Аннотация к рабочему предмету «Музыка» 5 класса
Нормативно-правовая база.
Рабочая программа разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования.
Учебного плана ГКОУ «Вышневолоцкая школа-интернат №2».
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7 классы» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, рекомендованной Мин-обрнауки РФ.
Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом, включающим: учебник, творческую тетрадь, нотную хрестоматию и фонохрестоматию музыкального материала, методические пособия и вспомогательную литературу.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных разделов образовательного стандарта, предлагает для них примерное распределение учебных часов.
Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение предмета.
В 5 классе в соответствии с предложенной адаптированной программой для детей ОВЗ реализуется содержание по теме «Содержание и форма в музыке», подробно разбирается и доказывается, что и содержание, и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного замысла и его воплощения. Содержание, художественный материал разбор музыкальных произведений нацелены на общую задачу: раскрыть для детей ОВЗ значение музыки как феномена, обладающего огромной силой воздействия на человека, способного оказывать облагораживающее и возвышающее влияние на формирование человеческой личности.
На уроках музыки в 5 классе решаются следующие коррекционные задачи:
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
коррекция - развитие восприятия, представлений, ощущений;
коррекция - развитие памяти;
коррекция - развитие внимания;
формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления:
коррекция монологической речи;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций:
развитие умения сравнивать, анализировать;
развитие умения выделять сходство и различие понятий;
умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
формирование умения преодолевать трудности;
воспитание самостоятельности принятия решения;
формирование адекватности чувств;
формирование устойчивой и адекватной самооценки;
формирование умения анализировать свою деятельность;
воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция - развитие речи:
развитие фонематического восприятия;
умение планировать деятельность.
коррекция монологической речи;
Значимость данной программы заключается в углублении музыкальных знаний, искусством речевого общения обучающихся с ОВЗ; в формировании у них умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логического мышления.
Место предмета в учебном плане.
В соответствии с Базисным учебным планом в 5 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часов (из расчета 1 час в неделю). Количество часов в год – 34.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В программе сформулированы основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу учебного года.
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;
формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности обучающихся.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
обучающиеся научатся:
логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;
применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;
использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
обучающиеся получат возможность:
научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.
Регулятивные:
обучающиеся научатся:
принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
обучающиеся получат возможность научиться:
ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.
Коммуникативные:
обучающиеся научатся:
понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;
приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
обучающиеся получат возможность:
совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;
создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.
Предметные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.
обучающиеся научатся:
активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);
наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;
использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;
воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;
планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;
Учащиеся получат возможность научиться:
ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;
творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Особенности реализации программы
№ п/п | Раздел | Количество часов по РП | Количество часов поАРП |
Музыка и литература. | 17 | 17 |
| Что роднит музыку с литературой | 1 | 1 |
| Вокальная музыка | 3 | 3 |
| Фольклор в музыке русских композиторов | 2 | 2 |
| Жанры инструментальной и вокальной музыки | 1 | 1 |
| Вторая жизнь песни | 2 | 2 |
| Всю жизнь мою несу Родину в душе… | 1 | 1 |
| Писатели и поэты о музыке и музыкантах | 2 | 2 |
| Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. | 1 | 1 |
| Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. | 1 | 1 |
| Музыка в театре, в кино, на телевидении | 1 | 1 |
| Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. | 1 | 1 |
| Мир композитора. | 1 | 1 |
Музыка и изобразительное искусство | 17 | 17 |
| Что роднит музыку с изобразительным искусством | 1 | 1 |
| Небесное и земное в звуках и красках | 1 | 1 |
| Звать через прошлое к настоящему | 2 | 2 |
| Музыкальная живопись и живописная музыка | 2 | 2 |
| Колокольность в музыке и изобразительном искусстве | 1 | 1 |
| Портрет в музыке и изобразительном искусстве | 1 | 1 |
| Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы. | 2 | 2 |
| Застывшая музыка. | 1 | 1 |
| Полифония в музыке и живописи. | 1 | 1 |
| Музыка на мольберте. | 1 | 1 |
| Импрессионизм в музыке и живописи. | 1 | 1 |
| О подвигах, о доблести, о славе… | 1 | 1 |
| В каждой мимолётности вижу я миры… | 1 | 1 |
| Любимый репертуар.. | 1 | 1 |
Итого: | 34 | 34 |
При адаптации программы основное внимание обращается на овладение детьми практическими умениями и навыками, уменьшение объёма теоретических сведений, перенесение отдельных тем или целых разделов для обзорного, ознакомительного изучения, так как усложняющийся в основной школе материал, насыщенность его теоретических разделов, значительный объём представляют значительные трудности для детей с ЗПР, которые отличаются низким уровнем развития восприятия, недостатками в мыслительной деятельности, сниженным уровнем познавательной активности, недостаточной продуктивностью непроизвольной памяти, нарушениями грамматического строя, что отрицательно влияет на успешность их обучения и воспитания.
Требования к уровню подготовки обучающихся по предмету к концу учебного года.
В результате изучения дисциплины "Музыка" обучающийся должен знать/понимать:
- Учащийся научится:
- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;
- понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;
- выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.
Учащийся получит возможность научиться: - принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
- самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.
Ценностные ориентиры содержания программы заключаются:
- в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- в формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития;
- в формировании основ художественного мышления;
- в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.
Учащийся должен уметь:
- находить связь между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений;
- находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства, представленными на уроках;
- определять характер развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;
- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности;
- определять в прослушанном музыкальном произведении его главные выразительные средства;
- отразить свое понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке;
- находить взаимодействия между музыкой и другими видами искусства, а также между музыкой и жизнью на основе знаний, приобретенных на уроках;
- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности;
- определять на слух название произведения и его автора;
- исполнять произведение, петь легко и звонко, без форсирования, вырабатывая певческий выдох;
- приводить примеры тем природы, родины, любви в музыке, литературе, изобразительном искусстве;
- характеризовать сочетание формы, характера, содержания и средств выразительности в произведении;
- размышлять о музыке, проникаться эмоциональным содержанием музыки;
- применять полученные знания и умения, анализировать;
- приводить примеры русских народных песен, а также песен народов мира;
- сопоставлять произведения живописи и музыки;
- проявить знания, умения и навыки в образовательной области "Искусство" (музыка), полученные в процессе обучения за курс 5 класса осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью компьютерных технологий, рисунков);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Основная часть
№ | Автор | Название | Издательство | Год издания |
1 | Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская | Программа «Музыка 5- 7 классы» | Москва «Просвещение» | 2014 |
2 | Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская | Учебник для учащихся 5класса общеобразовательных учреждений «Музыка» | Москва «Просвещение» | 2015 |
2 | Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская | Пособие для учителя «Уроки музыки» 5 класс | Москва «Просвещение» | 2014 |
3 | Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская | Хрестоматия музыкального материала «Музыка» 5 класс | Москва «Просвещение | 2014 |
4. | Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская | Фонохрестоматия «Музыка» 5 класс | Москва «Просвещение | 2014 |
Дополнительная литература
№ | Автор | Название | Издательство | Год издания |
1. | Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская | Творческая тетрадь «Музыка» 5 класс | Москва «Просвещение» | 2014 |
Методические пособия для учителя.
Смолина, Е. А. Современный урок музыки [Текст]: творческие приёмы и задания / Е. А. Смолина. - Ярославль: Академия развития, 2007.
Музыка в 4-7 классах [Текст]: метод, пособие / под ред. Э. Б. Абдуллина. - М.: Просвещение, 1988.
Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе [Текст] / Л. Г. Дмитриева, 11. М. Черноиваненко. - М.: Академия, 2000.
Теория и методика музыкального образования детей [Текст] / под ред. Л. В. Школяр. - М. : Флинта, Наука, 1998.
Безбородова, Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях [Текст] / Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. М.: Академия, 2002.
Халазбурь, П. Теория и методика музыкального воспитания [Текст] / П. Халазбурь, В. По
пов. СПб., 2002.
Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы [Текст]: метод, пособие с электронным приложением /Л. В. Золина. - М.: Глобус, 2008.
Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании [Текст] / под ред. В. Д. Критской, Л. В. Школяр. - М.: Флинта, 1999.
Печатные пособия.
Комплект портретов композиторов.
Демонстрационный материал «Музыкальные инструменты: комплект пособий для дошкольных учреждений и начальной школы» (Харьков: Ранок, 2007).
Информационно-коммуникационные средства.
Антология русской симфонической музыки (8 CD).
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (8 CD).
Большая энциклопедия России: Искусство России (1 CD).
Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки от Кирилла и Мефодия» (1 CD).
Интернет-ресурсы.
Классическая музыка. - Режим доступа: http://classic.chubrik.ru
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран
проекционный, принтер, DVD, музыкальный центр.
Учебно-практическое оборудование: музыкальный инструмент; аудиторная доска
с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного
материала.
Контрольно-измерительные материалы:
https://infourok.ru/kim-po-muzike-klass-3089382.html