Проект плана-конспекта урока
Музыкальному искусству
с позиции системно - деятельностного подхода и его самоанализа
Выполнила: Литошенко Вера Владимировна
Учитель Искусства
Тюмень, 2019 г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
С КОНСТРУИРОВАНИЕМ АКТИВНЫХ, ПРОДУКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
План методической разработки
Предмет История. Музыка
Тема: Александр Невский – герой земли русской.
Класс_6___ МАОУ СОШ № 9
Дата проведения: 24.04.2015
Продолжительность занятия: 40 минут
Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийное устройство, учебники.
Цель учебного занятия: Постижение героического прошлого своей страны через художественные образы разных видов искусств и историю.
Задачи и связанные с ними ожидаемые результаты – развиваемые компетенции или их отдельные компоненты:
Образовательные: 1. Развитие знаний учащихся через исторические факты и искусство.
2. Укрепление понимания взаимосвязи истории и искусств.
Развивающие: 1. Развитие навыков работы с картой и историческими документами.
2. Расширение кругозора учащихся, формирование художественного вкуса, умения слушать и анализировать.
Воспитательные: 1.Формирование чувства патриотизма и долга перед Отечеством, приобщение учащихся к сокровищам отечественного искусства и историческим документам.
2. Создание эмоционально положительной атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.
Ожидаемые результаты – развиваемые компетенции:
Предметные: Развитие умений работать с интернет-ресурсами, учебником и овладение основными понятиями (ополчение, построение клином, канонизация, композитор, режиссер, кантата)
Метапредметные:
- Регулятивные: осуществлять контроль своего участия в различных видах деятельности, понимать позицию других учащихся при восприятии темы.
- Познавательные: формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия, находить отражение исторических событий в искусстве.
- Коммуникативные: развитие у учащихся самостоятельности, размышлять о событиях исторического прошлого, участвовать в коллективном обсуждении темы, способность встать на позицию другого, вести диалог.
Личностные: Умение работать в группе, выражать эмоциональное отношение к образам исторического прошлого, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Основная форма проведения занятия: практическое занятие.
Ведущие методы обучения: Объяснительно – разъяснительный, проблемное изложение, исследовательский, репродуктивный.
Содержание занятия:
Вводный этап: (метод – проблемная ситуация)
1. Ступень вызов. (Учащиеся заранее разделены на 3 группы (историки, художественные критики, музыкально-режиссерские критики), которым было дано опережающее задание по подготовке материала на свою тему. Группы презентуют свою работу на уроке.) Показ видеофрагмента из фильма «Александр Невский» – «Вставайте люди русские». Учащие определяют тему урока. Проблемный вопрос: Русь с Востока и с Запада испытала нашествие захватчиков. Русская культура и православная вера оказались на грани истребления. Как русскому народу обрести свою независимость и сохранить культуру? (Группы составляют кластер на заданный вопрос.)
Основной этап (метод – интерактивный)
2. Ступень восприятие.
Изучаемый материал: Презентация темы каждой группы, работа учащихся с историческим документом, работа с картой, просмотр видеофрагментов фильма «Песнь об Александре Невском», «Ледовое побоище», триптиха П.Корина «Александр Невский».
.
Формулировки заданий/вопросов для обсуждения:
Индивидуальная форма обучения (Отвечают представители от групп): 1. Какие жанры народной музыки напоминает этот фрагмент? 2. Как сюжеты композиции триптиха связаны с образом великого русского полководца? 3. Какие цели преследовали рыцари в отношении Руси?
Фронтальная форма обучения (Вопрос учителя): 1. Современно ли «звучание» художественных полотен и кинокартины для нас – людей 21 века? 2. Сравните кинематографический образ героя А.Н., созданный Эйзенштейном, Прокофьевым, художественные полотна и исторические знания об Александре Невском, найдите общие черты и различия.
Групповая форма обучения (Группа выбирает ответчика): 1. Какое значение побед русского оружия над западными завоевателями? 2. Какие особенности мелодики, ритма использовал С.Прокофьев для характеристики величавого облика русского народа?
Слова учителя: На сегодняшнем уроке о героическом прошлом нашей страны, познакомились с выдающейся личностью Александром Невским. Александра Невского по-разному представляли себе художники, кинематографы, композиторы, но созданные ими произведения объединяет одно – сила личности этого незаурядного исторического персонажа.
3. Ступень осмысление.
Итоговый этап
Карта оценки уровня достижения ожидаемых результатов занятия (сформированности компетенций обучающихся) с использованием основного интерактивного оценочного средства – комплексная ситуационная задача; форма предъявления – словесное описание, видеофрагмент)
Результаты обучения (показатели оценки) | Уровни сформированности компетенций / критерии оценки |
Минимальный | Базовый | Повышенный |
Умение находить альтернативные решения | Видеть альтернативные решения, но не уметь их правильно формулировать | Находить какие либо пути решения. | Находить правильные решения выхода из сложившейся ситуации |
Умение систематизировать и обобщать полученную информацию и подводить итоги | Понимание основной темы, но неумение делать выводы. | Понимание основной темы, умение обрабатывать полученную информацию, но неумение делать аргументированный вывод. | Понимание основной темы, умение обрабатывать информацию и делать аргументированный вывод. |
Умение находить и привлекать дополнительные интернет - ресурсы | Использование минимального количества материала из предложенных интернет – ресурсов. | Использование достаточного объема информации из предложенных интернет - ресурсов. | Использование большого объема нужной информации из предложенных интернет – ресурсов. |
Эмоциональный отклик группы на изучаемые исторические события прошлого. | Слабо выраженный эмоциональный отклик и проявление безразличия к теме. | Явно выраженный эмоциональный отклик, но слабое проявление патриотических чувств. | Явно выраженный эмоциональный отклик и проявление патриотических чувств. |
Эффективность и слаженность работы группой | Неактивная и малоэффективная работа группы. | Активное и эффективное участие в работе большинства членов группы. | Активное и эффективное участие в работе всех членов группы. |
Анализ и рефлексия хода и результатов занятия | Учитель | Учащиеся |
Задает вопросы: - Какую проблему мы ставили в начале урока? - Удалось ли её решить в ходе урока? Организует рефлексию (упражнение «Плюс – минус - интересно») Предлагает ученикам заполнить таблицу из трех граф (демонстрируется на доске). В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. | Сравнивают цель урока и полученные результаты, делают выводы. Заполняют таблицу, анализируют содержание урока с точки зрения ценности для себя. Оценивают свою и работу других на уроке. |