СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по рисованию (изобразительное искусство). 5 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по рисованию (изобразительное искусство). 5 класс»

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по предмету «Рисование (изобразительное искусство)» разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянской СКОШИ» на 2023-2024 учебный год и следующих нормативно -  правовых документов:


1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014.

3. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.

4. Учебный план АООП (вариант 1) на 2023-2024 учебный год ГБОУ «Новобрянская СКОШИ». 5. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Учебный предмет «Рисование (изобразительное искусство)» относится к предметной области «Искусство» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).

Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Рисование (изобразительное искусство)».

Цель обучения - развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, а также формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитие зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитии умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.

Задачи обучения:

  • воспитание интереса к изобразительному искусству;

  • раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;

  • воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса;

  • формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства. Расширение художественно-эстетического кругозора;

  • развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать свое мнение о них;

  • формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка;

  • обучение изобразительным техникам и приемам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе работа в нетрадиционных техниках;

  • обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации)

  • обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построениям орнамента и др., применяемым в разных видах изобразительной деятельности;

  • формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, памяти, представлению и воображению;

  • воспитание умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности (коллективное рисование, коллективная аппликация).

Рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» в 5 классе определяет следующие задачи:

  • работа по развитию у обучающихся эстетического восприятия и формирования образов предметов и явлений окружающей действительности в процессе их познаний;

  • развитие у обучающихся интереса к изобразительному искусству, потребности в изображении воспринимаемой действительности, формирования желания овладеть приемами изображения объектов наблюдения в разных видах изобразительной деятельности;

  • обучение изобразительному искусству (эта задача осуществляется на этапе закрепления и расширении полученных в 1-4 классах знаний и умений);

с целью обучения изображению окружающей действительности, отрабатываются приемы рассматривания объектов, произведений изобразительного искусства и народного творчества, формируются и закрепляются способы изображения в лепке, аппликации, а также продолжается развиваться технические навыки работы с разными художественными материалами.

Место реализации Адаптированной рабочей программы по предмету

«Рисование (изобразительное искусство)» в 5 классе

Республика Бурятия, Заиграевский район, с. Новая Брянь, ул. Школьная, д. 5, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».

Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» в 5 классе

Личностные:

  • осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к обучению;

  • сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  • способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

  • воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие эстетических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные:

Минимальный уровень:

  • знать названия художественных инструментов и приспособлений, их свойства, назначение, правила обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

  • знать элементарные правила композиции, цветоведения, передачи формы предмета;

  • знать некоторые выразительные средства изобразительного искусства: «точка», «линия», «штриховка», «пятно»; - пользование материалами для рисования;

  • уметь пользоваться материалами для рисования, аппликации, лепки;

  • знать название предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;

  • уметь организовывать рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы;

  • следовать при выполнении работы инструкциям учителя;

  • владеть приемами некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);

  • рисовать по образцу предметы несложной формы и конструкции;

  • применять приемы работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;

  • ориентироваться в пространстве листа;

  • размещать изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

  • адекватно передавать цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета.

Достаточный уровень

  • знать названия жанров изобразительного искусства;

  • знать названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Хохлома и др.);

  • знать основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;

  • знать и применять выразительные средства изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;

  • знать правила цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;

  • знать виды аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);

  • знать способы лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);

  • находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;

  • следовать при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;

  • оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

  • использовать разнообразные технологические способы выполнения аппликации;

  • применять разные способы лепки;

  • рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта; рисовать по воображению;

  • различать и передавать в рисунке эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, семье и обществу;

  • различать произведения живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;

  • различать жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.




Формирование базовых учебных действий

Личностные БУД: осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные БУД: включают следующие умения: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик класс, учитель-класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

Регулятивные БУД: включают следующие умения: входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); пользоваться учебной мебелью; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место; передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные БУД: Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать видородовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать; выполнять арифметические действия; наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях).

Система оценки достижений

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

  • 0 баллов - нет фиксируемой динамики;

  • 1 балл - минимальная динамика;

  • 2 балла - удовлетворительная динамика;

  • 3 балла - значительная динамика.

Оценка предметных результатов

Оценка «5» — уровень выполнения требований высокий, отсутствуют ошибки в разработке композиции, работа отличается грамотно продуманной цветовой гаммой, все объекты связаны между собой, правильно переданы пропорции и размеры, при этом использованы интегрированные знания из различных разделов для решения поставленной задачи; правильно применяются приемы и изученные техники рисования. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески.

Оценка «4» — уровень выполнения требований достаточный при выявлении у обучающегося незначительных ошибок в разработке композиции, нарушений в передаче пропорций и размеров; при этом обучающийся после с небольшой подсказки учителя может самостоятельно исправить ошибки. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно.

Оценка «3» — уровень выполнения требований достаточный, минимальный; допущены ошибки в разработке композиции, в передаче пропорции и размеров; владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности

Оценка «2» - не ставится.

Содержание обучения

В 5 классе обучение строится по четырем направлениям работы, в соответствии с которыми у обучающихся развиваются умения анализировать форму, строение (конструктивные особенности) объекта наблюдения, выделять в нем части, определять пропорции и видеть объект целостно, а затем изображать его, передавая относительно сходство; восприятие цвета предметов и явлений окружающей среды и умение изображать полученные при наблюдении впечатления красками (акварель и гуашью) разными способами (по сухой и мокрой бумаге); умение работать над композицией в практической деятельности; более углубленное восприятие некоторых произведений изобразительного искусства.

Содержание разделов


п/п

Название раздела, темы

Кол-во
часов

1.

«Обучение композиционной деятельности»

22

2.

«Развитие у обучающихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию»

17

3.

«Обучение восприятию произведений искусства»

12

4.

«Развитие у обучающихся восприятия цвета, предметов и формирование умений переливать его в живописи»

17

Итого:

68

Календарно-тематическое планирование


Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения по плану

По факту

1

Здравствуй осень! Рисование веточки деревьев с листьями, семенами и плодами

3



2

Художники пейзажисты. Рисование осеннего пейзажа

3



3

Сосуды: ваза, кувшин, тарелка. Рисование. Украшение сосудов орнаментом (узором)

2



4

Рисование постановочного натюрморта с драпировкой

4



5

Что изображают художники? Как художник работает над портретом человека? Беседа о художниках и их картинах

2



6

Автопортрет. Рисование

3



7

Беседа. Народное искусство. Гжель

3



8

Роспись гжельской посуды

3



9

Роспись разделочной доски «Городец»

5



10

Беседа. Народное искусство. Хохлома

2



11

Роспись посуды. Хохлома

4



12

Беседа. Народное искусство. Богородская игрушка

2



13

Роспись Богородской игрушки

4



14

Беседа. Скульптура

2



15

Животные в скульптуре. Лепка

4



16

Фигура человека. Лепка

2



17

Музеи России.

1



18

Рисование репродукции картин Музеев России по

Выбору.

2



19

Музеи мира. Рисование репродукции картин музеев мира по выбору.

4



20

Книга. Как построена книга.

3



21

Иллюстрации к книгам.

4



22

Рисование плакатов.

3



23

Рисование открыток.

3




Контрольно-измерительные материалы


Итоговая контрольная работа по предмету «Рисование (изобразительное искусство»

для учащихся 5 класса

Задание А. Тест.

1. Чем являлись для славянского народа: солярные знаки, конь, птица, древо жизни, мать-земля? А) талисманы Б) украшения В) обереги

2. Деревянные украшения на передней части крыши называются: А) фронтон Б) причелина

В) наличники

3. Как называлось место в избе, где висела икона? А) место для молитвы Б) красный угол В) женская половина

4. Головной убор в народной одежде представлял образ: А) земли Б) подземной жизни В) неба

5. Народный промысел «ДЫМКА» - это изготовление... А) подносов Б) игрушек В) посуды

6. Синий цвет - основной цвет народных промыслов… А) Гжели Б) Хохломы В) Жостово

7. Что такое геральдика? А) геральдика – наука о марках Б) геральдика – наука о денежных знаках  В) геральдика – наука о гербах

8. Как называются фигуры, поддерживающие щит? А) геральдические фигуры

Б) гербодержатели, В) щитодержатели

 

9. Первые игрушки, куклы изготавливали….

А) из камня Б) из дерева В) из ткани

10.Искусство росписи по ткани: А) Гобелен Б) Батик В) Лоскутная мозайка.


Задания Б. Закончи предложение.

1.Узор, построенный на ритмическом чередовании объектов изображения, называется…

2.Какой вид современного ДПИ представлен…

 

3.Какой вид современного ДПИ представлен….



Задание С. Творческая работа.

Используя цветные карандаши, сделай свой эскиз росписи камня по предложенной тематике.



Итоговая контрольная работа по предмету «Рисование (изобразительное искусство» для учащихся 5 класса. 

Задания А. Тест.

1. Чем являлись для славянского народа: солярные знаки, конь, птица, древо жизни, мать-земля? А) талисманы Б) украшения В) обереги

2 . Деревянные украшения на передней части крыши называются: А) фронтон Б) причелина В) наличники

3. Как называлось место в избе, где висела икона? А) место для молитвы Б) красный угол В) женская половина

4. Головной убор в народной одежде представлял образ: А) земли Б) подземной жизни В) неба

5. Народный промысел «ДЫМКА» - это изготовление... А) подносов Б) игрушек В) посуды

6. Синий цвет - основной цвет народных промыслов… А) Гжели Б) Хохломы В) Жостово

7. Что такое геральдика? А) геральдика – наука о марках Б) геральдика – наука о денежных знаках  В) геральдика – наука о гербах

8. Как называются фигуры, поддерживающие щит? А) геральдические фигуры Б) гербодержатели В) щитодержатели

 .

9.Первые игрушки, куклы изготавливали….

А) из камня Б) из дерева В) из ткани

10.Искусство росписи по ткани: А) Гобелен Б) Батик В) Лоскутная мозайка


Задания Б.

Закончи предложение.

1.Узор, построенный на ритмическом чередовании объектов изображения, называется…

 

2.Какой вид современного ДПИ представлен…

3.Какой вид современного ДПИ представлен….


Задание С. Творческая работа.

 

Используя цветные карандаши, сделай свой эскиз росписи камня по предложенной тематике.

КЛЮЧ

- Какой вид современного ДПИ представлен… витраж

Какой вид современного ДПИ представлен… резьба по дереву, рельеф

- Какой вид современного ДПИ представлен… плетение из бумаги (газетных трубочек)

Какой вид современного ДПИ представлен… скульптура из колесных шин


Используя цветные карандаши, сделай свой эскиз росписи камня по предложенной тематике.

Используя цветные карандаши, сделай свой эскиз росписи камня по предложенной тематике.









Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса (для учителей, учеников, родителей)


Рау М.Ю., Зыкова М.А. «Изобразительное искусство». 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. - М.: Просвещение, 2023г.

Печатные пособия:

Таблицы по построению орнамента; схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека; таблицы «Хохломская роспись», «Городецкая роспись», «Дымковская игрушка».

Учебно-практическое оборудование:

Набор конструкторов; краски акварельные, гуашевые; бумага А3, А4; бумага цветная; картон, клей, фломастеры; кисти; ножницы; пластилин; шаблоны геометрических фигур и предметов; набор муляжей «Фрукты, овощи, грибы» (комплект); трафареты пластиковые: «Геометрические фигуры», «Птицы», «Животные», «Одежда», «Фрукты», «Овощи», натуральные предметы и игрушки для рисования по темам.

Технические средства обучения –компьютер.

Литература для учащихся:

Изобразительное искусство. 5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / М.Ю. Рау, М.А. Зыкова. – М. :Просвещение, 2023.

Каменева, Е. Какого цвета радуга / Е. Каменева. - М.: Детская литература, 2004.Туберовская, О. М.

В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. - Л. : Детская литература, 1973. Энциклопедический словарь юного художника. - М. : Педагогика, 2013.

Литература для родителей:

Ходушина, Н. П. Ребенок и изобразительное искусство / Н. П. Ходушина // Здравствуй, музей! - СПб., 2005.

Т. А. Копцева «Природа и художник» М. 2000.

В. С. Горичева «Сказку сделаем из глины, снега, из теста, пластилина» Яр-ль. 2008.

Г. Г. Григорьева «Изобразительная деятельность дошкольников» М., 2014.

.Г. С. Швайко «Занятия по ИЗО в д/с» М., 2001

И. А. Курочкина «Знакомим с натюрмортом» С-П., 2009. п-ма «Детство»

Т. Н. Доронова «Природа, искусство, изобразительная деятельность» п-ма «Радуга» М


Литература для учителя:

Грошенков И.А. Уроки рисования в I – VI классах вспомогательной школы. Издание 3-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 2005.

Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 стр.

Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе.

Кузин В.С., Кубышкин Э.И. «Изобразительное искусство». Издательский дом « Дрофа», 2015 г.

Карпенко М.Т. «Сборник загадок» (пособие для учителя ) Москва «Просвещение», 2008 г.

Смирнова А.Н. «Коррекционно – воспитательная работа учителя вспомогательной школы.» М. Просвещение, 2012 г.

М.В. Трофимова, Т.И. Тарабарина «И учеба, и игра изобразительное искусство», Ярославль, Академия развития 2001 год.

Серия книг «Школа рисования», «Мир книги», Москва 2005 год.

И.А.Грошенков «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

Журналы «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии», ООО издательство «Школьная пресса».

Е. А. Коростина «Изобразительное искусство», издательство «Учитель – АСТ» Волгоград 2002 год.

В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина «Изобразительное искусство», издательский дом «Дрофа» 2005 год.

Плакаты, наглядность, презентации к уроку.


Интернет ресурсы:

http://www.solnet.ee/index.htmlеjournal.edusite.ru/p84aa1.html

http://mirdetok.tomsk.ru

http://www.uroki.net/docnach.htm

Детские презентации http://viki.rdf.ru/item/395/download

Фестиваль «Открытый урок» [email protected]



































Поурочное планирование – 68 часов (2 часа в неделю)




Тема предмета


Программное содержание

Дифференциация видов деятельности

Минимальный уровень

Достаточный уровень

1

Здравствуй осень! Рисование веточки деревьев с листьями, семенами и плодами

Рассматривание картин А.Рылова «Зеленый шум». Изучение натуры образца листьев и веток.

Рисование акварельными красками.

Рассматривают картину. Наблюдают красоту природы, осеннее состояние природы.

Различают техники работы с акварельной и гуашевой красками.

Работают под контролем учителя.

Отвечают на вопросы по картине. Замечают особенности красоты осенних листьев, их цвет и разнообразие

форм. Самостоятельно подбираю цвета. Изображают характерные особенности осеннего леса с опорой на предложенный учителем образец.

2

Здравствуй осень! Рисование веточки деревьев с листьями, семенами и плодами

3

Здравствуй осень! Рисование веточки деревьев с листьями, семенами и плодами

4

Художники пейзажисты.

Рисование осеннего пейзажа

Рассматривание картин художников пейзажистов. (И. Левитан «Осень», А. Куинжди

«Березовая роща»). Усвоение понятий «далеко- близко», «даль», «меньше размер», «больше размер».

Рассматривают картины художников-пейзажистов. Усваивают понятия «далеко», «близко». Учатся строить рисунок с учетом планов (дальний, передний).

Знакомятся с понятием

«перспектива». Выделяют этапы работы в соответствии с поставленной целью. Повторяют, а затем варьировать систему несложных действий

художественными материалами, выражая собственный замысел. Развивают навыки работы

карандашом и акварелью.

5

Художники пейзажисты.

Рисование осеннего пейзажа

6

Художники пейзажисты.

Рисование осеннего пейзажа

Усвоение понятий «далеко- близко», «даль»,«меньше размер», «больше размер».

Работают под контролем учителя.

7

Сосуды: ваза, кувшин, тарелка. Рисование. Украшение сосудов орнаментом (узором)

Повторение понятий сосуд»

«силуэт». Примеры сосудов - вазы, чаши, блюда, бокалы, тарелки и т. д.

Украшение силуэтов

разных предметов орнаментом (узором). Выбор предмета

для украшения.

Усваивают понятия: сосуд, силуэт, узор орнамент.

Различают сосуды по геометрическим формам.

Работают по трафаретам, под контролем учителя.

Подбирают узор под контролем учителя.

Различают: сосуд, силуэт, узор орнамент.

Работают живописными навыками с акварелью. Овладевают навыками сравнения, учатся сравнивать свою работу с оригиналом (образцом). Работают самостоятельно.

8

Сосуды: ваза, кувшин, тарелка. Рисование. Украшение сосудов орнаментом (узором)

9

Рисование постановочного натюрморта с драпировкой

Рассматривание постановочного натюрморта,

Поэтапное выполнение работы. Компоновка. Прорисовывание по точкам. Форма предмета.

Детали. Уточнение.

Раскрашивание фона. Раскрашивание предметов.

Рассматривают натюрморт. Ориентируются в плоскости листа под контролем учителя.

Работают по шаблону. Подбирают цвета под контролем учителя.

Работают в совместной деятельности с учителем.

Рассматривают натюрморт, отвечают на вопросы Правильно располагают натюрморт в плоскости листа.

Самостоятельно подбирают цвета. Работу выполняют самостоятельно.

10

Рисование постановочного натюрморта с драпировкой

11

Рисование постановочного натюрморта с драпировкой

12

Рисование постановочного натюрморта с драпировкой

13

Что изображают художники?

Как художник работает над

портретом человека? Беседа о художниках и их картинах

Формирование навыков восприятия и оценки

деятельности известных художников. Изучение жанра изобразительного искусства - портрет.Рассматривание картины знаменитых художников О. Кипренский « Портрет А. Пушкина», В. Серова «Портрет балерины Т. Карсавиной», П.

Заболотского «Портрет поэта М. Лермонтова».

Рассматривают картину. Понимают, что картина — это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями.

Усваивают понятия

«рисовать с натуры»,

«рисовать по памяти»

Рассматривают и сравнивают картины разных художников, разных жанров, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник

передает цветом

(радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т. д.). Усваивают понятие «портрет».

14

Что изображают художники?

Как художник работает над

портретом человека? Беседа о художниках и их картинах

15

Автопортрет. Рисование

Последовательность рисования лица человека. Овал ица.Форма глаз, бровей. Цвет лица, бровей, ресниц, волос. Развитие художественных навыков при создании образа на основе знаний простых форм.

Понимают, что такое автопортрет.

Работают по шаблону. Размечают части лица под контролем учителя.

Изображают живописными средствами автопортрет под контролем учителя.

Работают графическими материалами с помощью линий разной толщины. Выполняют творческое задание согласно условиям. Создают композицию рисунка самостоятельно.

Подбирают необходимые

цвета для выполнения работы.

16

Автопортрет. Рисование

17

Автопортрет. Рисование

18

Беседа. Народное искусство. Гжель

Беседа о Гжели.

Обучение узнавать изделия с гжельской росписью.

Посещение виртуальной фабрики по изготовлению

гжельских изделий.

Знакомятся с разнообразием русских народных промыслов.

Учатся различать изделия, знать характерные особенности Гжели.

Знакомятся с искусством гжельских мастеров. Различают цвета гжели.

Знакомятся с разнообразием русских народных промыслов. Учатся различать изделия, знать характерные особенности Гжели. Знакомятся с искусством гжельских мастеров.

Различают цвета гжели.

19

Беседа. Народное искусство. Гжель

20

Беседа.Народное искусство. Гжель

21

Роспись гжельской посуды

Знакомство с искусством гжельских мастеров. Обучение расписыванию чашки, блюдца. Выполнение узоров гжельской Росписи.

Выбирают форму для росписи под контролем учителя. Ориентируются на плоскости листа под контролем учителя. Подбирают цвета гжели. Составляют узор под контролем учителя.

Выбирают форму для росписи под контролем учителя. Ориентируются на плоскости листа. Подбирают цвета гжели. Самостоятельно составляют узор.

22

Роспись гжельской посуды

23

Роспись гжельской посуды

24

Беседа. Народное искусство. «Городец»

Беседа о Городце. Знакомство с традиционной росписью.

Знакомятся с разнообразием русских народных промыслов.

Знакомятся с разнообразием русских народных промыслов.

25

Роспись разделочной доски «Городец»

Ознакомление с разнообразием русских народных промыслов, с народным искусством Городец. Обучение узнаванию изделия с городецкой росписью.

Учатся различать изделия, узнавать характерные особенности Городца.

Знакомятся с городецкой росписью.

Учатся различать изделия, узнавать характерные особенности Городца.

Уясняют, какие цвета используют в городецкой росписи.

26

Роспись разделочной

доски «Городец»

Продолжение знакомства детей с разнообразием русских

народных промыслов, обучение узнаванию различных изделий, характерных для того или иного народного искусства. Обучение расписыванию разделочной доски в городецком стиле.

Наносят узор на доску по трафаретам. Называют свойства гуаши. Подбирают цвета под контролем учителя

Работают под контролем учителя.

Самостоятельно наносят узор на доску. Владеют навыками работы с гуашью. Самостоятельно подбирают цвета. Работу выполняют самостоятельно.

27

Роспись разделочной

доски «Городец»

28

Роспись разделочной

доски «Городец»

29

Роспись разделочной доски «Городец»

30

Беседа. Народное искусство.

Хохлома

Беседа о Хохломе.

Знакомство с традиционной роспись —элементами узоров «золотой хохломы».

Рассматривают изделия Хохломы.

Рассматривают изделия Хохломы, отвечают на вопросы.

31

Беседа. Народное искусство.

Хохлома

Ознакомление с разнообразием русских народных промыслов, с народным искусством Хохлома. Обучение узнавать изделия с хохломской росписью

Знакомятся с разнообразием русских народных промыслов.

Различают изделия, знать характерные особенности Хохломы. Знакомятся с хохломской росписью.

Уясняют, какие цвета используют в хохломской росписи.

Различают орнаменты, используемые в хохломской росписи.

32

Роспись посуды. Хохлома

Использование художественных средств выразительности.

Обучение расписыванию посуды хохломской росписью.

Ориентируются на плоскости листа под контролем учителя. Подбирают цвета хохломы. Составляют узор под контролем учителя.

Выбирают форму для росписи под контролем учителя. Ориентируются на плоскости листа. Подбирают цвета хохломы. Самостоятельно составляют узор.

33

Роспись посуды. Хохлома

34

Роспись посуды. Хохлома

35

Роспись посуды. Хохлома

36

Беседа.

Народное искусство. Богородская игрушка

Беседа о Богородской игрушке. Знакомство с изготовлением богородских игрушек.

Рассматривают образцы игрушек.

Рассматривают образцы игрушек, отвечают на вопросы.

37

Беседа.

Народное искусство. Богородская игрушка

Изучение древесины для изготовления игрушек. Изучение техники резьбы по дереву

Знакомятся с разнообразием русских народных промыслов. Различают изделия, различать характерные особенности Богородской игрушки с помощью учителя.

Называют этапы изготовления игрушек. Называют породы деревьев, для изготовления игрушек. Различают особенности Богородских игрушек

38

Роспись Богородской игрушки

Обучение узнаванию различных изделий, характерных для того или иного народного искусства.

Использование художественных средств выразительности. Обучение расписыванию Богородских игрушек

Выбирают форму для росписи под контролем учителя. Ориентируются на плоскости листа под контролем учителя. Подбирают цвета для росписи Богородских игрушек.

Составляют узор под контролем учителя

Выбирают форму для росписи под контролем учителя. Ориентируются на плоскости листа. Подбирают цвета для росписи Богородских игрушек.

Самостоятельно оставляют узор

39

Роспись Богородской игрушки

40

Роспись Богородской игрушки

41

Роспись Богородской игрушки

42

Беседа. Скульптура.

Знакомство со скульптурой

Рассматривают скульптуры Знакомятся со скульптурой.

Рассматривают скульптуры Знакомятся со скульптурой.

43

Беседа. Скульптура.

Знакомство со скульптурой – статуя, памятник, статуэтка, бюст. Изучение художественных материалов, используемых скульптором.

Знакомство с работами скульпторов Мирон «Дискобол».

Учатся различать виды скульптур.

Знакомятся с искусством скульпторов.

Рассматривают скульптуры, отвечают на вопросы.

Знакомятся со скульптурой. Различают виды скульптур. Знакомятся с искусством скульпторов. Называют художественные материалы и инструменты скульпторов.

44

Животные в скульптуре. Лепка

Повторение свойств пластичных материалов и приемов работы с пластилином. Подготовка рабочего места для занятий лепкой. Повторение техники безопасности при работе с пластилином.

С помощью учителя повторяют свойства пластилина. Отщипывают, разминают и скатывают пластилин под контролем учителя. Работу выполняют под контролем учителя.

Называют свойства пластилина.

Правильно организовывают рабочее место. Рассказывают правила работы с пластилином. Выполняют задание самостоятельно, по инструкции.

45

Животные в скульптуре. Лепка

46

Животные в скульптуре. Лепка

47

Животные в скульптуре. Лепка

48

Фигура человека. Лепка

Повторение свойств пластичных материалов и приемов работы с пластилином. Подготовка рабочего места. Повторение техники безопасности при работе с пластилином.

С помощью учителя повторяют свойства пластилина. Отщипывают, разминают и скатывают пластилин под контролем учителя. Работу выполняют под контролем учителя.

Называют свойства пластилина. Правильно организовывают абочее место. Рассказывают правила работы с пластилином. Выполняют задание самостоятельно, по инструкции.

49

Фигура человека. Лепка

50

Музеи России.

Изучение музеев России. Виртуальные экскурсии в государственную Третьяковскую галерею, музей им. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей.

Рисование репродукции картины

по выбору

Рассказывают о музеях по наводящим вопросам учителя.

Выбирают картину для рисования.

С помощью учителя

определяют жанр картины. Выполняют репродукцию картины под контролем учителя.

Рассказывают о музеях. Выбирают картину для рисования. Самостоятельно

определяют жанр картины. Выполняют репродукцию картины.

51

Рисование репродукции картин Музеев России по выбору.

52

Рисование репродукции картин Музеев России по выбору

53

Музеи мира. Рисование репродукции картин музеев мира по выбору

Изучение музеев мира, Виртуальные экскурсии в Национальный музей живописи и скульптуры Прадо

Рассказывают о музеях по наводящим вопросам учителя.

Выбирают картину для рисования.

Рассказывают о музеях. Выбирают картину для рисования. Самостоятельно

определяют жанр картины.

54

Музеи мира. Рисование репродукции картин музеев мира по выбору.

Британского музея, Дрезденской картинной галереи. Рисование репродукции картин по выбору в любом жанре.

С помощью учителя

определяют жанр картины. Выполняют репродукцию картины под контролем учителя.

Выполняют репродукцию

картины.

55

Музеи мира. Рисование репродукции картин музеев мира по выбору.

56

Книга. Как построена книга.

Знакомство со структурой книги, с понятием художник иллюстратор. Знакомство с различными видами книг. Изучение частей книги – обложка, титульный лист.


Рассматривают книги. Различают виды книг. Знакомятся с иллюстраторами книг. Изучают биографию художников

иллюстраторов с помощью наглядности.

Называют части книги. Различают и называют виды книг, авторов иллюстрация.

Изучают биографию художников иллюстраторов.

57

Книга. Как построена книга

58

Книга.

Как построена книга

59

Иллюстрации к

книгам

Практическое выполнение иллюстраций к книгам

Выбирают подходящую к книге иллюстрацию под контролем учителя. Определяют необходимые

цвета.

Самостоятельно выбирают подходящую к книге иллюстрацию. Определяют необходимые цвета.

60

Иллюстрации к книгам

61

Иллюстрации к книгам

Соотносят размер иллюстрации под контролем учителя

Работают по трафаретам, под

контролем учителя.

Соотносят размер иллюстрации

Работают в различных художественных техниках.

62

Иллюстрации к книгам

63

Рисование плакатов

Изучение плакатов. Тексты - призывы. Контрастный подбор цвета и букв.

Подбор фона.

Изучают плакаты, отвечают на вопросы учителя. Выбирают рисунок для плаката под контролем учителя. Работают по трафаретам. Рисуют плакат, под контролем учителя.

Изучают плакаты, отвечают на вопросы учителя. Самостоятельно выбирают рисунок для плаката. Рисуют плакат, в различных техниках

64

Рисование плакатов

65

Рисование плакатов

66

Рисование открыток

Изучение сходства и различий плаката и открытки.

Размер плаката и открыток. Содержание и рисунок открыток.

Изучают виды открыток, кратко отвечают на вопросы учителя.

Выбирают рисунок для открыток под контролем учителя.

Работают по трафаретам. Рисуют открытки под контролем учителя.

Изучают виды открыток, отвечают на вопросы учителя распространенным предложением.

Самостоятельно выбирают рисунок для открытки. Рисуют открытки в различных техниках.

67

Рисование открыток

68

Рисование открыток






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!