СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) ученицы 1 класса по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2). 

Просмотр содержимого документа
«Специальная индивидуальная программа развития (СИПР)»



«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»

Председатель ПМПК Родители Директор школы

______ /Ф. И. О./ ______ /Ф. И. О./ ./ ______ /Ф. И. О./

«___» _________20… г. «___» ___________20…г.







СПЕЦИАЛЬНАЯ


ИНДИВИДУАЛЬНАЯ


ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ


(СИПР)



Учащейся 1 класса А



Ф. И. О.











20… - 20… уч. г.

  1. Общие сведения о ребёнке

ФИО ребенка: …..

Возраст ребенка: 8 лет

Место жительства: с. Сычёвка, ул. …

Мать:

Отец:

Год обучения в МБОУ «Сычёвская СОШ имени К.Ф.Лебединской»: 1 год

2. Психолого-педагогическая характеристика

(Ф. И.) воспитывается в неполной семье. Родители развелись год назад. В семье проживает отчим. Мама не работает, спиртным не злоупотребляет. У К… есть старший брат, ученик 8 класса. Взаимоотношения в семье доброжелательные. Е… – инвалид детства из-за врождённого заболевания (болезнь …).

Девочка нуждается в создании специальных условий для получения образования, так как у неё имеются нарушения когнитивной сферы, речи, соматического здоровья.

Впервые на комиссии К… была … октября 20… года. Заключение ПМПК: F-70. Системное недоразвитие речи тяжёлой степени.

Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия 20... года рекомендовала адаптированную основную общеобразовательную программу для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) с 20…-20… учебного года и составление специальной индивидуальной программы. Комиссия определила уровень образования: рекомендуемый к освоению: 1 класс и очную форму обучения. ВК ЦРБ определило режим реализации образовательной программы: надомное обучение.

У Е… недоразвитие познавательных процессов. Девочка не испытывает потребность в познании. Её опыт крайне беден. К… имеет неполное, чаще искаженное представление об окружающей действительности. Новый материал может усваивать только после многочисленных повторений. Восприятие недостаточно дифференцировано, характеризуется замедленным тем­пом. Е… испытывают трудности восприятия пространства и времени. Девочка не умеет самостоятельно рассматривать картинку, ей требуется постоянное понуждение. Не различает цвета и оттенки.

К… не понимает причинно-следственных связей между предметами и явлениями. У неё слабо развито логическое мышление. Анализ девочка проводит бессистемно, пропускает ряд важных свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части, не может определить связи между частями предмета. Из-за несовершенства анализа затруднен синтез предметов. К… не может самостоятельно оценить свою работу; не замечает своих ошибок.

У Е… слабо развита опосредованная, смысловая память. Для неё характерна эпизодическая забывчивость, связанная с переутомлением нервной системы из-за ее общей слабости.

У девочки не сформированы навыки учебной деятельности. Мотивация характеризуется неустойчивостью, скудостью, ситуативностью. Катя к работе приступает, не руководствуясь конечной целью; в результате - она часто уходит от правильно начатого выполнения действий.

Интересы, потребности и мотивы поведения девочки примитивны, преобладающими среди них являются элементарные органические потребности. Самосознание Кати характеризуется некритичностью к своим и чужим поступкам, неадекватной самооценкой и неадекватным уровнем притязаний.  

Е… регулярно занимается с логопедом, но пока положительная динамика отсутствует. 

В процессе обучения необходимо использовать наглядные, практические методы обучения и специальные приёмы:

  1. Игровая форма предъявления нового материала;

  2. Совместные действия с взрослым, действия по подражанию;

  3. Соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим указанием на них с помощью жеста;

  4. Приёмы наложения и приложения, обводки шаблонов, трафаретов;

  5. Соотнесение натуральных предметов с объёмными плоскостными изображениями;

  6. Воспроизведение величины, формы предметов с помощью пантомимических средств на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и изображений.

Основные направления коррекционной работы:

  1. Выбор индивидуального темпа обучения.

  2. В процессе обучения опора на практические действия с реальными предметами или их заместителями, на возможность производить с ними действия, на использование рисунков, иллюстраций и других опорных материалов.

  3. Закрепление учебного материала, используя большое количество тренировочных упражнений.

  4. Не использовать многоступенчатые инструкции, предлагать короткие и чётко сформулированные задания.

  5. Развитие познавательной активности.

  6. Осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне: сравнение неисчисляемых множеств методом зрительного соотнесения, уравнивание неисчисляемых множеств; сравнение исчисляемых множеств методом зрительного соотнесения без пересчёта, сравнение множеств путём наложения и приложения.

  7. Обогащение словаря математическими терминами «больше», «меньше», «одинаково» с помощью жестов.

  8. Выполнение различных игровых упражнений, связанных с перемещением в пространстве, изменением положения частей тела по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции.

  9. Определение предметов по величине, форме, осуществление проверки с использованием приёмов наложения и приложения.

  10. Обводка по трафаретам, по опорным точкам, штриховка в процессе совместных действий с педагогом, частично, под контролем взрослого.

  11. Формирование умения обращаться к педагогу на основе действия, жеста.

  12. Соотнесение предмета с его плоскостным изображением.

  13. Игровые упражнения на активизацию движений кистей рук, пальцев.

  14. Развитие графических умений.

  15. Развитие умения самостоятельно вступать и поддерживать контакт.

  16. Развитие умения следовать правилам поведения в общественных местах.

  17. Развитие слухового, зрительного, тактильного. Проприоцептивного восприятия.

  18. Развитие понимания речи.

  19. Развитие восприятия речи.

  20. Развитие общей и речевой моторики.

  21. Развитие представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.

  22. Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

  23. Развитие самостоятельной речи на основе подражающей деятельности.

Для организации коррекционной работы необходимы занятия с педагогом-учителем класса, педагогом-психологом, логопедом.


3. Индивидуальный учебный план на 2016 – 2017 учебный год


Форма обучения: очная

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

I. Обязательная часть

1. Язык и речевая практика

1.1 Речь и альтернативная коммуникация

2

2. Математика

2.1.Математические представления

2

3. Окружающий мир

3.1 Окружающий природный мир

1

3.2 Человек

1

3.3 Домоводство

-

3.4. Окружающий социальный мир

1

4. Искусство

4.1 Музыка и движение

-

4.2 Изобразительная деятельность

1

5. Физическая культура

5.1 Адаптивная физкультура

-

6. Технологии

6.1 Профильный труд

-

Итого


8

Коррекционный компонент:

(внеурочные занятия)


Индивидуально-коррекционные занятия

с учителем психологом

1

Индивидуально-коррекционные занятия

с учителем логопедом

1

Согласовано

Заместитель директора по УВР

__________ /Ф. И. О./

«____»__________ 20…г.

Согласовано

Родитель

_______ /Ф. И. О./

«____»_________ 20…г.








4.Содержание образования


4.1. Программа базовых учебных действий


№ п/п

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

1

Подготовка ребенка к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию со сверстниками



2

Формирование учебного поведения:

 направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

 умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов;

 умение выполнять действия по образцу и по подражанию



3

Формирование умения выполнять задание:

 в течение определенного периода времени,

 от начала до конца,

 с заданными качественными параметрами.



4

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.





4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий


Учебный предмет «Речи и альтернативная коммуникация» содержит следующие разделы: Коммуникация, Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.


Коммуникация

Установление зрительного контакта с взрослым. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника. Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Выражение своих желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Соблюдение очередности в разговоре. Ответы на вопросы. Задавание вопросов. Соблюдение дистанции в разговоре. Общение с собеседником с учетом его эмоционального состояния. Прощание с собеседником.


Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.). Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Понимание слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Понимание слов, обозначающих количество объектов/субъектов. Понимание слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верней полке» и так далее). Понимание слов, указывающих на объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и так далее). Понимание словосочетаний, простых предложений. Понимание обобщающих понятий (по возможности).

Экспрессивная речь. Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Употребление слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Употребление слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Употребление слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Употребление слов, обозначающих количество объектов/субъектов. Употребление слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верней полке» и т.д.). Употребление слов, указывающих на объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.). Употребление словосочетаний, простых и сложных предложений. Употребление обобщающих понятий. Пересказ текста по плану. Ответы на вопросы по содержанию текста. Определение последовательности событий. Составление элементарного рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление простого рассказа о себе. Составление простого рассказа по серии сюжетных картинок.


Учебный предмет «Математические представления» содержит следующие разделы: Количественные представления, Представления о форме, Представления о величине, Пространственные представления, Временные представления

.

Количественные представления.

Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).

Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств).

Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов. Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры. Представление множества двумя другими множествами. Решение задач на увеличение на несколько единиц. Решение задач на уменьшение на несколько единиц. Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Представление о денежном знаке. Размен денег.


Представления о величине.

Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Измерение с помощью мерки.


Представление о форме.

Различение круглых и некруглых геометрических тел. Различение некруглых геометрических тел. Соотнесение геометрических тел с названием («шар», «куб», «призма», «параллелепипед»). Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой(куб – квадрат, шар – круг, треугольная призма – треугольник, параллелепипед – прямоугольник). Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической фигурой. Рисование геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «круг»).


Пространственные представления.

Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей. Составление ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду.


Временные представления.

Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление последовательности событий. Определение времени по часам (целого часа, с точностью до получаса, четверть часа, с точностью до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.


Учебный предмет «Окружающий природный мир» содержит следующие разделы:

Сезонные изменения в природе (сезонные изменения в неживой природе; растения и животные в разное время года; одежда людей, игры детей в разное время года), Неживая природа, Живая природа (растения; животные).


Учебный предмет «Окружающий социальный мир» содержит следующие разделы: Школа; Квартира, дом, двор.


Школа.

Ориентация в классе, его зонах и в местах расположения учебных принадлежностей. Ориентация в помещениях школы, в школьной территории; в распорядке школьного дня. Представления о профессиях людей, работающих в школе, о школьных принадлежностях (школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, кисточка, пластилин и т.д.). Представление о себе как обучающемся в коллективе одноклассников.

Представление о дружеских взаимоотношениях. Соблюдение правил учебного поведения. Соблюдение очередности. Следование правилам игры. Обращение за разрешением к взрослым, когда ситуация этого требует. Соблюдение общепринятых норм поведения дома, на улице, в общественных местах.


Квартира, дом, двор.

Представление о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Ориентация в помещениях своего дома. Представление о типах домов (одно-этажные /многоэтажные, каменные/ деревянные). Представление о местах общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт). Представление о помещениях квартиры (комната, прихожая, кухня, ванная комната, туалет, балкон). Представление об убранстве дома.о предметах мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод).Представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож) и для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож).Представление об электроприборах (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, магнитофон, видеоплеер, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен). Представление о часах. Представление об электронных устройствах (телефон, компьютер, планшет). Использование предметов домашнего обихода в повседневной жизни. Представление о территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон). Ориентация во дворе. Представление о благоустройстве квартиры (отопление, канализация, водоснабжение, электроснабжение). Умение вести себя в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и т.д.).


Учебный предмет «Человек» содержит следующие разделы: Представления о себе; Семья.


Представления о себе

Представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях. Навыки, связанные с гигиеной тела. части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, руки, ноги, пальцы);предметы санитарии и гигиены: мыло, мыльница, мочалка, расческа, зубная щетка, зубная паста, ножницы, ванна, полотенце; действия, связанные с гигиеной тела: мыть, вытирать, чистить, полоскать, причесываться.

Закреплять навыки одевания и обувания под присмотром учителя (родителя).


Семья

Представление о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок с ТМНР учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье. Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлись доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, спокойный приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию с ними.


Учебный предмет «Изобразительная деятельность» содержит следующие разделы: Лепка; Рисование; Аппликация.


Лепка.

Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп. Разминание пластилина (теста, глины). Раскатывание теста (глины) скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура). Катание колбаски на доске (в руках). Катание шарика на доске (в руках). получение формы путем выдавливания формочкой. Вырезание заданной формы по шаблону стекой (ножом, шилом и др.). Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Переплетение: плетение из 2-х (3-х) колбасок. Проделывание отверстия в детали. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивание колбаски (лепешки, полоски). Защипывание краев детали. Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких) частей.

Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью и др.). Нанесение декоративного материала на изделие. Дополнение изделия мелкими деталями. Нанесение на изделие рисунка. Лепка изделия с нанесением растительного (геометрического) орнамента. Лепка нескольких предметов, объединённых сюжетом.


Рисование.

Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти, емкость для воды. Оставление графического следа. Освоение приемов рисования карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы. Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов.

Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками. Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка. Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета. Рисование предмета (объекта) с натуры. Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента. Дополнение готового орнамента растительными (геометрическими) элементами. Рисование орнамента из растительных и геометрических форм в полосе (в круге, в квадрате). Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу. Расположение объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка. Рисование приближенного и удаленного объекта. Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование сюжетного рисунка по образцу (срисовывание готового сюжетного рисунка) из предложенных объектов (по представлению). Рисование с использованием нетрадиционных техник: монотипии, «по - сырому», рисования с солью, рисования шариками, граттаж, «под батик».


Аппликация.

Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол и др. Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы (размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем. Выкалывание шилом: прокол бумаги, выкалывание по прямой линии, выкалывание по контуру. Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги. Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой. Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации: заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации: придумывание сюжета, составление эскиза сюжета аппликации, заготовка деталей, сборка изображения, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.


4.3. Программа нравственного развития


Содержание

Наблюдения

Способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни;

осознавать на доступном уровне значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.


Доброжелательное отношение к окружающим;

умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных;

доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.).


Умение выражать свои желания, делая выбор;

умение принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий;

умение предвидеть последствия своих действий, понимать насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей;

контроль своих эмоций и поведения.




4.4. Программа формирования экологической культуры,

здорового и безопасного образа жизни


Содержание

Наблюдения

Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня.


Интерес и бережное отношение к природе;

соблюдение правил поведения в природе.


Негативное отношение к факторам, нарушающим здоровье: сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания и др.


Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.


Безопасное поведение в окружающей среде;

умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.



4.5. Программа внеурочной деятельности


Название мероприятия

Планируемая деятельность ребенка в мероприятии

Участие ребенка в мероприятии

















4.5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре



Учитель

Психолог

Родители

понедельник

12.00-14.15


До 12.00 После 14.15

вторник

11.10-13.15


До 11.10 После 13.15

среда



Круглосуточно

четверг

12.00-13.30

13.40-14.15

До 12.00 После 13.30

пятница



Круглосуточно




6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР:

учитель класса;

педагог-психолог.


7. Программа сотрудничества школы с семьей

Задачи

Мероприятия

Отчет о проведении

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

 индивидуальные консультации родителей со специалистами;

 индивидуальные консультации родителей по темам:

«Организация свободного времени дома », «Соблюдение режима дня»,

«Реализация СИПР в домашних условиях »,

«Формирование социально – бытовых навыков».


Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации

 участие родителей в разработке СИПР

 консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы.


Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения


 информирование электронными средствами;

 личные встречи, беседы.


Организацию участия родителей во внеурочных мероприятиях


 привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий:

«1 сентября – День Знаний»

«День рождения класса»

«Новогодний праздник»





8. Перечень необходимых технических средств и

дидактических материалов


Особые образовательные потребности обучающихся вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем предметным областям.

Вспомогательные средства невербальной (альтернативной) коммуникации:

  • специально подобранные предметы;

  • графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы);

  • алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения»),

  • электронные средства (устройства, записывающие на магнитную ленту, электронные коммуникаторы, планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием и др.).

Математический дидактический материал:

  • предметов различной формы, величины, цвета,

  • изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.,

  • оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам,

  • программного обеспечения для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию доступных математических представлений,

  • калькуляторов и других средств.

Разнообразный демонстрационный учебный материал (фото, видео, рисунки).


9.Средства мониторинга и оценки динамики обучения


Карта контроля за динамикой усвоения материала программы

(адаптированный вариант методики Л.М. Шипицыной)


Дата

Преобладающие способы деятельности

Только в совместной деятельности

С помощью поддержки взрослого

Под контролем взрослого

Под выборочным контролем

Самостоятельно


1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5





























































































































































Цифры соответствуют названиям учебных предметов из индивидуального учебного плана




Бланк регистрации содержания
актуального опыта обучающегося

ДЕЙСТВИЯ

ОСВОЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ

Динамика

КОГНИТИВНЫЕ

Начало учебного года

Конец учебного года

1. СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:

а) сосредоточение и концентрация взгляда на объекте;

ДА


б) перевод взгляда с одного объекта на другой;

ДА


в) сопровождение взглядом движущегося объекта;

ЧАСТИЧНО


г) сопровождение взглядом объекта, передвигаемого самим ребенком

ЧАСТИЧНО


Выводы:

По образцу


2. СЕНСОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:

а) перемещение «косточек» по проволочной рамке;

ДА


б) переворачивание плоских предметов (страниц);

ДА


в) «адресация» предметов по форме;

ЧАСТИЧНО


г) дифференциация форм по размерам;

ПОМОЩЬ


д) использование пишущих предметов (мелок, грифель, карандаш, ручка)

ЧАСТИЧНО


Выводы:

По инструкции


3. ГРАФОМОТОРНЫЕ НАВЫКИ:

а) захватывание карандаша;

ДА


б) правильное удерживание карандаша;

ЧАСТИЧНО


в) пространственные передвижения карандаша (вертикально, горизонтально, наклонно, кругообразно);

НЕТ


г) дифференциация символов в пределах программы (букв, цифр, знаков);

НЕТ


Выводы:

По подражанию


4. НАВЫКИ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ:

а) установление визуального контакта с собеседником;

ДА


б) ориентация на лицо взрослого;

ДА


в) удержание позы во время диалога (сидя, стоя);

ДА


г) соблюдение коммуникативной и физической дистанции;

ПОМОЩЬ


д) адекватное использование мимики и выражения лица;

ЧАСТИЧНО


е) умение выражать желание жестами, мимикой;

ЧАСТИЧНО


Выводы:



С привлечением внимания


5. ОБЩЕНИЕ И РЕЧЬ:

восприятие и понимание речи:



- выполнение одного действия по словесной инструкции («Иди сюда»);

ДА


- выполнение двух действий по словесной инструкции («Иди сюда, посмотри на меня»);

ДА


- выполнение одного, двух, трех действий по словесной инструкции («Иди сюда, посмотри на меня, сядь»);

1-ДА
2-ДА
3-ПОМОЩЬ


- выбрать названный предмет из двух;

ДА


- выбрать названный предмет из трех;

ДА


- принести выбрать названный предмет, выбрав из ряда объектов;

ЧАСТИЧНО


- указать названную часть тела;

ЧАСТИЧНО


- указать две и более названных частей тела;

НЕТ


- указать названный цвет;

ПОМОЩЬ


-указать большой или маленький предмет;

ПОМОЩЬ


- показать названный предмет на картинке;

ДА


- выполнить инструкцию с числительным («Покажи, где пять яблок»);

НЕТ


- найти парные предметы;

ЧАСТИЧНО


- найти парные картинки;

НЕТ


-убрать лишнее по цвету, размеру, форме, материалу;

НЕТ


- повторить предложение из 3-4 слов;

НЕТ


- назвать события рассказа в любом порядке;

НЕТ


- назвать ключевые события рассказа в правильном порядке

НЕТ


Выводы:

По образцу


ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВЫЕ



1.НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ:

а) знание наименований одежды:

ЧАСТИЧНО


б) пространственное различение сторон одежды (лицевая, изнаночная) и умение правильно надевать ее;

НЕТ


в) самостоятельное раздевание;

ПОМОЩЬ


г) различение обуви по схеме тела (правая, левая);

ПОМОЩЬ


д) самостоятельный прием пищи;

ДА


е) самостоятельное пользование туалетом;

ДА


ж) навыки личной гигиены

ЧАСТИЧНО


Выводы:

По подражанию


2. УБОРКА ПОМЕЩЕНИЯ:

-щетки, совок;

-швабра;
-пылесос;
-выключатели, электророзетки;
-ведро;
-тряпка;
- моющие средства

ПОМОЩЬ
ПОМОЩЬ
ПОМОЩЬ
НЕТ
ПОМОЩЬ
ПОМОЩЬ
НЕТ


Выводы:

По подражанию


Выводы:

По инструкции


3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДОВ УПАКОВКИ ПРОДУКТОВ:

-консервные банки;

-пакеты, коробки;

-бутылки;
-замороженные продукты;
- тюбики

НЕТ
НЕТ
НЕТ
НЕТ
НЕТ


Выводы:

Отсутствуют


4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕНЕГ:

-узнавание достоинства купюр и монет;
-ориентировка в стоимости товара;
-выбор необходимого товара;
- оплата и получение сдачи

НЕТ

НЕТ

НЕТ

НЕТ


Выводы:

Отсутствуют


СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ



1. ПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕЛЕФОНОМ:

-действия при поступлении звонка;
-умение вести разговор самостоятельно;
-знание телефонов экстренной помощи

НЕТ

НЕТ

НЕТ


Выводы:

Отсутствуют


2. ОРИЕНТАЦИЯ НА ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ УЛИЦЫ:

-узнавание места перехода;
-распознавание сигналов светофора;
- меры предосторожности на улице

НЕТ

НЕТ

НЕТ


Выводы:

Отсутствуют




Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности рекомендуется пользоваться следующей градацией и условными обозначениями:

- действие сформировано – «ДА»;

- действие осуществляется при сотрудничестве с педагогом – «ПОМОЩЬ»;

-действие выполняется частично, даже с помощью педагога – «ЧАСТИЧНО»;

- действие пока недоступно для выполнения – «НЕТ».




Профиль развития обучающегося с умеренной или тяжелой умственной отсталостью


Действия

Уровень овладения

Когнитивные

Сенсорно - перцептивные

По образцу

Сенсорно - двигательные

По инструкции

Графомоторные навыки

По подражанию

Навыки невербальной коммуникации

С привлечением внимания

Общение и речь

По образцу

Хозяйственно - бытовые

Навыки самообслуживания

По подражанию

Уборка помещения

По инструкции

Определение видов упаковки продуктов

-

Использование денег

-

Социальные

Пользование телефоном

-

Ориентация на проезжей части улицы

-







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!