СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Агрессивность как форма девиантного поведения дошкольников.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Агрессивность как форма девиантного поведения дошкольников.»

Агрессия, как форма девиантного поведения дошкольников

Слайд 2. В детской психологии агрессия - это поведение ребенка, которое причиняет физический, психологический или предметный вред другому человеку, объекту или окружающей среде, даже если попытка причинения вреда завершилась неудачей.

Выражение агрессии может происходить различными способами, включая словесное оскорбление, порчу личного имущества и физический контакт. Согласно заключениям, дети с агрессивными поступками склонны быть раздражительными, импульсивными и беспокойными.

Агрессия у детей выступает проявлением негативной реакции на поступки и действия окружающих, которые пришлись им не по нраву. Агрессивная реакция представляет собой выражение гнева, а также негодования в словесной форме или в форме физического воздействия. При подкреплении агрессии у детей ошибками воспитания, она может переходить в черту характера. Существует ряд причин проявления агрессии детьми.


Слайд 3. Основными причинами являются:

соматические заболевания или нарушение работы головного мозга;

проблемы во взаимоотношениях внутри семьи (ссоры, конфликты между отцом и матерью, выражающиеся в равнодушии, отсутствии совместных интересов);

непосредственно агрессивное поведение родителей не только дома, но и в социуме;

равнодушие родителей к делам, интересам ребенка, его статусу, успешности;

сильная эмоциональная привязанность к одному из родителей, при этом второй родитель выступает объектом агрессии;

отсутствие единства в воспитании, а также его непоследовательность;

неспособность ребенка контролировать свои поступки, низкая самооценка;

недостаточное развитие интеллекта;

высокая степень возбудимости;

отсутствие способности строить отношения в социуме;

жестокие компьютерные игры, насилие с экранов телевидения;

физические наказания со стороны родителей.

Зачастую причины агрессивности кроется в физических наказаниях со стороны родителей, а также когда детям уделяют мало внимания, тогда они стараются отвоевать его с помощью агрессивных реакций.

Существует ряд признаков агрессивности детей.


Слайд 4. Признаки агрессии у детей:

обзывание сверстников;

отбирание игрушек;

желание ударить другого сверстника;

мстительность;

отказ соблюдать правила;

непризнание своих ошибок;

вспышки гнева на действия окружающих;

драчливость;

замахивание на близких;

плевки;

щипание;

употребление бранных слов.

Агрессия у детей может быть открытой и скрытой.

Скрытая агрессия бывает у детей, родители которых подавляют ее, выбирая для этого неверные методы воспитания.

Так же современные психологи различают 2 типа агрессии у ребенка:

Импульсивную - аффективную, совершаемую в стадии аффекта. Агрессия характеризуется сильными эмоциями, неудержимым гневом, истеричным состоянием. Эта форма поведения не планируется, она возникает и происходит в запале.

Инструментальная - хищная. Агрессия характеризуется различными манипуляторами, которые нацелены на достижение более важной цели. Инструментальная агрессия часто бывает запланированной акцией и существует как средство достижения цели. Причиняя неудобство другому человеку, например, сломав игрушку, ребенок движется к цели - покупке новой, более интересной игрушки для себя.

В психологии существует различие между уровнями агрессии у мальчиков и девочек. Мальчики практически всегда более агрессивны, чем девочки. Большие дети более агрессивны, чем маленькие. Активные и навязчивые дети - более агрессивны, чем пассивные или очень спокойные.

У детей всех возрастных групп агрессивное поведение является мощным способом донести свои желания окружающим, а также приём выразить свои симпатии и антипатии.

Существует ряд причин проявления агрессии у детей в разном возрасте:

Так, в младенческом возрасте дети бывают агрессивными, когда очень голодны, находятся в крайне неудобном положении, испытывают страх, недомогание или боль.

Агрессия у детей 2 лет проявляется в укусах взрослого или сверстника. Эти укусы являются способом познания всего окружающего мира. Двухлетки прибегают к укусам при невозможности быстро добиться своей цели.

Укус – это попытка утверждения своих прав, а также выражение своих переживаний, неудач. Некоторые дети кусают при любой угрозе для самозащиты. Отдельные малыши кусают для того, чтобы продемонстрировать свою силу. Именно так делают малыши, стремящиеся к власти над другими. Иногда укусы вызываются и неврологическими причинами.

Агрессия у детей 3 лет.

Агрессия у детей 3 лет возникает из-за желания обладать игрушками. Дети кусаются, плюются, толкаются, бросают различные предметы, бьют других, устраивают истерики.

Родительская попытка снять напряжение силой, приводит к неудаче, и в следующий раз малыш будет действовать еще более агрессивно. В этом случае взрослым необходимо просто переключить внимание ребенка на другое занятие или убрать провоцирующий фактор.

Агрессия у детей 4 лет.

Агрессия у детей 4 лет обычно несколько снижается, дети начинают вербально выражать свои желания, однако эгоцентризм не позволяет принимать чужую точку зрения. Детям не свойственно планировать, обдумывать, они нуждаются в четких руководствах, инструкциях: что и как именно нужно делать

Агрессия у детей 5 лет.

Агрессия у детей 5 лет проявляется через физическую агрессивность у мальчиков, а у девочек чаще через вербальные нападения (прозвища, молчание, игнорирование, обзывания и пр., однако, они также как и мальчики, могут прибегать к агрессивной форме.

Агрессия у детей 6 лет.

Агрессия у ребенка 6 – 7 лет возможна во всех вышеперечисленных проявлениях, а также в стрессовом напряжении, в ситуации мести. Причиной служит асоциальная среда, недостаток любви, заброшенность ребенка, но несмотря на это дети в этом возрасте уже начинают проявлять самоконтроль, чтобы не выражать свою обиду, страх, неудовольствие и это происходит через агрессивное поведение.

Коррекция агрессивности у детей. Бывает, что немотивированные приступы агрессивности спровоцированы атмосферой потворства, когда ребенок никогда не знает отказа, всего добивается истериками, криками. В этом случае следует быть терпеливым, поскольку, чем запущеннее проблема, тем тяжелее проводить коррекцию, по устранению немотивированных агрессивных приступов. Не следует ждать, что вот ребенок подрастет и изменится. Обязательное правило общения с ребенком – это постоянство требований взрослых в любых ситуациях, особенно при проявлении агрессии.

Слайд 5. Существуют факторы, повышающие риск возникновения насильственного поведения

Они возникают если:

ребенок стал жертвой физического и полового насилия;

имело место насилие в семье;

ребенок регулярно видит насилие на экране телевизора, в СМИ, у соседей, живущих по соседству;

родители употребляют наркотики и алкоголь;

в доме присутствует огнестрельное оружие;

семья малообеспеченная, переживает стрессовый период, находится на грани развода;

воспитанием занимается мать одиночка, родители, потерявшие работу;

присутствовала мозговая травма.

Родители могут научить ребёнка быть терпимым и управлять своими эмоциями. Однако, если родители будут открыто выражать при ребенке свой гнев, проявлять грубую напористость и раздражительность, ребенок будет брать пример с родителей и не будет отвечать за своё поведение.

Как реагировать на агрессию ребенка?

К агрессивному поведению относиться спокойно нельзя. Если имеет место тенденция к повторению агрессии, то взрослым следует разобраться, что провоцирует подобные вспышки гнева. Очень важно проанализировать, при каких обстоятельствах проявляются признаки агрессии, обязательно поставить себя на место ребенка, и выяснить, что способствует вспышкам агрессии.

Психологи утверждают: чтобы устранить агрессивное поведение необходимо определить главную причину и базовые факторы - стимуляторы агрессии.

Затем научить родителей эффективным способам управлять поведением ребёнка, без малейшего намека на агрессию или наказания. Важно иметь позитивный контакт с ребёнком, поощрять хорошее поведение, а не сосредотачиваться только на сложных моментах воспитания.

В семье должны быть созданы и соблюдаться особые правила поведения, которые подходят для возраста ребёнка, разумны и осмысленны близким окружением. Родители должны научиться быть логичными в поведении и принятии решений. Сохранять умение владеть эмоциями в любых, даже самых неожиданных ситуациях.

Исследования показали, что физические наказания не решают, а усугубляют проблему агрессивного поведения.

Слайд 6. Если родители применяют наказания в семье, дети:

не умеют контролировать свое поведение;

испытывают чувство страха и боязнь ослушаться родителей, но при этом чаще хулиганят;

имеют повышенных риск получения психических расстройств со здоровьем во взрослом возрасте;

становятся предрасположенными к насилию, издевательствам над будущей супругой, собственными детьми;

теряют качество отношений с родителями.

Взрослые должны учить детей осваивать социальные и эмоциональные навыки управления поведением. Если ребенок любит борьбу и очень активен, родители могут предложить ему заняться восточными единоборствами, дзюдо, любыми видами борьбы. Спорт научит маленького непоседу правильным приёмам борьбы, безопасным способам самообороны.

В дошкольном возрасте детей следует учить находить мирные способы предотвращения агрессии. Помогать им правильно выражать свои эмоции, разбираться в базовых потребностях других людей, понимать и чувствовать ситуацию и присутствующее окружение.

Коррекция приступов агрессии у детей осуществляется через игровые ситуации, разыгрывание игрушками ситуаций, приближенными к реальности. Как только приучите вести себя спокойно в игровой ситуации, ребенок сразу поменяет манеру общения с окружающими.

Слайд 7. Способы коррекции агрессивности:

рисование или лепка своей злости, или ее причины, с последующим уничтожением;

битье подушки;

счет до 10;

переключение внимания на другое занятие;

исключение запугивания и шантажа;

личный образец спокойствия и пример для подражания;

занятие спортом, как трансформация агрессии;

специальная гимнастика, направленная на релаксацию для снятие напряжения;

соблюдение витаминизированной диеты.

Как справиться с агрессией ребенка?

Воспитание ребенка должно включать единство требований взрослых и положительный личный пример. Благодаря ему взрослые могут выработать поведенческие навыки у ребенка. Если же в семье, ребенок видит проявление агрессивных выпадов в отношении других членов семьи, где идет восприятие их как нормы, о благоприятном поведении ребенка, не может быть и речи.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!