СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» составлена в соответствии с:

  • Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШи» на 2021-2022 учебный год;
  • требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ  Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599  –  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3.Учебный план  АООП (вариант 1) на 2021-2022 учебный год ГБОУ «Новобрянская СКОШИ».

4.СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: nbskoshi@yandex.ru



«Рассмотрено»



на заседании методического объединения

протокол №________

от________________


«Согласовано»



Зам. директора по УМР

_______ Е.Г. Сапожникова

от___________________

«Утверждено»



Директор школы

_________С.О. Будаев

от_________________





Адаптированная рабочая программа



Предмет: Мир природы и человека

Класс: 4

Учебный год: 2021-2022

Учитель: Финаева Ольга Сергеевна

Квалификационная категория: первая



















с. Новая Брянь

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» составлена в соответствии с:

  • Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШи» на 2021-2022 учебный год;

  • требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
    образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ  Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3.Учебный план АООП (вариант 1) на 2021-2022 учебный год ГБОУ «Новобрянская СКОШИ».

4.СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Программа по предмету «Мир природы и человека» составлена с учетом особенностей познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), закладывает основы для формирования у них естествоведческих знаний, способствует развитию мировоззренческих взглядов, необходимых для становления личности.

Основная цель предмета – формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

Задачи:

1.Формирование у обучающихся знаний об основных элементах живой и неживой природы.

2.Расширение представлений о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособления живого мира к условиям внешней среды на основе наблюдений и простейших опытных действий.

3.Развитие процессов анализа, синтеза, сравнения и обобщения на основе наблюдений за природными явлениями.

4.Расширение кругозора и развитие у обучающихся умения последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме.

5.Формирование у обучающихся первоначальных сведений о природоохранной деятельности человека и воспитание у них бережного отношения к природе.

Предмет имеет коррекционную направленность.


Основными направлениями коррекционной работы являются:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;

  • развитие пространственных представлений и ориентации;

  • развитие основных мыслительных операций;

  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;


  • развитие речи и обогащение словаря;

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках

Содержание дисциплины «Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и даёт возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состоянием природы.


Общая характеристика учебного предмета.


Учебный предмет «Мир природы и человека» является специфическим для обучения школьников с интеллектуальными нарушениями.   У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.

    Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

Курс «Мир природы и человека»  для обучающихся с интеллектуальными нарушениями является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на материале сведений о неживой и живой природе. «Природоведение», «География», «Биология»: предметы из образовательной области «Естествознание»  обеспечивают формирование личностных, регулятивных и познавательных базовых учебных действий. В процессе изучения окружающего мира, природы у учащихся формируются и систематизируются представления о живой и неживой природе, сезонных изменениях в ней, жизни растений и животных, строении организма человека и т.д. Обучающиеся учатся наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи и взаимозависимость природных явлений. Эта деятельность учащихся играет важную роль в работе по коррекции недостатков умственного и психофизического развития, их познавательных интересов. Знания о природе помогают детям видеть прекрасное в ней, воспитывают отношение к ней, стремление беречь и охранять природу.

      При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:

  • полисенсорности восприятия объектов;

  • практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;

накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устными, печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;

  • закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;

  • постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.

Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.

Содержание дисциплины «Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и даёт возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состоянием природы. Этот курс элементарного природоведения в младших классах (1- 4 кл.) специальной школы должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких учебных дисциплин как «Естествознание» и «География», создать преемственную систему знаний между названными предметами.

Основным методом обучения является беседа. Главным компонентом беседы является речь самих обучающихся. Учителю необходимо использовать на уроках естественные бытовые и трудовые ситуации, логические игры на классификацию, «Четвертый – лишний», картинное лото, домино и др.

На экскурсиях обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках – на основе непосредственных чувственных восприятий. Практические работы помогают закреплению полученных на уроках знаний и умений, учат применять их в обычной жизнедеятельности.

Правильная организация занятий, специфические приемы и методы побуждают обучающихся к самостоятельному высказыванию, активизируют их речевую и познавательную деятельность.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Мир природы и человека» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и речевой практики и математики, музыки и изобразительного искусства, трудового обучения и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

  Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.


Описание места учебного предмета в учебном плане


Предмет «Мир природы и человека» входит в образовательную область «Естествознание».

В соответствии с Учебным планом ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» рабочая программа в 4 классе рассчитана на 34 ч. в год (1ч. в неделю).



Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.


В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам.

  1. Личностные результаты:

  • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;                                                                          

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;                                                                       

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;                                           

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;                                                                

  • овладение  социально-бытовыми  умениями,  используемыми  в  повседневной жизни;                                                                                   

  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;                                                                                 

  • способность  к  осмыслению  социального  окружения,  своего  места  в  нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;    

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;                                                         

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;                                                                                                              

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;                           

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;                                                                                                            

  • формирование готовности к самостоятельной жизни.     

             

2. Предметные результаты по учебному предмету «Мир природы и человека» на конец обучения в 4 классе:

  • Иметь представление о временах года и сезонных изменениях в природе;   

  • Знать названия изучаемых объектов, их частей;   

  • Характеризовать знакомые предметы по основным свойствам (цвету, форме, величине, вкусу, запаху, материалу и др.); 

  • Уметь сравнивать предметы по вопросам учителя (находить отличие и сходство);                   

  • Отвечать  на  поставленный  вопрос  полным  ответом,  используя  слова  данного вопроса;                                                         

  • Использовать в межличностном общении простую полную фразу из 3-4 слов.


Предметные результаты имеют два уровня. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.


Минимальный уровень

Достаточный уровень

- узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях; иметь представления о назначении объектов изучения;

- относить изученные объекты к определенным группам (корова - домашнее животное);

- называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (фрукты; птицы; зимняя одежда);

- знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость его выполнения;

знать основные правила личной гигиены;

иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

- выполнять здания под контролем учителя, адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное отношение, понимать оценку педагога;

- знакомиться с детьми, предлагать совместную игру и отвечать на приглашение (давать согласие или отказываться);

- владеть несложными санитарно-гигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы, расчесывать волосы и т. п.);

владеть навыками самообслуживания (чистить одежду щеткой, хранить ее на вешалке, чистить кожаную обувь, мыть посуду после еды и т. п.);

- ухаживать за комнатными растениями; подкармливать птиц, живущих около школы;

составлять повествовательный или описательный рассказ из 3 -5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;

адекватно взаимодействовать с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно вести себя в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.

- узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях; иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире

- относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (волк — дикое животное, зверь (млекопитающее), животное, санитар леса);

- знать отличительные существенные признаки групп объектов; знать правила гигиены органов чувств;

- знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

- быть готовыми использовать полученные знания при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.

- проявлять интерес, активность и самостоятельность в работе на уроке;

- применять сформированные знания и умения при решении новых учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач

- развернуто характеризовать свое отношение к изученным объектам

- отвечать и задавать вопросы учителю по содержанию изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;

- выполнять задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), качественно осмысленно оценивать свою работу и работу одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимать замечания, адекватно воспринимать похвалу;

- проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира; совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм; выполнять доступные природоохранительные действия;

- быть готовыми к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.


3.Формирование базовых учебных действий

Личностные учебные действия

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

  • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Регулятивные УД:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;

  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

  • пользоваться учебной мебелью;

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

  • работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать рабочее место;

  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные УД:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

  • устанавливать видо -родовые отношения предметов;

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  • пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

  • читать;

  • писать;

  • наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях).

Коммуникативные УД:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

  • обращаться за помощью и принимать помощь;

  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

  • договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.


Содержание учебного предмет

Сезонные изменения

Цель: формирование понятий о различных временах года. Исходя из причины - деятельности Солнца, определять следствия - признаки времён года. Обобщение и закрепление представлений о жизни растений, животных в разные времена года. Закрепление представлений о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе. Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман.

Растения и животные в разное время года. Сад, огород, поле, лес в разное время года.

Дикие и домашние животные в разное время года.

Труд людей города и села в разное время года.

Устанавливается взаимосвязь природных изменений и изменений в жизни растений, животных, деятельности человека.

Неживая природа

Цель: знакомство учащихся со свойствами почвы, её составом, значением для жизни животных и человека. Формирование элементарных представлений о свойствах элементов почвы: песка, глины, камней, перегноя. Формирование первичных представлений о формах поверхности земли.

Почва. Состав почвы: песок, глина, камни. Простейшие свойства почвы, их значение для растений.

Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д.

Формы поверхности 3емли: равнины, низменности, холмы, горы.

Для изучения почвы необходимо использовать наглядный материал (песок, глину и т. д.).

Живая природа(Растения)

Цель: закрепление представлений о жизни растений. Расширить представления о растениях, выделяя такие группы растений, как культурные и дикорастущие, лекарственные. Показать роль человека в создании культурных растений, их значение в жизни человека. Познакомить учащихся со строением, жизнью, выращиванием и значением для человека растений поля.

Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2-3 наиболее распространённых). Уход за цветами в саду. Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана. Парк (сквер). Создание человеком парков. Растения поля. Рожь, пшеница, овёс и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метёлка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.

Животные

  Цель: показать роль и значение домашних животных в жизни человека. Познакомить с работой человека по созданию новых, полезных для него пород животных. Познакомить учащихся с новой группой: водоплавающие птицы (дикие и домашние), с особенностями их строения, приспособлением к среде обитания.

Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних, животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных. Птицы. Разнообразие птиц. Птицы - друзья сада; охрана птиц.

Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними.

Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем.

Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.

Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчёл. Пасека.

Насекомые-вредители.

При изучении домашних животных отметить работу человека по созданию новых пород животных, показать, как человек использует свои знания о природе, особенностях животных в организации ухода и разведения того или иного животного. Сравнение диких и домашних птиц позволит учителю показать взаимосвязь дикой природы и деятельности человека

Человек

Цель: формирование элементарных представлений о значении мозга человека, о правильной организации своей жизни. Показать взаимосвязь человека и окружающей природы. Рассказать о необходимости бережного отношения к природе как среде обитания человека, её охране.

Профилактика травматизма головного мозга.

Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.

Состояние природы и её влияние на здоровье человека. 3абота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих, животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество.
















































Система оценки достижений предметных результатов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и формы контроля.


В 4 классе осуществляется текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений и навыков обучающихся с фиксированием отметки в журнале.

Текущий контроль.

Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости.

Тематический контроль осуществляется в соответствии с календарно – тематическим планированием в конце изучения темы и раздела в форме творческой работы или теста.

Итоговый контроль проводится в конце года в рамках промежуточной аттестации в форме теста.

«5» - ставится ученику, если он дает правильный, логически законченный   ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.

«4» - ставится, если ответ ученика в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике.

«3» - ставится, если ученик излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять самостоятельно знания на практике.





































Контрольно-измерительные материалы по предмету «Мир природы и человека»

4 класс

Тесты 1 четверть

«Сезонные изменения»

  1. Почему осенью становится холоднее?

а) солнце поднимается выше; б) солнце опускается ниже.

  1. Напиши названия осенних месяцев

___________________________________________________

  1. Когда это бывает? Солнце светит всё меньше, дни становятся короче, а ночи – длиннее.

а) осенью; б) зимой.


  1. В каком месяце, зайцы и белки линяют – меняют летний мех на зимний?

а) сентябрь; б) ноябрь


  1. Как называются животные, которые сами заботятся о себе?

а) дикие; б) домашние

  1. Какое животное впадает зимой в спячку?

а) мыши; б) ёж

  1. Кто из животных делает запасы на зиму?

а) заяц; б) белка


  1. Когда это бывает? Солнце светит очень мало. Дни короткие, а ночи длинные.

а) осенью; б) зимой.


  1. Как называются деревья, на которых растут листья?

а) хвойные; б) лиственные.

  1. Как называются растения, которые живут одно лето?

а) многолетние; б) однолетние










Тесты 2 четверть

«Живая природа. Растения»

    1. Как называются растения, которые выращивает человек?

а) культурные; б) дикорастущие.

    1. Из зёрен какого растения выпекают белый хлеб?

а) пшеница; б) гречиха.


    1. Рожь, овёс, пшеница, рис – это….

а) овощные; б) зерновые


    1. Капуста, морковь, огурцы – это…

а) зерновые; б) овощные.

    1. У свеклы, редиски, моркови в пищу используем…

а) корнеплоды; б) листья.


    1. Где растут яблони, груши, вишни, сливы?

а) в лесу; б) в саду.


    1. Берёза, тополь, липа, дуб – это..

а) хвойные деревья; б) лиственные деревья.


    1. Редкими растениями называются те, которых…

а) много; б) осталось очень мало.


    1. Как называется книга, в которой рассказывается об исчезающий растениях?



10.Какие растения становятся редкими?

а) культурные; б) дикорастущие
















Тесты 3 четверть

«Живая природа. Животные»

1. Как называются животные, о которых заботится человек?

а) домашние; б) дикие


2. Корова, свинья, овца – это…

а) дикие животные; б) домашние животные


3.Большинство домашних животных питаются…

а) животной пищей; б) растительной пищей


4.Какое домашнее животное человек использует для перевозки грузов, выступают в цирке?

а) корова; б) лошадь


5.Какое домашнее животное разводят для получения мяса, шерсти?

а) свинья; б) овца.


6.Водоплавающие птицы – это…

а) курица, индюк; б) гусь, утка, лебедь.


7.Домашние птицы…

а) хорошо летают; б) плохо летают.


8.У каких птиц окраска чаще всего бывает белого цвета?

а) домашних; б) диких.



9.Хозяйство, где разводят кур, называется…

а) птицеферма; б) зооферма


10.Эти птицы бывают домашние и дикие

а) утки; б) куры





















Тесты 4 четверть

«Безопасное поведение

1.Что такое режим дня?

а) делаем всё в одно и то же время; б) делаем, когда захотим.


2.Как называется прибор для измерения времени?

а) часы; б) компас


3.В какое время суток нужно делать зарядку?

а) днём; б) вечером.


4.Когда нужно изолировать больного? ( не ходить в школу)

а) стукнул ногу; б) при инфекционной болезни.


5.Вызвать врача домой..

а) при высокой температуре; б) при насморке.


6.Когда нужно соблюдать постельный режим?

а) при зубной боли, б) при инфекционной болезни.


7.К инфекционной болезни относится..

а) грипп, ветрянка, корь; б) ушиб, порез, ожог.


8.Признаки отравления – это…

а) тошнота, рвота, боли в животе; б) насморк, кашель.


9.При пожаре звоните

а) 03; б) 01


10.При запахе газа нужно звонить

а) 04; б) 02
















Поурочное планирование по предмету «Мир природы и человека» 4 класс

п/п

Наименование разделов и тем

Основные виды учебной деятельности

I четверть -9 часов

I Сезонные изменения в природе.

1

Влияние Солнца на смену времен года.

Рассматривание рисунка. Соотнесение схемы со временем года. Чтение текста, ответы на вопросы Прослушивание текста.

2

Признаки осени.

Составление рассказа по схеме. Чтение текста учебника. Нахождение в тексте и название осенних месяцев, признаков осени. Определение по рисункам признаков осени. Составление рассказа об осенних месяцах

3

Растения осенью.

Сравнение рисунков, нахождение различий. Объяснение причин признаков осени. Нахождение и название знакомых цветов, овощей. Составление рассказа об использовании овощей

4

Животные осенью.

Чтение текста. Нахождение объектов на рисунке. Чтение вопросов, построение ответов. Разгадывание загадок. Нахождение и показ на рисунке знакомых объектов.

5

Труд людей осенью.

Прослушивание текста, ответы на вопросы. Словарная работа (многолетние растения, садовые инструменты). Практическая работа на пришкольном участке (сгребание листвы). Правила безопасного использования садового

инструмента.

II Живая природа. Растения.

6

Огород. Поле.

Показ объекта на рисунке (поле, огород). Перечисление инструментов для перекопки земли. Беседа об овощах. Словарная работа (корнеплоды, овощеводы, теплица). Чтение текста учебника, нахождение ответов на вопросы в тексте.


7

Лес.

Чтение текста учебника, нахождение ответов в тексте. Перечисление названий лиственных и хвойных деревьев. Запись в тетрадь. Словарная работа (многолетние, однолетние, клумбы, цветоводы). Нахождение на рисунке объектов природы, определение знакомых и незнакомых объектов, их перечисление. Объяснение выбора объекта природы по признаку (деревья). Разгадывание загадок. Дифференциация предметов по признаку (деревья, кустарники).

8

Как ориентироваться в лесу?

Упражнения на ориентировку в пространстве (определение право, лево, сзади, спереди). Рассматривание приборов для ориентировки в пространстве (компас). Практическое упражнение ориентирование по компасу, по природным объектам.

9

Сад.

Чтение текста учебника. Показ садовых инструментов на рисунках, определение их предназначения. Запись названий садового инструмента в тетрадь, зарисовка одного инструмента. Составление рассказа о правилах использования садового инструмента на основе рисунков и текста

II четверть – 7 часов

1

Растения культурные и дикорастущие.

Нахождение определения дикорастущих и культурных растений, ответов на вопросы в тексте учебника. Сравнение рисунков. Словарная работа (культурные, дикорастущие, сорт). Рассматривание натуральных объектов (яблок разных сортов, семян). Описание по внешнему виду. Чтение этикеток. Ответы на вопросы

2

Лекарственные растения.

Слушание текста учебника, нахождение ответов в тексте учебника. Знакомство с лекарственными растениями (чтение названия и информации на аптечной упаковке), способом их применения, сроком годности

3

Растения полей. Поле в разное время года.

Прогулка (экскурсия) в парк. Словарная работа. Чтение рассказа учебника, ответы на вопросы. Нахождение знакомых объектов на рисунках, ответы на вопросы. Чтение текста (работа в поле в разное время года). Рассматривание иллюстраций о редких видах растений, их описание по внешнему виду. Зарисовка тетради одного объекта. Запись названия.

I Сезонные изменения в природе.

4

Признаки зимы.

Рассматривание рисунка. Определение признаков зимы. Объяснение схем. Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа о зимних месяцах с опорой на рисунки.

5

Растения зимой.

Сравнение рисунков. Составление описательного рассказа. Нахождение объектов по заданию. Чтение текста

6

Животные зимой.

Прослушивание текста. Нахождение ответа на вопросы в тексте учебника. Рассматривание объектов на рисунке. Называние знакомых объектов. Составление рассказа о жизни животных зимой.

7

Труд людей зимой.

Ответы на вопросы по рисункам. Чтение текста. Словарная работа (ветеринар). Составление рассказа по рисункам.

III четверть- 10 часов

III Живая природа. Животные.

1

Сравнение животных: лошадь и корова.

Рассматривание рисунка с изображением лошади. Выделение частей тела. Описание животного по плану. Словарная работа (скакун, тяжеловоз). Составление рассказа об использовании лошади человеком. Рассматривание рисунка с изображением коровы. Выделение частей тела коровы. Описание животного по плану. Составление рассказа об использовании коровы человеком.

2

Сравнение животных: свинья и овца.

Рассматривание рисунков с изображением овцы, свиньи. Выделение частей тела. Описание животного по плану. Зарисовка домашнего животного. Рассматривание предметов ухода за домашними животными. Запись названий предметов в тетрадь. Составление правил ухода за домашними животными по

вопросам. Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту

3

Польза и вред птиц.

Показ частей тела птиц. Составление описательного рассказа по плану. Рассматривание и называние знакомых объектов на рисунках. Составление рассказа по вопросам о пользе и вреде птиц. Словарная работ (водоплавающие птицы). Нахождение водоплавающих птиц на рисунках. Определение, что позволяет птицам плавать. Сравнение двух водоплавающих птиц. Нахождение сходства и различий. Составление описательного рассказа.

4

Дикие и домашние птицы-сходство и различия.

Сравнение диких и домашних птиц. Нахождение сходства и различий. Сравнение птиц по внешнему виду, среда обитания. Показ и называние знакомых объектов (утка, селезень). Словарная работа (утка, селезень). Запись названий птиц в тетрадь. Определение птиц по контуру. Зарисовка контура птицы. Нахождение птиц на рисунках. Составление описательного рассказа. Словарная работа (курица, петух, цыплята). Определение значения курицы для человека. Экскурсия на птицеферму (по возможности)

5

Насекомые. Пчёлы.

Нахождение известных насекомых на рисунках. Чтение текста. Ответы на вопросы. Отгадывание загадок. Составление описательного рассказа о насекомом по плану. Слушание рассказа о насекомых-вредителях. Рассматривание изображения пчелы. Определение частей тела пчелы. Определение пользы пчелы для человека. Правила поведения на пасеках.

IV Неживая природа

6

Почва. Состав почвы. Песок. Глина. Обработка почвы.

Показ объекта природы (планета Земля) на рисунке. Чтение текста учебника, ответы на вопросы по тексту. Работа с рисунками (нахождение и показ объектов, сравнение объектов). Словарная работа (перегной, плодородный). Опыт: свойства песка (пропускает воду, сыпуч). Опыт: свойства глины (не пропускает воду, пластичная, можно использовать для лепки). Рассматривание и отбор садового инструмента (натуральных объектов). Определение, чем могут быть опасны садовые инструменты. Формулировка правил обращения с садовым инструментом. Запись правил в тетрадь. Зарисовка садового инструмента.

7

Рельеф. Горы, холмы, равнины, овраги.

Показ на рисунке объектов природы (горы, холмы, вершина, равнины, овраги). Чтение текста учебника, ответы на вопросы. Сравнение гор, холмов, равнин, оврагов: нахождение сходства и различий. Зарисовка в тетради объектов природы, подпись названий.

I Сезонные изменения в природе.

8

Растения весной.

Определение признаков весны по рисункам. Наблюдение за погодой. Работа по схемам. Чтение рассказа. Определение свойств объекта по рисунку с доказательством выбора. Отгадывание загадок. Сравнение рисунков. Отработка названий весенних цветов

9

Животные весной.

Чтение рассказа. Нахождение в тексте объектов природы. Составление рассказа по рисункам. Зарисовка муравейника в тетрадь. Название детенышей животных

10

Труд людей весной.

Чтение рассказа, ответы на вопросы по тексту. Составление рассказа о работе людей весной. Чтение стихотворения, нахождение ответа на вопрос в тексте. Составление рассказа о правилах работы с инструментами. Запись предложения в тетрадь

IV четверть – 8 часов

V Живая природа. Человек.

1

Человек. Мозг человека.

Показ на схеме частей тела человека. Чтение текста учебника. Рассматривание рисунков, ответы на вопросы. Сравнение мозга собаки и лягушки по рисункам.

2

Режим дня. Профилактика переутомления.

Работа со схемой частей суток. Определение занятий в разное время суток. Чтение текста учебника. Составление рассказа о любимом занятии вечером. Рассматривание часов. Определение предназначения часов (будильник, настенные, ручные, песочные). Практическая работа по определению времени. Составление режима дня, запись в тетрадь. Практическое разучивание физкультминутки для профилактики.

3

Окружающая среда и здоровье человека. Загрязнение воздуха, воды, почвы. Заповедники.

Выявление причин загрязнения воздуха, воды, почвы по рисункам. Определение действий человека по очистке воздуха, воды, почвы. Придумывание пиктограмм, условных знаков, запрещающих загрязнение воздуха, воды, почвы. Чтение текста учебника, выделение ответов на вопросы. Словарная работа (заповедник, лесничество). Составление рассказа о занятиях в лесничествах.

4

Правила поведения дома. Правила поведения в школе.

Определение правильного поведения по иллюстрациям. Составление рассказа о безопасном поведении. Выбор правильного поведения в стихотворном тексте. Заучивание телефонов экстренной помощи. Правила поведения при беседе по телефону. Игра «Телефонный звонок». Ответы на вопросы. Разыгрывание ситуаций по правилам поведения в школе. Составление рассказа по правилам поведения в школе. Рисунок «Как правильно вести себя на уроке»

5

Правила дорожного движения. Дорога. Пешеходный переход.

Определение частей дорог по рисунку. Работа с опорными словами (проезжая часть, полоса движения, трамвайные пути, тротуар). Ответы на вопросы. Чтение и разучивание правил поведения на дороге. Практическая отработка

правил поведения на дороге. Чтение правил перехода по «зебре» (по очереди, по цепочке). Нахождение предложения в тексте по заданию учителя.

I. Сезонные изменения в природе.

6

Растения летом

Нахождение признаков объекта по рисункам. Работа со схемами. Чтение рассказа, ответы на вопросы. Нахождение в тексте определений явлений природы. Определение летних месяцев по рисункам, знакомых растений. Определение и разучивание названий растений сада и огорода. Зарисовка растений. Работа со стихотворным текстом

7

Животные летом

Называние знакомых насекомых. Нахождение знакомых насекомых на рисунках. Составление рассказа о животных с опорой на рисунки, по опорному плану. Составление рассказа о ферме

8

Труд людей летом

Нахождение объекта на рисунке (газонокосилка, коса, сенокосилка). Чтение рассказа, ответы на вопросы по тексту. Составление рассказа о работе людей летом. Чтение стихотворения, нахождение ответа на вопрос в тексте. Составление рассказа о правилах купания. Запись предложения в тетрадь

Материально – техническое обеспечение.

Средства обучения и воспитания учебного предмета «Мир природы и человека» включают:

Базовый учебник:

  1. Мир природы и человека. 4 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. Основные общеобразоват. программы. В 2 ч. [Н.Б. Матвеева, И.Я. Ярочкина, М.А. Попова]. – М. : Просвещение, 2018.

Учебно-методический комплект:

1.Матвеева Н.Б., Ярочкина. И.А, Попова М.А, Куртова Т.О. Мир природы и человека. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих АООП. В 2 ч.– М.: Просвещение, 2018.

2. Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А. Мир природы и человека. Методические рекомендации. 1–4 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы – М.: Просвещение, 2016.

3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы», под ред. И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2011, (программа «Живой мир», автор Н.Б. Матвеева).

Печатные пособия: комплекты предметных, сюжетных картин, серий сюжетных

картин, динамических схем по разделам «Неживая природа», «Сезонные изменения

в природе», «Растения», «Животные», «Человек».

Экранно-звуковые пособия: аудиозаписи звуков окружающего мира (природы

и социума); видеофильмы (мультфильмы) и презентации по темам: «Дикие и

домашние животные», «Красная книга», «Первоцветы», «Растения», «Времена года»

Технические средства обучения – компьютер.



 Литература для учителя:

Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно – методические материалы / Под ред. И.М. Бгажноковой.- М.: Владос, 2007 г.

Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта // под ред. Л.Б. Баряевой, И.М. Бгажноковой, Д.И.Бойковой, А.П. Зарина. - Псков, 1999.

Мир вокруг нас. С.А. Кузнецов, М.: АСТ, 1999.

1. Гаврикова М.Ю. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие / 2-е изд., доп. – М.: Глобус, 2011.

2. Каткова Е.Г. Занимательные задачи и проверочные вопросы по естествознанию. – М.: Интелект – Центр, 2011.

3. Матвеева Н.Б Живой мир. 4 класс: учеб. Для спец. (коррекц.)  образова. Учреждений  VIII вида / Матвеева Н.Б., Попова М.А., Т.О. Куртова - М.: Просвещение.

4. Сборник Программ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой для 0 – 4 классов. Издательство М.: «Просвещение», 2006г.

5. Петрова В.Г. Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 2011.

6. Сухаревская Е.Ю. Окружающий мир. Справочник для ученика начальной школы. 1-4й классы. Ростов-на Дону: «Легион» 2010.

7. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой.  – М., 2007.

8.Худенко Е.Д. Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 4 класс/ Худенко Е.Д., Терехова И.А. –М.: АРКТИ.

9. Худенко Е.Д., Останина Е.В. Практическое пособие по развитию речи. – М.: Руссико, 2007.

10. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М: «Первое сентября», 2013.


ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

  1. Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с содержанием обучения).

  2. Детская справочная литература (справочники, энциклопедии) о мире природы, труде людей, общественных явлениях и пр.

  Дополнительная литература для учащихся:

Борис Житков

  • «Рассказы о животных»

Виталий Бианки

  • «Лесные домишки»

Керр Джудит

  • «Рассеянная Мяули»;

  • «Что натворила Мяули» и другие истории о непоседливой кошке и ее приключениях обязательно понравятся малышам.

Мария Ваго

  • «Записки черного кота»

Виталий Бианки

  • «Лесная газета» — уникальный сборник-альманах, настоящая энциклопедия живой природы, написанная живым и ярким языком.

Евгений Чарушин

  • «Тюпа, Томка и сорока» — замечательные, наполненные добротой рассказы о животных, которые сопровождают авторские иллюстрации.

Ольга Перовская

  • «Ребята и зверята» — сборник рассказов о детях лесничего и их многочисленных питомцах. Эти рассказы, воспитавшие не одно поколение ребят, учат любви, заботе и милосердию.

Холли Вебб

  • «Добрые истории о зверятах» — щенок Гарри, котенок Дымка, щенок Элфи, котенок Милли — эти и многие другие пушистые герои книг Холли Вебб заставят улыбнуться, взгрустнуть и задуматься о доброте и верности.

Владимир Дуров

  • «Мои звери»;

  • «Мой дом на колесах» — истории об артистах московского театра зверей «Уголок Дурова», написанные его основателем, знаменитым дрессировщиком Владимиром Дуровым.

Эдуард Успенский

  • «Невероятные истории про любимых питомцев»

Виктор Лунин

  • «Зверье мое»

Вера Чаплина

  • «Питомцы зоопарка»

Вячеслав Чиркин

  • «Тошка, собачий сын»

Эдуард Тополь

  • «Еду я на осле!» и другие смешные истории»

Юрий Дмитриев

  • «Лесные загадки»

Николай Сладков

  • «Лесные тайнички»

Юрий Дмитриев

  • «Сказки про Мушонка и его друзей»

Феликс Зальтен

  • «Бемби»

Константин Сергиенко

  • «До свидания, овраг!». Книга о брошенных бездомных собаках. Книга о доброте, милосердии и ответственности.



Литература для родителей:

Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе: социализация детей с нарушением интеллекта. – СПб.,2005.

Клепинина З.А. Я и мир вокруг. 1-й и 2-й класс. - М., Московские учебники, 1998.


Энциклопедия в 3-х томах «Что такое. Кто такой». – М.: «Педагогика - Пресс», 2008.


С.И.Богатырева «Круглый год», изд. «Детская литература»,1985

Дж Силберг, П. Скиллер. Полное собрание стихотворений, песенок, считалок и потешек, игр, скороговорок и загадок для детей” – Перевод с анг. Т.И. Попова _ Мн.: ООО “Попурри”, 2005.

1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Составители Н.Б. Елкина, Т.И. Тарабарина. – Ярославль: “Академия развития, 1997.


  Интернет-ресурсы:


 

 

http://www.school.edu.ru

Российский общеобразовательный портал               

где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно -популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней

http://www.viki.rdf.ru

Детские  электронные книги и презентации

http://school-collection.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.solnet.ee

Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и 

образованию детей, дидактический и                                                                сценарный материал для учителя начальных

http://www.prazdnik.by

Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям.

http://www.it-n.ru/

Сайт творческих учителей. Разные сообщества.

http://mail.redu.ru

Исследовательская работа школьников

http://festival.1september.ru

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://kid. nashcat.ru

Все для детей. Детский портал, детские сайты.

http://edu.rin.ru

Сайт Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к школе.

 

ПроШколу.ру - бесплатный школьный портал http://www.proshkolu.ru/

Сайт взаимовыручки учителей http://infourok.ru/

Хостинг презентаций (сервис для просмотра и скачивания презентаций) http://ppt4web.ru/

Портал готовых презентаций http://prezentacii.com/

Видеоуроки «Окружающий мир»-ИНФОУРОК













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!