СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по ручному труду

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

     Адаптированная образовательная  рабочая программа по предмету «Ручной труд» разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по ручному труду»




Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: nbskoshi@yandex.ru



«Рассмотрено»



на заседании методического объединения

протокол №________

от________________


«Согласовано»



Зам. директора по НМР

_______ Е.Г. Сапожникова

от___________________

«Утверждено»



Директор школы

_________С.О. Будаев

от_________________





Адаптированная рабочая программа



Предмет: Ручной труд

Класс: 1

Учебный год: 2019-2020

Учитель: Коробейникова Светлана Владимировна

Квалификационная категория: первая













с.Новая Брянь

Пояснительная записка



Адаптированная образовательная рабочая программа по предмету «Ручной труд» разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы, под ред. И.М.Бгажноковой – Москва «Просвящение», 2011 год;

- СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Цель образовательно-коррекционной работы с учетом специфики предмета «Ручной труд» - создание условий для овладения обучающимися элементарными приёмами ручного труда, общетрудовыми умениями и навыками; развитие у детей самостоятельности, положительной мотивации к трудовой деятельности; формирование у школьников первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий.

Для достижения данной цели предусматривается решение следующих задач:

  • воспитание у обучающихся положительных качеств личности;

  • формирование у детей знаний о различных материалах и развитие у детей умений выбирать способы обработки материалов в зависимости от их свойств;

  • коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся с учётом их возрастных особенностей;

  • формирование у детей интереса к разнообразным видам труда.



Общая характеристика учебного предмета

В рабочей программе нашёл отражение объём познавательного материала: простейшие сведения о применении, назначении и свойствах бумаги, пластилина, природных материалов, ниток, проволоке; о группах инструментов, правилах обращения с ними; санитарно – гигиенических требованиях к работе с разными материалами. Учебный материал направлен на обогащение опыта ребёнка знаниями и сведениями о поделочных материалах, об окружающем рукотворном мире, созданном из этих материалов, на формирование трудовых умений и навыков и на овладение техническими приёмами обработки данных поделочных материалов. Учащиеся получают сведения о бумаге, которая занимает на уроках ручного труда в 1 классе ведущее место. Дети знакомятся с широко доступным пластическим материалом – пластилином, узнают необходимые сведения об этом материале.

В 1 классе предусмотрены комбинированные работы, которые выполняются обучающимися из различных природных материалов (шишек, веточек, плодов) и пластилина для соединения деталей и лепки отдельных элементов. Выполняются также работы по плоскостному моделированию из проволоки, объёмные поделки. Учащиеся знакомятся с видами плетения и витьём шнура из ниток. В ходе ознакомления с нитками объясняются условия их хранения.

Вся работа на уроках в 1 классе носит целенаправленный характер, способствует развитию у учащихся самостоятельности при выполнении ими трудовых заданий.

Уроки ручного труда тесно связаны с уроками чтения, изобразительного искусства, математики. Учебный материал в программе отобран и систематизирован с учётом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.

Содержание ручного труда как учебного предмета в 1 классе включает следующие разделы:

  • работа с пластилином;

  • комбинированные работы;

  • работа с бумагой;

  • работа с нитками;

  • работа с проволокой.





Описание места учебного предмета

Предмет «Ручной труд» входит в образовательную область «Технология» обязательной части учебного плана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на начальном этапе обучения.

В соответствии с планом АООП и годовым календарным графиком школы на 2019-2020 учебный год программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю).



Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

В процессе трудового обучения осуществляется коррекция недостатков познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Ручной труд как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки ручного труда оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферу, способствуют формированию личности ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

На уроках ручного труда предусмотрено решение учебно-воспитательных задач. Это происходит в ходе практической деятельности учащихся, в связи с изготовлением детьми изделий доступной для них сложности и понятного им назначения. К каждой теме программы предлагается примерный перечень изделий. Мотивацией учителя при выборе объектов работы являются интересы учащихся, местные особенности, но при этом предусматривается: конструкция выбранного изделия должна отвечать содержанию изучаемой темы.



Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Программа ориентирована на достижение учащимися 1 класса базовых учебных действий.

Личностные учебные действия.

Учащиеся должны демонстрировать:

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию;

  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей;

  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.

Предметные результаты

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны знать названия материалов, объектов работы.

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны уметь:

в соответствии с достаточным уровнем:

  • использовать пространственные характеристики при работе с листом бумаги: вверху, внизу, слева, справа, в центре, в углу;

  • анализировать образец с подсчётом его деталей и определением их формы;

  • определять места приклеивания аппликации, присоединения дополнительных деталей с опорой на образец;

  • пользоваться предметной инструкционной картой;

  • самостоятельно работать с ножницами.

в соответствии с минимальным уровнем:

  • работать с инструментами с помощью учителя;

  • наклеивать детали аппликации на отмеченное учителем место;

  • выполнять рабочие действия совместно с учителем.



Содержание учебного предмета



Диагностика (2 ч.)

Выявление знаний и умений учащихся.

Проверка знаний осуществляется по следующим темам: «Свойства пластилина», «Свойства бумаги», «Свойства природного материала», «Свойства ниток», «Свойство проволоки», «Умение пользоваться ножницами», «Выполнение разметки», «Работа по шаблону», «Работа по образцу».

Вводное занятие (1 ч.)

Ознакомление учащихся с изделиями, которые планируется выполнить в течение учебного года, а также с материалами для поделок (бумага, пластилин, нитки, проволока и т.д.). Сообщение правил поведения во время занятий ручным трудом, требований к организации учебного места.



Работа с пластилином (7ч.)

Основные приёмы работы с пластилином. Лепка предметов шаровидной и овальной формы: «Помидор», «Огурец». Изготовление игрушки «рыбка» из пластилина. Изготовление игрушки «грибок» из пластилина. Приёмы работы с пластилином. Лепка по образцу на тему «Утёнок». Лепка по образцу и с натуры пирамидки из четырёх колец. Лепка по образцу на тему «Снеговик».



Комбинированные работы (10ч.)

Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. Знакомство с природными материалами «Коллекция из листьев и желудей». Изготовление поделки из нескольких деталей на тему «Бабочка на цветке». Изготовление поделки из нескольких деталей на тему «Птица на краю гнезда». Изготовление поделки из нескольких деталей на тему «Заяц под кустом». Изготовление поделки на тему «Собака у конуры».



Работа с бумагой (34 ч.)

Назначение бумаги и её свойства. «Коллекция образцов бумаги». Упражнение в сгибании бумаги прямоугольной формы. Складывание из бумаги квадратиков. Упражнение в сгибании бумаги квадратной формы. Складывание из бумаги треугольников разного размера. Упражнение в сгибании бумаги треугольной формы. Складывание из бумаги фигуры «Ёлочка». Складывание фигурок из бумаги фигуры «Стрела». Складывание из бумаги фигурок «Лодочка». Инструменты для работы с бумагой «Что надо знать о ножницах». Упражнения в получении круга путём произвольного скругления углов заготовки квадратной формы «Геометрический орнамент из кругов». Упражнения в резании ножницами по прямым линиям (разрез по короткой вертикальной, наклонной линиям) «Геометрический орнамент из квадратов и треугольников». Заготовка для аппликации деталей геометрической формы (квадраты, треугольники, круги). Изготовление закладки, украшенной аппликацией из геометрических фигур. Изготовление гирлянды из флажков, выполненных из одной детали путём сгибания и украшенных аппликацией. Изготовление симметричной композиции в квадрате (аппликация) из геометрических фигур.

Изготовление аппликации в квадрате «Цветы в вазе» (резание ножницами по кривым линиям, скругление углов прямоугольных деталей). Складывание объёмного объекта из листа бумаги «хлопушка», «шапка-пилотка». Складывание коробочки из цельного листа бумаги. Упражнения в симметричном вырезании из бумаги, сложенной пополам отдельных предметов (ваза, лист, рыбка, птица).

Упражнения в симметричном вырезании из бумаги, «бесконечного» орнамента в полосе. Упражнения в симметричном вырезании из бумаги, сложенной пополам по 3-4 слоям (гриб, бабочка). Упражнения в симметричном вырезании из бумаги, сложенной пополам. Аппликация «Самолёт в облаках». Упражнение в вырезании симметричных форм из бумаги, сложенной пополам. Коллективная аппликация «Букет цветов». Изготовление счётного материала с отделкой аппликацией из геометрических фигур. Изготовление лото с отделкой аппликацией из предметных форм (ягоды, грибы, овощи, цветы).



Работа с нитками (11 ч.)

Назначение ниток и их свойства. Подбор ниток по цвету, связывание. Наматывание ниток в клубок, на картонку. Соединение узлов нескольких деталей (прядей). Изготовление по образцу изделия из ниток «Бабочка». Изготовление по образцу изделия из ниток «Кисточка». Плетение косички-закладки в 3 пряди. Витьё шнура из одной нити. Изготовление сувениров – стилизованных фигурок человека. Изготовление помпона из ниток.



Работа с проволокой (5ч.)

Знакомство с проволокой. Свойства проволоки, применение. Упражнения на сгибание проволоки под углом, по кругу, вдвое, втрое, вчетверо. Изготовление контуров геометрических фигур путём накладывания проволоки на графическое изображение, по представлению. Изготовление из проволоки по образцу и рисунку стилизованных фигурок рыбок, бабочек, грибов и т.п.





Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

В рамках учебного предмета «Ручной труд» предполагается использование демонстрационных и печатных пособий, технических средств обучения для создания материально – технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников с умственной отсталостью.

Печатные пособия:

  • памятки по технике безопасности при работе: с клеем, ножницами, проволокой;

  • набор геометрических фигур;

  • шаблоны предметов (бабочка, ваза, грибок, цветок и т.д.);

  • демонстрационные карточки «Животные»;

  • демонстрационные карточки «Птицы домашние»;

  • демонстрационные карточки «Овощи»;

  • демонстрационные карточки «Ягоды лесные»;

  • демонстрационные карточки «Ягоды садовые»;

  • демонстрационные карточки «Фрукты»;

  • демонстрационные карточки «Цветы»;

  • демонстрационные карточки «Времена года»;

  • демонстрационные карточки «Мебель»;

  • демонстрационные карточки «Транспорт»;

  • демонстрационные карточки «Инструменты»;

  • демонстрационные карточки «Насекомые»;

  • демонстрационные карточки «Собаки»;

  • демонстрационные карточки «Птицы».



Учебно – практическое оборудование:

  • набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с рабочей программой (ножницы, линейка, клей, простой карандаш, стеки, подкладные досточки);

  • пластилин;

  • бумага, картон;

  • нитки;

  • проволока.

Модели и натуры:

  • коллекции ниток;

  • коллекция образцов бумаги и картона.

Технические средства обучения:

  • компьютер;

Для реализации программного содержания используются указанные ниже учебные пособия.

Программная и учебно – методическая литература:

1. Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей

2. Технология. Ручной труд. Л.А.Кузнецова 1 класс

Литература для учащихся:

1.Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!