СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знаменитые христианские соборы мира (1)

Нажмите, чтобы узнать подробности

На протяжении веков культовые христианские сооружения возводились для прославления величия Бога. Этой идее были подчинены как внешний облик храмов (внушительные размеры, изумительная отделка фасадов, купола, шпили, колокольни), так и внутреннее убранство (колонны, скульптура, росписи, витражи). Красота и грандиозность соборов внушали не только религиозные чувства, но воспитывали самоуважение и самосознание людей.

Традиционно сложились два архитектурных типа строительства христианских соборов – базилика и крестово-купольный храм. Первый был создан античностью (отсюда название стиля европейской средневековой архитектуры – Романский) и представляет собой простое прямоугольное строение, разделённое на несколько нефов и завершающееся помещением округлой формы (апсидой), где располагался алтарь. Купол базилики был простой формы, внутреннее убранство достаточно скромным.

Со временем базилика уступила место крестово-купольному храму, имеющему в плане форму креста, с большим куполом или шпилем в центре. С начала XII века на смену романскому стилю приходит готика. Конструктивными элементами готического стиля стали – новый тип свода, стрельчатые арки, витражные окна (окно-роза). Интерьер собора стал просторнее, светлее, декоративнее. С наступлением Ренессанса вновь возродился интерес к классическим канонам, которые вполне уживались с предшествующей традицией. Новое Время привнесло в христианское зодчество влияние барокко, классицизма, рококо, и собор как архитектурная форма оказался способен впитать в себя разнообразные художественные веяния.

Архитекторы XX века, используя открытия науки, новые технологии и материалы, спроектировали целый ряд выдающихся новаторских сооружений, которые встали в ряд с великими произведениями христианского зодчества прежних веков, являющимися культурным достоянием человечества.

О. Нимейер в одном из интервью сказал: «Главное в архитектуре – чтобы она была нова, трогала человека за душу, была полезна ему, чтобы человек мог насладиться ею. Нет архитектуры древней и современной. Есть хорошая или плохая».

Каждый храм интересен по-своему: историей, собственной мифологией, красотой внешнего облика, оригинальностью… По понятным причинам отбор материала неполон, так как рассказать обо всех выдающихся соборах невозможно, как невозможно объять необъятное.

СОБОР АЙЯ – СОФИЯ. СТАМБУЛ (Турция)

Собор Святой Софии – Премудрости Божией, Айя–София (греч. Ἁγία Σοφία) – бывший патриарший православный собор; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии.

Собор Святой Софии был возведён во времена Императора Юстиниана (483–565) и вскоре стал шедевром византийского зодчества, символом «золотого века» Византии. Главный собор Империи строили архитекторы Амфимий из Тралл и Исидор из Милета.

Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире – вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора 55,6 метров, диаметр купола 31 метр. Собор представляет собой трехнефную базилику с четырехугольным средокрестием, увенчанным гигантским куполом, в плане – это крест 70 на 50 метров. Внутренняя отделка храма продолжалась несколько столетий. Она отличалась особой роскошью: восемь зелёных яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе, золочёные мозаики на полу и на стенах. Располагался собор в центре Константинополя рядом с императорским дворцом, сегодня это исторический центр Стамбула. До разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году в соборе хранилась Туринская плащаница.

С завоеванием Константинополя турками в 1453 году собор Святой Софии был разграблен и со временем превращен в мечеть Айя–София, окружённую минаретами. Большинство фресок и мозаик сохранились благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой.

В 1934 году Святая София получила статус музея и до сих пор им и остаётся.

СОБОР СВЯТОГО ПЕТРА. ВАТИКАН (Италия)

Cобор Святого Петра (Basilica San Pietro) – главный и самый большой католический храм в мире.

В 1506 году папа Юлий II приказал заложить новую церковь на месте древней, пришедшей в упадок базилики, построенной императором Константином на месте казни Святого апостола Петра. Элементы фундамента первой постройки можно увидеть сегодня в нижних гротах собора.

Строительство велось почти двести лет, менялись архитекторы, проектировщики, художники-оформители (Росселино, Браманте, Рафаэль, Сангалло, Микеланджело, Мадерно), пока архитектурное сооружение в форме греческого креста с великолепным куполом работы Микеланджело не было закончено.

Главный алтарь под куполом Микеланджело установлен над могилой Св.Петра, где постоянно горят 95 лампад. Над алтарём находится балдахин работы Бернини. Внутри портика над главным входом находится знаменитая лодка, изваянная Джотто ещё для старого Собора. По всему периметру храма идут многочисленные капеллы, среди них особо выделяется капелла Пьеты, названная по имени знаменитой скульптурной группы Микеланджело – «Пьета» (Оплакивание Христа).

Грандиозность Собора Св. Петра подтверждают цифры: внешняя длина Собора составляет 211 метров 50 сантиметров, внутренняя – 186 метров 36 сантиметров. Свод Собора имеет высоту 44 метра. Высота купола внутри – 119 метров. Статуи в нишах имеют высоту 5 метров. Специальная «линейка» на полу внутри собора позволяет сравнивать его размеры с другими известными храмовыми сооружениями. Интересно, что по техническим причинам алтарь главного католического собора обращён не на восток, а на запад.

На фасаде с большим центральным портиком выделяются девять балконов, один из которых называется Лоджией Благословения. Именно отсюда римский папа обращается к многочисленным верующим со всего мира в дни религиозных празднеств. Большое количество людей, стекающихся к собору, потребовало создания площади перед ним. В 1656–1667 годах она была выстроена по проекту Бернини и до сих пор считается выдающимся произведением градостроительства.

КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ДУОМО. МИЛАН. (Италия)

Миланский собор, посвящённый рождеству Богоматери, обычно называют Дуомо (итал. il Duomo). Он третий в Европе по величине после римского Собора Св. Петра и лондонского Собора Св. Павла. Собор строился более четырёхсот лет: фундамент был заложен в 1386 году, закончили строительство в XIX веке.

Внешняя длина собора – 157 метров, ширина – 92 метра. Крышу собора украшают 135 шпилей, похожих на гребень, на вершине установлена четырёхметровая позолоченная статуя Богоматери.

Храм богато декорирован: одних скульптур в нём – 3400. Любопытно, что расположенные на фасаде женские фигуры (центральный балкон) считаются прообразом американской статуи Свободы. Пять массивных входных дверей покрыты бронзовыми рельефами на евангельские сюжеты. 52 фундаментальные колонны, символизируя количество недель в году, поддерживают величественные своды. Готические витражные окна и два органа завершают общую картину торжественной величественности и масштабной роскоши.

СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ. ПАРИЖ (Франция)

Легендарный Собор Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris) – духовное и географическое «сердце» Парижа: на площади перед собором находится бронзовая табличка «Нулевой километр», отмечающая расстояние от Парижа до любого другого города Франции. Здесь, посреди Сены, на острове Сите, с которого начался сам город, вначале располагался галло – римский храм Юпитера, затем – базилика Святого Стефана.

Строительство Собора Нотр Дам началось в 1163, при Людовике VII Французском.

Главный алтарь собора освятили в мае 1182 года, неф здания был практически закончен к 1196 году. Около 1200 года началось строительство западного фронтона с двумя башнями, которые были закончены в 1245, а весь собор – в 1345 году.

Величественный фасад разделён по вертикали на три части пилястрами, а по горизонтали – на три яруса галереями. Нижний ярус имеет три глубоких портала. Над ними идёт аркада – печально известная Галерея Королей: двадцать восемь статуй, представляющих царей древней Иудеи. Интерьер богато украшен витражами. Собор способен вместить 6000 человек.

Множество деталей фасада дают возможность долго разглядывать их, наслаждаться видом каменных кружев Собора.

Один из лучших видов на собор открывается с набережной левого берега Сены.

С XVII столетия для Собора Парижской Богоматери наступили тяжёлые времена: при Людовике XIV были разрушены витражи, восставший народ во времена Великой французской революции и Парижской коммуны низверг статуи царей с главного фасада, разграбил церковные сокровища, превратил храм в винный склад.

При Наполеоне в 1802 году собор был возвращён церкви и вновь освящён, однако продолжал находиться в плачевном состоянии. Возникла даже идея снести его, но возрождённый романтиками интерес к готике и необычайная популярность романа Гюго «Собор Парижской Богоматери» способствовали созданию движения за восстановление собора. Реставрация началась в 1841 году под руководством архитектора Виоле ле Дюка.

Собор Парижской Богоматери постепенно приобрёл тот вид, который имеет сегодня. Он притягивает людей со всего мира и известен даже тем, кто никогда не был в Париже.

СОБОР ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ И СВЯТОГО ПЕТРА. КЁЛЬН (Германия)

Кёльнский Собор Пресвятой Богородицы и Святого Петра – один из главных католических храмов Германии, ярчайший образец европейской готической архитектуры.

Строительство этого шедевра началось в 1248 году на месте старого романского собора. В 1164 г. канцлер императора Фридриха Барбароссы Райнальд фон Дассель, одержав победу над Миланом, вывез из него мощи Трёх Королей (в православной теологии – Трёх Волхвов: Каспара, Мельхиора и Бальтазара ). Этот факт определил авторитет Кёльна в христианском мире, сделал его оплотом католицизма в лютеранской Германии.

Романская постройка, не вмещавшая толпы паломников, жаждущих приобщиться к святыне, должна была уступить место грандиозному готическому сооружению – невиданному по тем временам пятинефному храму с пронзающими небо шпилями, стрельчатыми арками, витражами.

В первый период были возведены хоры, части нефа и южная башня. В 1560 году строительство собора остановилось и возобновилось лишь в 1842 году. Возведён собор в 1880 году. Правда, строительные и реставрационные работы в соборе идут до сих пор. Существует поверье, что конец света наступит, как только будет достроен Кёльнский собор.

Главная святыня собора (мощи Волхвов) хранится в великолепном золотом ковчеге.

В соборе установлено чудотворное распятие, выполненное около 975 года, являющееся древнейшим из монументальных распятий в Европе. Оно послужило прообразом для множества изображений распятого Христа.

Собор знаменит своими колоколами – их четыре: самый большой называется «Петер», он весит 24 тонны. Старинный колокол «Претиоза», что значит «изысканная», отличается изумительно чистым голосом. Башни колоколен поднимаются на стометровую высоту.

Вид Кёльнского Собора сверху производит потрясающее впечатление.

ХРАМ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО. МОСКВА (Россия)

С Храмом Василия Блаженного связано множество легенд, опровергнуть которые или, напротив, доказать их истинность не представляется возможным. Да и не в том дело.

Некогда у Москвы-реки, на возвышенности рядом со рвом, окружавшим средневековый Кремль и засыпанным в XIX веке, стоял белокаменный храм Троицы, где был погребён самый чтимый на Руси юродивый – Василий Блаженный. Позднее по велению царя Ивана Грозного и по благословению митрополита Макария, вокруг стали возводиться новые церкви в память событий Казанского похода. Комплекс был назван собором Покрова Богородицы, в просторечии – храмом Покрова на рву.

В конце XVI века над могилой Василия Блаженного построили церковь, освящённую его именем. Одна из легенд утверждает, что храм этот Иван Грозный строил в честь своего отца, великого князя Василия III. И будто бы он заявил: «Меня-то народ и без церквей тысячу лет будет помнить, а я хочу, чтобы и родителя моего помнили».

Другая легенда свидетельствовала, что церковь повторяет в некоторых деталях казанскую мечеть Кул-Шарифа, разрушенную во время штурма, или несёт в себе её зашифрованный образ.

Собор Василия Блаженного являет собой симметричный ансамбль из восьми столпообразных церквей, окружающих девятую – самую высокую, – увенчанную шатром. Центральная церковь посвящена празднику Покрова Богоматери, поскольку именно в этот день Казань была взята приступом. Приделы соединены друг с другом системой переходов. Столпообразные церкви увенчаны луковичными куполами, ни один из которых по архитектурному убранству не повторяет другие. Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами и нишами. В целом собор создаёт ощущение нарядности и удивительной праздничности.

В Храме Василия Блаженного девять иконостасов, в которых находится около 400 икон, представляющих лучшие образцы новгородской и московской иконописных школ. Стены собора оформлены масляной живописью и фресками XVI–XIX веков.

Необыкновенная яркая красота собора породила легенду об ослеплении мастеров Бармы и Постника, создавших это чудо, чтобы они не построили больше ничего подобного.

Храм, являющийся истинным символом Москвы и России, выдержал несколько попыток разрушения и выстоял.

Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=KJIkSnhX-yM

*

См.:

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

Классное руководство

https://multiurok.ru/blog/klassnoe-rukovodstvo.html

* В Москве открыли копию храма Василия Блаженного

https://multiurok.ru/blog/v-moskve-otkryli-kopiiu-khrama-vasiliia-blazhennogo.html

* «Счастлив, потому что сумел сохранить»

https://multiurok.ru/blog/schastliv-potomu-chto-sumel-sokhranit.html

* Храм Христа Спасителя

https://multiurok.ru/blog/khram-khrista-spasitelia-1.html

Категория: Всем учителям
27.03.2017 19:13


© 2017 2066

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!