СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа по литературе 8 кл

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная программа по литературе 8 кл

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа по литературе 8 кл»



Управление образования администрации

городского округа города Райчихинска Амурской области


Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 15

городского округа города Райчихинска Амурской области




РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы 28.08.2018, протокол № 1.



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОАУ СОШ № 15


_________________Н.В.Морозова

29.08.2018


УТВЕРЖДАЮ

Директор МОАУ СОШ № 15


__________В.В.Неценстрик

30.08.2018 г.






АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ 7 ВИДА

8 КЛАСС





Составитель Н.Г. Филиппова



2018 год

Получение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Адаптированная образовательная программа для Карташова Александра, обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, разработана с учетом рекомендаций ПМПК, направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения детей с задержкой психического развития (при условии сохранности интеллектуальной сферы) по образовательным программам основного общего образования и реальными возможностями учащихся, исходя из структуры их заболевания, познавательных потребностей и интересов.

Карташов Александр получает основное общее образование в МАОУ СОШ №15, осуществляющей образовательную деятельность по образовательной программе основного общего образования, созданной на основе действующего федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. Для учащегося создаются специальные условия для получения образования в общеобразовательном классе.

Так как Денис обучается в общеобразовательном классе, то в данной программе представлено тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся, разработанное для всех учащихся. Коррекция будет осуществляться как на уроке, так и в рамках дополнительно отведенного времени, внеурочной деятельности, коррекционно-развивающих занятиях.



Планируемые результаты освоения учебного предмета учащимися с ОВЗ:


Личностными результатами , формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;


2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;


3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;


4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Восьмиклассники должны знать:

— авторов и содержание изученных художественных произведений;
— основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).
Восьмиклассники должны уметь:

— видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
— обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
— видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
— комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией творчеством;
— различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
— определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
— сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
— выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
— осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;
— видеть конкретных образов;
— находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбранный жанр;
— сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
— выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;
—сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;
---редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.






Содержание учебного предмета

Введение (1 час)

Русская литература и история. Интерес русских пи­сателей к историческому прошлому своего народа. Ис­торизм творчества классиков русской литературы.

Устное народное творчество (2 часа)

В мире русской народной песни (лирические, исто­рические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тем­ная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пуга­чев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнооб­разие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ерма­ком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие пред­ставлений).

Древнерусская литература (2 часа)

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные под­виги Александра Невского и его духовный подвиг само­пожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литерату­ры XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, ко­мические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы лю­бил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бы­товой сатирической повести.

«Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. (обзор)

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая по­весть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

Литература XVIII века (5 час)

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом про­изведении. Домашнее сочинение по комедии.

Н.М. Карамзин

«Наталья, дочь боярская» . Понятие о сентиментализме.

Сочинение «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе XIII века»

Русская литература XIX века (32 часа)

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвитель­ный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «обществен­ного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонаде­янности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современни­ками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводи­телей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное пред­ставление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в лите­ратуре.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворе­ния — зарисовка природы, отклик на десятилетие вос­стания декабристов К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогаще­ние любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушки­на («История Пугачева») и поправка Николая I («Исто­рия пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как бо­лее точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историче­ском труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к пред­водителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспо­щадный» (А. Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота ге­роини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художест­венный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в ро­мане. Различие авторской позиции в «Капитанской доч­ке» и «Истории Пугачева». Классное сочинение по повести «Капитанская дочка».

Внеклассное чтение «Пиковая дама»

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (началь­ные представления). Реализм (начальные представ­ления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплоще­ние этих тем в его творчестве. «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырван­ном из родной среды и воспитанном в чуждом ему об­ществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтиче­ски-условный историзм поэмы. Анализ эпизодов из поэмы «Мцыри». Сочинение по поэме.

Теория литературы. Поэма (развитие пред­ставлений). Романтический герой (начальные представ­ления), романтическая поэма (начальные представле­ния).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о пи­сателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». Исто­рия создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к ко­медии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничест­ва. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеоб­разие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как об­щественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие пред­ставлений). Сатира и юмор (развитие представлений). «Шинель». Образ «маленького человека» в литерату­ре. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя на­дежда согреться в холодном мире. Тщетность этой меч­ты. Петербург как символ вечного адского холода. Не­злобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении. Домашнее сочинение по творчеству Н.В. Гоголя.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художествен­но-политическая сатира на современные писателю по­рядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего осно­ванный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные историче­ские сочиненияТеория литературы. Гипербола, гротеск (раз­витие представлений). Литературная пародия (началь­ные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Де­таль как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие пред­ставлений). Художественная деталь (развитие пред­ставлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писа­теле. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психоло­гизм рассказа. Нравственность в основе поступков ге­роя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Внеклассное чтение «Отрочество»

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (раз­витие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы

А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...». Анализ стихотворений.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упу­щенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художест­венной литературы (развитие представлений).


Русская литература XX века ( 21 час)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писа­теле.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мас терство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писа­теля.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопо­нимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Максим Горький «Челкаш» - романтическое произведение. Романтизм.

Внеклассное чтение В.Г. Короленко «Парадокс».

Сочинение «Что значит быть счастливым?»

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восста­ния в разных произведениях: в фольклоре, в произведе­ниях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и ис­торическое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (на­чальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писа­теле.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчест­ву. Сопоставление художественного произведения с до­кументально-биографическими (мемуары, воспомина­ния, дневники)

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Авер­ченко. «Всеобщая история, обработанная „Са­тириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания са­тирического повествования. Смысл иронического пове­ствования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев. Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о пи­сателе. Творческая работа учащихся.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержа­ние. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рас­сказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых перело­мах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэти­ческая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реа­листическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэ­мы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострада­ния, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов наро­да и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги со­жгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи», Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их при­зывно-воодушевляющий характер. Выражение в лири­ческой песне сокровенных чувств и переживаний каж­дого солдата. Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиогра­фический характер рассказа. Отражение военного вре­мени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. Сочинение «ВОв в литературе XX века»

Теория литературы. Герой-повествователь (раз­витие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Род­ное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке». «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Ро­дине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Об­щее и индивидуальное в произведениях русских поэтов. Анализ стихотворений.

Зарубежная литература (5 час)

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта — символ любви и жертвен­ности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сю­жета драматического произведения.

Сонеты — «Кто хвалится родством своим со зна­тью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов — живая мысль, подлин­ные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и друж­бы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лириче­ской поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением от­дельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Моль­ера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловече­ский смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (раз­витие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе «Путешествия Гулливера». Сатира на государст­венное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Ан­глия в романе. Главные герои и события. История, изоб­раженная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, об­становки, семейных устоев.


Тематическое планирование


Основные разделы

Количество часов

(общее)

Уроки развития речи

Уроки внеклассного чтения

  1. Введение


1



  1. Устное народное творчество


2



  1. Из древнерусской литературы


2



  1. Из литературы XVІІІ века


5

2


  1. Из литературы XІX века


32

4

3

  1. Из литературы XX века


21

3

3

  1. Из зарубежной литературы


5



Итого


68

9

6













Календарно-тематическое планирование предмета


урока Тема урока

Тип, форма

урока, вид контроля

Элементы содержания


Планируемые результаты

освоения материала

Домашнее

задание

Дата проведения

по плану

факти-ческая

Введение ( 1 час)

1. Русская литература и история.

Вступительный урок

Рассказ учителя с элементами беседы, работа с учебником

Литература, история, их взаимосвязь

Знать о связи литературы и истории

Уметь работать с учебником, вступать в диалог

Вызвать интерес учащихся к изучению литературы

Стр.3-4



Устное народное творчество (2 часа)

2. Русское народное поэтическое творчество. Лирические и хороводные песни. Частушка как малый песенный жанр. Исторические песни.


Рассказ учителя с элементами беседы. с/р, сообщения

Сообщение учащихся, беседа, анализ поэтики исторических песен

Фронтальный опрос

Песня, частушка, особенности, их роль в жизни русского народа



Знать народные песни как жанр фольклора, тексты песен: «В темном лесе…», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…»

Уметь слушать, работать с художественным текстом

Знать своеобразие исторических песен, тексты песен: «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнен».

Уметь слушать, работать с художественным текстом

Воспитание любви к Отечеству, своему родному краю

Стр.6-12



3. Предания как исторический жанр русской народной прозы. Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком».

Работа с учебником, беседа

Предания. Пугачев как историческая личность

Знать особенности содержания и художественной формы преданий

Уметь определять жанр произведения

Ценность человеческой личности самой по себе

Стр.13-читать

Стр.16-ответить на вопросы



Из древнерусской литературы (2 часа)

4. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» как княжеское житие.

Рассказ учителя с элементами беседы, работа над повестью

Александр Невский Жанровые особенности жития

Знать закономерности развития ДРЛ, жанры

Уметь отбирать определения, характеризующие тональность литературы Др. Руси, ее художественный мир

Осмысление закономерности развития ДРЛ и ее роль в становлении русской культуры

Стр.19-прочитать, пересказать отрывок



5. «Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века. Особенности поэтики

Работа с учебником, беседа

Историческое произведение

Знать черты средневековой литературы, ее литературное новаторство

Уметь отвечать на вопросы по прочитанному произведению, строить рассуждения на нравственно-этические темы

Идейно-художественное своеобразие повести: что есть правда, справедливость в жизни

Стр.31



Из литературы XVІІІ века ( 5 часов)

6. Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Проблема воспитания истинного гражданина. Классицизм

Рассказ, аналитическая беседа

Слово о писателе. Пьеса. Классицизм, его черты

Знать содержание пьесы, черты классицизма

Уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы, давать характеристику герою, выражать свое отношение к поступкам героев

Знать содержание «Недоросля»



7. Речевые характеристики героев как средство создания комического. Основные правила классицизма в комедии.

Фронтальный опрос

Речевая характеристика, правила классицизма

Знать: понятие «речевая характеристика», основные правила классицизма в произведении

Выписать цитаты



  1. РР Анализ эпизода комедии.



Фронтальный опрос

План анализа эпизода

Знать: план анализа эпизода

Уметь: анализировать эпизод

Проанализировать эпизод по плану



9. Н.М.Карамзин – писатель, историк, реформатор русского языка. «Наталья, дочь боярская» - произведение русского сентиментализма.

Урок изучения художественного произведения, сообщения учащихся, аналитическая беседа

Слово о писателе.

Язык повести. Сентиментализм

Знать этапы жизни писателя, сентиментализм как литературное направление

Уметь работать над языком повести, лексическим значением слов и словосочетаний выражать свое отношение к поступкам героев

Биография писателя



10. РР Подготовка к сочинению на тему «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе XVII в.

Урок повторитель-закрепляющий, индивидуальный контроль

План сочинения

Уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения по теме, воплощать в записи не только развитие собственной мысли, но и читательские переживания

Написать сочинение



Из литературы XІX века (32 часа)

11. И.А.Крылов – поэт и мудрец. «Лягушки, просящие царя». Мораль басни. . «Обоз». Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности и зазнайства.


Урок открытия нового знания

Чтение, беседа анализ

Взаимопроверка



Слово о писателе. Басня, ее мораль.





Знать термины, связанные с басней как жанром: аллегория, иносказание, эзопов язык


Уметь определять мораль басен, выразительно читать (инсценировать), строить рассуждения на нравственно-этические темы


Использовать слова морального вывода в определенных случаях повседневной жизни

Стр.80, читать выразительно басни



12. К.Ф.Рылеев – декабрист, автор сатир и дум. «Смерть Ермака – произведение русского гражданского романтизма. Сравнительный анализ с преданием «О покорении Сибири Ермаком».

Сообщения учащихся, пересказ, беседа, сравнительный анализ

Слово о писателе. Дума. Выразительное чтение

Знать понятие о думе, содержание и историческую основу думы

Уметь выразительно читать

Уметь самостоятельно делать выводы

Стр.89-93



13. Слово о поэте: А.С.Пушкин. Стихотворения «Туча», «К***», «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы.

Аналитическая беседа, выразительное чтение

Анализ поэтического текста

Знать основные факты жизни и творчества поэта

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст

Биография поэта, выразительно читать стих-я



14. А.С.Пушкин «История пугачевского бунта» (отрывки). Пушкин – первый историк пугачевского восстания. «Капитанская дочка».

Работа по учебнику, аналитическая беседа

История написания повести

Знать творческую историю написания повести

Уметь делать сообщение

Учить использовать оценочно-полемические высказывания, включая модальные формы речи

Читать «Капитанскую дочку»



15. «Капитанская дочка»: І-V главы. Формирование характера Гринёва. Первая встреча с Пугачёвым. «Старинные люди». Дуэль.

Аналитическая беседа, сжатый пересказ

Анализ глав, характеристик а героев

Знать этапы формирования характера П.Гринёва

Уметь выражать свое отношение к прочитанному, владеть различными видами пересказа

Знать понятия: долг, честь, достоинство

Анализ глав, ответить на вопросы



16. Главы VІ-ІX. Падение Белогорской крепости. Гибель коменданта. Отношения Гринёва и Пугачёва.

Чтение эпизодов, аналитическая беседа, взаимоконтроль

Анализ глав, характеристик а героев

Знать содержание изучаемых глав, систему художественных образов повести

Уметь строить рассуждения на нравственно-этические темы, давать характеристику герою

Анализ эпизода по плану.



17. Главы X-XІІ. Изображение правительственного лагеря. Зеркальные сцены: военный совет в Белогорской крепости и в Оренбурге. Отношение генерала и самозванца к участи девушки-сироты.

Чтение эпизодов, аналитическая беседа

Анализ глав, характеристик а героев

Знать содержание изучаемых глав, систему художественных образов повести

Уметь выявлять авторскую позицию, сопоставлять эпизоды выражать свое отношение к поступкам героев

Словесное рисование, ответы на вопросы



18. Главы. XІІІ-XІV. Композиция повести. Сюжетные элементы. Образ рассказчика. Значение образа Савельича. Нравственная красота Маши Мироновой. Швабрин – антигерой.

Чтение, беседа, анализ

Правила ведения диалога, анализ эпизодов

Знать смысл названия повести

Уметь сравнивать героев Уметь выражать свое отношение к прочитанному, участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Следование этическим нормам и правилам ведения диалога

Характеристика Савельича



19. РР Жизненный путь Гринёва. Изменение характера героя под влиянием «благих потрясений». Образ Пугачёва. Милосердие Пугачева и правосудие Екатерины ІІ.

Урок развития речи, аналитическая беседа

Образ героя, план

Знать значение образа Пугачёва

Уметь самостоятельно делать выводы

Характеристика Гринева, подготовиться к тесту



20 РР. Анализ творческих работ учащихся. Тест по повести «Капитанская дочка».

Урок проверки ЗУН, комбинированный.

Проверка знаний учащихся

Уметь обдумывать тему, ставить перед собой вопросы, определяющие ход рассуждения, воплощать в записи не только развитие собственной мысли, но и читательские переживания.

Читать «Пиковую даму»



21. ВЧ «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Образ Петербурга.Композиция повести.

Урок внеклассного чтения. Рассказ, беседа.

Проблема, композиция, образ

Уметь строить рассуждения на нравственно-этические темы, давать характеристику герою

Биография Лермонтова



22. М.Ю.Лермонтов. «Мцыри» - романтическая поэма о вольнолюбивом юноше.

Аналитическая работа

Слово о поэте, история создания



Знать факты биографии поэта, историю создания поэмы

Образ Мцыри, цитатный план



23. Композиция и художественные особенности поэмы. Мцыри как романтический герой, свободный, мятежный, сильный духом. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении.

Комментированное чтение, анализ


Образ Мцыри, образ природы

Знать структурные особенности произведения, способы раскрытия образа главного героя

давать характеристику герою участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Образ монастыря



24.РР Обучение сочинению по поэме «Мцыри – романтический герой»


План. Романтический герой

Уметь строить рассуждения, давать характеристику герою

Написать сочинение



25. Н.В.Гоголь – великий сатирик. Отношение писателя к истории, исторической теме. Комедия «Ревизор»: история создания.

Лекция, беседа, работа с книгой

Слово о писателе. Драматическое произведение

Знать понятие драматического произведения, идейный замысел и особенности композиции комедии

Читать «Ревизор»



26. «Ревизор»: І и ІІ действия. Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн)

Чтение, беседа

Анадиз действий

Знать особенности драматического произведения

Уметь составлять цитатный план

Характеристика героев, вопросы



27. «Ревизор»: ІІІ действие. Семейство городничего.

Чтение по ролям, аналитическая беседа

Анадиз действий

Знать основы сценического поведения

давать характеристику герою

Характеристика городничего



28. «Ревизор»: ІV действие. Разоблачение пороков чиновничества.

Чтение, групповая работа

Анадиз действий, анализ образов

Знать художественные особенности пьесы

Уметь строить рассуждения на нравственно-этические темы

Побудить учащихся к самостоятельному анализу образов; учить «сквозь смех слышать грусть», воспитывать желание бороться со всем «дурным в России».

Письменный ответ на вопрос



29. «Ревизор»: V действие. Хлестаковщина как общественное явление.

Чтение, аналитическая беседа

Хлестаковщина, отношение к прочитанному

Знать характер Хлестакова, понятие хлестаковщины, смысл эпиграфа

Уметь выражать свое отношение к прочитанному участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Пересказ эпизода



30.РР Особенности композиции произведения Н В Гоголя. Подготовка к домашнему сочинению


Композиция

Знать: особенности композиции комедии Н Гоголя

Уметь самостоятельно работать, участвовать в диалоге по прочитанному произведению,

формулировать свое собственное, личное отношение к прочитанному.

Написать сочинение



31.ВЧ Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека».

Урок внеклассного чтения, комбинированный

Маленький человек

Уметь самостоятельно делать выводы

Знать тезисы урока



32. Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Тест.

Урок проверки ЗУН, комбинированный

Образ Петербурга

Уметь давать аргументированную оценку

Биография Салтыкова-Щедрина



33. М.Е.Салтыков-Щедрин: писатель, редактор, издатель. «История одного города». Художественно-политическая сатира на общественные порядки.

Рассказ учителя, комментированное чтение

Слово о писателе. Сатира

Знать основные страницы жизни и творчества писателя, Знать содержание и историческую основу

Уметь самостоятельно работать участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Сформулировать свое собственное, личное отношение к произведениям С.-Щ.

Ответить на вопросы по группам



34. Образы градоначальников. Средства создания комического. Анализ эпизода произведения.


Анализ произведения

Знать: средства создания комического в произведении

Уметь: анализировать эпизод

Анализ эпизода



35. Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н В Гоголя, М Е Салтыкова-Щедрина.


Тест

Знать: пройденный материал

Читать «Старый гений»



36. Н.С.Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».

Сообщение, пояснение учителя, аналитическое чтение

Слово о писателе

Знать биографические сведения о Лескове, своеобразие рассказа, изображение психологического состояния человека

Уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы,

Биография Л.Толстого



37. Л.Н.Толстой: страницы биографии. Рассказ «После бала». Художественные особенности рассказа.

Беседа, сообщения учащихся


Слово о писателе. Рассказ. Контраст


Знать основные биографические сведения, историю создания рассказа, прием «контраста»

владеть различными видами пересказа

Ответить на вопросы



37. Проблема самовоспитания, нравственной ответственности каждого за жизнь всех людей в рассказе «После бала».

Аналитическая беседа с чтением эпизодов

Анализ произведения

Уметь самостоятельно делать выводы Уметь выражать свое отношение к прочитанному участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Главная мысль рассказа: личная ответственность человека за все, что совершается в жизни

Образы главных героев



39 Вн.Ч. «Отрочество» Л Н Толстой. Нравственные проблемы повести.

Урок внеклассного чтения

Анализ произведения

Уметь самостоятельно делать выводы Уметь выражать свое отношение к прочитанному участвовать в диалоге по прочитанному произведению


Письменный ответ на вопрос



40. Поэзия родной природы в творчестве Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева, Майкова.

Анализ стихотворений, чтение наизусть

План анализа лирического произведения

Знать порядок анализа лирического произведения

Уметь выразительно читать стихотворения

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст

Выразительное чтение



41. А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.

Беседа, пересказ

Слово о писателе. Психологизм

Знать личность автора, философский смысл рассказа

Уметь анализировать эпическое произведение

Рассмотреть вопрос, который волновал Чехова, - вопрос человеческой свободы

Ответить на вопросы



42. Итоговый урок по литературе XІX века.

Урок проверки ЗУН, комбинированный

Тест

Знать: пройденный материал



Из литературы XX века (21 час )

43. И.А.Бунин. «Кавказ» - рассказ из цикла «Темные аллеи». Мастерство Бунина – прозаика.

Сообщение, рассказ учителя, чтение, беседа

Слово о писателе. Анализ произведения

Знать жизнь и судьбу писателя, особенности его творческой индивидуальности

Уметь строить рассуждения на нравственно-этические темы

Читать рассказы



44. А.И.Куприн: страницы биографии. Рассказ «Куст сирени». Нравственные проблемы рассказа. Понятие о фабуле.

Пересказ, беседа

Слово о писателе. Фабула. Анализ произведения

Знать факты жизни и творчества писателя, нравственные проблемы рассказа

Уметь составлять конспект статьи учебника владеть различными видами пересказа

Ответить на вопросы по прочитанному рассказу



45 ВЧ М.Горький: страницы биографии. Рассказ «Челкаш» - романтическое произведение.

Урок внеклассного чтения, комбинированный.

Слово о писателе. Сопоставительный анализ

Знать жизнь и творчество писателя, история создания рассказа, приемы сопоставительного анализа

Уметь анализировать художественный образ Уметь выражать свое отношение к прочитанному выражать свое отношение к поступкам героев

Поразмышлять над позицией автора о том, что деньги – проверка нравственной стойкости человека

Образ главного героя-словесное рисование



46. ВЧ В.Г.Короленко. Очерк «Парадокс». Проблема смысла жизни и назначения человека.

Урок внеклассного чтения, комбинированный.

Анализ произведения

Знать основные этапы жизненного пути, жизненную позицию писателя

Уметь самостоятельно делать выводы Уметь выражать свое отношение к прочитанному

Формирование эмоциональной отзывчивости учащихся на сложные жизненные ситуации

Ответить на проблемный вопрос урока



47 РР Подготовка к домашнему сочинению «Что значит быть счастливым?»


План сочинения

Уметь самостоятельно делать выводы Уметь выражать свое отношение к прочитанному


Написать сочинение



48. А.А.Блок. Историческая тема в творчестве поэта. «Россия». Образ России и ее истории.

Рассказ учителя, сообщения, беседа, аналитическое чтение

Слово о поэте

Анализ стихотворения

Знать об исторической теме в творчестве поэта

Уметь анализировать художественное произведение

Раскрыть вопрос об ответственности каждого перед родной страной

Выразительно читать, ответить на вопросы



49. С.А.Есенин. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания.

Организация совместной учебной деятельности

Пугачев, личность История создания

Знать историю создания поэмы

участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Характеристика Пугачева



50. РР Образ Пугачева в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина.

Защита творческих работ

Сопоставительный анализ

Уметь самостоятельно делать выводы

Учить выступать перед одноклассниками Следование этическим нормам и правилам ведения диалога

Сопоставительная характеристика



51. И.С.Шмелёв. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

Рассказ учителя, чтение, пересказ

Слово о писателе

Знать биографию писателя

владеть различными видами пересказа

Задуматься над тем, какой сложный путь должен пройти писатель до создания настоящего художественного произведения

Прочитать статью учебника



52. «Писатели улыбаются»: Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко, М.Зощенко. Журнал «Сатирикон»

Аналитическая беседа, работа с книгой

Сатира. Юмор. Анализ произведений

Знать произведения писателей-сатириков, средства создания авторами сатирического произведения

участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Приобщить к восприятию сатиры и юмора

Знать теорию литературы-юмор, сатира



53 М А Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказа «Пенсне»


Анализ произведения

Знать биографию писателя, особенности произведения «Пенсне»

Анализ эпизода по плану



54 Контрольная работа по творчеству Л Н Толстого, А П Чехова, И Бунина, М Горького, А Блока, С Есенина.


Тест

Знать: пройденный материал

Задания нет



55. А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками.

Лекция, беседа, работа с книгой


Слово о писателе, анализ отдельных глав



Знать факты биографии Твардовского, творческий замысел поэмы

Уметь передавать разговорные интонации, читая поэму

Знать содержание поэмы



56. «Тёркин – кто же он такой?» Новаторство в создании образа героя.

Урок-размышление над главным героем поэмы.


Образ главного героя


Знать определяющие качества В. Тёркина

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, давать характеристику герою

Характеристика Теркина по плану



57 Композиция, язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы.


Юмор, язык поэиы


Теория литературы-юмор



58. А.П.Платонов. «Возвращение». Ключевые образы рассказа.

Сообщение, комментированное чтение

Слово о писателе, главные образы

Знать биографию писателя, его нравственную позицию и способы ее выражения

владеть различными видами пересказа

Помочь учащимся постичь гуманистический смысл повести

Биография писателя



59. Стихи и песни о Вов. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Исаковского, Б.Окуджавы, А.Фатьянова, Л.Ошанина.

Урок-концерт.

Анализ стихотворений

Знать героические страницы русской поэзии

Уметь выразительно читать стихотворения

Силой слова и музыки воздействовать на души детей

Выразительное чтение наизусть



60. В.П.Астафьев: страницы жизни и творчества. «Фотография, на которой меня нет» - рассказ из книги «Последний поклон». Уклад сибирской деревни. . Яркость и красочность языка Астафьева.

Сообщение, чтение, беседа

Анализ произведения

Знать жизнь и творчество писателя, своеобразие рассказа

Уметь выражать свое отношение к прочитанному, строить рассуждения на нравственно-этические темы

Вызвать интерес учащихся к произведениям писателя

Биография писателя, ответить на вопросы



61 РР Сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века»


План, этапы работы

Знать: пройденный материал

Уметь: стоить текст на основе прочитанного

Написать сочинение



62. Русские поэты о Родине, родной природе и о себе: И.Анненский, Д.Мережковский, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов.

Сообщения, выразительное чтение, анализ


Анализ стихотворений

Уметь анализировать стихи, осмысливая прочитанное

Вызвать интерес к пейзажной лирике

Выразительное чтение



63. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине: Н.Оцуп, З.Гиппиус, Дон-Аминадо, И.Бунин.

Сообщения, выразительное чтение, анализ

Анализ стихотворений

Уметь выразительно читать

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст

Познакомить с поэтами русского зарубежья, восстанавливая культурную память человеческую

Выразительное чтение



Из зарубежной литературы (5 часов )

64. У.Шекспир. «Ромео и Джульеттта». «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира.

Чтение фрагментов трагедии с элементами беседы

Трагедия, слово о писателе

Знать эпоху Возрождения, представление о Шекспире как писателе

Уметь выражать свое отношение к прочитанному выражать свое отношение к поступкам героев

Теория литературы-трагедия



65. Сонеты Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы.

Выразительное чтение, анализ

Сонета, анализ произведения

Уметь читать выразительно

Ответить на вопросы



66. Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство.

Чтение, анализ

Сатира, классицизм

Знать содержание пьесы, черты классицизма

Уметь самостоятельно делать выводы, давать характеристику герою

Чтение по ролям



67. Дж.Свифт. «Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Рассказ учителя, чтение, пересказ, беседа

Гротеск, виды пересказа

Знать страницы жизни и творчества писателя

владеть различными видами пересказа

Теория литературы-сатира



68. В.Скотт – основоположник исторического романа. «Айвенго». Главные герои и события.

Беседа, работа с книгой

Анализ произведения

Знать жизнь и творчество писателя, своеобразие «Айвенго» как исторического романа

владеть различными видами пересказа, давать характеристику герою

Читать по списку летом






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!