СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2_комплексное сопровождение детей группы риска по речевой патологии

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

2_КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА ПО РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИИ 

Просмотр содержимого документа
«2_комплексное сопровождение детей группы риска по речевой патологии»

«КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА ПО РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИИ»



  1. ТЕХНОЛОГИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

Главным аспектом коррекционно-оздоровительной работы является создание особой атмосферы коррекции, обучения и воспитания, направленной:

  • на коррекцию и развитие речи, мышления, внимания, общей и мелкой моторики и личности в целом

  • на предупреждение и коррекцию негативных сдвигов состояния физического и психического здоровья.

В данную деятельность вовлечены все участники образовательного процесса: учителя-логопеды, педагоги, медицинский персонал, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, родители и сами дети. Основными средствами коррекции и развития выступают логопедические, физкультурные и музыкальные занятия, досуги, индивидуальные занятия, в которых используется большое количество корригирующих упражнений (артикуляционная и дыхательная гимнастика, кинезиологические упражнения, самомассаж, фоно-логоритмика, для профилактики нарушений зрения используются офтальмотренажёры).

Актуальные технологии в условиях реализации требований ФГОС:

  1. Здоровьесберегающие технологии

Упражнения, направленные на здоровье-сбережение проводиться в течение 1-2 минут в середине занятия. Все эти игры направлены на развитие речи детей, так как любая из них требует изучения правил, запоминания текстового сопровождения, выполнение движений по тексту:

  • Дыхательная гимнастика

  • Упражнения на развитие общей моторики

  • Комплексы физкультминуток.

  • Артикуляционная гимнастика

  • Пальчиковая гимнастика

  • Массаж, самомассаж

  • Гимнастика для глаз

2. Игровые технологии

Проведение специально подобранных игр (дидактические, социализирующие, развивающие игры) создаёт максимально благоприятные условия для развития речи детей. Занятия с игрушками помогают выработать правильное произношение звуков, и развивают мелкую моторику, раскрепощают и развивают ребенка в процессе игры, стимулируют его на речевые высказывания.

3.Информационно – коммуникационная технология

ИКТ в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ позволяет:

  • предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре;

  • ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;

  • привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией;

  • поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности учебной программы, что является стимулом для развития их познавательной активности;

  • развивать у дошкольников исследовательское поведение;

  • расширять творческие возможности самого педагога, так как позволяет самому использовать интернет-ресурсы для создания тематических презентаций, картотек, систематизации материала.


Электронные образовательные ресурсы - детские компьютеры и планшеты, компьютерные игры, интерактивные игрушки - «Повторюшки», говорящие микрофоны, куклы и др.).

  • Интерактивные игры: «Гарфилд», «Маленький искатель в кукольном театре», «Речевой экспресс», «Учимся говорить правильно»

  • Игровые презентации по многим лексическим темам: «Деревья», «Фрукты», «Овощи», «Дикие и домашние животные», «Птицы», «Насекомые» и т. д. Портал «Мерсибо».

4. Нетрадиционные технологии.

Нетрадиционные технологии: пескотерапия, игры с ракушками, камушками, крупами; музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах); изо-терапия (техника рисования); сказкотерапия; куклотератия; логоритмика – действия, сопряженные с речью и музыкой.

5. Наглядное моделирование.

Наглядное моделирование. К методам наглядного моделирования относится мнемотехника. Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания. Модели позволяют детям легко запомнить информацию и применять её в практической деятельности.

К ним относятся:

1. Опорные картинки - предметные картинки, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок. Их используют для ознакомления с предметами, составления рассказа, рассказа-описания.

2. Схемы используются при заучивании стихотворений.

3. Мнемотаблицы особенно эффективны при обучении пересказу, составлении рассказов, заучивании стихотворений.

4. Карточки-символы


  1. ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ.

Реализация задач логопедической работы с безречевыми детьми происходит в процессе использования следующих средств:

  1. Психосоматическая гимнастика и ритмика в логопедической работе с неговорящими детьми. Психогимнастические упражнения способствуют развитию психических функций (внимания, памяти, воображения), нормализации мышечного тонуса. Чередование мышечного расслабления и напряжения в упражнениях влияет на нормализацию процессов корковой нейродинамики:

  • Групповая игра «Часы»

Задачи: стимуляция звуковых жестов «бом-бом», «тик-так»; чередование мышечного расслабления и напряжения; накопление пассивного словаря.

  • Упражнение «Звуки и движения»

Задачи: активизация речевого подражания, формирование умения выстраивать ритмический ряд на основе координации движений и фонации.

  • Игра «Мыльные пузыри».

Задачи: формирование артикуляционных навыков, преодоление явлений артикуляционной апраксии.

  1. Арттерапевтические технологии.

Арттерапия — совокупность методик, построенных на применении различных видов искусства в своеобразной символической форме.

Одним из направлений арттерапии является куклотерапия. Перчаточные куклы помогают вызывать положительные эмоции или постепенно ослаблять нервное напряжение у детей. Кукла на руке логопеда помогает преодолению коммуникативных зажимов, речевого негативизма, стимулирует речевую активность неговорящего ребёнка.

Упражнение «Волшебные нитки»

Задачи: активизация лексикона по выбранной теме, формирование подражания, воображения, развитие мелкой моторики.

Сенсомоторное воспитание в коррекционно-логопедической работе с безречевыми детьми. Сенсорными считаются игры, которые помогают детям получать чувственные ощущения. Сенсорный опыт, приобретённый при специально организованном обучении, позволяет не заучивать речь механически, а способствует её спонтанному формированию. Сенсорное воспитание — основа лексической работы и личностного развития; включения максимального количества сохранных анализаторов способствует появлению слова в активной речи.

Развитие тактильной чувствительности «Разные животные» Взрослый касается различных частей тела ребёнка игрушками: мягкой кошкой, колючим ежом, мокрым китом. Ребёнок отгадывает, кто к нему прикоснулся.

Кинестетическое восприятие:

«Сухой бассейн» Взрослый демонстрирует ребёнку игрушки. «Игрушки решили поиграть с тобой в прятки, найди их». Ребёнок, опуская руку в «бассейн», пытается на ощупь угадать игрушку и назвать её.

Зрительное восприятие: «Цвета» Ребёнку выдаётся набор цветных прямоугольников и картинок. Ребёнок раскладывает картинки, соотнося их по цвету.

Слуховое восприятие:

«Шумящие коробочки» Взрослый предлагает по звуку угадать, чем заполнены коробочки: кофе, монеты, камни, бобы и т. д.

«Покричи в банку» Взрослый продуцирует в стеклянные банки гласные звуки, стимулируя ребёнка к повторению этого действия. Варианты: пузырьки и бутылочки с горлышками разного диаметра. Активизация речевой активности, речевого подражания, приёмы стимуляции появления первых слов

Игра «Выжимаем губки» Проводится с целью сформировать навык речевого подражания, стимулировать звукоподражания «кап-кап». Взрослый ставит на стол две тарелки в одной вода, а в другой нет. Раскладывает губки разных цветов и опускает губку в воду, выжимает в пустую тарелку, произнося при этом «кап-кап».

Игра «Сделаем бусы для мамы и бабушки» Взрослый предлагает ребёнку изготовить крупные бусы для бабы, мелкие для мамы. Ребёнку задаются вопросы, стимулируя его к сопряжённому или самостоятельному ответу: «Что мы делаем?» — «Бусы». «Кто наденет крупные бусы?» — «Баба». «Кто наденет мелкие бусы?» — «Мама». «Кто подарит бусы?» — «Я».

Игра «Волшебный шкафчик» Для игры понадобиться маленький шкафчик с большим количеством ящиков. На глазах ребёнка взрослый прячет в один из ящиков маленькую игрушку или предмет. Ребёнку предлагается вспомнить, в какой ящик спрятан предмет, достать его и назвать.

Информационные технологии в логопедической работе с неговорящими детьми.

При использовании компьютерных программ в работе с неговорящими детьми необходимо подкреплять словесную инструкцию наглядным примером выполнения задания, предусматривать повтор инструкции. В рамках компьютерной программы ребёнок учится самостоятельно осуществлять свою деятельность, развивая способность принимать решения, доводить начатое дело до конца. Использование компьютерных технологий в логопедической работе позволяет незаметно для ребёнка дошкольного возраста осуществить переход от игровой деятельности к учебной.

Использование метода пиктограмм, картинок – символов.

Одним из методов работы с неговорящими детьми является метод «пиктограмм» или картинок-символов, использование которого способствует накоплению тематического словаря и формированию фразовой речи (Кошелева Н.В., Кочеткова Н.А.)

Особенностью метода пиктограмм является активизирование обоих полушарий головного мозга, что расширяет компенсаторные возможности и повышает эффективность коррекционной работы. Использование знако-жестовой системы способствуют растормаживанию устной речи, благодаря включению трех каналов восприятия- зрительного, слухового и тактильного.

Сначала проводится работа по ознакомлению детей со знаками и жестами, тренировка их запоминания.

Для их запоминания можно использовать след.задания:

- Покажи где изображено слово «дом», «рука», «яблоко»…; жесты иди, спать, пить.

- Найди предмет, который здесь нарисован , в комнате, классе.

- Покажи жестом слово «дай», «хочу»…

Параллельно проводится работа по составлению простых фраз по образцу.

После этого ведется работа по развитию навыка самостоятельного построения фразы, включающей в себя следующие возможные задания: *знакомство с карточками, изображающих готовые фразы

*нахождение карточки с нужной фразой по устной инструкции;

*самостоятельное составление предложения.

В дальнейшем наибольшее внимание уделяется стимуляции собственных конструктивно-речевых возможностей детей, особенно в разговорной речи. Таким образом создаются предпосылки дл более успешного коммуникативного общения с окружающими, и тем самым снимается состояние дефицита общения.

Задания:

*выбор предложения отражающего потребности ребенка, например:- ты хочешь умыться, одеться. Найди карточку, где это отражено.

*самостоятельное конструирование предложений с помощью картинок, отражающих желание ребенка.

Перечисленные приемы строятся по принципу от простого к сложному с учетом дифференцированного подхода.

Нетрадиционные методы работы с неговорящими детьми

Ароматерапия- лечение с помощью эфирных масел.

Цели:

нормализовать мышечный тонус,

Повысить работоспособность, настроение, уверенность в себе.

Исследования ученых доказали, что запахи способны управлять настроением и работоспособностью, они могут не только влиять на нашу жизнь в целом, но и руководить нашим поведением.

В этих целях рекомендуется применять масло лимона, обладающим высоким эффективным воздействием. Уже через несколько минут резко улучшается настроение, пропадает ощущение усталости, дети жаждут деятельности.

Для повышения интеллектуальной работоспособности детей можно использовать розмарин, шалфей, лаванду и масло чайного дерева.

Хромотерапия ( цветотерапия, светотерапия)

Цели:

Нормализовать мышечный тонус,

Нейтрализовать негативное состояние.

Хромотерапия – это наука, изучающая свойства света и цвета.

Ученые давно заметили, что одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят, другие раздражают и угнетают. Воздействие цвета на людей не однозначно, а сугубо индивидуально, носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе.

Воздействие света на организм ребенка:

Синий, голубой – успокаивающее действие, расслабляющий эффект, снижение спазмов, тормозящее действие.

Красный, розовый - повышение работоспособности, ощущение теплоты, стимуляция психических процессов.

Зеленый – успокаивающее действие, создание хорошего настроения.

Желтый – цвет радости и покоя, нейтрализация негативного состояния.

Было замечено, что хромотерапия на индивидуальных занятиях благотворно действует на нервную систему. Так в зависимости от состояния ребенка можно создать цветовой фон освещения ( на светильник накинуть шифоновый шарф определенного цвета, который не затемняет, а создает мягкий свет, определенной цветовой гаммы.)


  1. ТЕХНОЛОГИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ.

Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость, отсутствие опосредованной мотивации. В отличие от дошкольника без речевой патологии, у ребёнка с тяжелыми нарушениями речи, испытывает трудности в формировании социальных чувств, из-за сложности с коммуникацией.

Развивать эмоциональную сферу ребёнка, научить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их должны специалисты - психологи, педагоги, воспитатели, родители. Основными методами коррекции и развития эмоциональной сферы ребёнка являются методы:

Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с помощью игры. В игре заложен большой потенциал влияния на личность и взрослого, и ребёнка. А. Захаров выделил три функции игры в терапевтическом процессе: диагностическую, терапевтическую и обучающую. Все эти функции взаимосвязаны и вытекают одна из другой.

Виды игр используемых в игротерапии:

  • ролевые игры построены на понимании необходимости ролевого развития ребёнка. Ролевые игры можно разделить на две подгруппы: ролевая гимнастика (ролевые действия и ролевые образы) и психодрама. В этих играх формируется адекватное ролевое развитие.

  • психогимнастические игры формируют у детей: - принятие своего имени; - принятие своих качеств характера; - принятие своего настоящего, прошлого, будущего; - принятие своих прав и обязанностей.

  • коммуникативные игры направлены на: 1) формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому вербальное и невербальное «поглаживание»; 2) игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения; 3) игры, обучающие умению сотрудничать.

  • игры и задания направленные на развитие произвольности, формируют произвольность ребёнка.

  • игры, направленные на развитие воображения. Их можно разделить на три группы: вербальные, невербальные и «мысленные картинки».

Психогимнастика – метод психотерапевтического воздействия на детей без помощи слов. Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений, направленных на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-волевой сферы детей. Психогимнастика по мнению М. И. Чистяковой направлена на овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно выражать, полноценно переживать. В основе психогимнастики лежит обучение технике выразительных движений и использование их в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.

Психогимнастика позволяет обучать ауторелаксации (снимать эмоциональное напряжение и мышечные зажимы, корректирует настроение и отдельные черты характера, помогает детям преодолевать бартеры в общении, лучше понять себя и других, способствует навыками управления своей эмоциональной сферой.

Эмоционально-символические методы – метод психотерапевтического воздействия на детей с помощью рисования, лепки, сочинения рассказов и стихов. Метод способствует личной интеграции ребёнка. Чаще всего используются две группы методов:

  • групповое обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева, страха, печали, интереса (как необходимый этап для обсуждения используются детские рисунки, выполненные на темы чувств. При этом на стадии рисования иногда исследуются и обсуждаются чувства и мысли, которые не удаётся раскрыть в процессе вербального общения);

  • направленное рисование, т. е. рисование на определённые темы.

Релаксационные методы – это методы активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона, дыхательные и визуально-кинестетические техники. Метод нервно-мышечной релаксации предполагает достижение состояние сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышечных групп тела. Из дыхательных техник используются глубокое дыхание и ритмичное дыхание с задержкой. Визуально-кинестетические техники предполагают использование визуально-кинестетических образов.


  1. ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

Направления личностно-ориентированных технологий

Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок».

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.

У детей с ОНР дошкольного возраста возникают затруднения в общении со сверстниками, снижена самооценка, отмечаются отставания в учебной деятельности, присутствует отказ от устного общения.

Комплекс нарушений речевого и когнитивного развития у детей с ОНР препятствует становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции этих детей в коллективе сверстников.

Личностно-ориентированная технология – это воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса.

Личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

Цель личностно-ориентированной технологии:

Создание демократичных, партнёрских, гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем. Обеспечение условий для развития личности воспитанников. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения.

Задачи личностно-ориентированной технологии:

1. Раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным

воздействиям.

2. Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ.

3.Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов.

4. Приоритет личностных отношений.

5. Индивидуальный подход к воспитанникам.

Использование технологии в различных формах организации:

  • Психокоррекционные игры.

  • Коммуникативные игры.

  • Игры и задания, направленные на развитие произвольности.

  • Игры, направленные на развитие воображения, внимания.

  • Игры на развитие выразительной и диалогической речи.

  • Пальчиковые игры.

  • Игры с элементами танцевальных движений.

  • Культура и техника речи.

  • Этюдная работа.

Данная личностно-ориентированная технология нацеливает, прежде всего, на формирование у детей чувства любви, сострадания, сопереживания, умения прощать, помогать ближнему, быть терпимым к другим. Именно в дошкольном возрасте дети приобщаются к богатствам природы и культуры, учатся жить в обществе, создают свою собственную картину окружающего мира. Активное и эмоциональное проживание в образах волшебных масок героев позволяет детям реализовать изначально присущие им добрые чувства, учит делать нравственный выбор в сторону добра.

Возможность проигрывать ситуацию – это способ, помогающий активно-созидательно относиться к собственной судьбе.

Великодушие, помощь нуждающемуся человеку, умение прощать – важнейшие проявления качества характера. Ребенок невольно идентифицирует себя со сказочными героями, стремясь подражать им в своей жизни. Перевоплощаясь в сказочных героев, следуя за ними, ребята получают знания о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях, учатся разрешать сложные ситуации. Проигрывая определенный сценарий (стих, короткую сказку), дети по нескольку раз меняются ролями. Им удается побыть и волком, и зайчиком, попробовать себя в роли бабочки, или утенка. У ребенка появляется возможность многократного перевоплощения. Дети это делают с большим удовольствием и непосредственностью. Глядя друг на друга, в спокойной атмосфере удается расшевелить самого скованного, зажатого ребенка.

У агрессивных детей есть возможность почувствовать себя беззащитной жертвой или, в социально приемлемой форме выплеснуть агрессию. В ходе игр-драматизаций дети учатся владеть собой, вести себя правильно, так как поступают их любимые герои. И это помогает им избавиться от затруднений и легко находить общий язык с другими.

Личностно-ориентированная технология показывает, что ее использование решает образовательные задачи, отвечает требованиям качества образования.

В старшем дошкольном возрасте необходимо умение выслушивать доверительные рассказы детей и вступать в личное общение на равных с ребёнком, избегая оценок и морализования, а также умение искренне радоваться жизни.

Дети в этом возрасте могут быть по-своему замкнутыми и раскрываются только с человеком, которому очень доверяют. Они делятся своими чувствами, переживаниями, мыслями. Этот тип общения – внеситуативно-личностный.

Типы мотивации могут быть - самые различные: это игровая мотивация, мотивация общения, мотивация личной заинтересованности, учебная мотивация. С помощью мотивации взрослый побуждает детей охотнее усваивать новое.

Задачи воспитателя – выявить задатки, способствовать раскрытию «внутренних сил» ребёнка, заложенных в нём природой. Необходимо быть «наблюдателем», изучающим и руководящим помощником ребёнка в его стремлении к движению вперёд, в стремлении к саморазвитию, обогащению опыта, к активности, к труду.

Компоненты личностного подхода:

  • Опора на положительные качества ребенка и вера в оптимистическую перспективу их развития.

  • Признание за ребенком не только статуса «воспитанника», но и всех гражданских прав, которыми он располагает, создание условий для их реализации.

  • Реализация потребности ребенка ощущать себя «неповторимым человеком», создание ему возможности чувствовать именно себя, единственного и неповторимого, в центре внимания и заботы педагога, как это происходит в семье.

  • Признавать за ребенком право на те формы уважительного, культурного отношения, которые существуют между взрослыми людьми.


  1. ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

В процессе логопедической работы с детьми необходимым является применение современных коррекционно-логопедических технологий, направленных на звуковую и смысловую стороны речи, а также связанные с речью процессы:

  • игровые технологии в логопедической коррекции;

  • арт-педагогические технологии;

  • технологии речедвигательной ритмики;

  • технологии логопедической, фонетической ритмики;

  • информационно-коммуникационных технологий;

Игровые технологии в логопедической коррекции.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.


Целью использования игровой технологии в логопедической практике является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку.

Для проведения коррекционно-развивающей работы с использованием игровых технологий на логопедических занятиях подбираются дидактические и компьютерные игры.

Арт-педагогические технологии.

Виды арт-терапии:

  • музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах);

  • изо-терапия (нетрадиционные техники рисования);

  • кинезиотерапия (танцетерапия, телесно-ориетированная терапия, логоритмика, психогимнастика);

  • сказкотерапия;

  • куклотератия;

  • мнемотехника;

  • креативная игротерапия (песочная терапия);

  • смехотерапия;

  • ароматерапия;

  • цветотерапия (хромотерапия).

«Арт-терапия» является средством свободного самовыражения.

В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - мы можем помочь человеку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций.

Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.

Цели арт-терапии в работе с детьми: способствовать формированию высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развития взаимопонимания между детьми, а также между ребенком и взрослыми. Научить ребенка самовыражению, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.

Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки.

В зависимости от мелодии, её ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты.

Коррекционные задачи музыкотерапии:

  • нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма;

  • стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций);

  • улучшение общего состояния детей;

  • улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);

  • коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений;

  • стимуляции речевой функции;

  • нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации);

  • формирование навыков словообразования;

  • формирование слоговой структуры слова.

Элементы музыкотерапии

Во время проведения расслабляющего логопедического массажа используются произведения, оказывающие седативное действие, а во время активного – произведения, оказывающие тонизирующее действие.

Также тонизирующие музыкальные произведения возможно использовать во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики.

Техники изо-терапии, используемые для развития речи:

  • техника «кляксография»;

  • пальцевая живопись;

  • рисование мягкой бумагой;

  • рисование тычком жёсткой полусухой кистью;

  • рисование на стекле;

  • ниткография;

  • рисование на манке;

  • техника рисования листьями, палочками, камушками и т. п.;

  • техника отпечатывания ватой;

  • техника «оттиск пробками»;

  • рисование ладонями.

Телесноориентированные техники:

Весь детский опыт связан с развитием и совершенствованием

произвольных движений (одеваться, есть, ходить, играть, и, конечно же, говорить).

Обращая внимание на развитие двигательной сферы ребёнка, мы опосредованно влияем на развитие психических свойств. Способность ребёнка контролировать свои телесные проявления влияет на развитие его характера, способностей и конечно же речи:

  • биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки;

  • растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц;

  • упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;

  • дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие:

  • развивают мозолистое тело,

  • повышают стрессоустойчивость,

  • улучшают мыслительную деятельность,

  • способствуют улучшению памяти и внимания,

  • облегчают процесс чтения и письма,

  • улучшают как настроение, так и самочувствие выполняющего их человека.

Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Дом – ёжик – замок», «Зайчик – коза – вилка» и др.

Логопедический массаж

Логопедический массаж - это одна из логопедических технологий, активный метод механического воздействия, направленный на коррекцию различных речевых расстройств.

Цель логопедического массажа не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляция мышечных ощущений, что способствует четкости кинестетического восприятия. Кинестетическое чувство сопровождает работу всех мышц. Так, в полости рта возникают совершенно различные мышечные ощущения в зависимости от степени мышечного напряжения при движении языка, губ. Ощущаются направления этих движений и различные артикуляционные уклады при произнесении тех или иных звуков.

Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков.

Выполнение приёмов логопедического массажа требует чёткой диагностики состояния мышечного тонуса не только собственно мышц, участвующих в артикуляции, но также мышц лица и шеи.

К основным видам логопедического массажа относятся:

  • классический ручной;

  • точечный;

  • аппаратный.

  • Пальцевый массаж

  • массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;

  • прищепочный массаж;

  • массаж орехами, каштанами;

  • массаж шестигранными карандашами;

  • массаж чётками;

  • массаж травяными мешочками;

  • массаж камнями;

  • массаж зондами, зондозаменителями;

  • массаж приборами Су-Джок терапии.

Логоритмика – это система музыкально -двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.

Криотерапия – одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом.

Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворительными свойствами.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе.

Коррекционные задачи сказкотерапии:

  • создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;

  • совершенствование лексико-грамматических средств языка;

  • совершенствование звуковой стороны речи;

  • развитие диалогической и монологической речи;

  • эффективность игровой мотивации детской речи;

  • взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;

Элементы сказкотерапии:

  • сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом;

  • создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;

  • приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.

Куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.

Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтный ситуации в коллективной деятельности.

Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника помогает в развитии: связной речи; ассоциативного мышления; зрительной и слуховой памяти; зрительного и слухового внимания; воображения; ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Песочная терапия – метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.

Песочная терапия способствует:

  • совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;

  • обогащению словарного запаса;

  • развитию связной речи;

  • побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;

  • развитию фантазии и образного мышления.

Ароматерапия – это применение эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья человека.

Запахи управляют настроением, успокаивают перевозбуждённую нервную систему, повышают работоспособность.

Применение средств ароматерапии позволит поддерживать хорошее настроение у детей, а также помогает излечить простудные заболевания и нарушения сна.

Виды ароматерапии: ванны; распыление; ингаляциия; массаж.

Цветотерапия (Хромотерапия) – восстановление индивидуального биологоческого ритма с помощью специально подобранного цвета.

Работа с цветом способствует решению задач:

  • повышает уровень коммуникативности детей, их эмоциональную отзывчивость;

  • обогащает сенсорный и эмоциональный опыт детей;

  • знакомит с приемами управления своими чувствами, формирует навыки самоконтроля.

Цветотерапия, несомненно, способствует:

  • улучшению психологического микроклимата в детском коллективе;

  • стимуляции интеллектуального и эмоционального развития дошкольников;

  • приобретению детьми навыков психофизической релаксации.

Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

Технологии речедвигательной ритмики.

Важную роль в развитии речи играет тесная взаимосвязь состояния речи и моторной сферы ребёнка, чем лучше у ребёнка развита моторная сфера, тем менее уязвима его речь, что обусловлено тесной взаимосвязью речевого и моторно-двигательного центров коры головного мозга.

Речедвигательная ритмика не выделяется, как самостоятельное занятие в отличие от фонетической и логопедической ритмики, а включается в структуру занятий на разных этапах работы.

Речедвигательная ритмика – это движения, а дети любят двигаться. Ребёнку предлагаются для подражания различные движения, сочетающиеся с одновременным произнесением звуков и слогов. Характер движений определяется характером звука. С помощью речедвигательной ритмики удаётся быстро восстановить нарушенную структуру слова. Движения рук помогают удержать нужную артикуляцию. Многократное воспроизведение артикуляции с движением помогает запоминанию букв.

Технологии логопедической, фонетической ритмики.

Фонетическая ритмика способствует установлению связи между работой кистей рук и движениями артикуляционного аппарата. Движения рассматриваются как стимуляция для закрепления произносительных навыков. Также при проговаривании речевого материала с сопровождением движений фонетической ритмики у детей появляется непринуждённость и благоприятный эмоциональный фон, что положительно сказывается на речевой моторике.

Следует также отметить, что фонетическая и сопряжённо-контактная фонетическая ритмика положительно влияет на речь заикающихся детей. По-видимому, сопровождение речи движениями фонетической и сопряжённо-контактной фонетической ритмики способствует нормализации плавности речи.

Информационно-коммуникационные технологии.

Применение информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его более результативным.

Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:

  • звукопроизношение

  • просодические компоненты речи

  • фонематический анализ и синтез, фонематические представления

  • лексико-грамматические средства языка

  • артикуляционная моторика

  • мелкая моторика

  • связная речь

Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!