Задачи и содержание работы по предматематическому развитию детей дошкольного возраста
Проблема обучению математике в современной жизни приобретает всё большее значение. Это объясняется бурным развитием математической науки и проникновением её в различные области знаний.
Обучение в дошкольном учреждении направлено, прежде всего, на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего. Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует изучение начальной математики.
Для математического стиля мышления характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой. Поэтому формирование начальных математических представлений и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат (навыки счета, выполнение элементарных математических операций), но и широкий развивающий эффект.
Что мы понимаем под математическим развитием детей дошкольного возраста? (качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций)
Математическое развитие детей дошкольного возраста осуществляется как в результате приобретения ребенком представлений и умений в повседневной жизни (прежде всего, в результате общения со взрослым), так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Именно элементарные математические представления и умения детей следует рассматривать как главное средство математического развития.
В процессе систематического обучения математике дети овладевают специальной терминологией — названиями чисел, геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, ромб и др.), элементов фигур (сторона, вершина, основание) и т. п. Занятия по математике приобретают особое значение в связи с развитием у детей познавательных интересов, умений проявлять волевые усилия в процессе решения математических задач.
Образовательные и развивающие задачи на занятиях решаются в сочетании с воспитательными. Таким образом, обучение детей математике с раннего возраста обеспечивает их всестороннее развитие.
Основные задачи формирования элементарных математических представлений и умений у детей:
-
формирование элементарных математических представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени;
-
формирование умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений;
-
овладение математической терминологией;
-
развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка;
-
формирование умения пользоваться элементарными математическими представлениями и умениями в различных видах деятельности.
Решаются эти задачи комплексно на занятиях и в процессе организации разных видов самостоятельной детской деятельности.
Под содержанием обучения понимается объем и характер представлений, умений и навыков, которыми должны овладеть дети в процессе организации разных видов деятельности.
Содержание математического развития ребенка отражено в программах дошкольного образования, и условно его можно разделить на три направления:
-
представления и понятия;
-
зависимости и отношения;
-
математические действия.
Содержание и его структура являются гарантами математического развития ребенка.
Первое направление – формирование представлений и понятий. Анализ различных (вариативных) программ по формированию элементарных математических представлений в дошкольном учреждении позволяет заключить, что основном в их содержании является достаточно разнообразный круг представлений и понятий: «количество», «число», «множество», «величина», «мера», «форма предмета» и «геометрические фигуры»; представления и понятия о пространстве (направления, расстояния, взаимное расположение предметов в пространстве) и времени (единицы измерения времени, некоторые его особенности).
При этом каждое математическое понятие формируется постепенно, поэтапно, по линейно-концентрическому принципу. (Например, дети учатся сравнивать «контрастные» и «смежные» множества (много и один; больше (меньше) на один). В дальнейшем, в группах пятого, шестого, седьмого годов жизни, знания о множестве углубляются, поскольку дети сравнивают множество элементов по количеству составляющих, делят множество на подмножества, устанавливая зависимости между целым и его частями и т. п. Далее на основе представлений о множестве у детей формируются представления и понятия о числах и величинах и т. д.) Каждое понятие вводится наглядно, путем созерцания конкретных предметов или практического оперирования ими.
Вторым направлением в формировании элементарных математических представлений дошкольников является ознакомление детей с рядом математических зависимостей и отношений. Так, дети осознают некоторые отношения между предметными множествами (равночисленность — неравночисленность), отношение порядка в натуральном ряду, временные отношения; зависимости между свойствами геометрических фигур, между величиной, мерой и результатом измерения и др.
Особо следует выделить требования к формированию у детей определенных математических действий: накладывания, прикладывания, пересчитывания, отсчитывания, измерения и т. д. Именно овладение действиями оказывает наибольшее влияние на развитие.
В методике выделяются две группы математических действий:
-
основные (счет, измерение, вычисления);
-
дополнительные (практическое сравнение, наложение, приложение (А. М. Леушина); уравнивание и комплектование (В. В. Давыдов); сопоставление (Н. И. Непомнящая)).
Содержание формирования элементарных математических представлений в дошкольном учреждении имеет свои особенности, который объясняются:
-
спецификой математических понятий;
-
традициями в обучении дошкольников;
-
требованиями современной школы к математическому развитию детей.
Содержание формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста опирается на дидактические принципы:
-
научности и доступности означает, что у детей дошкольного возраста формируются элементарные, но по сути научные, достоверные математические знания. Представления о количестве, размере, форме, пространстве и времени даются детям в таком объеме и на таком уровне конкретности и обобщенности, чтобы это было им доступно и чтобы эти знания не искажали содержания. При этом учитывается возраст детей (младший, средний, старший дошкольный), особенности их восприятия, памяти, внимания, мышления.
-
систематичности и последовательности предполагает такой логический порядок изучения материала, при котором знания опираются на ранее полученные;
-
наглядности. Я. А. Коменский называл «золотым правилом дидактики». Познание всегда начинается с ощущений, ибо ничего нет в сознании, чего ранее не было в ощущениях.
-
индивидуального подхода к ребенку предусматривает организацию обучения на основе глубокого знания его индивидуальных способностей, создание условий для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребенка в отдельности.
-
принцип развивающего обучения. Суть его заключается в том, что под влиянием обучения не только приобретаются знания, формируются умения, но и развиваются все познавательные психические процессы, связанные с ощущением, восприятием, памятью, вниманием, речью, мышлением, а также волевые и эмоциональные процессы, т. е. развивается личность ребенка в целом.
-
принцип воспитывающего обучения отражает необходимость обеспечения в образовательном процессе благоприятных условий воспитания ребенка, его отношение к жизни, к знаниям, к самому себе. Воспитание и обучение — две стороны единого процесса формирования личности.
ЛИТЕРАТУРА
-
Житко, И.В. Формирование элементарных математических представлений у детей от 4 до 5 лет: учеб.-метод. Пособие для педагогов дошк. образования. Минск: Экоперспектива, 2016. – 200с
-
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников /под ред. А.А.Столяр. – М., Просвещение 1988
-
Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: учебное пособие для студентов дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. М., Изд. Центр «Академия», 1998 – 272с
-
Учебная программа дошкольного образования (для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания). – Минск: НИО; 2019.-479 с.