Тема: А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Истоки формирования личности Гринева (анализ I – II глав).
Цель: показать жанровое своеобразие повести; проследить истоки формирования личности Петра Гринева, развивать навыки анализа текста, воспитание нравственности обучающихся.
Методы обучения: исследовательский метод, проблемный метод.
Методические приемы: объяснение учителя, беседа по вопросам, сжатый пересказ, выразительное чтение, комментарии учителя.
Педагогические технологии; проблемное обучение, метод проектов, компьютерные технологии.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения:
-
А.С. Пушкин «Капитанская дочка».
-
А.С. Пушкин «История Пугачева».
-
Иллюстрации к произведению.
-
Компьютерные презентации: «Образ Пугачева», «Екатерина II», «История создания повести».
Ход урока:
-
Сообщение темы урока.
-
Проверка домашнего задания (сообщения, презентации учащихся).
-
Биография А.С. Пушкина .
-
Памятники А.С. Пушкину в разных городах.
-
История создания произведения.
-
Исторические личности в произведении.
-
Изучение нового материала.
Слово учителя.
Сегодня мы будем изучать последнее большое произведение А.С. Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 года. И мы с особым вниманием вглядываемся в его последние стихи, письма, лица , в их сокровенный смысл. И в этом отношении «Капитанская дочка» - удивительное произведение. Наша задача – разгадать некоторые загадки «Капитанской дочки», загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.
-
Жанр произведения.
В критической литературе неоднократно высказывались разные мнения о произведении Пушкина. До сих пор нет единства и в определении жанра произведения. Что это – повесть? роман? «Капитанскую дочку» с полным правом можно назвать и романом, и повестью.
Повесть: невелика по объему и написана от лица небогатого дворянина в форме мемуарных записок.
Судьба героев не просто дана на фоне истории, она тесно переплетена с исторически значимыми для страны и общества событиями. Это признаки романа.
-
Герои произведения.
-
Исторические лица: Е.И. Пугачев, Белобородов, Хлопуша, Екатерина II, Петр III.
-
Вымышленные лица: П.А. Гринев и все остальные персонажи повести.
Историческая правда | Художественный вымысел |
1. Исторические герои. | 1. Вымышленные лица. |
2. Крестьянское восстание: взятие поволжских городов, безуспешная осада Оренбурга. | 2. Встречи с Гриневым. Взаимоотношения с Гриневым. |
3. Казнь Пугачева и его сподвижников | 3. Присутствие Гринева на казни, встреча Маши с Екатериной II. |
-
Анализ I-II главы.
-
Почему повесть названа «Капитанская дочка»? Маша Миронова – дочь капитана.
-
Что изменилось бы, если бы она называлась «Капитанская дочь»? Слово дочь более официальное, чем дочка.
-
Автор в качестве эпиграфа взял русскую пословицу «Береги честь смолоду». Эпиграф содержит основную мысль произведения.
-
Так что же такое честь? Почему издавна на Руси принято было честь почитать, уважать? Честь – достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы, доброе имя, почет, уважение.
-
Изменилось ли за века представление русских людей о чести?
-
А почему Пушкин выбрал в качестве эпиграфа предложение по цели высказывания побудительное? Хочет заставить каждого из нас беречь свою честь.
-
Честь можно снискать добрыми делами, бескорыстием, человечностью.
Из письма А.С. Пушкина своему младшему брату Льву. 1822г. (Пушкину 23 года) ПСС.
«Тебе придется иметь дело с людьми, которых ты еще не знаешь. С самого начала думай о них самое плохое, что только можно вообразить: ты не слишком ошибешься. Не суди о людях по собственному сердцу, которое, я уверен, благородно и отзывчиво. Никогда не принимай одолжений. Одолжение – чаще всего предательство. Избегай покровительства, потому что это порабощает и унижает. Никогда не делай долгов, лучше терпи нужду. Никогда не забывай умышленной обиды, будь немногословен или вовсе смолчи и никогда не отвечай оскорблением на оскорбление».
-
Расскажите о родителях Петруши. В какой семье он рос?
-
Какое значение имеет имя главного героя? Назван в честь деда. Уважение к семейным традициям.
-
Кто знает, что обозначает имя Петр? Петр – по-гречески значит «камень», твердость характера, сила духа.
-
В каких условиях воспитывался Петруша? В каком окружении он рос?
-
Можно ли считать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца на военную службу и строгие представления о сыновнем долге? Нельзя сказать. Но он перенял от отца прямоту и честность.
-
Какие заветы дал отец Петру при отправлении на службу?
-
С момента отъезда начинается второй этап формирования личности Петра Гринева. В чем изменился герой?
Рассказ о встрече с Зуриным.
-
Почему законы в этом мире отличаются от законов в доме Гриневых?
-
На кого похож Зурин? На Бопре
-
Зачем столь подробно описывается ритуал одевания Петруши? Шуба, тулупчик являются как бы двойным поясом тепла, защищающим героя от холодного, враждебного мира.
-
Почему II глава называется «Вожатый»?
-
Объясните смысл эпиграфа.
-
Каково отношение Савельича к вожатому? Боится его, видит в нем разбойника, пьяницу.
-
Как реагирует бродяга на барский подарок?
-
Почему такие теплые слова говорит вожатый за неподходящий ему тулуп?
-
Что такое милосердие?
-
Почему Гринева застал буран в степи?
-
Каково символическое значение бурана? Буран предвещает бурные события в судьбе героя.
-
Какое значение имеет сон Гринева?
Блуждание по снежной пустыне блуждание по мукам.
Мужик с черной бородой Пугачев, позже благословит Петра и Машу.
Топор, мертвые тела вскоре ему это предстоит увидеть.
-
Блиц – опрос.
-
Имя отца Гринева? Андрей Петрович
-
Служил при графе? Минихе
-
Сколько было деревень и в какой губернии? 1, в Симбирской
-
Сыну был пожалован в дядьки? Стремянный Савельич
-
Выучился грамоте Петруша на каком году? На 12
-
И мог очень здраво судить о чем? О свойствах борзого кобеля
-
Был нанят француз мосье Бопре.
-
Который в отечестве своем был парикмахером.
-
В Пруссии солдатом.
-
А потом приехал в Россию, чтобы… стать учителем, не очень понимая значения этого слова.
-
Батюшка вошел на урок географии.
-
В это время Гринев прилаживая мочальный хвост к Мысу Доброй Надежды.
-
А Бопре? Спал на кровати сном невинности
-
Встреча с героями.
Отгадайте, с какими героями вы сейчас встретитесь?
-
Отставной майор, вышел в отставку, попал в опалу после ссылки графа Миниха. Андрей Петрович Гринев.
-
Из семьи бедного дворянина. У нее был добрый, мягкий характер, знала «наизусть все его свычаи и обычаи». Мать Гринева.
-
Честный, преданный, но недалекий. Савельич.
-
Ветреный, беспутный. Бопре.
-
Капитан от кавалерии, пьет, играет в азартные игры, делает долги. Ротмистр. Зурин.
-
Черная борода. Человек или волк? Лицо плутовское. Пугачев.
-
Аукцион знаний. Купить «Бесценные вещи» за оценку.
«4» - назвать, из какого эпизода вещь.
«5» - рассказать эпизод.
-
Придворный календарь.
-
Топор.
-
Бильярд.
-
Камешек. В огород летал, конопли клевал, швырнула бабушка камешком, да мимо.
-
О чем говорят цифры?
6 июня 1799 – родился Пушкин.
19 октября 1836 – завершил «Капитанскую дочку».
9 – в семье было 9 детей, все умерли во младенчестве, кроме Петруши.
17-ый год – отец отправляет Петрушу на службу, когда ему идет 17-ый год.
100 – Гринев проигрывает Зурину сто рублей.
40 – вожатый был лет 40-а.
40 – Белогорская крепость в 40 верстах от города.
XI. Итоги.
-
В какой полк записали Гринева еще до появления его на свет? Семеновский полк.
-
Как звали старого товарища отца, который направляет Гринева в Белогорскую крепость? Андрей Карлович Р.
-
Чем мир в усадьбе Гриневых отличается от мира в котором оказывается Гринев после отъезда?4,Каковы истоки формирования личности Гринева,
Домашнее задание: Главы III – V.