СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

3.1. Задачи работы по познавательному развитию воспитанников в учреждении дошкольного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«3.1. Задачи работы по познавательному развитию воспитанников в учреждении дошкольного образования»

Задачи и содержание работы по предматематическому развитию детей дошкольного возраста


Проблема обучению математике в современной жизни приобретает всё большее значение. Это объясняется бурным развитием математической науки и проникновением её в различные области знаний.

Обучение в дошкольном учреждении направлено, прежде всего, на воспитание у де­тей привычки полноценной логической аргументации окру­жающего. Опыт обучения свидетельствует о том, что разви­тию логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует изучение начальной математики.

Для ма­тематического стиля мышления характерны четкость, крат­кость, расчлененность, точность и логичность мысли, уме­ние пользоваться символикой. Поэтому формирование начальных математических представлений и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, что­бы обучение давало не только непосредственный практиче­ский результат (навыки счета, выполнение элементарных ма­тематических операций), но и широкий развивающий эф­фект.

Что мы понимаем под математическим развитием детей дошкольного возраста? (качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций)

Математическое развитие детей дошкольного возраста осуществляется как в результате приобретения ребенком представлений и умений в повседневной жизни (прежде всего, в результате общения со взрослым), так и путем целенаправленного обу­чения на занятиях по формированию элементарных матема­тических представлений. Именно элементарные математические представления и умения детей следует рассматривать как главное средство математического развития.

В процессе систематического обучения математике дети овладевают специальной терминологией — названиями чи­сел, геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, ромб и др.), элементов фигур (сторона, вершина, основание) и т. п. Занятия по математике приобретают особое значение в связи с развитием у детей познавательных интересов, уме­ний проявлять волевые усилия в процессе решения матема­тических задач.

Образовательные и развивающие задачи на занятиях решаются в со­четании с воспитательными. Та­ким образом, обучение детей математике с раннего возраста обеспечивает их всестороннее развитие.

Основные задачи формирования элементарных математических представлений и умений у детей:

  • формирование элементарных математических представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени;

  • формирование умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений;

  • овладение математической терминологией;

  • развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка;

  • формирование умения пользоваться элементарными математическими представлениями и умениями в различных видах деятельности.

Решаются эти задачи комплексно на занятиях и в процессе организации разных видов самостоятельной детской деятель­ности.


Под содержанием обучения понимается объем и характер представлений, умений и навыков, которыми должны овладеть дети в процессе организации разных видов деятельности.

Содержание математического развития ребенка отражено в про­граммах дошкольного образования, и условно его можно разделить на три направления:

  • представления и понятия;

  • зависимости и отношения;

  • математические действия.

Содержание и его структура являются гарантами математического разви­тия ребенка.

Первое направление – формирование представлений и понятий. Анализ различных (вариативных) программ по формированию элементарных математических представлений в дошкольном учреждении позволяет заключить, что основном в их содержании является достаточно разнообразный круг пред­ставлений и понятий: «количество», «число», «множество», «величина», «мера», «форма предмета» и «геометрические фигуры»; представления и понятия о про­странстве (направления, расстояния, взаимное расположе­ние предметов в пространстве) и времени (единицы измере­ния времени, некоторые его особенности).

При этом каждое математическое понятие формируется постепенно, поэтапно, по линейно-концентрическому принципу. (Например, дети учатся сравнивать «контрастные» и «смежные» множества (много и один; больше (меньше) на один). В дальнейшем, в группах пятого, шесто­го, седьмого годов жизни, знания о множестве углубляются, поскольку дети сравнивают множество элементов по коли­честву составляющих, делят множество на подмножества, устанавливая зависимости между целым и его частями и т. п. Далее на основе представлений о множестве у детей формиру­ются представления и понятия о числах и величинах и т. д.) Каждое понятие вводится наглядно, путем созерцания кон­кретных предметов или практического оперирования ими.

Вторым направлением в формировании элементарных математических представлений дошкольников является ознакомление детей с рядом математиче­ских зависимостей и отношений. Так, дети осознают некото­рые отношения между предметными множествами (равночисленность — неравночисленность), отношение порядка в натуральном ряду, временные отношения; зависимости между свойствами геометрических фигур, между величиной, мерой и результатом измерения и др.

Особо следует выделить требования к формированию у детей определенных математических действий: накладыва­ния, прикладывания, пересчитывания, отсчитывания, изме­рения и т. д. Именно овладение действиями оказывает наи­большее влияние на развитие.

В методике выделяются две группы математических дей­ствий:

  • основные (счет, измерение, вычисления);

  • дополнительные (практическое сравнение, наложе­ние, приложение (А. М. Леушина); уравнивание и комп­лектование (В. В. Давыдов); сопоставление (Н. И. Непом­нящая)).

Содержание формирования элементарных математических представлений в дошкольном учреждении имеет свои особенности, который объясняются:

  • спецификой математических понятий;

  • традициями в обучении дошкольников;

  • требованиями современной школы к математическому развитию детей.

Содержание формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста опирается на дидактические принципы:

  • научности и доступности означает, что у детей дошкольного возраста формируются элементар­ные, но по сути научные, достоверные математические зна­ния. Представления о количестве, размере, форме, про­странстве и времени даются детям в таком объеме и на та­ком уровне конкретности и обобщенности, чтобы это было им доступно и чтобы эти знания не искажали содержания. При этом учитывается возраст детей (младший, средний, старший дошкольный), особенности их восприятия, памя­ти, внимания, мышления.

  • систематичности и последовательности предпо­лагает такой логический порядок изучения материала, при котором знания опираются на ранее полученные;

  • наглядности. Я. А. Коменский называл «золотым правилом дидактики». Познание всегда начинается с ощущений, ибо ничего нет в сознании, чего ранее не было в ощущениях.

  • индивидуального подхода к ребенку предусматри­вает организацию обучения на основе глубокого знания его индивидуальных способностей, создание условий для актив­ной познавательной деятельности всех детей группы и каж­дого ребенка в отдельности.

  • принцип развивающего обучения. Суть его заключается в том, что под влиянием обучения не только приобретаются знания, формируются умения, но и развива­ются все познавательные психические процессы, связанные с ощущением, восприятием, памятью, вниманием, речью, мышлением, а также волевые и эмоциональные процессы, т. е. развивается личность ребенка в целом.

  • принцип воспитывающего обучения отражает необходи­мость обеспечения в образовательном процессе благоприятных усло­вий воспитания ребенка, его отношение к жизни, к знаниям, к самому себе. Воспитание и обучение — две стороны едино­го процесса формирования личности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Житко, И.В. Формирование элементарных математических представлений у детей от 4 до 5 лет: учеб.-метод. Пособие для педагогов дошк. образования. Минск: Экоперспектива, 2016. – 200с

  2. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников /под ред. А.А.Столяр. – М., Просвещение 1988

  3. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: учебное пособие для студентов дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. М., Изд. Центр «Академия», 1998 – 272с

  4. Учебная программа дошкольного образования (для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания). – Минск: НИО; 2019.-479 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!