9 класс | |
Урок №23 | Виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные и присоединительные |
Цели: | дать общее представление о видах придаточных предложений, ознакомить со сложноподчиненными предложениями с разными видами придаточных, выработать умение учащихся распознавать придаточные разных видов в составе сложноподчиненных предложений; контролировать процесс выполнения заданий и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; адекватно оценивать свои достижения; развивать грамотность, совершенствовать пунктуационные навыки; воспитывать внимательность учащихся, положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; участвовать в творческом, созидательном процессе; учиться осознавать себя индивидуальностью и одновременно частью коллектива, развивать способности учащихся к самооценке своей учебной работы. |
Прогнозируемые результаты: | учащиеся умеют распознавать сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных, находить их в тексте, понимать особенности каждого вида придаточных; правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях; вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; адекватно оценивать свои достижения; |
Оборудование: | учебник, опорный конспект «Основные группы сложноподчиненных предложений по их значению»; мини-таблицы «Сложноподчиненные предложения с разными придаточными частями», задания для работы по творческим группам, раздаточный материал. |
Тип урока: | урок усвоения новых знаний. |
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. | Приветствие учащихся. Создание коллаборативной среды. | Приветствуют учителя. Деление на группа. |
Актуализация опорных знаний. | Какой тип сложного предложения стали изучать на предыдущих уроках? Какие предложения называются сложноподчиненными? Дайте определение этому типу предложения. Откройте материалы «Сложное предложение», данные вам для работы на уроке. Найдите сложноподчиненное предложение из данных. Зачитайте. Все согласны? Укажите сложноподчиненное предложение | О матерях можно рассказывать бесконечно. Мама первая заглянула в наши глаза, она первая услышала наш голос. В её чутком сердце никогда не гаснет любовь, и она ни к чему не останется равнодушной. Мы в вечном долгу пред матерью, чья любовь сопровождает нас всю жизнь. | Сложноподчиненное предложение | Сложноподчиненное предложение состоит из двух частей: 1 - …………………………….……… и 2 - ……………………………… . Мы задаём вопрос от ………………………… части к …………………………….. . Союз или союзное слово стоит в ………………………… части предложения. Указательные слова находятся в ……………………………. | А теперь заполните нижний блок задания. Что получилось? Приведите свой пример сложноподчиненного предложения. Запишите его в тетрадь. Кто готов предложить свой пример к иллюстрации урока? Зачитайте его. Скажите, все ли записанные и прочитанные примеры предложений однотипны, похожи по строению, содержанию? Нет! Вот и поговорим об этом сегодня на уроке. | Ответы учащихся Запись учащимися составленных примеров в тетради |
Работа над темой урока (теоретический блок). | Сообщение темы, целей урока. Изучение теоретического материала. Выберите в группе, о каком виде придаточных вы сможете рассказать и научить нас распознавать его среди других видов. Из предложенного материала мини-таблиц выберите нужный для ответа и воспользуйтесь им. У вас есть несколько минут для составления ответа и выступления. Знакомство с алгоритмом определения вида придаточного. Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения: | установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения; поставить вопрос от главной части к придаточной; найти союз или союзное слово в придаточном предложении; по вопросу и средствам связи определить вид придаточного предложения. | | Записывают тему урока. Формулируют цели. Распределение материала для ответа: 4 группа – придаточные определительные: 3 группа – придаточные изъяснительные; 2 группа – придаточные обстоятельственные; 1 группа – придаточные присоединительные Обсуждение в группах, выступление каждой группа. Предлагают свои варианты алгоритма, сверяют с алгоритмом, данням учителем. |
Закрепление изученного. | Работа с карточками (работа в группах). Определите и выпишите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Аргументируйте свой выбор. 1-2 группы: Письмо, написанное тобой, меня ничуть не испугало, так как его содержание было мне известно. Недаром говорится, что дело мастера боится. Когда на душе горе, тяжело без людей. Воздух был полон острой свежести, которая бывает после грозы. | 3-4 группы: В лесу надо действовать так, чтобы растерянность не приходила к тебе. (М. Пришвин) А надо бы заснуть, чтобы рука завтра не дрожала. (М. Лермонтов) А ещё не было такого зеркала, чтобы мир полностью отразился в нем. (Л. Леонов) | Определите и выпишите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Аргументируйте свой выбор. 1-2 группы: Мы вышли на поляну, где рос дуб. Я привык к мысли, что лучшее впереди. Молодость привлекает тем, что имеет будущее. Он пошел туда, где узкой полосой чернел лес. | 3-4 группы: Там, где ранее было устье реки, тропа взбирается в гору. Вы знаете, что облака – точные предсказатели погоды. Куда ни оглянись, всюду рожь. | Определите и выпишите сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным. Аргументируйте свой выбор. Письмо, что ты мне написала, меня обрадовало. Нет истины, где нет любви. Недаром говорится, что дело мастера боится. | Определите «третье лишнее» (устно). Мотивируйте свой выбор. 1-2 группы: Власть безграничная природы нам потому не тяжела, что чувство видимой свободы она живущему дала. Когда я открыл окно, моя комната наполнилась ароматом цветов. В то время, как она выходила из гостиной, в передней послышался звонок. | 3-4 группы: Расскажи ту сказку, которую мама любила. Мы любим дом, где любят нас. Она так похудела, что стала похожа на шестнадцатилетнюю девочку. | | Работают в группе с карточками Проверка: Прием «Посол» (между группами 1-3, 2-4 - взаимопроверка - учащиеся называют свой выбор и аргументируют его). Фронтальная проверка. |
Обобщение изученного. | Что узнали на уроке, отработали? Представьте изученный материал в комментариях к ОК «Виды сложноподчиненных предложений» | Дают комментарии к опорному конспекту |
Рефлексия. | Мою умственную активность стимулируют: возможность узнать что-то интересное; новая, необычная форма получения знаний; возможность поделиться интересной информацией с одноклассниками; боязнь оказаться глупее одноклассников… | Осуществляют саморефлексию |
Домашнее задание | §12, упражнение №145 | Заслушивают комментарий учителя, записывают домашнее задание |