СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная индивидуальная программа для ученицы 2 класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной программы: включение детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью в специально организованную образовательно-развивающую среду, организация своевременного квалифицированного обучения детей, учитывающего их психофизические и возрастные особенности и направленного на преодоление дефектов развития, адекватное включение их в окружающую социальную среду. повышение желания обучающегося учиться, общаться с окружающими, создание атмосферы познания мира.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная индивидуальная программа для ученицы 2 класса.»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: nbskoshi@yandex.ru





«Рассмотрено»



на заседании методического объединения

протокол №________

от________________


«Согласовано»



Зам. директора по НМР

_______ Е.Г. Сапожникова

от___________________

«Утверждено»



Директор школы

_________С.О. Будаев

от_________________






Адаптированная индивидуальная программа для

ученицы 2 класса.






Учитель нач. классов: Финаева О.С.














Новая Брянь

2019




Характеристика.


Надя поступила в ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» в 1 класс с 1 сентября 2018 года.

По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования признана обучающейся с ОВЗ. Выявлены особенности в психофизическом развитии. Нуждается в создании специальных условий для получения образования. Рекомендовано: обучение в образовательной организации по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1) дополнительный первый класс (с 2018 – 2019 учебного года). Наиболее эффективным является обучение в очной форме с полной включённостью в образовательной организации для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Соблюдение зрительно-охранительного режима. Занятия с психологом в соответствии с ПрАООП О ИН (вариант 1). Занятия с логопедом в соответствии с ПрАООП О ИН (вариант1). Относится к категории «ребенок-инвалид». Девочка проживает с папой, мама умерла, когда Наде был один год.

У Нади сложная структура нарушения развития, обусловленная интеллектуальным и психофизическим недоразвитием, которое сочетается с системным недоразвитием речи. Девочка эмоционально расторможена. Отмечается неловкость крупной и мелкой моторики. Просматривается недоразвитие дифференцированных движений пальцев рук. Не всегда показывает рукой в сторону названных предметов. Реагирует на звуки в качестве ориентировочного рефлекса. Самостоятельная деятельность не целенаправленна.

Трудно переключается с одного вида деятельности на другой. Наблюдается недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, низкая познавательная активность. Обучающаяся имеет негибкое мышление. Внимание на предмете не удерживает. Характерна повышенная утомляемость. Требуется неоднократная стимуляция внимания.

Языковые средства не сформированы. Надя не владеет речью самостоятельно, не может выражать свои желания, но повторяет некоторые слова, звуки. Девочка понимает названия некоторых реальных предметов, реагирует и знает свое имя, фамилию, различает по голосу окружающих взрослых. Привлекает внимание взрослых с помощью вокализаций, двигательного беспокойства. Обращенную речь понимает.

Надя сама может взять кубик, брусок в руку и положить их друг на друга. Пирамидки, мозаику собирает сама и с помощью учителя. Показывает части тела. Цвета, геометрические фигуры не называет. Характер действий с предметами: хаотичный. Все игры проходят в форме совместного манипулирования предметами. Ориентировочная деятельность проходит как хаотичное бессистемное манипулирование.

Рисовать предметы не может, отмечается черкание, пытается обводить по пунктиру.

В пространстве ориентируется слабо.

К игрушкам проявляет неустойчивый интерес. В сюжетно-ролевые игры не играет.

Степень сформированности навыков самообслуживания - средняя. Ребенок испытывает потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полный, постоянный.





Пояснительная записка


Цель данной программы: включение детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью в специально организованную образовательно-развивающую среду, организация своевременного квалифицированного обучения детей, учитывающего их психофизические и возрастные особенности и направленного на преодоление дефектов развития, адекватное включение их в окружающую социальную среду. повышение желания обучающегося учиться, общаться с окружающими, создание атмосферы познания мира.

В работе с этой категорией детей лежат общедидактические принципы: индивидуальный и дифференцированный подход, наглядность, доступность, принцип интегрированного обучения. Не следует опираться на принцип обучаемости глубоко отсталого ребенка грамоте, счету и другим предметам, т.к. его продвижение по этому пути весьма затруднено, а создавать наиболее оптимальные условия для развития коммуникативных и социальных навыков (речь, игра, самообслуживание, нормы элементарного социального поведения и др.).

Важнейшей предпосылкой учебной деятельности умственно отсталых детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно учиться. Следовательно, гарантия полноценного развития существует только тогда, когда обучение опирается на знание закономерностей психического и индивидуального развития ребенка. Деятельность и общение являются важнейшими показателями уровня психического развития ребенка. В них концентрируются и отражаются все достижения – состояние мышления, воображения, речи памяти, внимания, воли. Программа предназначена для усиления коррекционного воздействия на личностное развитие обучающегося. Содержание программы способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, воображение, память, внимание, без которых невозможно успешное обучение ребенка.

Задачи:

а) Обучающие:

- привитие интереса к обучению;

- формирование знаний о предметах окружающей действительности;

- развитие навыков и умений, которые необходимы ребенку для социальной адаптации;

б) Развивающие:

- развитие мотивации к познанию окружающего мира;

- расширение кругозора для становления личности;

- повышение уровня общего и речевого развития ребенка с нарушением интеллекта;

в) Воспитывающие:

- формирование нравственных качеств;

г) Коррекционные:

- развитие мышления, памяти, внимания, усидчивости.


Назначение программы.

Данная программа должна помочь педагогу осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению, воспитанию и коррекции обучающегося.

Практическая значимость.

В программе прослеживается системный подход к формированию личности, стремление побудить ребенка к активному действию, к организации деятельности ребенка как личности.

Условия реализации

Для успешного решения поставленной задачи требуется:

а) информационно-методическое сопровождение программы (пакет учебно-методических материалов);

б) внедрение в практику работы личностно-ориентированного подхода;

в) использование наиболее эффективных форм работы по развитию и коррекции обучающегося с отклонениями в развитии;

г) творческое отношение к образовательному процессу;

д) индивидуальный подход к ребенку с нарушением интеллекта.

Краткая характеристика развития.

Восприятие

Цвет: не знает основные цвета спектра.

Форма: не выделяет квадрат, треугольник, круг.

Величина: понятия «большой», «маленький» сформированы, выделяет предметы по величине (на иллюстративном и объемном материале).

Мышление.

Собирает разрезные картинки из 2-х частей– с помощью.

Работоспособность.

Внимание неустойчивое, максимальная концентрация 10 – 15 минут.

Речь.

Словарный запас: отсутствует

Связная речь: отсутствует

Моторика рук.

Согласованность действий рук нарушена, уровень развития мелкой моторики не соответствует возрастной норме; указательный жест не сформирован.

Игровая деятельность не соответствует возрасту.




Чтение и русский язык

Пояснительная записка


Обучение грамоте умственно отсталых детей ведется по звуковому аналитико – синтетическому методу. Порядок изучения звуков и букв диктуется данными фонетики с учетом специфических особенностей познавательной деятельности умственно отсталых детей

Обучение письму детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью носит сугубо практическую направленность, требующую от учащихся усвоения только элементарных правил правописания.



Чтение.

Содержание

  • привитие обучающемуся навыков учебной деятельности: умение правильно сидеть за столом во время урока, слушать объяснения и указания учителя;

  • развитие речевого слуха, различение звуков окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и т.д.) уточнение и развитие слухового восприятия учащихся;

  • называние слов по предъявленным предметным картинкам;

  • составление простых предложений из 2-3 слов;

  • последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур.

  • изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х; правильное и отчетливое произнесение их в изолированной позиции, а также различение их в начале или в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).

  • образование и чтение прямых и обратных слогов (ау, уа, ам, ум, ма, му, ах, ох, ух, ха, хо, ас, ос, ус, са, со, су), сравнение их. Составление слов с этими слогами из букв разрезной азбуки, чтение их.

  • заучивание вслух чистоговорок по изучаемым буквам и слогам, типа: Са-са- са - вот летит оса.


Основные требования к умениям учащегося

Учащийся должен уметь:

  • слушать небольшие по объему тексты и отвечать на вопросы с помощью учителя или с опорой на картинку;

  • узнавать буквы;

  • для безречевых: показывать буквы, узнавать;

  • соотносить прослушанный текст с иллюстрацией;

Для успешного обучения детей с глубоким нарушением интеллекта грамоте необходимо обеспечить каждый урок соответствующим оборудованием, ярким и доступным наглядным материалом.

Предполагается использовать следующие наглядные пособия:

  • касса печатных букв для демонстрации;

  • разрезная азбука;

  • касса слогов;

  • таблица слоговая;

  • фишки для обозначения звуков - красные, синие, зеленые квадраты, кружки;

  • полоски длиной 90 мм и шириной 10 мм для обозначения предложения;

  • полоски для обозначения отдельных слов: длина 25 мм, ширина 10 мм;

  • индивидуальная касса для хранения полосок и фишек;

  • набор цветных карандашей;

  • предметные картинки;

  • большие карты с изображением животных, птиц (деформированные слова);

  • тетради в клетку, линейку;

  • короткие палочки для показа учеником нужного рисунка в книге;

  • сюжетные картинки (для составления предложений).




Литература:

  • А.К. Аксёнова. Букварь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Москва «Просвещение» 2018 г.

  • Якубовская Э. В. Русский язык дидактический материал. Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.






Планируемые результаты изучения учебного предмета

Обучающийся должен научиться:

  • правильно сидеть за столом, слушать объяснения и указания учителя;

  • различать звуки окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и т.д.);

  • называть слова по предъявленным предметным картинкам;

  • составлять простых предложений из 2-3 слов;

  • последовательное изучить звуки и буквы, усвоить основные слоговые структуры.

  • изучить звуки и буквы: а, у, о, м, с, х; правильное и отчетливое произносить их в изолированной позиции, а также различать их в начале или в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется). Образовывать из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ах, ух)

  • образовывать и читать прямые и обратные слоги(ау, уа, ам, ум, ма, му, ах, ох, ух, ха, хо, ас, ос, ус, са, со, су), сравнивать их. Составлять слова с этими слогами из букв разрезной азбуки, читать их.



Русский язык

Содержание

Специальная подготовка к обучению письму: привитие навыков правильно сидеть за столом во время письма, правильно располагать на парте тетрадь и пользоваться карандашом. Развитие движений кисти и пальцев рук. Обведение карандашом простейших фигур по трафаретам, закраска и штриховка их, рисование прямых линий и несложных предметов. Развитие основных графомоторных навыков.




Литература:

  • Программа для первого класса «Русский язык» авт. А.К. Аксенова, С.В. Комарова, Э.В Якубовская. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида первый класс, Москва «Просвещение» 2011 г.

  • А.К. Аксёнова Букварь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Москва «Просвещение» 2018 г.





Планируемые результаты изучения учебного предмета



Обучающийся должен уметь:

  • правильно сидеть за партой во время письма, правильно располагать на парте тетрадь и пользоваться карандашом;

  • обводить по трафарету, шаблону, штриховать в разных направлениях;

  • различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;


Математика

Пояснительная записка

У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью очень грубо недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении их счету. У таких детей не возникает подлинного понятия о числе и о составе числа, они лишь механически заучивают порядковый счет, с большим трудом овладевают конкретным счетом, а переход к абстрактному счету для большинства из них недоступен, поэтому в процессе обучения счету необходимо предусмотреть систему таких знаний, умений и навыков, которые прежде всего явились бы действенными, практически ценными и обеспечивали бы им подготовку к трудовой деятельности.

На уроках математики учащийся считает различные предметы, называет и записывает числа в пределах программного материала. Кроме этого, учащийся знакомится с мерами длины, массы, времени, стоимости, объема, учится распознавать некоторые геометрические фигуры.

Занятия на уроках практического счета продуктивны в том случае, когда они тесно связаны с другими учебными дисциплинами: чтением, письмом, предметно- практической деятельностью, рисованием, трудом и носят практическую направленность.

Содержание.

Понятие о величине: большой - маленький, длинный - короткий, высокий - низкий, широкий – узкий, толстый – тонкий, больше- меньше, длиннее – короче, одинаковые, равные, выше – ниже, шире – уже.

Понятие о количестве: много–мало, один, больше, меньше, поровну, столько же.

Пространственные представления: верхний – нижний, правый – левый, рядом, около, между, за, посередине, дальше – ближе, вверху – внизу, выше- ниже, справа – слева, впереди-позади, вперед – назад. Соотнесение предметов по количеству в пределах 5 без называния чисел (один к одному) путем наложения и приложения слева направо, соблюдая интервалы.

Понятие массы: тяжелый – легкий, тяжелее – легче.

Образование чисел в пределах 5. Счет в пределах 5. Присчитывание и отсчитывание по единице. Практические работы. Формирование вычислительных навыков. Написание цифр 1,2,3,4,5.Узнавание цифр и нахождение.

Знакомство со счетами и работа со счетным материалом.

Сравнение чисел, стоящих рядом в числовом ряду. Выделение большего или меньшего числа.

Нуль как отсутствие остатка (умение узнавать и находить его).

Соответствие числа и цифры.

Количественное определение предметов в группе. Выделение нескольких предметов из множества. Глобальное узнавание предметов в группе, выделение по определенным признакам нескольких предметов из множества.

Временные понятия: утро, день, вечер, ночь.

Геометрический материал: треугольник. Обведение шаблона и штриховка.



Планируемые результаты изучения учебного предмета


Обучающийся должен уметь:

  • понимать разницу в величине и определять её;

  • ориентироваться в пространстве;

  • образовывать числа в пределах 5, присчитывать и отсчитывать по единице, уметь писать цифры 1,2,3,4,5;

  • пользоваться счетным материалом;

  • сравнивать числа, стоящие рядом в числовом ряду;

  • знать временные понятия;

  • различать геометрические фигуры.


«Окружающий мир».

Содержание учебного предмета

«Окружающий природный мир».

Цель: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Предмет представлен следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления».

Растительный мир

Представление о растениях (дерево, куст, трава). Представление о фруктах (яблоко, груша и т.д). Представление об овощах (лук, картофель, морковь и т.д.).

Животный мир

Представление о строение животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост). Представление о домашних животных (корова, лошадь, кот, собака). Представление о диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, белка, еж). Представление о строение птиц (голова, туловище, клюв, крылья, ноги, хвост, перья). Представление одомашних птиц (курица, петух, утка, гусь).

Временные представления

Представление о временах года (осень, зима, весна, лето). Представление о сезонных явлениях природы (дождь, снег, гроза, радуга, туман, ветер). Представление о погоде текущего дня. Представления о деятельности человека в контексте течения времени: в разное время года, в разную погоду. Представление о частях суток.

Человек

Цель: Повышение уровня самостоятельности и независимости в процессе самообслуживания, формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

Описание возможных результатов обучения:

- реагирование на своё имя и фамилию.

- узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду;

- узнавание (различение) частей тела (голова , туловище, руки, ноги;

- знание назначения частей тела;

- узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы);

- знание назначения частей лица;

- представления о собственном теле;

- распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;

- соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;

- отнесение себя к определенному полу;

- умение определять «моё» и «не моё», выражать свои потребности;

- формирование умений определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослым

- умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье рук после посещения туалета и перед едой);

- умение обслуживать себя: одеваться и раздеваться с прямой помощью взрослого, формировать навыки самостоятельного принятия пищи, проситься в туалет и выполнять гигиенические процедуры.

Окружающий социальный мир

Цель: Формирование коммуникативных навыков для социализации в общество, формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.

Описание возможных результатов обучения:

Представление о помещениях школы (класс, столовая, туалет, коридор);

о распорядке школьного дня (звонок, урок, перемена);

бережное отношение к школьным принадлежностям (школьная доска, парта, мел, портфель, учебник, тетрадь, карандаш, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования).

Представление о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).

Ориентация в помещениях своего дома.

Представление о территории двора (место для отдыха, игровая площадка, место для контейнеров с мусором).

Представление о собственных частях тела (голова, шея, туловище, руки, ноги) и лица (глаза, ресницы, брови, нос, рот, губы).

Представление об игрушках (кукла, машинки, пирамидка, мяч), умение правильно обращаться с ними.

Представление об убранстве дома, о предметах мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать).

Представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож) и для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, нож).

Представление об электроприборах (телевизор, утюг, микроволновая печь, электрический чайник). Представление о часах и их частях (стрелки, циферблат).

Адекватные манипуляции с предметами;

По указанию взрослого формировать возможные адекватные действия с учебными предметами;

Формирование навыков приветствия с взрослым;


Искусство


Изобразительная деятельность


Цель: развитие самостоятельности, заинтересованности к предлагаемым заданиям, создание положительного эмоционального состояния, обеспечение игровой мотивации детской деятельности.

Формирование прослеживающей функции глаза, развитие кожно-мышечного анализатора, тактильных ощущений, слухового, зрительного восприятия, развитие специфических манипуляций, формирование сенсорных эталонов цвета, величины, формы. Развитие способности фиксировать взгляд на ярких изображениях, различиях предметов по величине, цвету, форме.

Описание возможных результатов обучения:

- формировать интерес к доступным видам изобразительной деятельности;

- умение использовать инструменты с прямой помощью взрослого и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности;

- получение положительных эмоций от изобразительной деятельности;

- формирование доступных сенсорных эталонов.

Рисование

  • Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, кисти, емкость для воды;

  • Оставление графического следа;

  • Освоение приемов рисования карандашом;

  • Соблюдение последовательности действий при работе с красками (опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д.);

  • Рисование точек;

  • Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону).

Лепка

  • Знакомство с пластилином;

  • Разминание пластилина;

  • Отрывание кусочка материала от целого куска;

  • Отрезание кусочка материала стекой ;

  • Катание колбаски на доске (в руках);

  • Катание шарика на доске (в руках);

  • Лепка предмета из одной (нескольких) частей.


Аппликация

  • Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др.;

  • Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы,

  • Сминание бумаги;

Сгибание листа бумаги пополам.















Материально- техническое обеспечение.


Для проведения занятий по математике используются предметные картинки, дидактический материал, счетный материал, учебно-методические пособия.


Литература.

Программа для первого «Математика» М.Н. Перова, Т.И. Бугаева, И.Г. Старкова Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида первый класс, Москва «Просвещение» 2011 г.

Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида «Математика» 1 класс Т.В.Алышева







Литература


Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология. – 1997. -№ 3.

Алексеенко Е.В. Особенности логопедической работы по развитию речи глубоко умственно отсталых детей // Дефектология. 1989. - № 6.

Баряева Л.Б., Зарин А., Агапова Г.И. и др. Игра и игрокоррекция // Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы.

Дементьева Н.Ф., Цикото Г.В., Мсаева Т.Н. и др. Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью // Дефектология. – 1994. - № 6.

Дульнев Г.М. Актуальные вопросы работы с глубоко отсталыми детьми: Обучение и воспитание умственно отсталых детей. – М., 1960.

Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М., 2003.

Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. – М., 1981.

Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика. – М., 1995.

Иванова Т.Н. Из опыта работы по развитию речи глубоко умственно отсталых детей. // Дефектология. – 1980. - № 4.

Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебник для вузов. – М., 2001.

Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Книга для учителя. – М., 1993.

Концепция специального образования и воспитания детей с нарушениями умственного и физического развития (проект) // Дефектология. – 1989. - № 2.

Коррекционно-образовательная программа для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями / Под ред. Л.Б. Боряевой. – СПб., 1996.

Коррекционно-развивающее обучение. Сборник методических материалов. – Ул., 2004.

Маллер А.Р. Состояние и тенденции развития обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей // Дефектология. – 1994. - № 3.

Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии . – М., 2002.

Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М, 2003.

Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М., 1992.

Моргулис И.С. Некоторые вопросы теории специального обучения // Дефектология. – 1989. - № 5.

Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) // Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др.; Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2000.

Программы для 0-4 классов школы VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта). – М., 1997.

Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. – М., 1983.

Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью / Под общ. ред. Н.Ф. Дементьевой. – М., 1993.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы. – М, 2001.

Разенкова Ю.А. Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка // Дефектология. – 1998. - № 1.

Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2001



Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы для стимуляции тактильного, зрительного слухового восприятия – это яркие, необычные, интересные пособия, изготовленные своими руками, или заводские игрушки (резиновые, шероховатые, мягкие, с «колючками»; с деталями, которые возможно снять и рассмотреть, звенящие, заводные и многие другие; наборы предметных картинок, наборы сюжетных картинок, настольные развивающие игры; нитки (разные виды, ткани разных сортов, природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха и т.д.).

Используется оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.).

Модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; гербарии; модели фигур человека, животных, растений, посуды, бытовых приборов, мебели и пр.

Конструкторы: квартира, дом, город, ферма, водоем и т.д.

Используются доступные ребенку музыкальные инструменты (трещотки, колокольчик, треугольник, барабан, бубен, маракасы, металлофоны, свистульки, деревянные ложки и др.).

В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы, которые развивают сенсорную сферу ребенка: массажный аппликатор для пальчиковой гимнастики, кисточка с перьями, ворсовая щеточка для расслабления мелких мышц пальцев, ручной массажер для расслабления мышечной мускулатуры тела, гелевая игрушка для развития кистей рук, шарик с жесткой, шероховатой поверхностью и колючками для развития тактильных ощущений, ткани, меховые шарики, лоскутки и т. д.

Также для персонализации учебного процесса и эффективной социализации ребенка в работе используются информационно-компьютерные технологии.

Применяется полифункциональное игровое оборудование - мягкие модули, мячи, кубики, пирамидки, пазлы, мозаики,

футляры с вырезанными в их крышках контурами предметов, как для правильного помещения, так и для ошибочных вариантов;

трафареты, закрепляемые неподвижно в приборе «Школьник», с внутренним контуром;

доски, покрытые слоем пластилина или другими вяжущими веществами;

геометрические фигуры, доступные для изучения в соответст­вии с возрастными возможностями;

карточки с рельефными рисунками линий, геометрических плоских предметов (бархат, пластмасса, наждачная бумага);

магнитные доски;

строительный материал: мягкие модули, крупный деревянный строительный материал, строительные наборы, состоящие из однотонных и разноцветных предметов различной геометрической формы, пластмассовые конструкторы (ЛЕГО);

наборы мозаики: пластмассовые и магнитные различных геометрических форм и размеров;

сборно-разборные игрушки: матрёшки, пирамидки, сказочные персонажи, куклы, животные;

наборы мелких сюжетных игрушек: зайчики, мишки, рыбки и т. д.; набор картинок (сюжетных и предметных): разрезных, с прорезями круглой, квадратной, треугольной формы;

наборы палочек;

сыпучие материалы: горох, фасоль, речной песок, манная крупа, рисовая крупа; набор коробок, прозрачные ёмкости;

пуговицы разного размера и различных цветов;

природный материал: ракушки, камушки, шишки;

муляжи овощей и фруктов;

материал для лепки: пластилин;

палочки разной длины и ширины для рисования на песке, манке;

наборы кистей, карандашей, фломастеров, мелков;

детские музыкальные инструменты.






Календарно – тематическое планирование

по предмету «Мир природы и человека»



Тема урока

Основные виды учебной деятельности

1.

Явления природы. Временные представления. Осень.

Упражнения с природным материалом.

Человек, природа, живая и неживая природа

Рассматривание картинок «Осень». Чтение потешек об осени учителем. Осень

Явления природы: дождь, листопад.

Дождь, листопад

Явления природы: ветер, листопад.

Ветер, листопад.

2.

Растительный мир осенью.

Явления природы: растения осенью.

Дерево, куст, трава листья

Игра «Что нам осень принесла?» Фрукты (яблоко, груша), овощи (лук, картофель, морковь)

3.

Животный мир осенью.

Животные осенью.

Животное, голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога

Дикие животные. Волк. Заяц.

Домашние животные. Собака, кошка.

Птицы: ворона, воробей.

Чтение произведений о животных.

Лиса, заяц, волк, медведь, белка, еж

4.

Животный мир зимой.

Птицы зимой. Сходство, различие.

Ворона, воробей.

Голова, туловище, шерсть, лапы, хвост

Дидактическая игра «Жизнь птиц зимой». Дикие животные зимой.

Заяц, волк

Игры на звукоподражание. Звуки животных

5.

Явления природы. Временные представления. Зима.

Рассматривание картинок «Зима». Чтение потешек о зиме учителем.

Зима. Зимние явления природы. Снег, лёд, метель.

Свойства предметов по характеру поверхности, материалу, форме, температуре (снег).

Снег (мягкий, холодный). Зимние забавы. Вовлечённость в доступные народные игры.

Санки, горка, лыжи. Развитие общей моторики.

6.

Растительный мир зимой.

Рассматривание картинок «Деревья зимой». Деревья, иголки, елка

Игра-путешествие «Сказочный лес».

Цвета: белый, голубой, синий

7.

Явления природы. Временные представления. Весна.

Весна. Явления природы. Весна. Таяние снега, капель.

«Звуки весны». Слушание CD-дисков и узнавание звуков «Шум дождя», «Звуки природы»

Коррекция слухового восприятия

Части суток: день, ночь

День, ночь

Наблюдение в природе. Набухание почек. Весна, деревья, почки

Рассматривание картинок «Весна». Чтение потешек о весне учителем.

Дождь, снег, гроза, радуга, туман, ветер.

8.

Растительный мир весной.

Наблюдение в природе. Набухание почек. Почки, листочки. Распознавание деревьев: берёза, рябина.

Дидактическая игра «В саду и в огороде». Огород, лопата, грядка

Распознавание (дерево, кустарник, трава). Дерево, куст, трава.

9.

Животный мир весной.

Игры на звукоподражание.

Дикие и домашние животные

Рассматривание картинок «Животные весной».

Дидактическая игра «Когда это бывает?» Весна, капель, ручьи.

Слушание CD-дисков «Голоса птиц и зверей».

Коррекция слухового восприятия

10.

Человек. Представление о себе. Гигиена тела.


Знакомьтесь, это я. Реагирование на собственное имя и фамилию. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Узнавание (различение) частей тела (голова , туловище, руки, ноги).

Знание назначения частей тела. Узнавание (различение) частей лица. Знание назначения частей лица.

Распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта.

11.

Квартира, дом. Предметы быта. Продукты питания. Транспорт.

Моя семья.


Предметы мебели и их назначение (диван, стол, стул, шкаф).

Предметы посуды и их назначение.

Представление об электроприборах (чайник, телевизор, утюг).

Обследование предметов быта (посуда, мебель)

Игровые ситуации с предметами быта.

Фрукты: груша, яблоко. Сравнение по цвету, форме, величине, вкусу, запаху.

Овощи: морковь, огурец. Сравнение.

Овощи: помидор, картофель. Сравнение.

Сравнение овощей и фруктов.

Моя семья. Работа с пиктограммами «мама», «папа», «бабушка», «дедушка».

Семья: мама, папа, брат, сестра. Различение членов своей семьи.

Работа с пиктограммами (машина, автобус).

Культура поведения в общественном транспорте.




Календарно – тематическое планирование

по математике.



Тема урока

Основные виды учебной деятельности

1.

Упражнения со сборно-разборными игрушками.


Подбор фигур к образцу по форме, цвету и величине. Прикладывание и накладывание. Группировка элементов строительных наборов по двум образцам.

Тренировочные упражнения с крупным и мелким строительным материалом.

Тренировочные упражнения со сборно-разборными игрушками.

2.

Понятие о величине.


Большой – маленький. Больше – меньше.

Короткий – длинный. Длиннее – короче.

Высокий – низкий. Выше – ниже.

Широкий – узкий. Шире – уже.

Толстый – тонкий.

Сравнение предметов по величине, способом приложения (приставления и наложения).

Закрепление по теме «Величина».

3.

Понятие о количестве.

Много – мало. Понятие о количестве: больше – меньше, поровну.

Понятие о количестве: много – мало, один.

Повторение, закрепление изученных понятий.

4.

Пространственные представления.


Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображения).

Месторасположение в пространстве: сверху (вверху), снизу (внизу).

Перемещение в пространстве с заданным направлением: вверх, вниз.

Верхний – нижний. Посередине. Рядом.

Дальше – ближе. Вперед – назад. Впереди – позади.

5.

Понятия веса.

Тяжелый – легкий. Тяжелее – легче.

6.

Геометрический материал.


Соотнесение фигур, не называя их.

Круг. Квадрат. Треугольник.









Календарно – тематическое планирование

по ИЗО



Тема урока

Основные виды учебной деятельности

1.

Рисование.


Упражнения для развития движений кистей рук: сжимание, разжимание, встряхивание, помахивание кистей рук.

Узнавание материалов и инструментов, используемых для рисования: краска, кисть, карандаши, бумага.

Различение материалов и инструментов, используемых для рисования: краска кисть карандаши, бумага.

Оставление графического следа пальцем, карандашом, кистью.

Приемы работы с карандашом и кистью.

Предметное рисование по шаблону. Яблоко.

Предметное рисование по шаблону. Мяч.

Предметное рисование по шаблону. Солнце.

Выполнение работы в контуре. Закрашивание внутри контура пальцем, кистью.

Заполнение контура точками пальцем, кистью.

Рисование по внутреннему трафарету округлых предметов. Пальчиковые игры.

Рисование мокрым пальцем на цветной бумаге.

Предметное рисование. Обводка, раскрашивание. Воздушные шарики.

Рисование по внутреннему трафарету округлых предметов.

Рисование по внутреннему трафарету овальных предметов. Раскрашивание пластилином «Цветы к 8 Марта».

Совместное рисование красками «Разноцветные воздушные шарики на ниточках».

Совместное рисование красками «Дождь идет»

Цветные клубочки — большие и маленькие (слитные замкнутые линии).

Совместное рисование красками, фломастерами. Полосатый коврик для игрушек (вертикальные цветные полоски).

Рисование по внутреннему трафарету, обводка и штриховка.

Знакомство с точкой. Рисование точек на манке, песке.

Знакомство с линией «дорожка». Рисование линий пальцем на манке.

Рисование горизонтальных линий.

2.

Лепка.


Узнавание пластичных материалов: тесто, пластилин.

Подготовка материала к работе - разминание материала. Придание формы - катание колбаски.

Катание колбаски на доске (в руках).

Катание шарика на доске (в руках).

Лепка шариков. Составление композиции «Гусеницы на листочке».

Лепка по образцу яблока.

Лепка раскатыванием столбиков, кренделей, булочек.

Подготовка материала к работе - разминание материала. Придание формы - катание колбаски.

Катание колбаски на доске (в руках).

Катание шарика на доске (в руках).

Изготовление огурца способом размазывания на заготовках.

Изготовление ёлочки способом размазывания на заготовках.

Изготовление банана способом размазывания на заготовках.

Изготовление груши способом размазывания на заготовках.

Совместная лепка предметов округлой формы.

Лепка по образцу предметов овальной формы (огурец, картофель). Лепка шариков. Составление композиции «Гусеницы на листочке». Колобок. Улитка.

Выдавливание из пластилина фигур с помощью трафарета. Совместная лепка предметов округлой, овальной формы. Закрепление.

3.

Аппликация.


Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др.;

Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, клей, линейка

Сминание бумаги. Сгибание листа бумаги пополам.

Аппликация из одного элемента «Яблоко» из готового шаблона.

Аппликация из одного элемента «Груша» из готового шаблона.

Аппликация из двух элементов «Домик».

Аппликация из двух элементов «Парусник».

Пальчиковые игры. Пальчиковые игры.

Аппликация предметов из геометрического материала.

Наклеивание «Воздушные шары».

Наклеивание композиций «Дождь идет».



Русский язык, чтение, развитие речи.


Тема урока

Основные виды учебной деятельности

1.

«Чтение» телесных и мимических движений.


Знакомство с детьми. Учитель и ученики.

Культура общения. Приветствие. Прощание.

Мое имя. Реагирование на своё имя. Имена одноклассников.

Упражнения на движения мимической мускулатуры по словесной инструкции.

Упражнения для губ и языка.

Движение по сенсорной дорожке.

«Чтение» телесных и мимических движений.

Упражнения на подражание выражению лица учителя и его действиям.

Упражнения на рассматривание себя в зеркале.

Различение звуков окружающей действительности (звон, стук)

Различение звуков окружающей действительности (гудение, жужжание)

Различение звуков окружающей действительности (звон, стук, гудение, жужжание)

Двигательные упражнения типа «Покажи, как это делают».

Упражнения «Слушай и показывай ».

Понимание слов, обозначающих предмет. Обводка по трафарету «Круг».

Понимание обобщающих понятий (игрушки, мебель, одежда, животные). Обводка по трафарету «Флажок».

Понимание слов, обозначающих действия предмета. Обводка по трафарету «Овощи».

Показ частей тела на фотографии и на себе. Обводка по трафарету «Квадрат».

Упражнения на подражание выражению лица и действиям. Обводка по трафарету « Шар».

Выполнение имитационных упражнений (волк, медведь). Обводка по трафарету «Мышка».

Выполнение имитационных упражнений по показу учителя.

2.

«Чтение» изображений на картинках и пиктограммах.


«Чтение» движений в подвижных играх и играх-импровизациях: «Беги ко мне», «Добрый зонтик», «Пальцы и ладонь».

Упражнения «Слушай и показывай» «Слушай и делай со мной».

Узнай игрушку на ощупь и по звукам.

Знакомство с пиктограммами «Игрушки».

Игра «Соотнеси предмет и картинку».

Работа по иллюстрациям «Зима».

Чтение потешек и стихотворений о зиме.

Выполнение имитационных упражнений, сопровождаемых текстом песенок и потешек.

Игры-имитации. Образы животных и птиц.

3.

Упражнения по словесной инструкции.


Упражнения для губ и языка по словесной инструкции.

Игры-имитации, сопровождаемые текстом песенок и потешек.

Двигательные упражнения «Покажи, как это делают…».

Понимание обобщающих понятий ( игрушки и учебные вещи)

Слушание звучания музыкальных инструментов.

4.

Упражнения с пиктограммами.


Упражнения с пиктограммами «Семья».

Упражнения с пиктограммами «Животные».

Аудиальные упражнения «Слушай стишок и показывай».

Разучивание пальчиковых упражнений.

Показ частей тела на фотографии и на себе.

5.

Аудиальное чтение


Игры-имитации. Образы животных и птиц.

Прослушивание сказки «Заюшкина избушка».

Совместное слушание сказок на CD-диске.






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!