СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья Тема: «Развитие навыков выразительного чтения младших школьников через стихотворные жанры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья Тема: «Развитие навыков выразительного чтения младших школьников через стихотворные жанры"»

Корчагина Дарья Павловна, студентка 3 курса

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1

Им. М. Горького», студент 3 курса

Специальность Преподавание в начальных классах

Руководитель: преподаватель, Загородникова Татьяна Васильевна

ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СТИХОТВОРНЫМИ ЖАНРАМИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ.

Аннотация статьи: статья посвящена вопросам формирования навыка выразительного чтения младших школьников. Автор рассматривает основные понятия такие как: развитие, чтение, выразительное чтение, а также компоненты выразительного чтения. Исходя из исследования, автор выделяет приемы помогающие выразительно читать и средства выразительности, которым требуется больше уделять внимания на уроках литературного чтения.

Ключевые слова: развитие, чтение, выразительное чтение.

Главная цель обучения в школе – формирование личности ученика. Эта цель реализуется в том числе благодаря тому, как учащийся расширяет свой кругозор и пополняет словарный запас. Навыки чтения формируются не только для речевой и умственной деятельности, но и для общеучебной деятельности, которая используется как в школьной жизни, так и вне школы. Художественная литература несет в себе огромный воспитательный и развивающий потенциал: развивает ум, приобщает к духовному опыту, облагораживает чувства, увеличивает словарный запас и кругозор учащегося. Чем глубже будет воспринято произведение ребенком, тем большее воздействие на личность оно оказывает.

Предметные результаты по литературному чтению касаются достижения необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития (овладение техникой чтения вслух и про себя), также учащиеся должны овладеть приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием литературоведческих понятий [1].

А. С. Макаренко определил чтение как важнейшую часть развития личности, лежащую в основе общей грамотности и культуры человека. Он старался научить всех, кто читает, не думать о себе без книги. Он утверждал: «Наш советский читатель – это тот, кто ищет в книге мудрость, знания, мнение» [4].

Обратимся к определению ключевых терминов нашей работы.

  • Развитие – это процесс обучения, с помощью которого дети приобретают и улучшают различные когнитивные, двигательные, эмоциональные и социальные навыки (С.Г. Калашникова) [3].

  • Чтение – одно из средств усвоения языка, общения, обмена информацией и идеями (С.Г. Калашникова) [3].

Выразительное чтение – это методическое средство, это процесс и результат обучения учащихся обдумыванию и переживанию нравственно-эстетической сущности произведения, выражению своего отношения к нему путем слияния техники, логики и эмоционально-образной выразительности в речи при чтении (О. Астафьева) [2].

Основными компонентами выразительного чтения стихотворения являются дыхание, сила голоса, произношение, фразовое и логическое выделение, логические и психологические паузы, ритм, тембр, мимика и жесты. Чтобы дети научились выразительно читать стихотворные тексты, им необходимо развить основные навыки, которые необходимо развивать у учащихся начальной школы:

  1. способность контролировать дыхание;

  2. умение правильно анализировать текст;

  3. умение мысленно воссоздавать переданные автором образы;

  4. возможность выбрать желаемое произношение;

  5. умение использовать логические и психологические остановки (паузы);

  6. умение правильно расставлять быстрые и логичные акценты.

Мы проанализировали УМК «Гармония», в который включены следующие произведения стихотворных жанров: В. Орлов «Родное», П. Воронько «Лучше нет родного края», Э. Мошковская «Болельщик», Б. Заходер «Пошел Сережа в первый класс». В качестве лирического произведения нами был взят текст Владимира Орлова «Ни пуха ни пера».

В анализируемой программе мы выделили следующие методы и приемы: чтение по слогам, чтение на время, чтение по ролям и пр.

Провели диагностику учащихся 2 класса. Целью диагностики было выявление уровня сформированности навыка выразительного чтения. Из 22 учащихся 8 (36 %) читают бегло, соблюдая паузы, правильно расставляя логические ударения, 10 (46 %) продемонстрировали средний уровень, испытывали трудности с беглым прочтением, низкий уровень показали 4 (18 %) учащихся (см. Рис. 1).


Рисунок 1. Результаты диагностики учащихся 2 класса.

Тексты: Владимир Орлов «Ни пуха ни пера»

Условные обозначения:

+ Выполняют

- Не выполняют

* Частично или были попытки


Исходя из проведенного исследования можно сделать вывод, что скорость чтения и выразительность никак не влияет на понимание текста. Так как, были дети, которые читали слоговым способом и абсолютно точно понимали текст. А были дети, которые читали полноценными словами, бегло и читали выразительно (или делали попытки), но не понимали, о чем они прочитали. Так же, можно отметить, что абсолютно все дети не соблюдали паузы.

Затем была проведена повторная диагностика спустя время. За это время с учащимися проводилась работа по формированию навыка выразительного чтения. Учащимся был выдан текст В. Орлова «Родное». Анализ работы показал, что из 22 учащихся 9 (38 %) читают бегло, соблюдая паузы, правильно расставляя логические ударения, 11 (52 %) продемонстрировали средний уровень, испытывали трудности с беглым прочтением, низкий уровень показали 2 (10 %) учащихся.

Формирование навыка выразительного чтения у младших школьников будет проходить гораздо успешнее, если на уроках литературного чтения работа по формированию этого навыка будет систематической, включающей использование приемы работы со стихотворными жанрами.

Исходя из анализа программы и проведения исследования мы выделили следующие приемы, помогающие выразительно читать стихотворения:

  1. Чтение учителя;

  2. Выделение ключевых слов;

  3. Расставление пауз;

  4. Определение настроение стихотворения;

  5. Многократное чтение учителя.

На уроке можно попрактиковаться в чтении «малых хоров», состоящих из 5-8 лучших учеников. Чтобы участие в коллективном чтении принесло наибольшую пользу, каждый ученик должен полностью осознавать это. Каждый участник хора должен понимать, что он выражает и как этого добивается. Поэтому, хоровому чтению должен предшествовать подробный разбор произведения.

При работе над выразительностью чтения стихов большое внимание следует уделять средствам выразительности речи: интонации, логическому ударению, паузе, темпу, силе и высоте голоса. Все средства речевого выражения тесно связаны и дополняют друг друга.

Примеры упражнений для развития навыка выразительного чтения:

Список литературы:


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021г. №268 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05. 07. 2021 №64100)) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: - http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 - (Дата обращения: 3. 12. 2022)

  2. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М. 1999.

  3. Завадская, Т. Ф. Внеклассные занятия выразительным чтением. Методика выразительного чтения./ Т. Ф.Завадская, Р. Р. Майман. М.: Дело, 2007. 102 с.

  4. Короткова Н. В. Системный подход к обучению чтению на уроках русского языка // АРМОМ. Серия: Гуманитарные науки, 2013. № 1. С. 15.

  5. Составляющие выразительного чтения [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://rosuchebnik.ru/material/itogovoe-sobesedovanie-priemy-i-tekhniki-vyrazitelnogo-chteniya0611 / (Дата обращения: 3.01.23).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!