на то, что перед ними человек, ведомый и присланный самим Христом. Бог является Сам и приводит с собой дядю героя. Он не материализуется полностью (показывается только Его рука), потому что Тимофей просит Его не входить, осознав свою греховность. Показатель истинного чувства Тимофея – его страх перед Богом и смирение. Он понимает, что, держа в сердце обиду, он остаётся «злым и грешным» и единственный путь для него – прощение. «Неведомый» призывает: «Аще алчет враг твой – ухлеби его, аще жаждет – напой его». Тимофей, следуя заповеди, посадил дядю на первом месте, напоил его и накормил. Встреча с Богом, личная, материализованная, послужила толчком для встречи героя со своей душой; эта встреча становится переломной в духовно-нравственном смысле. Чудо преображения души позволило Тимофею одарить «светом добра и милосердия» всех окружающих. Встреча с ближним, которого Бог Сам привёл к нему, навсегда установила мир и спокойствие в сердце Тимофея.

В этот момент, в точке соприкосновения вечности с настоящим, Христос воскрес в душе у мужика: «научен был мужик устроить в сердце своём ясли для рождённого на земле Христа».

После кульминации – пришествия Бога на землю – происходят события, подтверждающие свершение чуда преображения и причастность Бога к человеческой жизни: «с той поры старик так и остался у Тимофея и, умирая, благословил его, а Тимофей стал навсегда мирен в сердце своём». Смирение, внутренняя гармония были обретены героем, и он остался с Богом в душе.

Рассказ «Христос у мужика» – единственный рассказ Лескова, в котором мотив «явления» материализуется. Христос становится главным героем рассказа, приносящим радость и успокоение, а не наказание.

* * *

Как видим, все рассмотренные святочные рассказы Лескова имеют чёткую структурную организацию.

Они представлены в одной сказовой форме (рассказ в рассказе) и имеют сложную субъектную организацию. Рождественские истории передаются из уст в уста; это события народной жизни, которые не чужды каждой отдельной семье, каждому отдельному человеку.

Все рассказы начинаются с предыстории, которая вводит читателя в ситуацию повествования. Эти увертюры дают возможность увидеть, в какой обстановке будет происходить основное действие произведения. Для святочных рассказов Лескова характерна одна основная сюжетная линия и наличие двух кульминаций (в «Жемчужном ожерелье» первая кульминация изображается несколько расплывчато, но она, несомненно, присутствует). Первая кульминация чаще всего является «предзнаменованием» второй, духовной кульминации. Вторая кульминационная точка, апогей произведения, логично вытекает из первой, но по значению она гораздо выше, важнее для понимания рассказа. Она характеризуется несколькими особенностями: первая – слияние онтологического и эмпирического времён в одной точке, в момент свершения чуда, когда вечность входит в жизнь человека и прошлое претворяется в настоящее. Второй особенностью является подробно разработанная категория чуда – чуда преображения души человека, возвышение «от образа к подобию Божьему» – смысл человеческого существования, по Библии. Центральным в рассказе становится мотив встречи: с Богом, с самим собой и ближним. Встречи с Богом в рассказах Лескова можно выстроить по принципу градации: в одном из рассказов Христос является опосредовано через время и таинство – православный обряд (венчание); в другом – через поступок (прощение; «Под Рождество обидели»); в третьем Бог материализуется через слово (согласно христианской символике Христос – это «Логос»: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1, 1). Слово становится онтологической категорией («Зверь»). И в последнем рассказе образ Господа материализуется, и люди видят воплощённого Христа в конкретной точке пространства – дома у Тимофея Осипова («Христос в гостях у мужика»).

Итак, главным является мотив встречи, который можно трактовать как мотив Явления, прежде всего встречи с Богом, который «настигает» человека тогда, когда человек Его совсем не ищет, не ждёт. О Боге ничего нельзя сказать на словах, Его бытие нельзя доказать, но Его можно встретить, и в этом величайшее чудо христианства. Встреча с Богом означает суд, и потому часто Господь ждёт того времени, когда человек созреет, чтобы произвести суд над самим собой, станет способным внять Божественному призыву вырасти в полную меру «человеческого достоинства». Явление Бога служит «толчком» для совершения двух других встреч.

Второй уровень этого мотива – встреча человека с самим собой. В человеке есть глубины, куда он боится заглянуть, разлад, которого он страшится. Встречаясь с Богом, человек неизбежно выходит в новое измерение, перед ним открываются собственные греховные глубины, о которых он раньше не знал. И последний этап духовного преображения – это встреча человека с человеком, с тем ближним, которого послал к нему Бог. Ответ на вопрос «Кто мой ближний?» мы можем найти в Библии: «Ближний – это тот, кому ты сейчас можешь помочь, кто нуждается в тебе» (притча о милосердном самаритянине). Поэтому цель каждого христианина заключается в том, чтобы выйти «из скорлупы безразличья», увидеть и услышать другого человека.

На сопряжении духовного возрождения с добродетелью рассказ не заканчивается: после кульминации во всех лесковских рассказах описываются события, подтверждающие чудо преображения души героев и причастность Бога к человеческим судьбам.

* В реферате использованы материалы статьи А. Кретовой «Дядя Скрудж и дядя Страх в „Рождественской песни в прозе”» Ч. Диккенса и в святочном рассказе Н. С. Лескова „Зверь”» («Литература». – 2001. – № 1.)

Источник: Браун С., Самуйлова А. Жанр святочного рассказа в творчестве Н. С. Лескова // Литература («Учимся у учеников»).– 2002. – № 46. – С. 2-3.

https://www.youtube.com/watch?v=GegeLnt4AZI

https://www.youtube.com/watch?v=2ThD2KZO81Q

Категория: Всем учителям
11.12.2016 21:41


© 2016 1594

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!