СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа "Русский язык"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа составлена на основе примерной программы "Русский язык" .Программа составлена с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа "Русский язык"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«АТКАРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ»




«Утверждаю»

Директор ГБПОУ СО «АПЛ»

______________ Бобров С.А.















АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

для всех профессий естественнонаучного, социально-экономического, технического профиля

на базе основного общего образования

с получением среднего общего образования


















2017 г.



УТВЕРЖДАЮ

зам. директора по учебно-методической работе ГБПОУ СО «АПЛ»

_______________/Сергеева И. В./

«01» сентября 2017 г.

_______________/ ___________________/

«_____» ________________201__ г.

_______________/____________________/

«_____» ________________201__ г.

_______________/____________________/

«_____» ________________201__ г.

_______________/____________________/

«_____» ________________201__ г.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г. № 1645, от 31 декабря 2015 г. N 1578, от 29.06.2017 г № 613.

На основании:

- примерной программы общеобразовательной дисциплины «Русский язык» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 385 от 23 июля 2015 г.);

- примерной основной образовательной программы среднего общего образования (протокол № 2/16-з от 28 июня 2016 г.)



ОДОБРЕНО на заседании методической комиссии общеобразовательного цикла


Протокол № _1_, «29» августа 2017 г.

Председатель комиссии /_______/Степанова Е.Е./

Протокол № ___, «_____» ____________201__ г.

Председатель комиссии/______/____________/

Протокол № ___, «_____» ____________201__ г.

Председатель комиссии /_______/____________/

Протокол № ___, «_____» ____________201__ г.

Председатель комиссии /_______/____________/


ОДОБРЕНО педагогическим советом лицея ГБПОУ СО «АПЛ»

Протокол № 9 , «30» августа 2017 г.

Председатель _____________/ _______________ /

Протокол № ___, «_____» ____________201__ г.

Председатель _____________/ _______________ /

Протокол № ___, «_____» ____________201__ г.

Председатель _____________/ _______________ /

Протокол № ___, «_____» ____________201__ г.

Председатель _____________/ _______________ /


Составитель(и) (автор):


Степанова Е.Е., преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ СО «АПЛ» первой квалификационной категории


Рецензенты:

Внутренний


Внешний









СОДЕРЖАНИЕ



  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

21

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

23




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Адаптированная рабочая программа разработана на основе:

- На основании примерной программы общеобразовательной дисциплины «Русский язык» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 385 от 23 июля 2015г.

-Адаптированной образовательной программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (пр.84/16 от 1.09.2014г.)            

            Рабочая программа рассчитана на 117 часов для индивидуального обучения обучающихся с задержкой психического развития, в частности.

         Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, как то медлительность при выполнении заданий, рассеянное внимание, кратковременная память, небольшой словарный запас. для умеющих читать, но затрудняющихся в составлении монологов и не принимающих участия в диалоге, поэтому к ребенку необходим индивидуальный подход, особые приемы подачи материала. Для того, чтобы ученик мог принять участие в диалоге, смог отвечать на вопросы, необходимо давать схемы ответов, готовые таблицы и т.д. Формы промежуточного итогового контроля: лексико-грамматические тесты, письменные контрольные работы, проектная деятельность, устный опрос.


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК »

    1. 1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Русский язык» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 413 от «17» мая 2012г., с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014г., для профессий среднего профессионального образования социально-экономического профиля, реализующих образовательную программу на базе основного общего образования, с получением среднего общего образования.

Составлена в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Министерства образования и науки РФ от 29.05.2007 03-1180); Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.08 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования; Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259); с учетом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р, и Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих: Учебная дисциплина «Русский язык» является учебным предметом обязательной предметной области «Русский язык и литература» ФГОС среднего общего образования, для всех профессий среднего профессионального образования естественнонаучного, социально-экономического, технического профилей.

1.3 Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины

Содержание программы «Русский язык» направлено на достижение следующих целей:

• совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;

• формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);

• совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;

• дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.

Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов: личностных:

−− воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;

−− понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;

−− осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

−− формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

−− способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

−− готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

−− способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;

метапредметных:

−− владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;

−− владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

−− применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

−− овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;

−− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

−− умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;

предметных:

−− сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

−− сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

−− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

−− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

−− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

−− сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

−− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;

−− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

−− владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

−− сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 171 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 114 часов;

самостоятельной работы обучающегося 57 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

171

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

114

в том числе:


контрольные работы

18

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

57

в том числе:


индивидуальные задания


внеаудиторная самостоятельная работа


Промежуточная аттестация в форме экзамена



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «РУСКИЙ ЯЗЫК»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

2+1


1

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Значение русского языка при освоении профессий СПО.

1

1

Контрольная работа

Входной контроль (диктант)

1

2

Самостоятельная работа обучающихся: сообщения, презентации: История развития русского языка. Периоды в развитии русского языка. Место и назначение русского языка в современном мире. Стилистические функции устаревших форм слова.

1


Раздел 1.

ЯЗЫК И РЕЧЬ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ

18+9


Тема 1.1

Язык и речь

Содержание учебного материала



1

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.

2

2

2

Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся: сообщение «Культура речи», «Нормы русского языка». «Основы ораторского искусства. Особенности построения публичного выступления» (по выбору).

2


Тема 1.2

Функциональные стили речи

Содержание учебного материала



1

Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.

Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.

2

2

2

Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.

2

2

3

Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.

2

2

4

Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др. Лингвостилистический анализ текста.

2

2

Контрольная работа

Изложение

2

2,3

Самостоятельная работа обучающихся: изучение лекционного материала, материала учебника; составление текста на свободную тему; работа с текстами научного стиля; работа над оформлением основных документов официально-делового стиля. Сообщение (таблицы): Особенности научного стиля. Особенности публицистического стиля. Особенности художественного стиля. Виды тропов. Решение тестов часть С.

5


Тема 1.3

Текст

Содержание учебного материала



1

Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи.

2

2

Контрольная работа

Лингвостилистический анализ текста. Контрольный диктант.

2

2


Самостоятельная работа обучающихся: работа над составлением устного выступления; работа с текстами художественных произведений. Сообщение (таблицы): Разговорная речь. Особенности, характерные признаки. Культура разговорной речи. Реферат (сообщение): Стилистика и синонимические средства языка, Виды речевой деятельности (по выбору). Решение тестов часть С.

2


Раздел 2.

ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ

10+5


Тема 2.1

Фонетика

Содержание учебного материала



1

Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза.

1

2

2

Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся: изучение лекционного материала, фонетический разбор слов; решение тестов часть А.

2


Тема 2.2

Орфоэпия


Содержание учебного материала



1

Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения.

1

2

2

Произношение гласных и согласных звуков, заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.

Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.

1

2

Контрольная работа

Решение тестов.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся: изучение опорного конспекта, работа со словарями. Реферат: Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация; Новое в нормах ударения (по выбору). Решение тестов часть А.

1


Тема 2.3

Графика. Орфография

Содержание учебного материала



1

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.

1

2

2

Употребление буквы ь.

1

2

3

Правописание о/е после шипящих и ц.

1

2

4

Правописание приставок на з- / с-. Правописание и/ы после приставок.

1

2

Контрольная работа

Решение тестов. Диктант.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся: изучение опорного конспекта, работа со словарями. Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова. Решение тестов часть А. Сообщение: Написания, подчиняющиеся традиционным принципам русской орфографии.

2


Раздел 3.

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ

14+7


Тема 3.1

Лексикология

Содержание учебного материала



1

Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова.

Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка.

2

2

2

Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская, заимствованная лексика, старославянизмы).

2

2

3

Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.

2

2

4

Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.

2

2

Контрольная работа

Решение тестов.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся: изучение опорного конспекта, работа со словарями, конструирование предложений. Сообщения: или презентации: Общеупотребительная лексика и архаизмы. Решение тестов часть А.

4


Тема 3.2

Фразеология

Содержание учебного материала



Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.

2

2

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении

фразеологических единиц и их исправление. Выразительные словообразовательные средства

2

2

Контрольная работа

Решение тестов.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся: изучение опорного конспекта, работа со словарями, конструирование предложений. Составление синонимических и антонимических пар. Реферат: Словари русского языка, Русское письмо и его эволюция (по выбору). Решение тестов часть А.

3


Раздел 4.

МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ОРФОГРАФИЯ

12+6


Тема 4.1

Морфемика

Содержание учебного материала



1

Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем.

1

2

2

Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся: сообщение: Строение русского слова. Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Решение тестов А.

2


Тема 4.2

Словообразова-ние

Содержание учебного материала



1

Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.

2

2

2

Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ.

1

2

Контрольная работа

Решение тестов.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся: сообщение: Способы образования слов в русском языке. Решение тестов часть А

2


Тема 4.3

Орфография

Содержание учебного материала



1

Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи.

1

2

2

Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

1

2

3

Правописание чередующихся гласных в корнях слов.

1

2

4

Правописание приставок при- / пре-.

1

2

5

Правописание сложных слов.

1

2

Контрольная работа

Решение тестов.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся: сообщение: Составление текстов (устных и письменных) с использованием однокоренных

слов, слов одной структуры. Решение тестов А.

2


Итого 1 курс

56+28


2 курс. Раздел 5.

МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ

28+14


Тема 5.1

Грамматические признаки слова

Содержание учебного материала



1

Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии.

1

2

Тема 5.2

Имя существительное

Содержание учебного материала



1

Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных.

1

2

2

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся: изучение лекционного материала. Решение тестов часть А

1


Тема 5.3

Имя прилагательное

Содержание учебного материала



1

Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

1

2

2

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.

1

2

Контрольная работа Диктант.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся: написать сочинение-миниатюру. Решение тестов часть А.

2


Тема 5.4

Имя числительное

Содержание учебного материала



1

Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и других с существительными разного рода.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся: изучение лекционного материала. Решение тестов А.

1


Тема 5.5

Местоимение

Содержание учебного материала



1

Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся: изучение лекционного материала. Решение тестов А.

1


Тема 5.6

Глагол

Содержание учебного материала



1

Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание не с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся: изучение лекционного материала. Решение тестов А.

1


Тема 5.7

Причастие как особая форма глагола

Содержание учебного материала



1

Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание не с причастиями.

2

2

2

Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных.

1


3

Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия. Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.

1

2

Контрольная работа Диктант.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся: изучение лекционного материала. Решение тестов.

2


Тема 5.8

Деепричастие как особая форма глагола

Содержание учебного материала



1

Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание не с деепричастиями.

2

2

2

Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия. Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся: Решение тестов.

2


Тема 5.9

Наречие

Содержание учебного материала



1

Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.

2

2

2

Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.

1

1

Контрольная работа Диктант.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся: изучение лекционного материала. Решение тестов.

2


Тема 5.10

Служебные части речи

Содержание учебного материала



1

Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.

1

2

2

Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство

связи предложений в тексте.

1

2

3

Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц не и ни с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи.

1

2

4

Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.

1

1

Самостоятельная работа обучающихся: изучение лекционного материала.

2


Раздел 6.

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

30+15


Тема 6.1

Основные единицы синтаксиса

Содержание учебного материала



1

Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся: изучение лекционного материала.

1


Тема 6. 2

Словосочетание

1

Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся: изучение лекционного материала.

1


Тема 6. 3

Простое предложение

Содержание учебного материала



1

Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи.

1

2

2

Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.

1

1

3

Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

1

2

4

Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.

1

2

5

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).

Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте.

1

2

6


Односоставное и неполное предложение. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.

Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи.

1


2


Контрольная работа

Диктант. Изложение.

2

2, 3

Самостоятельная работа обучающихся: изучение лекционного материала; индивидуальные задания, рассчитанные на конструирование предложений. Решение тестов.

4


Тема 6.4

Односложное простое предложение


Содержание учебного материала



1

Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.

1

2

2

Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов.

1

2

3

Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений.

1

2

4

Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения.

Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.

1

2

5

Знаки препинания при словах, грамматически несвязанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.

1

2

6

Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.

1

2

Контрольная работа Диктант

1

2

Самостоятельная работа обучающихся: сообщение: Русская пунктуация и ее назначение. Предложения с однородными членами и их функции в речи. Решение тестов.

3


Тема 6.5

Сложное предложение

Содержание учебного материала



1

Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся: изучение лекционного материала; написание сочинения на свободную тему; индивидуальные задания, рассчитанные на конструирование предложений.

1


Тема 6.6

Сложноподчиненное предложение

Содержание учебного материала



1

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся: изучение лекционного материала; сообщение: Использование сложных предложений в речи.

1


Тема 6.7

Бессоюзное сложное предложение

Содержание учебного материала



1

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.

1

2

2

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).

1

2

Самостоятельная работа обучающихся: изучение лекционного материала; индивидуальные задания, рассчитанные на конструирование предложений.

1


Тема 6.8

Способы передачи чужой речи

Содержание учебного материала



1

Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.

1

2

2

Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

1

2

Контрольная работа Диктант с продолжением

1

2

Самостоятельная работа обучающихся: сообщение: Способы введения чужой речи в текст.

1



ПОВТОРЕНИЕ

4+2



Содержание учебного материала



1

Систематизация знаний и умений по фонетике, графике и орфографии

1

2

2

Повторение и систематизация знаний по морфемике, морфологии и орфографии.

1

2

3

Трудные случаи пунктуации. Цитирование.

1

2

4

Подготовка к экзамену

1

2

Самостоятельная работа обучающихся: реферат: Проблемы экологии языка. Русский язык в Российской Федерации. Вклад М.В.Ломоносова, Ф.Ф.Фортунатова, Д.Н.Ушакова, Л.В.Щербы, А.А.Реформатского, В.В.Виноградова (по выбору) в изучение русского языка.

2



Всего по программе

114+57


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

Темы рефератов (сообщений), индивидуальных проектов

• Русский язык среди других языков мира.

• Языковой вкус. Языковая норма. Языковая агрессия.

• Языковой портрет современника.

• Молодежный сленг и жаргон.

• Деятельность М.В. Ломоносова в развитии и популяризации русского литературного языка.

• А.С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка.

• Русский литературный язык на рубеже XX—XXI веков.

• Формы существования национального русского языка: русский литературный язык, просторечие, диалекты, жаргонизмы.

• Язык и культура.

• Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской устной речи.

• Вопросы экологии русского языка.

• Виды делового общения, их языковые особенности.

• Языковые особенности научного стиля речи.

• Особенности художественного стиля.

• Публицистический стиль: языковые особенности, сфера использования.

• Экспрессивные средства языка в художественном тексте.

• СМИ и культура речи.

• Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения.

• Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы.

• Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю.

• Русское письмо и его эволюция.

• Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.

• Антонимы и их роль в речи.

• Синонимия в русском языке. Типы синонимов. Роль синонимов в организации речи.

• Старославянизмы и их роль в развитии русского языка.

• Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке.

• В.И.Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка».

• Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.

• Исторические изменения в структуре слова.

• Учение о частях речи в русской грамматике.

• Грамматические нормы русского языка.

• Наречия и слова категории состояния: семантика, синтаксические функции, употребление.

• Слова-омонимы в морфологии русского языка.

• Роль словосочетания в построении предложения.

• Односоставные предложения в русском языке: особенности структуры и семантики.

• Синтаксическая роль инфинитива.

• Предложения с однородными членами и их функции в речи.

• Обособленные члены предложения и их роль в организации текста.

• Структура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций.

• Монолог и диалог. Особенности построения и употребления.

• Синонимика простых предложений.

• Синонимика сложных предложений.

• Использование сложных предложений в речи.

• Способы введения чужой речи в текст.

• Русская пунктуация и ее назначение. Порядок слов в предложении и его роль в организации художественного текста.



ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Введение

Извлекать из разных источников и преобразовывать информацию о языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры;

• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; анализировать пословицы и поговорки о русском языке;

• составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение) в устной или письменной форме;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• определять тему, основную мысль текстов о роли русского языка в жизни общества;

• вычитывать разные виды информации; проводить языковой разбор текстов; извлекать информацию из разных источников (таблиц, схем);

• преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли русского языка в жизни человека.

Язык и речь. Функцио-

нальные стили речи

Выразительно читать текст, определять тему, функциональный тип речи, формулировать основную мысль художественных текстов;

• вычитывать разные виды информации;

• характеризовать средства и способы связи предложений в тексте;

• выполнять лингвостилистический анализ текста; определять авторскую позицию в тексте; высказывать свою точку зрения по проблеме текста;

• характеризовать изобразительно-выразительные средства языка,

указывать их роль в идейно-художественном содержании текста;

• составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме на основе проанализированных текстов;

определять эмоциональный настрой текста;

• анализировать речь с точки зрения правильности, точности, выразительности, уместности употребления языковых средств;

• подбирать примеры по темам, взятым из изучаемых художественных произведений;

• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной

функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным задачам и нормам современного русского литературного языка;

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, докладами на учебно-научную тему;

• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым

этикетом отдельных народов России и мира;

• различать тексты разных функциональных стилей (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности

на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

• анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи;

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью, репортаж, эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ, беседа, спор);

• подбирать тексты разных функциональных типов и стилей;

осуществлять информационную переработку текста, создавать

вторичный текст, используя разные виды переработки текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, рецензию)

Фонетика, орфоэпия,

графика, орфография

Проводить фонетический разбор; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных

орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности;

• строить рассуждения с целью анализа проделанной работы;

определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае;

• проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.;

• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись)

Лексикология

и фразеология

Аргументировать различие лексического и грамматического значения слова; опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их;

• объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности;

• познавать основные виды тропов, построенных на переносном

значении слова (метафора, эпитет, олицетворение)

Морфемика,

словообразование,

орфография

Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста;

• проводить морфемный, словообразовательный, этимологический, орфографический анализ;

• извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника;

• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную

связь однокоренных слов;

• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных

и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова

Морфология

и орфография

Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли;

• проводить морфологический, орфографический, пунктуационный анализ;

• извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы;

• определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае;

• проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений;

• составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; определять роль слов разных частей речи в текстообразовании

Особенности развития

литературы 1930 — начала 1940-х годов

Аудирование; чтение и комментированное чтение; самостоятельная и групповая работа с текстом учебника; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений (устная и письменная);

выразительное чтение и чтение наизусть; подготовка докладов и сообщений; составление тезисного и цитатного планов сочинения; работа с иллюстративным материалом; проектная и учебно-исследовательская работа

Синтаксис

и пунктуация

• Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли, проводить языковой разбор (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный);

• комментировать ответы товарищей;

• извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;

• составлять синтаксические конструкции (словосочетания,предложения) по опорным словам, схемам, заданным темам, соблюдая основные синтаксические нормы;

• проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений;

• определять роль синтаксических конструкций в текстообразовании; находить в тексте стилистические фигуры;

• составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистическую тему в устной и письменной форме по теме занятия;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма;

• производить синонимическую замену синтаксических конструкций;

• составлять монологическое высказывание на лингвистическую

тему в устной или письменной форме;

• пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях;

• составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам

3. условия реализации программы дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации учебной программы дисциплины «Русский язык» имеется учебный кабинет русского языка и литературы.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • аудиторная доска;

  • комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, словари разных типов, карточки-задания, комплекты тестовых заданий, опорные конспекты-плакаты, тексты разных типов и стилей речи, художественная литература);

  • шкафы для книг;

  • портреты писателей;

  • видеотека по курсу;

  • DVD, СD, МР3 (аудио и видео записи).

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;

- DVD-плейер;

- телевизор;

- аудиовизуальные средства – схемы и рисунки к лекциям в электронных презентациях;

3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


Перечень учебных изданий

Основные источники для студентов:

1. Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие сред. проф. образования. — М., 2014.

2. Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

3. Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык: электронный учебно-методический комплекс для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.: 2017.

4. Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык: Воителева Т. М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 10 класса общеобразовательной школы. — М., 2014.

5. Воителева Т. М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 11 класса общеобразовательной школы. — М., 2014.

6. Воителева Т. М. Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред. проф. образования. — М., 2015.

7. Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень). 10—11 классы: в 2 ч. — М., 2014.

Дополнительные источники:

1. Антонова Е.С. Тайны текста. М., 2001.

2. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., 2000.

3. Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2004.

4. Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. – 4-е изд., испр. – М., 2006.

5. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.

6. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник для общеобразоват. Учрежд. – М., 2005.

7. Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. – М. 2006.

8. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М., 2002.

9. Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2001.

10. Культура русской речи. / Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., 2000.

11. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2001.

12. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М., 2005.

13. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2004.

14. Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.; под ред. Н.А. Николиной. – М.. 2004.

15. Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М., 2004.

16. Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментирование. – М.. 2005.


Для преподавателей

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014№ 148-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. От 03.07.2016, с изм. От 19.12.2016).

2. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).

3. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413»

5. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

6. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 9 апреля 2016г. № 637-р.

7. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)

8. Воителева Т. М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреж-дений сред. проф. образования. — М., 2014.

9. Львова С. И. Таблицы по русскому языку. — М., 2010.

Словари

1. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000.

2. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.

3. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.

4. Иванова О. Е., Лопатин В. В., Нечаева И. В., Чельцова Л. К. Русский орфографический словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова / под ред. В. В. Лопатина. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2004.

5. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. — М., 2008

6. Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.

5. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.

6. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.

7. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.

8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.

9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.

10. Розенталь Д. Э., Краснянский В. В. Фразеологический словарь русского языка. — М., 2011.

11. Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001.

12. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.

13. Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2002.

14. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.

15. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.

16. Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.

17. Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2000.

18. Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005.

19. Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.

20. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.

21. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.


  1. Электронный ресурс «Кабинет русского языка». Форма доступа: www.slovari.ru

  2. Электронный ресурс «Бесплатная виртуальная электронная библиотека -ВВМ». Форма доступа: www.velib.com

  3. Электронный ресурс «Литературный портал- «Русская литература». Форма доступа: www.fplib.ru

  4. Электронный ресурс «Электронная версия газеты «Русский язык». Форма доступа: ras.lseptember.ru

  5. Электронный ресурс «Кабинет русского языка». Форма доступа: raslit.ioso.ra

  6. Электронный ресурс «ГРАМОТА.РУ». Форма доступа:www.gramota.ru


Интернет-ресурсы:

1. www. eor. it. ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР).

2. www. ruscorpora. ru (Национальный корпус русского языка — информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме).

3. www. russkiyjazik. ru (энциклопедия «Языкознание»).

4. www. etymolog. ruslang. ru (Этимология и история русского языка).

5. www. rus.1september. ru (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».

6. www. uchportal. ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе).

7. www. Ucheba. com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www. uroki. ru)

8. www. metodiki. ru (Методики).

9. www. posobie. ru (Пособия).

10 www. it-n. ru/communities. aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы).

11. www. prosv. ru/umk/konkurs/info. aspx?ob_no=12267 (Работы победителей конкурса «Учитель — учителю» издательства «Просвещение»).

12. www. spravka. gramota. ru (Справочная служба русского языка).

13. www. slovari. ru/dictsearch (Словари. ру).

14. www. gramota. ru/class/coach/tbgramota (Учебник грамоты).

15. www. gramota. ru (Справочная служба).

16. www. gramma. ru/EXM (Экзамены. Нормативные документы).


Методические разработки:

  1. «Русская литература 20 века. 11 класс: Поурочные разработки». Методические рекомендации для учителя . В.В.Аганесов, Э.Л. Безносов, Н.С. Выгон и др.; Под редакцией В.В. Аганесова. Москва. « Дрофа», 2009.

  2. Генералова Н.С. Поурочное планирование по литературе: к учебнику Ю.В. Лебедева «Русская литература 19 века. 10 класс» - М.: «Экзамен, 2008.

  3. «Поурочные разработки по русской литературе» в 2-ух частях. Авторы: Н.В.Егорова, И.В.Золотарева. Москва. «Вако». 2009.

  4. Уроки литературы. 11 класс. Книга для учителя / Под редакцией В. П. Журавлёва. – М.: Просвещение, 2004

  5. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе XIX в. в 10 классе 1, 2 полугодие. – М.: ВАКО, 2002.

  6. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе XX в. в 11 классе 1, 2 полугодие. – М.: ВАКО, 2002.

  7. Всероссийские олимпиады школьников по литературе: методическое пособие. 9 – 11 кл. / Сост. Т.А.Калганова. – М.: Дрофа, 2011.

  8. Литература: Тесты. 9 – 11 кл.: Учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2010.

9. Обернихина Г. А., Мацыяка Е. В. Литература. Книга для преподавателя: метод. пособие / под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2014.

10. «Что необходимо для подготовки учащихся к выполнению задания «С» по литературе». Автор-составитель В.Я.Рыбникова. Ростов-на-Дону. Изд. Ростовского областного ИПК и ПРО. 2009.

11. Самостоятельная работа: методические рекомендации для специалистов учреждений начального и среднего профессионального образования. — Киров, 2011.

12. Фадеева Т.М. Тематическое и поурочное планирование по литературе 11 класс: К учебнику “Русская литература XX века. 11 класс” .Под. ред. В.П. Журавлёва / Т.М. Фадеева. – М.: Издательство “Экзамен”, 2005.






3.3. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

В целях реализации компетентностного подхода при преподавании дисциплины используются современные образовательные технологии: информационные технологии (компьютерные презентации), технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод), технологии эвристического обучения (выполнение творческих проектов, «мозговая атака», игровые методики). В сочетании с внеаудиторной работой, для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся применяются активные и интерактивные формы проведения занятий (групповая консультация, разбор конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, групповая дискуссия).

Для проведения текущего контроля знаний проводятся устные (индивидуальный и фронтальный) и письменные опросы (диктанты, тестирование, контрольная работа, доклады), а также сочинения и изложения.


Промежуточный контроль знаний проводится по завершению курса дисциплины в форме экзамена.























4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК»


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий проектов исследований.

Результаты обучения

(предметные результаты)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен продемонстрировать предметные результаты освоения учебной дисциплины "Русский язык и литература. Русский язык":

−− сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;



Оперативный контроль:

- в устной или письменной форме;

- тестирование;

−− сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

Оперативный контроль:

- в устной форме;

−− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

Оперативный контроль:

- в форме защиты проектов

−− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

−− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

Входной контроль: собеседование

Рубежный контроль:

- аудиторная контрольная работа;

- тестирование;

−− сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;


Оперативный контроль:

- в устной или письменной форме;

−− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

Оперативный контроль:

- в устной или письменной форме; - тестирование;

- творческая работа;

−− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

Оперативный контроль:

- в устной или письменной форме; - тестирование;

- творческая работа;

−− владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

Оперативный контроль:

- в устной или письменной форме;

- тестирование;

−− сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

Оперативный контроль:

- в устной или письменной форме; - тестирование;


Итоговый контроль – экзамен

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения.


Результаты

(личностные и метапредметные)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Личностные результаты

−− воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;

−− понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;

−− осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

- проявление гражданственности, патриотизма;

- знание истории своей страны;

- демонстрация поведения, достойного гражданина РФ

- демонстрация способности самостоятельно использовать необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач;


Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

−− формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

−− готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- демонстрация сформированности мировоззрения, отвечающего современным реалиям;

- проявление общественного сознания;

- воспитанность и тактичность;

- демонстрация готовности к самостоятельной, творческой деятельности


Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

−− способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;


- демонстрация способности самостоятельно использовать необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач;


Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

−− способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;


- проведение самостоятельного поиска информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета);


Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

метапредметные результаты

−− владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;


- организация самостоятельных занятий в ходе изучения общеобразовательных дисциплин;

- умение планировать собственную деятельность;

- осуществление контроля и корректировки своей деятельности; - использование различных ресурсов для достижения поставленных целей

Контроль графика выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося; открытые защиты проектных работ

−− владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

- демонстрация коммуникативных способностей;

- умение вести диалог, учитывая позицию других участников деятельности;

- умение разрешить конфликтную ситуацию

Наблюдение за ролью обучающегося в группе; портфолио

−− применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

−− овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;

- демонстрация коммуникативных способностей;

- умение вести диалог, учитывая позицию других участников деятельности;

- умение разрешить конфликтную ситуацию;

- демонстрация способностей к учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- использование различных методов решения практических задач

Семинары;

Учебно-практические конференции;

Конкурсы;

Олимпиады;

Наблюдение за ролью обучающегося в группе

−− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

−− умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;

- использование различных ресурсов для достижения поставленных целей;

- использование компьютерных технологий для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;

- демонстрация способности самостоятельно использовать необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач;

Наблюдение за ролью обучающегося в группе; портфолио.

Подготовка рефератов, докладов, использование электронных источников.

Наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!