Анализ пробного ОГЭ по математике за 2023/2024 уч. год
МБОУ «Степная СОШ»
Дата проведения: 11.03. 2024 года
Класс: 9
Цель работы: – оценить уровень знаний учащихся 9 класса по подготовке к государственной итоговой аттестации по математике.
Всего в работе 25 заданий, из которых 19 заданий базового уровня (часть 1), 6 задания повышенного уровня (часть 2)
На выполнение работы по математике отводится 3 часа 55 минут(235 минут)
Контрольную работу по математике в 9 классе выполняли 3 учащихся, что составило 75% от общего количества учащихся 9 класса.
Шкала пересчета суммарного балла за выполнение экзаменационной работы в целом в отметку по математике
Отметка по пятибалльной шкале.
Суммарный балл за работу в целом: «2» 0 – 7 ; «3» 8 – 14; «4» 15 – 21; «5» 22 – 31
Общие результаты контрольной работы:
Всего учащихся | Выполняли работу | Получили оценку | % кач | % усп |
« 5» | «4» | «3» | «2» |
4 | 3 | 0 | 0 | 1 | 2 | 0 | 33,3 |
.
| Алгебра-I часть | Геометрия-I часть | Алгебра-IIчасть | Геометрия-II |
№задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | |
0б | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 2 | 1 | 1 | 0 | 2 | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 0 | 2 | 1 | | | | | | | |
1б | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 2 | | | | | | | |
Не приступили | 0 | 2 | 2 | 3 | 3 | 0 | 0 | 0 | 1 | 2 | 0 | 1 | 1 | 0 | 2 | 1 | 2 | 0 | 0 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | |
Процент уч-ся выполнивших задание верно | 33% | 0% | 0% | 0% | 0% | 100% | 33% | 67% | 33% | 33% | 33% | 33% | 33% | 0% | 33% | 33% | 33% | 33% | 67% | 0% | 0% | 0% | 0% | 0% | 0% |
.Анализ типичных ошибок при выполнении каждого задания
Задания | Типичные ошибки | Анализ причин появления ошибок |
№1 | Умение по информации представленной в виде диаграммы, таблицы, графика, чертежа( схемы, карты) получить ответ на поставленный вопрос | Невнимательное чтение условия ( не учитывают единицы измерения) Недостаточный уровень понимания условия при чтении задания. |
№2 | Умение решать текстовые задачи извлекая данные на графике для вычисления затраченных средств. | Незнание связей и зависимостей между величинами, входящими в задачу ; неумение устанавливать взаимосвязь между данными и искомыми задачи по графику . |
№3 | Умение проводить сравнительный анализ, используя данные графика. | Незнание связей и зависимостей между величинами, входящими в задачу ; неумение устанавливать взаимосвязь между данными и искомыми задачи используя график. |
№4 | Умение проводить сравнительный анализ и на основании полученных данных решать задачи на проценты. | Недостаточно отработаны навыки и умения решать задачи на проценты. Слабо развит процесс мышления( анализ, синтез, обобщение) |
№5 | Умение решать задачи на оптимизацию , проводить сравнение величин. По данным в табличной форме определить где выгоднее приобрести товар. | Недостаточно отработаны навыки и умения сравнивать числовые значения, используя данные задачи в табличной форме. Недостаточно развито логическое мышление, затрудняются по условию задания провести логическую цепочку рассуждений . |
№6 | Умение выполнять действия с десятичными дробями. | Задание выполнили все учащиеся, затруднения отсутствуют. |
№7 | Умение соотнести числа на координатной прямой. | Недостаточно отработаны навыки и умения сравнивать числа, используя данные о расположении точек на координатной прямой (не используют свойства числовых неравенств ) |
№8 | Умение выполнять действия со степенями. | Незнание свойств действий со степенями, |
№9 | Умение решать простейшие уравнения. | Низкий уровень усвоения учебного материала |
№10 | Умение решать задачи на вычисление вероятности события. | Не отработан навык решения задач на теорию вероятности |
№11 | Умение установить соответствие между графиками функций и их формулами . | Незнание геометрического смысла коэффициентов в формулах квадратичной функции, невнимательное прочтение вопроса задания. Неумение применять правила, определения, формулы. |
№12 | Расчет по формулам. Задачи физического содержания. | Недостаточно сформирован навык выражать заданную переменную из формулы. Отсутствие активной мыслительной деятельности. |
№13 | Умение решать неравенства второй степени. | . Недостаточно отработаны умение решать неполные квадратные уравнения. Низкая обучаемость связанная со сниженным уровнем мыслительных операций. |
№14 | Умение решать задачи на прогрессию | Несосредоточенность , неуверенность, несформированность вычислительных навыков; неумение анализировать ситуацию, описанную в задаче |
№15 | Умение решать планиметрические задачи на вычисление площади треугольника. | Незнание формул.. Непонимание взаимосвязи элементов геометрической конструкции, отсутствие базовых пространственных представлений. |
№16 | Умение решать планиметрическую задачу на применение свойств вписанных углов. | Недостаточно сформирован навык решения задач на свойства вписанных углов окружности, недостаточно развито логическое мышление. |
№17 | Умение решать задачи на вычисление площади параллелограмма и применении формулы для вычисления линейных размеров параллелограмма. | Недостаточно развито логическое мышление, неумение из формулы выразить неизвестный компонент. |
№18 | Умение решать задачи на квадратной решетке | Недостаточно развито логическое мышление. Недостаточная развитость наглядных геометрических представлений. Несформированность умения анализировать задачи. |
№19 | Выбор верного утверждения | Незнание правил, определений, формул . Недостаточно сформирован навык решения заданий на выбор верного утверждения |
№20-25 | Не приступили | Задание повышенного уровня сложности, для мотивированных на математику уч-ся. Слабая сформированность логических приемов умственных действий. |
Усвоены темы:
Действия с десятичными дробями
Числовые неравенства, координатная прямая
Умение выполнять действия со степенями
Решение простейших уравнений
Умение установить соответствие между графиками функций и их формулами
Фигуры на квадратной решетке.
Также при анализе выполнения работы выявлены темы, которые требуют более тщательной отработки умений и навыков на уроках математики, на дополнительных занятиях.
Результаты пробного экзамена свидетельствуют о наличии проблемных зон в подготовке обучающихся: отсутствие навыков самоконтроля, проявляющееся в том, что обучающиеся невнимательно читают условие задания и в результате выполняют не то, что требовалось, не проверяют свой ответ, не оценивают его с точки зрения соответствия условию и здравому смыслу. Отсутствие самоконтроля мешает обучающимся успешно справляться с заданиями, требующими выполнения последовательности шагов, проверки условий, выбора оптимального варианта решения.
Недостаточно усвоены темы :
задание №1 - задание №3. Слабо сформированы навыки решения текстовых задач, навыки применения теоретических знаний на практике.
задание №14- Недостаточно хорошо сформированы навыки решения задач на прогрессии
задание №15 - Плохо сформированы навыки решения планиметрических задач на вычисление площади треугольника
задание №16 - Плохо сформированы навыки решения задач по теме « Многоугольники вписанные в окружность».Не применили свойство параллельных прямых.
задание №17- Формула площади параллелограмма
задание №19- Анализ геометрических высказываний.
Выводы:
Анализ показал, что часть обучающихся недостаточно владеют элементарным набором базовых вычислительных умений, необходимых для выполнения заданий ОГЭ по математики .Проявляют невнимательность:
- при чтении условия и вопроса задачи,
-в неправильном при выполнении преобразований алгебраических выражений.
Обучающиеся наиболее успешно выполняют задания со стандартными формулировками, в основе решения которых лежит прямое применение математических терминов и понятий. Трудности обучающиеся испытывают при решении задач прикладного характера, а именно, на этапе перевода содержания задачи на математический язык. Следует отметить слабую подготовку по разделу «Геометрия» у значительного числа обучающихся. В числе основных недочётов необходимо выделить: неумение работать с понятийным аппаратом в изменённой ситуации; формальное усвоение геометрического материала; отсутствие умения проанализировать предлагаемую в задаче фигуру, распознать в ней опорную конфигурацию и установить связи между ее элементами (их взаимное расположение, метрические соотношения и т.д.); слабо сформированные практические навыки работы с геометрическими чертежами согласно условию задачи.
1.Продолжить работу по отработке системы повторения, обобщения и систематизации учебного материала в целях подготовки к ОГЭ.
2.Больше включать в тематические контрольные и самостоятельные работы задания в тестовой форме (с кратким ответом).
3.Решать большее число задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями, а также заданий, требующих рассуждения, формулирования выводов.
4. Повторять на уроках темы, на которые были допущены ошибки и которые вызывают затруднения в выполнении заданий ( решение неравенств, решение планиметрических задач, решение задач на прогрессию, преобразование выражений содержащих степени).
5.Определить индивидуально для каждого учащегося перечень тем, по которым у них есть хоть малейшие продвижения, и работать над их развитием индивидуально
6. Выделить «проблемные» 3-4 темы для каждого учащегося и работать над ликвидацией пробелов в знаниях и умениях по этим темам, после чего постепенно подключать другие темы.
Справку составила Брагина О.И.